Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III. 3 уровня уроков, психолого-педагогические, дидактические требования к уроку




Урок по своим целям, дидактической структуре – очень подвижная и достаточно гибкая форма занятий.

Каждый урок имеет 3 уровня:

Научно-теоретический (элементарные основы музыковедения, теории музыки, истории музыки, гармонии, анализа и т.д.), психолого-педагогический (оптимальная группировка учебного материала в соответствии с возрастом, уровнем музыкальной подготовки, региональными особенностями и т.д. ), методический (выбор методов, средств обучения, организация урока, проведение урока и т.д.).

Отсюда вытекают определенные требования, критерии урока музыки в соответствии с принципами дидактики (теории обучения) и музыкознания.

1.Четкость цели урока.

Каждая четверть имеет тему, которой подчиняются темы уроков и, соответственно, цели. Цель урока формулируется в поурочном плане. Например. Тема четверти (Программа

Одно из главных комплексных требований – триединое целеполагание

1.Триединое целеполагание - воспитывающего, познавательного и развивающего обучения. Воспитывающие задачи – эстетическое воздействие музыки на учащегося, вызывающее их эмоциональные реакции. Познавательные – усвоение знаний о музыке, средствах выразительности, информационно-понятийного порядка. (Информационные знания – сведения о жизни, творчестве композиторов; понятийные - общие представления о фуге).

Развивающие задачи – это умение говорить о музыке, вокально-хоровые навыки, активное восприятие музыки, телесно-ориентированные движения и т.д.

2.К дидактическим требованиям (дидактика – теория обучения) относится - четкость цели урока.

Например. Тема: «Средства музыкальной выразительности». Цель: сообщить знания о средствах выразительности в музыке: мелодии, ритме, гармонии на примерах классической музыки, детского певческого репертуара.

3.Принцип сознательного творческого применения разнообразных методов и приемов преподавания.

4.Выбор методов обусловлен задачами, уровнем знаний умений и навыков, индивидуальных особенностей учащихся. Подсчитано, что в году 32 урока музыки, т.е. на урок музыки отводятся 1 сутки в году, поэтому нужно более оптимально использовать это время.

- Реализация проблемного метода на уроке музыки в процессе интонационно-стилевого анализа. Проблемный вопрос «прослушать фрагменты произведений. Сравнить их» («Вальс цветов» – Чайковский, «Вальс Наташи» из оперы «Война и мир» Прокофьева, «Контрданс» – Бетховен) Во время слушания дети могут выполнять пульсацию, телесные движения, интонировать телом, голосом. Проводится игра на воображаемых инструментах с показом мелодического рисунка. Следующий этап - интуитивно-образное определение стиля. (Музыка старинная или современная? Эта музыка народная или композиторская? Какова национальная принадлежность?)

Учащиеся представляют себя участниками бала.

Чем отличаются движения? Третья пьеса - это деревенский танец шаг с притопыванием. Учителем сообщается необходимая информация. Проводится обобщение: в чем сходство - различие образов, обобщаются выявленные музыкально-языковые особенности образа, жанра, стиля. Выясняются истоки, интонационный состав: «мелос» – мелодическая, моторная, речевая или декламационная основа. (В результате проблемной беседы дети определяют: первый вальс звучит на балу, второй более взволнованный (остановки, кружения), третий - народный танец. Далее проводится вербализация восприятия, уточняется интерпретация. Проводится повторно слушание, исполнение.

Заключительное проблемное задание – прослушать новый фрагмент, выявить его связь с предыдущими. Дается вступление к 3 симфонии Бетховена, где проводится тема Контрданса в оркестровом исполнении.

- К методам можно отнести четыре стадии вхождения музыку по Асафьеву.

а).накопление музыкально-слухового опыта.

б).метод наведения – единство эмоционального и логического, интуитивного и сознательного.

в).воспроизведение (пение, ритмическое исполнение, речь, движение)

г).творческое направление – сочинение интонаций, стихов движений.

- Метод моделирования художественно-творческого процесса

углубляет проблемный метод, заставляет экспериментировать с материалом.

Например: марш. Традиционный подход – объяснительно иллюстрационный и частично-поисковый методы.

Какие виды маршей вы знаете? – траурный, спортивный…

Метод проблемного моделирования:

Беда, как защититься? (позвать сюда людей) Как? (крикну)

Не услышат? (Возьму трубу, сыграю громко) Как? (сочинение интонаций, сигналов, зова).

Прибежали люди, идут в разные стороны. Как объединить их движения? (сочиню марш)

Далее информация учителя, беседа о «маршевом состоянии», как порядке вещей, явлений, души человека (ритм стиха, фильма, картины в композиции и т.д.).

5.К общим дидактическим принципам относятся:

правильный отбор учебного материала, определяемого программой с учетом уровня подготовки воспитанников;

взаимосвязь уроков с логическим, психологическим, организационным единством;

межпредметная интеграция с дисциплинами - историей, литературой, ИЗО;

оптимизация учебного процесса – посильная умственная нагрузка, создающая в коре головного мозга оптимальный очаг возбуждения с учетом интеллектуальной, волевой, мотивационной сторон личности уч-ся, преодоление противоречий между коллективным обучением и индивидуальным усвоением знаний, это активизация уч-ся по самостоятельному добыванию знаний;

использование технических средств обучения (аудио-, видеоиллюстрации, компьютерные программы).

6. К специфическим особенностям уроков музыки относятся:

эмоциональное, активное восприятие музыки (с анализом, вслушиванием, применением теоретических знаний);

многосенсорная техника (одновременное и последовательное развитие всех компонентов музыкального слуха, памяти посредством слухового восприятия, пения, движения, игры в детском оркестре).

 

 

IV. Структура и содержание уроков.

Структура разновидового урока, более традиционного.

1. Организационный момент.

2. Домашнее задание.(5-7 мин)

3. Распевание (3-5)

4. Вокально-хоровая работа и музыкальная грамота. (15)

5. Слушание.(10)

6. Игра на детских музыкальных инструментах.(5-7)

7. Мотивирование оценок.

8. Домашнее задание. Урок должен быть творческим – слушание музыки, чтение художественной литературы.

После урока – анализ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 862; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.