![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философия глобального эволюционизма
Принцип глобального эволюционизма является одной из фундаментальных составляющих современной научной картины мира и тех методологических стратегий, которые позволяют трактовать неорганические, органические и социокультурные системы как сложно структурированные и развивающиеся комплексы. Концепция универсального, или глобального, эволюционизма сложилась и получила достаточно широкое признание в последней трети XX столетия. Согласно этой концепции, системные объекты различной природы как и мир в целом, находятся в состоянии динамических взаимодействий и постоянной нестабильности. В результате не только биологические и социальные системы, но и физические объекты, включая Метагалактику, рассматриваются как эволюционирующие, изменяющиеся во времени объекты. «Стрела времени» становится универсальным философско-методологическим конструктом В этой динамической картине мира, привнося в нее дух перманентных потрясений и преобразований. Радикальность такого нового взгляда на мир становится в полной мере понятной тогда, когда мы окинем ретроспективным взглядом Начиная с первых мифопоэтических представлений о природе Космоса и вплоть до космологической модели А. Эйнштейна, постулат постоянства мира во времени оставался незыблемым. И только к середине XX столетия принцип развития начинает активно ассимилироваться в физическом познании, к концу века все более осязаемо обретая очертания глобального эволюционизма. Процесс становления этой философско-методологической парадигмы может быть репрезентирован (с определенной долей условности) как состоящий из трех относительно автономных этапов: Развитие идеи динамизма и изменчивости мира в различных историче- I ских формах диалектической философии; I Разработка эволюционных представлений и освоение методологического потенциала идеи развития в дисциплинарно-организованных отраслях естественнонаучного и социально-гуманитарного знания; Формирование концепции глобального эволюционизма в современной науке и культуре. Рассмотрим названные этапы: 1. Уже первичные мифологические и философские интуиции древних мыслителей пронизаны представлениями об универсальной изменчивости мира. В них отражаются реальные процессы изменений, характерные для явлений неживой и органической природы, социальной жизни и духовного творчества. Попытки осмысления этих процессов динамики и изменений явлений окружающего мира стимулировали становление особого стиля мышления, в котором наряду с идеей устойчивости и гармонии бытия присутствовала и интенция мыслить реальность как перманентно изменяющуюся и пребывающую в непрестанном движении. Так, уже в философии Гераклита из Эфеса идея всеобщей изменчивости мира обретает статус конститутивного принципа и выражается через образ потока, течения всего сущего. Этот смыслообраз потока означает по существу образно-эмоциональное описание универсального процесса изменений в его системной и внутренне противоречивой природе, еще понятийно не оформленное. Так возникает традиция умозрительного, или философского, обоснования идеи динамической организации бытия. Наиболее полно эта традиция находит свое отражение в диалектике — специфическом философском учении о движении, изменении и становлении всего сущего. С момента своего зарождения диалектика уделяет особое внимание описанию и объяснению сложной противоречивой природы процессов движения. Причем референтами этих процессов являются не только объекты и предметы материального мира, но и феномены идеальной сферы: понятия, идеи, концепции. Именно потому сам нынешний термин «диалектика» происходит отиремиегреческого слова, означающего искусство вести беседу или спор. Здесь очевидно присутствует акцент на подвижность, изменчивость и те-кучесть языка. Принято выделять несколько важнейших этапов развития диалектических учений в истории философии. Как правило, к ним относят: античную диалек-шку; диалектику немецкой классической философии; материалистическую диалектику, представленную в рамках марксистско-ленинской философии; пн.члектические идеи и концепции, разработанные в трудах представителей постклассической философии. По мнению Гегеля, подлинным изобретателем диалектики в античной фи-мш'офии явился Платон. Именно в его учении диалектика впервые встречает -|и и свободной и объективно обоснованной форме диалогического движения мысли. Причем, согласно Платону, оно наиболее адекватно может быть выражено в понятийной форме, когда идея воплощает себя в стихии интеллектуального мира диалогов. В этом смысле диалектические мотивы в философии <!