Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вспомогательный материал по теме. История музыкального воспитания в России




История музыкального воспитания в России.

 

Даниил Локшин в книгах «История русского хорового исполнительства», «Замечательные хоры и их дирижёры», используя архивные материалы, пишет о развитии муз.воспитания с IX по XIX века. На Руси существовали монастырские школы, в которых преподавали письмо, чтение и хоровое пение. Необходимость хорового пения была вызвана тем, что служба в церкви сопровождалась пением, и с детства, особенно мальчикам, прививали навыки хорового пения. При княжеских дворах были светские школы. Учили петь по слуху, по крюковой системе, которая не давала точного представления о высоте и длительности звука.

С XI-XII в. при Ярославе Мудром, Мстиславе из Греции прибыли певцы, от которых русская церковь переняла 8 гласов. Появляется линеарная система, отражающая ладовое, ритмическое строение мелодии.

В XI в. княгиней Анной в Киеве были созданы школы для девочек при Киевском монастыре.

В 1247 г. – церковный собор принял решение увеличить количество певческих школ.

XV в. – открыты частные школы в Москве, Новгороде, Пскове.

1550 г. – по указу Ивана Грозного – открыты училища при церквях. Пелись 2 – 3 песнопения и одновременно читался текст.

При правлении Василия III был создан хор Государственных певчих дьяков. Дьяки обучали царских детей пению, в профессиональные хоры включались мальчики.

С XVI в. происходит переход от древнерусского одноголосного пения к трёх, а позже четырёхголосному пению.

С XVII в. утверждается многоголосие.

XVI в. – хор Патриарших певчих дьяков, в котором пели: Мезенец – автор «Азбуки», Титов, Беляев, Дилецкий – автор «Муссикийской грамматики».Распространяется киевская линейная запись. В методике обучения пению присутствует следующие принципы: 1.Наглядность; 2. пение интервалов, исходя из ладового чувства; 3. Выразительность пения; 4. Разделение голосов исходя из его природы. Появляются регенты – учителя церковного пения.

XVIII в. характеризуется развитием просветительских тенденций русского общества. Появляются университеты, пансионы, в которых программы взрослых и детских коллективов включаются светские произведения.

В XIX в. существовали: трёх-, четырёхлетняя начальная школа для трудящихся (с хоровым пением) и средняя, высшая для имущих. Кадетские корпуса для мальчиков, иепархальные училища, институты для девочек. В них 8 лет преподавали хор, ф-но, нотную грамоту, светское, духовное пение.

Конец XVIII - начало XIX вв. - Бортнянский, Глинка работают в Петербургской капелле.

Видное место занимает Деятельность Ломакина – хоровой дирижёр, педагог, композитор.

Капеллой графа Шереметьева (из крепостных) руководит Леницкий. Выступает хор князя Голицына. При капеллах, хорах организовываются детские певческие школы, готовящие хористов – это истоки формирования методики. Воспитанниками Петербургской Академии были Бортнянский, Березовский, капеллы графа Шереметьева – Ломакин, Дегтярёв.

1859 г. – образовалось Русское музыкальное общество, при котором открылись муз. классы, позже преобразованные в консерваторию.

1862 г. – первая бесплатная музыкальная школа Балакирева, Ломакина, в которой большое внимание уделялось хоровому пению.

Тесные связи объединяли Чайковского, Танеева с Московским Синодальным хором.

В одном лице сочетаются композиторы и хоровые дирижёры: Глинка, Аренский, Римский-Корсаков, Ипполитов-Иванов, Василенко, Архангельский.

Формируются узловые проблемы муз. педагогики: всех ли учить музыке, для какой цели, какими методами? Авторами методических пособий по хоровому пению были Ломакин, Афанасьев, Брянский. Мироносицкий использовал систему подвижного «До» и ручные знаки.

Карасёв (1854 – 1914) – «Методика школьного хорового пения» - хоровое пение воспитывает и активизирует внимание, дисциплинирует, развивает муз. способности. Начинать обучение надо со слушания, муз. грамоту осваивать на репертуаре для пения и слушания. Обучал пению буквенным методом: до – «а», ре – «у» и т.д., при помощи лестницы – лада, весь материал осваивается на материале молитв, р. н. п.

Методика: поёт учитель, лучшее ученики, группы учащихся, весь класс. Таким образом, при наличии формализма в обучении (не учитывались интересы детей), присутствовали позитивные моменты:

1. на память и воображение поющих влияет мысленное представление звуков.

2. муз. занятия должны посещать все дети.

3. пение по буквенной системе, хорошо воспитывает кантиленное пение, формирует ладовые представления.

Миропольский (1842 – 1907) «О муз. образовании народа в России и Зап. Европы» - доказывал необходимость всеобщего муз. образования, муз. грамоте учить по цифровому методу, к двухголосию переходить постепенно

Репертуар: молитвы, р. н. п., гимны.

Зарин «Методика школьного хорового пения»(1907г.) – предлагал вводить творческие задания, сочинять на текст мелодию, муз. грамоту закреплять детскими сочинениями.

Маслов (1913г.) «Методика пения в начальной школе». Писал о творческих упражнениях, выяснил причину неправильного пения, доказал, что способности развиваются в деятельности, ко всем детям нужен индивидуальный подход.

В XIX – XX вв. – студенческие, рабочие хоры. Хор народной консерватории, хор Московского университета, хор Предтеченских рабочих курсов. Открывается муз. школа при содействии Гнесина, Глиэра в Ростове, в1895 г. в Москве школа сестёр Гнесиных.

1903 г. – на съезде хоровых деятелей и в 1906 г. на I Всероссийском регентском съезде ставился вопрос о первичности светского, а не духовного пения.

Начало XX в. – главные тенденции: развивать слух через пение,заинтересованность учеников, вокальное воспитание строить на традициях Глинки, Варламова (естественное пение от «натуральных тонов).

1905 г. – I народная консерватория для подготовки учителей музыки.

1911 г. – Шацкие – методика слушания, ритмика.

1912 г. регентские курсы (методика вок. воспитания).

1915 г. 1 программа по пению




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 588; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.