Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обзор программ обучения по музыке




Вспомогательный материал по теме

Теория и история музыкального воспитания.

Тема 1. История музыкального воспитания в России.

Обучение хоровому пению в монастырских школах. Русское музыкальное воспитание в XVI веке. Первые учебники М.Мезенца «Азбука», Н.Делецкого «Мусикийская грамматика». Киевская линейная запись. Вопросы эстетического воспитания в XVIII веке. Система образования XIX века. Mетодические рекомендации C.Mиропольского, Д.Зарина, А.Маслова, Н.А.Римского-Корсакова,.Яворского, Б.Асафьева… Основополагающие тенденции музыкального воспитания начала XX столетия.

Требования к знаниям, умениям, навыкам:

владеть информацией по теме, отмечать методические приемы педагогов прошлого, актуальные в арсенале современной педагогики.

Литература:

Безбородов А Алиев Ю. «Методика преподавания музыки» сс.7-28;

Школяр Л. «Музыкальное образование в школе» сс.5-56.

 

 

Тема 2. Генезис целей и задач музыкального воспитания с 1917 года по настоящее время.

Декреты по развитию общеобразовательной школы. Трудности послевоенных лет. Эксперименты в области воспитания и образования. Реформа музыкального образования 1922 года. Музыкально-просветительская деятельность педагогов-музыкантов Н.Игумнова, А. Гольденвейзера, А. Гедике Народная Академия А.Кастальского. Обучение в музыкальных школах Москвы, Киева, Ростова. Программа 1933 года для общеобразовательной школы. Научные исследования в области музыкальной педагогики В. Шацкой, Б.Яворского, Б.Асафьева, Н.Гродзенской, Н.Брюсовой. Музыкальное воспитание, хоровых коллективов. Программы Д.Кабалевского, А.Алиева для общеобразовательной школы «Мировая художественная литература» Л.Предтеченской в музыкально-эстетическом воспитании учащихся старших классов школы. Обзор авторских программ последних лет для общеобразовательной школы. Музыкальные школы в системе музыкального воспитания и образования детей.

 

Требования к знаниям, умениям, навыкам:

в процессе ознакомления с методиками музыкального воспитания проводить сравнительный анализ, отмечать изменение целей, основные методические подходы, уметь иллюстрировать сообщения конкретными примерами.

Литература.

Халабузарь А. «Теория и методика муз. воспитания» сс.26-80; Алиев Ю. «Настольная книга учителя музыки» с.20-24.

 

В 80-х г.г. появляется программа по музыке Д. Кабалевского. В программе утверждается новая концепция музыкального воспитания с целью: воспитание музыкальной культуры как части духовной культуры, вводится принцип «активного восприятия музыки» как основы музыкального воспитания; музыкальная грамота рассматривается более широко, как музыкальная грамотность. Методическое обеспечение уроков, четкая система переподготовки кадров, конференции, открытые уроки по ТВ, выпуски журнала «Музыка в школе» — это было той художественно-педагогической средой, в которой учитель музыки чувствовал свою значимость.

Но, к концу 80-х г.г. начался спад, как писал Д. Кабалевский перед кончиной, его идеи приняты сердцем, но адекватного внедрения и развития его концепции не получилось.

В 90-х г.г. появляются новые программы:

· «Шестилетки и музыка» Кадобиной, Усачевой, Школяр (с включением поэзии, рисунка, пластики, обилием игровых методов);

· программа для шестилеток Рачиной, Алексеева «Путешествие в страну «Музыка»» (с традиционными видами деятельности и игровыми методами обучения);

· программа Терентьевой для 1-4 классов «Музыка, музыкально-эстетическое воспитание» тоже в первооснове положения Д. Кабалевского, а также Неменского – автора программы по ИЗО и Предтеченской – автора курса МХК, являющимся логическим продолжением уроков музыки в старших классах.

С 1993 г. Мин. образования России рекомендована программа «Музыка», составленная группой специалистов – доктором педагогических наук Цыпиным, кандидатом пед. наук Старобинским, методистами – Рачиной и Белобородовым, Гайской, Апраксиной. В основе — программа Кабалевского. Основная концепция программы сводится к следующему: главная цель – формирование музыкальной культуры, накопление индивидуального социально-художественно опыта, развитие художественного вкуса, избирательного отношения к различным музыкальным явлениям.

В 1998 г. выходят учебники и методические пособия Науменко, Алеева, утвержденные Мин. образования с 5 по 8 классы. В основе – опять идеи Д. Кабалевского.