ократа должны оцениваться как своеобразная пропедевтика к утверждению культуры диалектического мышления в античной философии. У Сократа диалектика, в согласии с общим характером его философствования, имеет еще субъективную форму иронии, а сам сократический метод приведения к противоречию взаимоисключающих друг друга субъективных суждений способен породить лишь отрицательную форму диалектики. Множество диалектических идей и стихийных догадок о вечном изменении и движении всего сущего как противоречивом потоке бытия содержалось в философских прозрениях элеатов (Ксенофан, Парменид, Зенон), Гераклита и других философов античности. Как известно, именно в творчестве Аристотеля древнегреческая философия достигает наивысшей точки своего развития, обретая черты высокой классики. Несмотря на существующие мнения относительно того, что отличительной чертой философии Стагирита является строгий эмпиризм и метафизический рассудочный характер логического учения, следует отметить немаловажный вклад Аристотеля в развитие диалектических представлений. Он состоит прежде всего в том, что именно в философии Аристотеля диалектика впервые обретает статус целостного учения о категориях, в системной совокупности которых отражаются взаимосвязь и внутренне противоречивая природа движения всего сущего. Таким образом, в древнегреческой философии достаточно убедительно развивается диалектический взгляд на мир и на основе умозрения формируется исторически первая версия диалектической философии. В эпоху Возрождения и Нового времени диалектические идеи высказывав лись и обосновывались в трудах различных философов и мыслителей (Н. Кузанский, Дж. Бруно, Г.Лейбниц, Б. Спиноза и др.). Однако господствующее формой и доминирующим стилем мышления в этот период становится метафизика, которая абстрагировалась от учета всеобщей связи явлений и ихдинамич ки. Основной акцент в исследованиях природных и социальных объектов переносится на процедуры аналитического расчленения сложных комплексных объектов, классификации и систематизации накопленного знания. Большинству философов и ученых указанной эпохи была чужда мысль о диалектичности' бытия и соответствующей ей диалектичности мышления. Особый интерес к разработке диалектического метода мышления возникает в немецкой классической философии, в рамках которой разрабатывается ;вторая историческая форма диалектики. У ее истоков стоял И. Кант, авторконцепции т.н. трансцендентальной диалектики, которая убедительно обосновала теоретическую несостоятельность догматической метафизики как метода мышления. диалектика у И. Канта становится неотъемлемым атрибутом познавательной деятельности философского разума, однако в ней преобладает отрицательная интенция, столь ярко продемонстрированная Кантом в его творении об антиномиях чистого разума. В итоге кантовская версия диалектики |оказывается отрицательной и не приводит к идее постижения противоречий развивающихся объектов в мышлении. Работу по обоснованию диалектической природы развивающегося духа 1 продолжили И. Фихте и Ф. Шеллинг. Но лишь в философии Г. Гегеля диалектика обретает свой подлинно аутентичный вид и разрабатывается в последовательной и целостной форме универсальной теории развития. По справедливой оценке Ф. Энгельса, Г. Гегель впервые в истории мировой философии представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении и развитии. Он построил грандиозную систему философско-теоретического знания, которая призвана была в форме философско-категориальных определений выразить логику становления и развития природы, общества и человеческого познания. Однако гегелевская концепция диалектики была развита на объективно-идеалистической основе, которая предполагала последовательное обособление духа от предметно-чувственного мира природы, социальной жизни и истории. Это обстоятельство определи глубоко спекулятивный характер гегелевской диалектики. Подлин-1ин"| субстанцией развития у него оказывается постулированный безо всякого |Ц11(шального обоснования Абсолютный дух, который в процессе своего метрического развития порождает природу, а затем и человеческую субъектив-|ци-п.. Философским смыслом всех этих спекулятивных допущений являлась ниологизация мысли, которая произвольно трактовалась как вечная и объ- минно существующая духовная субстанция мира. Эта исходная философско-мнроноззренческая предпосылка гегелевской диалектики была существенно конкретизирована в двух фундаментальных принципах его философии: л) принцип единства диалектики, логики и теории познания, в котором конкретно воплощался тезис о тождестве бытия и мышления в гегелевской его шперпретации; г>) принцип телеологической природы развития, который был призван объ-Ц| шт. механизм начала развития Абсолютного духа посредством развертывания имманентной для него цели, направленной на рефлексию и самопознание. Принципиально идеалистический характер гегелевской диалектики и характерные для нее приемы спекулятивного философствования были подвер-шуты резкой критике в процессе последующего развития европейской фи-чмгофии. В рамках теологического антигегельянства немецкого диалектика критиковали за пантеизм и даже за атеизм (X. Хенгстенберг, К. Эшенмайер, 'I' Мкоби и др.). Ф. Шлейермахер и К- Зольгер, отталкиваясь от идей позднего Шеллинга, критиковали диалектику Г. Гегеля с позиций романтизма. Критике ииилогизма немецкого диалектика посвящено множество страниц философских сочинений А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Л. Фейербаха и других извес-1111.1Х философов той эпохи. Но наиболее последовательной и конструктивной н л критика спекулятивно-идеалистической природы гегелевской философии щипалась тогда, когда К- Маркс и Ф. Энгельс на ее основе сформулировали программу позитивной разработки теории материалистической диалектики. Однако обоснование и развитие такой теории не могло реализоваться в русле мнроиоззренческих постулатов философской антропологии Фейербаха. Оно стало возможным лишь на почве марксистской философии, в связи с обосно-иниием материалистического понимания истории. Так возникает и концепгу-шп.