Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Акмеизм




Акмеизм вырос из символизма. В 1990 году молодые поэты, которые посещали собрания символистов у петербургского поэта Вяч. Иванова, создали «Поэтическую академию», где изучали теорию стихосложения. В 1911 году посетители «Поэтической академии» основали новое литературное объединение – «цех поэтов», название которого указывало отношение участников к поэзии как чисто профессиональной деятельности. Руководителями «Цеха» стали Н.Гумилев, С.Городецкий. Осень. 1912 года на заседании «цеха» было принято решение создать новое поэтическое течение – акмеизм (о от греческого «акма» - высшая степень чего – либо). В названии подчеркивалось стремление к вершинам искусства. Акмеистами стали Н Гумилев, А.Ахматова, С.Городецкий, О.Мандельштам, М.Зенкевич, В.Нарбут. Акмеизм был попыткой преодолеть крайности символизма: восстановить равновесие мира земного и запредельно. Акмеизм, по мысли Гумилева, есть попытка заново открыть ценность человеческой жизни, отказавшись от стремления символистов познать непознаваемое. Акмеизм утверждает земной мир в его зримой конкретности, звучности, красочности. Доверие к предметному миру проявилось у акмеистов в увлечении предметностью. Высшее место в иерархии ценностей у акмеистов занимала культура. «Тоской по мировой культуре» называл акмеизм Мандельштам. Утверждая самоценность предметного, зримого мира, акмеисты выработали тонкие способы передачи внутреннего мира лирического героя. Часто состояние чувств не раскрывается непосредственно, оно передается психологически значимым жестом, перечислением вещей. Подобная манера «материализации» переживаний характерна для многих стихотворений Ахматовой.

Анализ стихотворения А.Ахматовой «Последняя встреча».

Лирический конфликт связан с разрывом отношений героини и ее возлюбленным. Смятение героини передано через жест – перчатка надета не на ту руку. Тяжелое душевное состояние также передано через восприятие ею окружающего мира: АОНа видит много ступеней. Слышит в шелесте листьев прощание с жизнью, свеча в спальне горит «равнодушным желтым» огнем. Эмоциональность речи передается через эллипсис – пропуск слов, смысл которых восстанавливается из контекста, а также пропуском логических звеньев.

Беседа о картине художника А.Бенуа «Прогулка короля».

Картина пластически сюжетно повествует о шествии по дорожкам версальского парка короля и его свиты. Движущиеся люди кажутся мене подвижными, нежели бронзовые фигуры скульптурной группы бассейна, которые протягивают руки к идущим, словно приглашая их остановиться и принять участие в своей игре.

Прослушивание фрагмента 4 симфонии до минор С.Танеева. Беседа.

Гармоничностью и философской глубиной отличается музыка С.Танеева. Музыка 4 симфонии вдохновенна и сдержана в передаче эмоциональных состояний.

д). Выступление участников третьей подгруппы.

Информационное сообщение по текстовому материалу.

Футуризм.

Футуризм, как и символизм, был интернациональным литературным явлением. Русский футуризм возник независимо от итальянского в начале XX века и впервые публично заявил о себе в сборнике «Садок судей» (1910). Авторами сборника были Д Бурлюк, В. Хлебников, В.Каменский. Эти поэты вместе с В. Маяковским и А.Крученых составили группу кубофутуристов или «Гилею». Футуризм отрицает культурные традиции и выдвигает идею рождения сверхискусства, способного преобразить весь мир, он устремлен в будущее (то латинского «футур» - будущее). Опасение равнодушия приводит футуристов к сознательному эпатажу обывательского общества. Поэтому необходимым условием его существования становится атмосфера литературного скандала. Главная цель творчества футуристов - пробуждение к действию, поэтому в их практике смещается акцент с конечного результата на сам процесс творчества. Во всем, что касается формальных особенностей творчества, воцаряется сплошная относительность. Для футуризма характерно бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы.

Бунтарство проявляет себя в экспериментаторстве в области лексики, синтаксиса, ритмики, рифмы. Новые эстетические возможности апробируются футуристами в связи с переинтонацией с читаемого на произносимый текст. Поэзия должна вырваться из темницы книги и звучать на площадях. С этим связаны поиски в области ритмики, рифмовки, инструментовки. Наиболее ярко «голосовой» аспект речи выражен в стихотворениях В.Маяковского. Это поэт города, в его стихах всегда присутствуют городские реалии.

Генетически стихотворный футуризм связан с авангардными художественными группировками 10-ых годов XX века – «Бубновый валет», «Ослиный хвост». Почти все поэты-футуристы были художниками. Вслед за авангардистами-художниками поэты обращаются к эксперименту над словом. Художники-кубофутуристы отказываются от какой бы то ни было единой точки зрения, соединяя разные проекции. Поэтика футуристов – это поэтика «сдвинутой конструкции». (С.Малевича поиски новых пространственных отношений приводят к созданию собственного авангардистского течения - супрематизма.)

 

Анализ стихотворения В.Маяковского «А вы смогли бы?».

