Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Символизм




Первым течением модернизма, возникшим на русской почве, был символизм. Началом теоретического самоопределения символистов стала лекция Д.С.Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» (1892) и три сборника стихотворений «Русские символисты»(1895), где большинство стихотворений принадлежали В.Брюсову. По внешним признакам в русском символизме принято выделять два основных этапа: старших символистов 1890-ых годов (Д.Мережковский, Э.Гиппиус, В.Брюсов, Ф.Сологуб, К.Бальмонт) и «младосимволистов» 19000-ых годов (А.Блок, А.Белы, Вяч. Иванов, И.Анненский). кризис символизма происходит в 1910 году. Если старшие символисты не принимали действительности и обращались к запредельному миру в мистических переживаниях, то «младодсимволисты» принимали действительность через преодоление разрыва между ней и запредельным.

Символизм в связи с декадентством.

Декадентство – тип сознания, отношения к миру в кризисную эпоху, чувство уныния, тревоги, страха перед жизнью, неверие в возможность человека познать мир, изменить его и самому измениться. Декадентское мироощущение на разных этапах было свойственно почти всем символистам, но наиболее последовательным символистом был Ф.Сологуб. Философия и эстетика символизма складывалась под влиянием различных теорий - от взглядов Платона до Ф.Ницше и В.Соловьева. Высшими сферами жизни для Платона была область абсолютных идей. Для Ницше – «мировая воля», для Соловьева - «мировая душа».Эти сферы жизни не подвластны рациональному познанию, только творческая интуиция может приобщить художника-творца к высшей реальности. Главное средство созерцания тайных смыслов – символ, многозначный образ, выражающий суть какого-либо явления. Высшим видом искусства символисты считали музыку, в которой происходит объективизация «миррой души», музыка дает максимальную свободу восприятия слушателю. Символисты обогащают поэтическую фонетику. В читателе символисты видели соавтора и стремились обострить его восприятие, чтобы помочь ему в постижении «высшей» реальности. Для этого символисты использовали ассоциативные связи между образами, обращались к культуре прошлого.

Анализ стихотворения И Анненского «Аметисты».

Аметист – сиреневый, лиловый – переходный цвет, соединяющий в себе синий (небесный), красный (цвет кров, земных страданий). Композиция стихотворения трехчастна: в зачине звучит тревога, возникает ощущение катастрофичности бытия, миру земному противопоставляется мир небесный в основной части, а в концовке звучит мечта о слиянии двух миров, о гармонии, умиротворении, сверкание аметиста уподобляется блеску – лучистый камень становится таким же символом, как и свеча в христианской культуре.

Беседа о картине художника-символиста - М.Врубеля, «Демон».

В палитре преобладают синий и сиреневый цвета. Образ Демона – символ эпохи мучительных поисков и невозможности раскрытия сокровенных тайн бытия. Огромные глаза, в которых застыло страдание, мозаичность картины заставляют задуматься об отсутствии цельности в современном человеке.

Прослушивание иллюстраций произведений А.Скрябина «Прометей», «Поэма огня». Беседа.

А.Скрябин стремился к синтезу звука, цвета, смысла. Колорит его произведений «Прометей», «Поэма огня» сопоставимы с сине-лиловыми сумраками символистской поэзии и густыми тревожными фиолетовыми тонами Врубеля. В музыке Скрябина есть стремление к познанию таинственных темных глубин бытия, жажда личного освобождения, как космический акт, приводящий к концу света.

г).Выступление участников второй подгруппы.

Информационное сообщение по текстовому материалу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 782; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.