ио оформляется третья историческая форма диалектики, которая является универсальной философской теорией развития и эффективным методом иошания сложных развивающихся систем органической, неорганической и | опилльной природы. Материалистическая диалектика является важнейшим теоретическим компонентом в системе философии марксизма и представляет собой учение о всеобщей связи и развитии природы, человеческого общества и мышления. Как философская теория материалистическая диалектика включает в свой состав |рн пазовых содержательных компонента. К ним относятся принципы, законы и категории. В качестве основных принципов выделяют: а) принцип материального единства мира; б) принцип всеобщей связи; в) принцип развития. Законы материалистической диалектики являют собой такой компонент в ее содержании, который позволяет корректно проинтерпретировать основные мировоззренческие вопросы, связанные с пониманием развития как формы необратимого, направленного и качественного изменения сложноорганизо-ванных системных объектов. Закон единства и борьбы противоположностей отвечает на вопрос об источниках и движущих силах развития, трактуя их как имманентный процесс развертывания внутренних диалектических противоречий изменяющихся систем. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений характеризует развитие как единство континуальности и дискретности, прерывности и непрерывности, раскрывая, таким образом, механизм этого процесса. Закон отрицания отрицания позволяет теоретически выразить общую структуру, прогрессивную направленность и форму реализации целостных циклов развития изменяющихся объектов. В качестве важнейших категорий материалистической диалектики обычно выделяют: общее — особенное — единичное; содержание и форму; необходимость и случайность; причину и следствие; сущность и явление и др. Каждая из этих категорий, а также их системная совокупность позволяют задавать фи-лософско-теоретическое пространство интерпретации развивающихся систем в различных функциональных и предметно-содержательных аспектах их существования и познания. В постклассической философии диалектическая проблематика обычно концентрируется в таких направлениях и стратегиях развития философской мысли, как социально-критическая и экзистенциально-феноменологическая. Отметим, что постклассические версии диалектического философствования органично связаны с тенденцией радикальной критики рационалистической традиции, резюмированной Гегелем в его концепции панлогизма. С другой стороны, в рамках неомарксистской доктрины в XX столетии активно развиваются различные варианты диалектики «праксиса», «негативной диалектики», «авангардистской диалектики эстетического нигилизма» и др. В любом случае в постклассической философии развитие диалектических представлений сопряжено с критической реакцией на рационализм и с гипо-стазированием иррационалистических основ философствования. Одна из линий иррационализации диалектического мышления была представлена философской деятельностью позднего Ф. Шеллинга, Э. Гартмана, А. Шопенгауэра. Здесь обнаруживают себя своеобразный «объективизм» и традиционная для немецкой классики ориентация на сверхличностное начало. Другая линия, как раз наоборот, демонстрирует методологию «личностной устремленности» и гипертрофированного субъективизма, обнаруживая себя достаточно ярко в творчестве С. Кьеркегора и Ф. Ницше. В противоположность логически-понятийной («количественной») диалектике Кьеркегор развивает свой диалектический проект, претендуя на разработку особой «экзистенциальной диалектики», которую он оценивал как качественную». В ней воспроизводится своеобразная субъективная логика гуществования личности, переживания ею своей уникальности и неповторимости. «Качественная диалектика» предстает у С. Кьеркегора как своеобразный метод раскрытия трагедии человеческого существования, превращая объективные противоречия, свойственные этому существованию, в экзистенциальную напряженность личностного бытия. Главный недостаток классических версий диалектики (и в частности, гегелевского варианта) он видит в гармонизирующей тенденции, в стремлении примирить противоположности в нысшем синтезе. Свою же экзистенциальную диалектику Кьеркегор трактует как «логику» перманентного свободного выбора между противоположностями, чреватую трагическим столкновением жизненных альтернатив Эту линию тотальной субъективизации диалектики продолжил Ф. Ницше. Он окончательно порывает с европейской традицией рационалистического философствования и предлагает особую, эстетически выверенную форму «риторической суггестии», в которой обращение к иррациональной стихии бытия находит свое адекватное и неповторимое воплощение. Изобретая собственный язык диалектического философствования — язык эмоций и пророчеств, символов, иносказаний и аллегорий, — Ницше по существу реализует программу подлинной «эмансипации» иррационализма как мировоззренческой основы постклассических версий диалектики. Одна из первых неомарксистских концепций диалектики была предложена н книге Д. Лукача «История и классовое сознание. Исследования о марксистской диалектике» (1923). В ней автор обозначил основные мировоззренческие и методологические ориентиры диалектической философии, сопряженной с базовыми постулатами неомарксизма в его лево-радикальной интерпретации. В толковании диалектики, данном Д. Лукачем, обнаруживаются мотивы, восходящие к неокантианству, философии жизни и, конечно же, к гегелевской философии и неогегельянским версиям диалектического мышления. Отличительная особенность концепции социальной диалектики, выдвинутой в работе Д. Лукача, в том, что теоретические построения Г. Гегеля истолкованы и модернизированы в духе основополагающих идей и категорий «Капитала» К. Маркса. Это придало концепции очевидную социально-практическую заостренность и явилось причиной повышенного внимания к ней со стороны радикально ориентированных слоев западноевропейской интеллигенции. Данное обстоятельство в значительной степени объясняет то, что модель диалектической философии, которую обосновал Д. Лукач в названной книге, стала во многом парадигмальной для всех других версий диалектики, «возводимых» в дальнейшем на базе философских оснований неомарксизма. Прежде всего это относится к творчеству представителей Франкфуртской школы (М. Хоркхаймер, Г. Маркузе, Т.Адорно), которые, разрабатывая свою версию «критической теории», уделяют особое внимание обоснованию т.н. «негативной диалектики». В 1966 году выходит специальная работа Т.Адорно «Негативная диалектика», где франкфуртский философ ставит перед собой нетривиальную задачу: обосновать радикальную несостоятельность и отчужденный характер «позднебуржуазного общества», спасти и гипостазировать все «нетождественное», «иное», т.е. не интегрированное в «тотальное господство» буржуазной социальности. Именно такая кардинальная деструкция существующего миропорядка или, как выражается Т.Адорно, «неудачной цивилизации» является наиболее полной импликацией исконного влечения к небытию, составляющего основной философский пафос «негативной диалектики». Аналогичные (в определенном отношении) идеи обсуждает и Ж. -П. Сартр в своей концепции «диалектики праксиса». Она представлена французским философом в работе «Критика диалектического разума», первый том которой вышел в 1960 году. Ранее в своем основном и фундаментальном философском трактате «Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии» (1943) Сартр развивает концепцию «негативной диалектики» на основе принципов экзистенциально-феноменологического философствования. При этом авторитетными для него являются Гуссерль, Хайдеггер, Гегель. Переходя же к анализу диалектики исторического процесса, Сартр однозначно объявляет себя учеником Маркса и только Маркса. Поэтому реальная диалектика становится для него «логикой труда», которая ответственна за «тотализацию» работников, участвующих в процессе опредмечивания собственных индивидуальных проектов. Правда, Сартр допускает существенную модификацию теории аутентичного марксизма, заявляя, что только индивидуальная практика органически диалектична и только ее присутствие свидетельствует о реальном наличии экзистенциального проекта личной свободы, а также о возможности успешной «тотализации» материальных условий и компонентов трудовой деятельности. Несмотря на всю эту вполне понятную дань экзистенциалистским мотивам в его концепции «диалектики праксиса», Сартр осуществляет самое фундаментальное в постклассической философии исследование диалектической логики исторического процесса. Социально-политический эффект названной концепции оказался весьма уязвимым, поскольку инициировал культ революционного насилия и радикальных форм борьбы за индивидуальную свободу, против материальной необходимости. Однако в целом диалектические идеи социальной антропологии Сартра оказались значительным достижением в развитии неомарксистской диалектики. Парадигмальное пространство современной философии органично включает в себя диалектическую мысль, посредством которой осуществляется рефлексия над противоречивыми процессами развития человека, общества и природы в глобализирующемся мире. Это означает, что и для многих других школ и направлений современной западной философии (герменевтика, персонализм, эволюционная эпистемология и т.д.) весьма характерны диалектические мотивы и ориентации. Сегодня трудно говорить о наличии и разработке относительно завершенных и концептуально обоснованных теорий диалектики. Скорее можно вести речь о диалектической направленности и имманентной устремленности современного философствования к осмыслению сложной архитектоники развивающегося мира, его культуры и социотехносферы. Именно таким образом современное философское сознание пытается ассимилировать и теоретически выразить фундаментальную идею динамизма и изменчивости бытия во всех проекциях и формах его объективации. Итак, история диалектики убедительно свидетельствует о том, что эволю-ционно-динамическая парадигма мышления является фундаментальной составляющей мирового философского процесса. На протяжении многих столетий в специфических формах философской рефлексии нарабатывались идеи и категориальные схемы, посредством которых представления о всеобщей связи, развитии, динамике материальных и духовных явлений становились неотъемлемым компонентом культуры и просвещенного сознания. Именно философия, проделав эту гигантскую интеллектуальную работу, создала необходимые предпосылки для осмысления проблемы развития в естественнонаучном и социально-гуманитарном познании. 