В стихотворении «А вы смогли бы?» создается особый предметный ряд: блюдо студня - океан, чешуя рыбы (вывеска) - зов губ, водосточная труба – флейта. Это – ассоциативные образы. («…смазал карту будняя, плеснувши краску из стакана».) Волей творческого воображения художник может преобразовывать окружающий мир. Может быть, прав А.Платонов, который говорил, что только очень одинокий человек может увидеть в блюде студня океан, в жестяной вывеске рыбы – зовущие губы, а в водосточной трубе – музыкальный инструмент? В основе произведения – тоническая система стихосложения, где главным становится речевой такт. Это приближает стихотворную речь к разговорной. Этому способствует составная рифма («рыбы» - «могли бы»).

Прослушивание фрагмента оперы М.Матюшина «Победа над солнцем». Беседа.

В музыке представлен шум: гул фабрики, стук машин.

Беседа о картине Малевича «Черный квадрат».

«Черный квадрат» Малевича – это взгляд в будущее. Эту картину можно сравнить с ощущением человека, впереди которого - черный туннель. Надвигающееся темное пространство втягивает человека. Что это, как не пророчество о тех испытаниях, которые последовали для России после относительно благополучного 1943 года?

4.Выводы урока.

Обращение к проблемному вопросу.

Какую закономерность можно обнаружить в смене направлений поэзии Серебряного века? Как меняется отношение к действительности, к культурным традициям, к слову у поэтов различных направлений?

В смене направлений модернизма можно увидеть движение от отрицания действительности у символистов к утверждению действительности у акмеистов и преобразованию ее у футуристов.

Если для символистов культура – средство преображения жизни, то для акмеистов – цель, то футуристы ценят ее в меру материальной полезности. Символизм выносил часть значения слова в сферу интуитивного познания, акмеизм решил вернуть словам изначальную конкретность, а футуризм провозгласил свободу слова как такового.

Сама духовная атмосфера рубежа веков провоцировала писателя на художественное свободомыслие, она вызывала к жизни претензию на абсолютное господство в иерархии ценностей.

Вместе с тем, поэзия рубежа веков явила блестящее созвездие ярких индивидуальностей.

III. Домашнее задание.

Представить макет обложки стихотворений Серебряного века.

Из предложенных фрагментов выбрать подходящие музыкальные иллюстрации к любимым стихотворениям.

IV. Итоги урока.

 

 

Литература:

Дмитриева Л. «Методика муз. воспитания» сс. 34-40; Безбородов Л. Алиев Ю. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях» сс.118-125, сс. 181-191; Алиев Ю.»Настольная книга учителя музыки» сс. 50-60., Рапацкая А., Сергеева Г., Шмагина Т. «Русская музыка в школе» сс.193-202.

 

 

Тема 3. Методы музыкального воспитания и обучения школьников.

Классификация общепедагогических методов и методов музыкального воспитания и обучения. Подгруппа перцептивных методов. Вербальные методы на уроках музыки. Невербальные методы в обучении слушанию, пению. Перцептивные методы вокально-хоровой работы в группах разного возрастного состава. Многосенсорная техника НЛП. Подгруппа методов по логике восприятия и передачи информации в трех формах музыкального обучения. Подгруппа методов по самостоятельности мышления: репродуктивные, поисковые, исследовательские.

Группа методов мотивации и стимулирования успеха: методы стимулирования к учению и убеждения. Группа методов закрепления и контроля. Критерии оценки на уроках музыки. Общее представление о современных технологиях в образовательном процессе. Вопросы музыкальной педагогики о методах музыкального воспитания и обучения.

Требования к знаниям, умениям, навыкам:

уметь применять знания, полученные на смежных дисциплинах

Литература:

Дмитриева Л. «Методика муз. воспитания» с. 40-51, сс.51-54. 66,192-197; Школяр Л. «Музыкальное образование в школе» сс.74-95, 105-199, 203-205; Алиев Ю. «Настольная книга учителя музыки» сс.71-105.

 

Тема 3.Методика слушания музыки в начальной школе.

 

Цели музыкального воспитания и реализация задач познавательной слуховой деятельности. Восприятие как психический процесс. Свойства внимания. Психолого-физиологические особенности учащихся начальных классов. Обзор программного содержания по слушанию музыки. Этапы слухового анализа. Методы, приемы педагогического воздействия на учащихся при слуховом анализе музыки. Последовательность развития восприятия музыки и музыкальной грамотности в младшем школьном возрасте. Методический анализ иллюстраций по теме.

 

Требования к знаниям, умениям. навыкам:

уметь инициировать работу с учащимися по слуховому восприятию музыки.

Литература:

Дмитриева Л. «Методика муз. воспитания» сс.68-91; Безбородов Л. Алиев Ю. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях» сс.139-160; Школяр Л. «Музыкальное образование в школе» сс132-144, 152-166; Кабалевский Д. «Как рассказывать детям о музыке»; Кабалевский Д «Воспитание ума и сердца».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1098; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.