Дополнение к программе Кабалевского являются Хрестоматии по программе «Музыка» таганрогских педагогов для 1-4 классов.

Это пример того, что каждый педагог на основе программ-стандартов может создавать свою рабочую программу, которая утверждается методическим советом школы.

Есть общие моменты, которые лежат в основе всех перечисленных программ, обусловленные постулатами педагогики, психологии, методики.

Все вышеуказанные программы построены тематически, т.е. каждая четверть и, соответственно, каждый урок имеет тему.

Кабалевский 1 кл. I четверть – «3 кита в музыке».

Ригина 1 кл. II четверть – «Музыкальные инструменты», «Волшебница-зима»,

Алев – Науменко – 6 кл. «Из чего сделана музыка?»

Школяр-Усачева – 6 кл. «Стиль в музыке».

Цели всех программ – нравственное воспитание подрастающего поколения через музыку. Задачи – развитие музыкальных способностей, формирование музыкальной грамотности, приобщение к «золотому фонду» - народной, классической, современной музыки.

 

Вариант авторских разработок программы по музыке Д. Кабалевского на примере учебных пособий В.Науменко, В. Алеева для 5 класса.

Программа «Музыка» Цыпина, Старобинского, Рачиной, Белобородова, Гайской, Апраксиной. В основе – программа под редакцией Д. Кабалевского.

Помимо вышеуказанных целей, программа решает вопросы: развитие муз. способностей, певческого голоса, основ муз. грамотности, совершенствование эмоциональной сферы, приобщение уч-ся к «золотому фонду» народной, классической,современной музыке, активизация общественно-полезной направленности музыкальных занятий - умения применять их в быту, на досуге, новое- умение пользоваться справочной, прочей литературой, техническими средствами воспроизведения.

Методическая основа: программа впитала многое из того, что было накоплено

в русской музыкальной педагогике, включая программу Д. Кабалевского, идеи Алиева, Апраксиной, Медушевского, Цыпина, а также программы по литературе, ИЗО..В программном содержании сохранен принцип тематического построения.

1 класс-«Музыка рассказывает о жизни», Природа в музыке»,»Музыка в живописи»,»Сказка в музыке».

2 класс-«Выразительные возможности в музыке».

3 класс-«Музыкальные формы и жанры».

4 класс-«Русская народная музыка».

5 класс-«Разнообразие народной музыкальной культуры».

В 6 классе введена тема-«Стиль в музыке»,- с изучением произведений композиторов Венской классической школы, Романтизма, индивидуальных исполнительских стилей композиторов Бетховена, Грига, Чайковского, Прокофьева, исполнителей- Шаляпина, Ойстраха, Рихтера.

В 1998 году выпускаются учебники и методические пособия В.Науменко, В. Алеева.На примере учебника для 5 класса рассмотрим вариант авторской разработки Программы «Музыка».

Темы года:

«Музыка и литература»,»Музыка и изобразительное искусство».

В программное содержание заложена идея о всеобщей связи вещей и явлений,

Пронизывающей все человеческое бытие, времена, отдельные судьбы. Тематика заставляет уч-ся взглянуть на музыку в единстве с жизнью, природой, обычаями, верованиями. сказками и многим другим.

 

 

Раздел II

Общие вопросы методики преподавания предмета «Музыка» в общеобразовательной школе.

 

Тема 1. Урок музыки в общеобразовательной школе. Типы, виды уроков. Дидактические, психолого-педагогические требования к уроку музыки. Планирование.

Краткая история организации урока. Современный урок музыки как организационная дидактическая структура. Специфические особенности урока музыки. Научно-теоретический, психолого-педагогический, методический уровни музыкальных занятий. Психолого-педагогические требования к уроку музыки. Содержание и структура уроков музыки. Типы, виды уроков. Формы работы на уроке. Планирование учебного процесса. Моделирование работы на предполагаемом уроке музыки.

 

Требования к знаниям, умениям. навыкам:

знать содержание темы, уметь применять знания, полученные на педагогике, психологии, уметь компоновать структуру урока музыки по предложенной педагогом программе и моделировать фрагменты условной работы с учащимися.

Литература:

Дмитриева Л. «Методика муз. воспитания» с. 34-40; Безбородов Л. Алиев Ю. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях» сс.118-125, с. 181-191; Алиев Ю.»Настольная книга учителя музыки» с. 50-60.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 2188; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.