2. Становление эволюционных идей в науке осуществлялось на протяжении достаточно длительного времени. С разной степенью интенсивности и в различных контекстах эти идеи обнаруживают себя в развитии биологии, геологии, палеонтологии, психологии, социологии и других научных дисциплин. А безусловным лидером в этом отношении является биологическое познание. Именно в биологии принцип развития получил наиболее полную и фундаментальную разработку. Одна из первых попыток создания целостной эволюционной теории принадлежит Ж--Б. Ламарку. На страницах своего известного сочинения «Философия зоологии» (1809) он развивал и пытался обосновать своеобразную версию эволюционного учения. Согласно Ламарку, природе свойственно стремление к постоянному совершенствованию своих форм, осуществляющемуся посредством наследования организмами благоприобретенных свойств. На основе принципа градации французский мыслитель и натуралист располагал живые организмы в определенном порядке, выстраивая их иерархию от простого к сложному. Эволюционные идеи Ламарка оказали значительное влияние на последующее развитие естествознания — в частности, геологии. Так, Ч. Лайель, выстраивая свое учение о геологических процессах, отказался от исходных установок «теории катастроф» и заимствовал идею Ламарка о доминанте постепенных, накапливающихся во времени незначительных изменений, которые затем приводят к радикальным трансформациям. Подлинное торжество эволюционных представлений применительно к жи» вой природе обнаруживается лишь у Ч.Дарвина. Он, безусловно, испытал на* се6е влияние идей и Ламарка, и Лайеля. Именно в теории Дарвина впервые на научных принципах обосновывается целостная концепция эволюции органи* ческой жизни, вскрываются движущие силы тех изменений, которые происходят в живой природе. В знаменитом сочинении «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» (1859) Дарвин раскрывает важнейшие эволюционные механизмы: изменчивость, наследственность, естественный отбор. Изменчивость трактуется британским естествоиспытателем как атрибутивное свойство живого существовать в широком наборе форм, вариантов, м0дификаций. В силу этого обеспечивается потенциальная возможность разнообразных переходов от одной формы к другой, которые в итоге создают диетическую напряженность и приводят к мутациям — случайным изменениям в характеристиках биологических видов. Причинами мутаций могут быть кос-мИцеские излучения, химические и геологические воздействия, климатические факторы и иные изменения в окружающей среде. Чаще всего под их возденет-в1<еРл живые организмы погибают либо получают новые признаки, не улучшающие возможностей адаптироваться к изменившимся условиям существовали. Лишь очень незначительная часть организмов приобретает такие новые свойства, с которыми получает шанс стать исходной основой нового вида. Наследственность — свойство живых организмов сохранять материальную и функциональную преемственность между поколениями, вследствие чего в живой природе устанавливается непрерывная и направленная линия изменений организмов, обеспечивается нарастание и аккумуляция положительных признаков. Дарвин отмечает, что благодаря этому свойству эволюция живых существ не происходит в форме резких и радикальных изменений, а, наоборот, осуществляется только короткими и медленными шагами. Отсюда правило: ]\|а{ига поп {асИ заИиз — природа не делает скачков. Естественный отбор — основной движущий фактор биологической эволюции- Он выступает необходимым следствием непрерывной борьбы за существование, которая пронизывает все пространство жизни на Земле и, в свою очередь, является следствием геометрической (быстро нарастающей) Прогрессии — неотъемлемой черты размножения всех живых организмов. Самые жесткие формы указанной борьбы характерны для особей одного и того м<е видэ. поскольку контакты и состязание между ними наиболее часты и неизбежны. Именно благодаря естественному отбору эволюционный процесс ПрИОбретает направленный и прогрессивный характер, интегрирует в себе неисчислимое множество происходящих в природе изменений. Эволюционная теория Ч.Дарвина завершила формирование биологии как научной дисциплины, сформировала основы такой картины биологической реальности, в которой принцип развития выполняет функции основополагающего начала. Интенсивное развитие биологического познания, накопление новых эмпирических и теоретических знаний потребовали существенно модифицировать н утчнять дарвиновскую теорию. С формированием в биологии XX столетия |.|кмх направлений исследования, как синтетическая теория эволюции, гене-шкл, популяционная экология и др., значительно изменяется и дополняется та мртина биологической реальности, которая была обоснована в учении Дарви-||,|. Основной единицей эволюции становится популяция, а не отдельный орга-ин.чм. Выявляются молекулярно-генетические механизмы наследственности. II орбиту эволюционных изменений вовлекаются биогеоценозы и биосфера п целом. Неуклонно развиваясь, эволюционная парадигма становится безусловно доминирующей в современной биологической картине мира и исключает использование неэволюционных подходов или стилей мышления. Более того, биология начинает оказывать активное воздействие на другие научные дисциплины, сообщая им импульс эволюционных интерпретаций как предметных областей, так и методов их концептуального освоения. Так, становление и развитие социологии происходило под очевидным влиянием эволюционного стиля мышления, развитого в биологии. Г. Спенсер продолжает эту линию развития социологии, трактуя социальную динамику как неотъемлемый компонент эволюции мира в целом. Подобные аналогии не редкость и в современном социальном познании. Достаточно назвать С. Тулмина, К- Поппера, многочисленную группу сторонников социобиологии. Можно долго перечислять «друзей эволюции» и среди представителей других дисциплин — как естественнонаучных, так и гуманитарных. К середине XX века принцип развития становится действительно парадиг-мальным образцом мышления и научного исследования. Однако физика, которая длительное время являлась своеобразным лидером естествознания и транслировала свои идеалы и нормы научного исследования природы в другие естественные науки, по-прежнему оставалась приверженной неэволюционным подходам и методологиям. Классическая физика и неклассические физические теории при изучении фундаментальных природных взаимодействий, а также Вселенной как максимально возможной физической системы абстрагировались от их эволюционного рассмотрения. Особенно острая, принципиальная несовместимость физики и биологии обнаружилась при сопоставлении фундаментальных основоположений дарвиновского эволюционного учения и классической термодинамики с ее знаменитым вторым началом. Согласно эволюционной теории, в мире происходит непрерывное развитие биологических форм и видов, в котором доминирующим направлением выступает прогрессивная ветвь (апоморфоз), связанная с постоянным усложнением и функциональным совершенствованием изменяющихся биосистем. Второе начало термодинамики, наоборот, постулировало факт непрерывного нарастания энтропии и разрушения, распада конечных и изолированных физических систем. Первый и принципиально важный шаг к разрешению этого противоречия между физикой и биологией предполагал распространение принципа развития на исследование и интерпретацию физической Вселенной. Релятивистская космология должна была преломить в своем содержании эволюционную методологию. И здесь чрезвычайно важную роль сыграла мыслительная деятельность российского физика, механика и математика А.А. Фридмана. В своей работе «Мир как пространство и время» он впервые поставил под сомнение постулат о стационарности Вселенной во времени. Анализируя «мировые уравнения» А. Эйнштейна, Фридман нашел такой вариант их решения, который предполагал наличие изменений в ее структуре с течением времени. Эта, казалось бы, чисто математическая гипотеза о нестационарной (расширяющейся) Вселенной получила эмпирическое подтверждение с открытием т.н. красного смещения в световом излучении удаленных громадных космических объектов (галактик), объясненного эффектом Доплера. Проще говоря, оказалось, что галактики разбегаются прочь от земного наблюдателя. Другим экспериментальным доказательством послужило выявление микроволнового фонового излучения, окрещенного реликтовым, поскольку оно свидетельствовало о состоянии горячей Вселенной в первые мгновения ее существования, в самом начале процесса ее расширения. Однако простой экстраполяции принципа эволюции на физическое познание и, в частности, на интерпретацию жизни Вселенной, было явно недостаточно для того, чтобы представления об универсальности развития в мире живой и неживой природы, а также социокультурных систем, стали неотъемлемым компонентом современной общенаучной картины мира. Для этого в научном мышлении должен был утвердиться принцип глобального, или универсального, эволюционизма. 3. Концепция глобального эволюционизма представляет собой достаточно сложный конгломерат знаний, включающий в себя как новейшие данные ряда современных научных дисциплин, так и положения методологического и фило-софско-мировоззренческого порядка. Основной вклад в обоснование и утверждение принципов глобального эволюционизма как эффективной объяснительной модели и широко распространенного в современной науке стиля мышления внесли физико-космологические, биохимические и социально-экологические научные дисциплины. По мнению академика В.С. Степина, определяющее значение при этом имели теория нестационарной Вселенной, синергетика и современная теория эволюции, включающая в свой состав концепцию биосферы и ноосферы. Важную роль в утверждении идеи эволюции в неорганической природе сыграла революция в космологии, результатом которой стала разработка теории расширяющейся Вселенной. Эта теория задала единые основания для описания процессов, происходящих на разных уровнях организации материи — от внутриатомных структур до звезд и планет. Причем объединяющим началом в таких научных описаниях выступил эволюционный принцип, который был распространен на всю неорганическую материю и утвердил таким образом в картине мира тезис о космической эволюции. Необходимо отметить, что критический анализ теории расширяющейся Вселенной обнаружил несколько принципиальных трудностей, которые касались интерпретации наиболее загадочных и важных этапов эволюции Вселенной, случившихся в период от момента т.н. Большого взрыва до истечения мировой секунды после него. Целый ряд указанных философско-мировоззренческих затруднений получил рациональное разрешение в теории раздувающейся Вселенной и идее «антропного принципа». Все это позволило развить конкретно-научное содержание принципа глобального эволюционизма и утвердить его в современном научном сознании. Весьма важную роль в достижении этого важнейшего мировоззренческого результата сыграла и теория самоорганизации (синергетика). Она изучает процессы самоорганизации, или спонтанного структурогенеза, уделяя при этом особое внимание эффектам согласованного действия различных компонентов развивающихся систем. Традиционно самоорганизация связывалась с функционированием и развитием биологических систем, для которых характерны явления саморегуляции и самовоспроизведения. В отношении же неорганических объектов, как правило, считалось, что их изменения строго подчиняются второму началу термодинамики и потому могут осуществляться лишь в направлении возрастания энтропии, т.е. от порядка к хаосу. Важно подчеркнуть, что в классической науке доминировали такие методологические ориентации и идеалы научного исследования, которые акцентировали внимание ученых на выявлении аспектов устойчивости, равновесия и порядка. Исследуемые объекты рассматривались как замкнутые системы, подчиняющиеся принципам однозначной причинно-следственной связи, или т.н. лапласовского детерминизма. Фактор времени был несущественным в той картине мира, ибо физическую реальность подчиняли законам, инвариантным относительно временной шкалы. Однако развитие науки в XX столетии убедительно продемонстрировало ограниченность подобных линейных представлений о мире. Выяснилось, что для сложных системных объектов характерны такие свойства, которые могут быть описаны лишь с помощью нелинейных моделей. Современная парадигма нелинейного мышления обнаружила свою адекватность прежде всего при исследовании и описании процессов в живой природе, поскольку биологические объекты являются открытыми системами и удалены от состояния термодинамического равновесия. Затем и объекты неорганической природы стали интерпретироваться как открытые системы, обменивающиеся веществом, энергией и информацией с окружающей средой. А это означало, что фундаментальные науки о неживой природе — физика, химия, космология — должны учитывать эволюционный фактор и принцип нелинейности в поведении физико-химических объектов. Отсюда возникала потребность в разработке универсальной нелинейной методологии, которая смогла бы стать адекватным средством для описания процессов изменения и эволюционной динамики на различных уровнях организации материи. Решение этой задачи было осуществлено в начале 70-х годов XX века посредством разработки особого междисциплинарного направления научных исследований, которое получило название синергетика (от греч. совместный, согласованно действующий). Синергетика исследует процессы самоорганизации в различных системах. Под самоорганизацией понимаются явления генезиса пространственно-временных структур в сложных нелинейных системах, находящихся в состояниях, удаленных от равновесия. Когда система достигает особого критического состояния (т.н. точки бифуркации), ее поведение делается неустойчивым и под воздействием незначительных случайных факторов (флуктуации) может радикально измениться. В этот переломный момент нельзя однозначно предсказать, в каком направлении будет происходить дальнейшее развитие системы: перейдет ли она на более высокий уровень организации или станет хаотичной, утратив целостность своей структуры. Формирование синергетики связывают с именами Г. Хакена, И.Р. Приго-жина, СП. Курдюмова. Концептуальное пространство этой новой междисциплинарной области научных исследований включает в себя такие понятия, как аттракторы, бифуркации, фракталы, детерминированный хаос и др. Их использование позволило существенно расширить и конкретизировать научные представления о процессах самоорганизации сложных системных объектов различной природы, а также об их эволюционной динамике под воздействием разнообразных факторов внешней среды. Особое значение в этом плане имеют работы И.Р Пригожина и его школы, посвященные проблемам «неравновесной динамики» и обосновывающие мысль о том, что, удаляясь от состояния равновесия, термодинамические системы приобретают новые свойства и начинают подчиняться особым законам функционирования. И.Р. Пригожий называет их «диссипативными структурами» и утверждает, что они «несут в себе стрелу времени», поскольку подвержены направленным и необратимым изменениям, порождая более высокие уровни порядка и организации. Таким образом, идеи динамики неравновесных систем и синергетики в целом оказали огромное влияние на развитие современной научной картины мира, поскольку позволили системно обосновать представления об эволюции физических систем и включить их в интегральную матрицу развивающейся реальности неорганических, органических и социальных объектов. Наряду с теорией нестационарной Вселенной и синергетикой значительную роль в обосновании принципа глобального эволюционизма сыграла и современная биология. Биологическое познание всегда ориентировалось на эволюционную методологию и уделяло большое внимание разработке эволюционной проблематики. Однако в классической биологии развитие органических форм, как правило, рассматривается на основе феноменологических подходов с использованием когнитивного потенциала описательных методов познания. Эволюционные представления, содержащиеся в учении Дарвина и других концепциях классической биологии, по своей теоритической зрелости значительно уступали концептуальным построениям физико-математических дисциплин. Поэтому в XX столетии перед биологией встала задача не просто эмпирически зафиксировать и адекватно описать феномен эволюции живой природы, но и реконструировать его с позиций концептуально-теоретического анализа. В решении этой задачи значительную позитивную роль сыграли синтетическая теория эволюции, в рамках которой была предпринята попытка конструктивного синтеза эволюционных идей и генетики, а также учение об эволюции биосферы и ноосферы, связанное, прежде всего, с именем В.И. Вернадского. Биосфера, по Вернадскому, представляет собой особое геологическое тело, оболочку Земли, состав, структура и функционирование которой являются результатом длительной эволюции живого вещества во взаимосвязи с неорганическими условиями осуществления эволюционных процессов. Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера, как считал В.И. Вернадский, постепенно перейдет в новое состояние — ноосферу, при котором естественные процессы будут протекать под контролем сознательной деятельности человека. В процессе саморазвития биосферы, а также под действием антропогенных факторов могут возникнуть разномасштабные качественные изменения составляющих ее подсистем, что приводит к острейшему вопросу о необходимости выработки социально-экологической стратегии природопользования, адекватной реалиям сегодняшнего дня. Природа — естественная среда обитания человека. На современном этапе общественного развития характер отношений в системе «человек—природа—общество» определяет сложную экологическую ситуацию в мире. Ныне она порождает одну из важнейших глобальных проблем — экологическую проблему, ставящую на повестку дня вопрос о будущем всего человечества. Ключевая роль в выборе стратегии решения экологического развития принадлежит взаимодействию человека и природы. В различные исторические эпохи это взаимодействие складывалось по-разному. Например, для архаического общества была характерна высокая степень включенности человека в мир природы, субъект-объектная неразделенность с ней, наличие как прагматического, так и ярко выраженного неутилитарного интереса к окружающей природе. В эпоху античности начинает проявлять себя противостояние человека природной среде его обитания. Становление техногенной цивилизации в эпоху Нового времени делает такой тип отношений основополагающим. Конец XX — начало XXI века характеризуются поиском новых ориентиров в отношении человека к природе. Немаловажная роль в их утверждении принадлежит идее коэволюции, у истоков которой стоял известный генетик Н.В. Тимофеев-Ресовский. Поскольку человек является частью биосферы, постольку его развитие должно соотноситься с ее изменениями, обеспечивая сопряженную динамику (коэволюцию) человека и природы. Эта гуманистическая идея, активно разрабатываемая в современной науке, отвергает господство человека над природой и подчеркивает его ответственность за происходящее в окружающем мире, ориентирует на необходимость продуктивного диалога с ней. Разработка коэволюционной стратегии начинается с создания действенных экологических императивов, оптимизирующих отношения в системе «человек — природа — общество» и способствующих достижению и сохранению ею состояния устойчивого развития. Таким образом, в современной науке и культуре концепция глобального эволюционизма принимается повсеместно. Причем эволюционный подход обретает статус подлинно научной методологической стратегии познания природы и социокультурных явлений, поскольку не ограничивается только описанием и классификацией развивающихся объектов, а органично соединяет требования эволюционной интерпретации самых различных систем с принципом их системного анализа. В результате процесс развития понимается как динамика самоорганизующихся систем разной степени сложности, в которой происходят направленные во времени их изменения от одного типа организации к другому. Понятый таким образом глобальный эволюционизм становится реально действующей методологической программой современного научного познания, ибо позволяет рассматривать в органической взаимосвязи и обусловленности явления неорганической и органической природы с реальным учетом влияющих на их функционирование и развитие социоантропогенных факторов. Следовательно, вывод о динамической природе бытия и атрибутивности развития на различных уровнях организации Универсума находит свое убедительное подтверждение в философии, науке и культуре разных эпох и народов. Мир и существование человека в нем неотвратимо подвержены изменениям, составляющим извечную загадку бытия.
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 854; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |