Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История развития имущественного страхования на территории Беларуси




Имущественное страхование юридических лиц

 

 

Истоки истории страхования на территории Белоруссии связаны с возникновением и развитием страхового дела в Российской империи, в состав которой в конце XVIII века вошли белорусские земли.

В период возникновения страхования на территории Белоруссии наиболее востребованным было страхование от огня, в то время как на территории современных европейских стран ведущую роль играло морское страхование. Пожары в те времена уничтожали целые города в считанные часы и представляли серьезную угрозу для благополучия тысяч людей.

Широкое распространение страхования от огня на территории Беларуси связано с деятельностью Второго Российского страхового от огня общества, которое было создано в 1835 году и получило монополию на «огневое» страхование и налоговые льготы на 12 лет в 40 губерниях (в том числе белорусских) европейской части империи.

Второе Российское от огня общество успешно работало до революции 1917 г., занимая средние позиции в ряду российских акционерных страховых компаний. В белорусских губерниях оно лидировало по стоимости застрахованного имущества и суммам страховых премий, опережая более крупные компании: «Россию», «Якорь» и другие.

В 1846 году было создано акционерное общество «Саламандра», которое получило монополию на страхование от огня на окраинах Российской империи – в Белссарабии, области войска Донского, в Закавказье и Сибири. В последующее десятилетие в условиях экономического подъема происходит бурное развитие страхового дела в Российской империи. К концу XIX века в России страхованием от огня занимались 15 акционерных компаний. В условиях сильной конкуренции данные страховые компании расширяли территории охвата страхованием, большинство из них активно осуществляли страхование на территориях белорусских губерний. Так, в Минской губернии в 1890 году «огневое» страхование осуществляли 11 акционерных обществ. Основными страховщиками были Второе Российское страховое общество, Страховое общество «Россия», Страховое общество «Якорь» - 1 072 тыс. рублей; Северное страховое общество, Российское страховое общество и другие.

В Витебской губернии помимо указанных страховых компаний осуществляли деятельность «Саламандра» и «Надежда». 11 акционерных обществ от огня имели агентства в Гродненской и Могилевской губерниях.

Страхование от огня было наиболее значимым, но не единственным видом имущественного страхования акционерных страховых обществ. В конце XIX начале XХ века на территории Беларуси получают развитие страхование капитала, доходов и рент, страхование транспорта, страхование ценностей, пересылаемых по почте, страхование сельскохозяйственных культур и животных, страхование «стекол от разбития».

Бурное строительство железных дорог и увеличение речных перевозок обусловили развитие страхования транспорта. В крупных транспортных центрах Беларуси – Минске, Витебске, Гомеле, Брест-Литовске, Орше – действовали агентства страховых компаний «транспортной специализации»: Санкт-Петербургская компания «Надежда», Российское общество морского, речного и сухопутного страхования, Российское транспортное и страховое общество и др. Активно развивалось сельскохозяйственное страхование и в его развитии основную роль играли общества взаимного страхования.

Общества взаимного страхования получили значительное распространение на территории Беларуси в связи с опасностью пожаров и стремлением удешевить страхование, сделать его более доступным для широких слоев населения. Первое общество взаимного страхования от огня было создано в 1881 г. в г. Динабурге Витебской губернии. Минское городское общество взаимного страхования от огня было учреждено в 1883 г. после пожара, уничтожившего в 1881 г. большую часть города. В 1886 г. такие общества появляются в Могилеве, Гомеле, Белостоке (входившем в Гродненскую губернию) и других городах Беларуси.

Общества взаимного страхования были корпоративными страховыми организациями, так как страховщики работали в основном в рамках определенной отраслевой группы. Например, «Общество взаимного страхования от огня имущества мукомолов», «Российский взаимный страховой союз» объединяли промышленников и страховали промышленные риски, «Лифляндское общество взаимного страхования посевов от градобития» объединяло землевладельцев.

Общества взаимного страхования осуществляли деятельность на принципах взаимопомощи и изначально не преследовали цели получения прибыли. Условия страхования были построены таким образом, что участники общества были нацелены не столько на возмещение ущерба, сколько на его предупреждение.

Городские общества взаимного страхования внесли неоценимый вклад в развитие пожарного дела в Беларуси. Они субсидировали добровольные пожарные дружины, выдавали ссуды на строительство пожарных депо, приобретение оборудования, финансировали строительство, ремонт дорог, систем водоснабжения. Члены обществ взаимного страхования являлись членами добровольных пожарных дружин.

Наряду с обществами, занятыми проблемами города, в белорусских губерниях появились общества взаимного страхования, деятельность которых распространялась в целом на регион. В 1900 г. в г. Минске учреждено Земледельческое общество взаимного страхования от огня, которое страховало имущество крупных землевладельцев Гродненской, Виленской, Витебской, Минской и Могилевской губерний.

Акционерные страховые компании и общества взаимного страхования осуществляли страхования рисков преимущественно в городах. В белорусских губерниях страхование имущества крестьянских хозяйств осуществляли губернские правительственные учреждения, в отличие от центральных губерний России, где страхование имущества в сельской местности осуществляли органы местного самоуправления – земства. Взаимное губернское страхование сельских строений находилось в ведении Губернского по крестьянским делам Присутствия и обслуживало только крестьян на надельных землях. Крестьяне на собственных (выкупленных) землях, вынуждены были пользоваться услугами коммерческих страховых обществ.

С введением института земства в белорусских губерниях возникает земское страхование (1904 г.). Земское страхование находилось в ведении губернского Земского собрания, которое устанавливало размеры страховых тарифов, пределы страховых сумм, самостоятельно распоряжалось средствами страхования. Земства специализировались на страховании строений от огня и земское страхование подразделялось на окладное, дополнительное и добровольное. Окладное или обязательное страхование возлагало обязанность на крестьян страховать постройки в пределах установленных земством норм, сверх установленных норм крестьяне могли страховать строения на дополнительной основе, но не выше 75 процентов их стоимости. Добровольное страхование вводилось в местностях, где не распространялось окладное страхование – городах, поселках и т.п. На добровольной основе осуществлялось страхование от падежа скота и посевов от градобития.

В белорусских губерниях деятельность земств по развитию земского страхования была направлена на предупреждение пожаров (до 10 процентов страховых платежей на противопожарные мероприятия), а также на просвещение крестьян. Разъяснительная работа страховых агентов, публикации в земских журналах о пользе страхования, преодолевали недоверие крестьян к окладному страхованию, которое воспринималось как дополнительная повинность.

В результате к началу Первой мировой войны страховое дело на территории Беларуси динамично развивалось, придавая устойчивость экономическому развитию территорий Северно-Западного края.

События Первой мировой войны пагубно сказались на состоянии страхового дела. С 1915 г. усилилась зависимость российских страховщиков от иностранных компаний, возросли страховые тарифы. Земства ограничили добровольное страхование, практически не осуществляли деятельность общества взаимного страхования.

Временное правительство предпринимало попытки реанимировать систему страхования. Были предприняты шаги по либерализации надзора за деятельностью иностранных страховщиков, осуществлена централизация земского страхования (май 1917 г.). В этот период был создан «Земский страховой союз», в числе учредителей было Минское земство. Целью этой организации было упрочнение финансовой базы земского страхования посредством объединения ресурсов земств. Однако предпринятые шаги Временного правительства не принесли положительных результатов.

Знаковым событием в развитии страхового дела на территории Беларуси стала Октябрьская революция.

Декретом Совнаркома от 23 марта 1918 г. «Об учреждении государственного контроля над всеми видами страхования, кроме социального» установлен строгий надзор государства за деятельностью страховых обществ, ограничена свобода распоряжения имуществом, увеличены налоги, учрежден Совет по делам страхования, исполнительным органом которого являлся Комиссариат по делам страхования.

28 ноября 1918 г. «Об организации страхового дела в Российской Республике» страховое дело во всех его видах объявлялось государственной монополией. Акционерные страховые компании были ликвидированы, их имущество национализировано, земское страхование перешло в ведение местных органов власти.

В декабре 1920 г. было упразднено государственное имущественное страхование. Вместо него введена бесплатная государственная помощь «натурой трудовым хозяйствам», пострадавшим от стихийных бедствий.

Возрождение страхового дела в Беларуси начинается с издания в октябре 1921 г. декрета Совнаркома РСФСР «О государственном имущественном страховании», определившего порядок государственного имущественного страхования частных хозяйств от стихийных бедствий, а также страхование транспорта. Декретом предусматривалось первоначальное восстановление добровольного имущественного страхования, и лишь по мере укрепления страховой системы внедрение обязательного страхования. Руководство страхованием возлагалось на Главное управление государственного страхования (Госстрах) при Наркомфине РСФСР.

3 декабря 1921 г. издан декрет Совнаркома Советской Социалистической Республики Белоруссии «Об организации государственного имущественного страхования», который определял порядок реализации декрета РСФСР на территории Советской Социалистической Республики Белоруссии. Организация страхования и управление им возложены на Управление государственным страхованием Белоруссии в составе Наркомфина Советской Социалистической Республики Белоруссии. Данное учреждение принято считать родоначальником Белгосстраха.

В июле 1922 г. введено окладное (обязательного) страхование в Минске и Бобруйске. Позже данный вид страхования был распространен на другие города. Обязательному страхованию от огня подлежало все недвижимое имущество частных хозяйств и предприятий.

В 1923 г. окладное страхование распространено на сельскую местность, вводится страхование крупного рогатого скота в городах, начинаются операции по транспортному страхованию. В последующем введено страхование крупного рогатого скота и посевов в сельской местности, а также страхование посевов в городах.

До конца 20-х годах ХХ века Белгосстрахом были достигнуты определенные результаты в развитии страхового дела. Взносы по добровольному «огневому» страхованию фактически сравнялись со взносами по окладному страхованию. Окладным страхованием от огня к 1930 г. охвачены практически все крестьянские хозяйства, застрахована подавляющая часть посевов и крупного рогатого скота.

Развитие страхование в конце 20-х начале 30-х годов ХХ века происходило в условиях и под влиянием процессов коллективизации и индустриализации. В 1929 г. вводится обязательное страхование государственных предприятий. Окладное страхование в сельской местности строится по классовому принципу. В 1930 г. вводится «классовый тариф» по которому за страхование от огня колхозы платили 48 копеек, трудовые единоличники – 80 копеек, кулаки 1 рубль 60 копеек со 100 рублей страховой суммы. Подобная дифференциация устанавливалась в страховании посевов, крупного рогатого скота. Норма страхового обеспечения имущества колхозов напротив превосходили нормы обеспечения хозяйств единоличников и кулаков. На практике же во время коллективизации кулакам и вовсе не выплачивалось возмещение ущербов.

С расширением процессов национализации в адрес Госстраха стали поступать обвинения в политической незрелости работников Госстраха, в необоснованности выплат кулакам, выдачи денег на руки непосредственном колхозникам, а не правлению колхозов.

В этих условиях развернулась кампания по дискредитации Госстраха в связи с его «неспособностью» перестроить свою работу в соответствии с линией партии. Работники компании обвинялись в том, что выплачивали кулакам страховое возмещение, а также в том, что выдавали страховое возмещение колхозникам на руки, вместо выдачи его правлениям колхозов. Итогом стала ликвидация в 1930-31 годах низового аппарата и правления Госстраха. В истории Белгосстраха наступил перерыв длиной в два с половиной года.

В 1933 году руководство страны признало ошибочность своего решения и приняло меры по организационному восстановлению Госстраха. В 1934 г. возобновилось добровольное страхование имущества колхозов. Страховались постройки, инвентарь и скот. В следующем году добровольное страхование было распространено на посевы технических культур, урожай садов и огородов, а позже – на посевы зерновых культур в колхозах. Очередной этап развития страхования в Беларуси: период организационных ломок и скоропалительных решений, фактического разгрома и последующего восстановления страхового дела – закончился с началом Великой Отечественной войны.

С началом Великой Отечественной войны государство вынуждено было снять с себя страховую ответственность за потери, связанные с военными действиями. Основной целью страхования в годы войны было максимальное привлечение денежных средств на государственные нужды.

Страховые операции возобновились сразу же после освобождения территории Беларуси в 1944 году. Быстрыми темпами восстанавливалось обязательное страхование в городе и на селе.

В 1947 году из состава Госстраха было выделено в качестве самостоятельного юридического лица управление иностранного страхования (Ингосстрах), после чего Госстрах концентрировал свою работу внутри страны, а Ингосстрах занимался обеспечением страхового покрытия внешнеторговых обязательств. С этого момент в СССР страховую деятельность осуществляли 2 страховые компании на принципах четкого разделения сфер деятельности в условиях государственной монополии.

В конце 40-х, начале 50-х годов ХХ века предпринято ряд мер по развитию страховой деятельности: проведена реформа системы страховых органов, направленная на повышение самостоятельности структур Госстраха СССР; страховые операций были освобождены от всех государственных и местных налогов; отменены виды страхования, не обеспечивающие реальную страховую защиту.

В 1956 г. отменены обязательное страхование государственного жилого фонда и добровольное страхование имущества государственных учреждений, состоящий на местном бюджете. Страхование в этой сфере превратилось в фискальный инструмент пополнения бюджета и утратило всякую роль в восстановлении имущества пострадавшего от пожаров и стихийных бедствий.

Существенные изменения в области добровольного имущественного страхования произошли в 60-е годы ХХ века. В 1960 г. сельхозтехника и транспорт колхозов из сферы обязательного страхования исключены. Добровольное страхование строений граждан осуществлялась сверх норм окладного страхования, но в пределах 80 процентов стоимости имущества.

В 60-е годы ХХ века расширена ответственность Госстраха по страхованию имущества граждан. В перечень страховых случаев помимо гибели домашнего имущества вследствие пожара включены аварии отопительной системы, водопровода, канализационных сетей, затопление, хищение домашнего имущества. В 1969 году в БССР введено страхование транспортных средств на случай угона, гибели и повреждения. Именно в данный период закрепилась устойчивая тенденция опережения темпов развития добровольных видов страхования над обязательными.

В 1967 году проведена реформа обязательного страхования имущества колхозов. В 1968 года добровольное страхование упразднялось, и имущество колхозов подлежало только обязательному страхованию. Обязательному страхованию подлежало фактически все виды имущества колхозов. Были увеличены пределы страхового обеспечения, расширен перечень страховых случаев по обязательному страхованию имущества колхозов.

В 70-е, первую половину 80-х годов сохраняется тенденция динамичного развития добровольного имущественного страхования, преимущественного страхованию имущества граждан. Обязательное страхование сводится исключительно к страхованию имущества сельскохозяйственных предприятий.

Вторая половина 80-х годов прошлого века характеризуется бурным ростом новых видов страхования. В 1986-1988 годах появились такие виды добровольного страхования граждан как комбинированное страхование автотранспорта, багажа и пассажиров (авто-комби), комплексное страхование строений и домашнего имущества, страхование изделий из драгоценных металлов и камней, а также коллекций, уникальных и антикварных предметов.

В 1989 г. введено добровольное страхование имущества государственных предприятий и организаций, работающих в условиях хозрасчета.

В конце 80-х годов ХХ века назрели процессы демонополизации страхового дела. Государственная монополия на проведение страховых операций перестала существовать с 1988 года с принятием Закона СССР от 26 мая 1988 г. «О кооперации» и утверждением Советом Министров СССР от 19 июня 1986 г. Положения «Об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью». Указанные нормативные документы разрешали деятельность частных страховых компаний, которые могут проводить различные виды страхования. Возникшие новые общественные отношения в результате нововведений в этой сфере стали формироваться на принципах зарождавшейся рыночной экономики и частной собственности.

Начало 90-х годов XX века определило новый этап в истории развития страхового дела в Белоруссии, этап коренной ломки устройства советской системы страхования, начала формирования рыночных механизмов в страховом деле. Данный период характеризовался динамичными преобразованиями в системе страхования, направленными на демонополизацию страхового дела.

В 1990 г. утверждено Постановлении Совета Министров СССР «О мерах по демонополизации народного хозяйства», в соответствии с которым разрешалось осуществлять различные виды страхования государственные, акционерные, взаимные и кооперативные общества, конкурирующие между собой. Одновременно создавались основы государственного страхового надзора, предусматривающий регистрацию страховых организаций, лицензирование страховой деятельности, контроль за ее осуществлением.

Реформирование системы страхования в начале 90-х годов ХХ века происходило на фоне сложных экономических условий и политических преобразований, распада Советского Союза. Данные факторы в значительной мере определили динамику развития страховой отрасли на данном этапе.

В 1991 году распалась система Госстраха СССР и правопреемником Главного управления государственного страхования БССР был определен Белгосстрах.

С 1992 года на страховом рынке Республики Беларусь начали активно создаваться частные страховые компании и к 1993 году на страховом рынке Республики Беларусь осуществляли деятельность более 70 страховых организаций. В условиях отсутствия системной законодательной базы в сфере страхования возникли предпосылки для осуществления псевдо страховых операций. Предложение страховых услуг большинства страховых организаций ограничивалось страхованием риска непогашения кредита и на практике не предполагало надежной страховой защиты, а лишь предоставляло возможность получения сверх прибыли для страховщика, кредитных ресурсов – для страхователя.

Правовые основы организации страховой деятельности в Республике Беларусь были заложены Законом Республики Беларусь «О страховании», изданным в 1993 году. Данным документом были определены основы организации государственного страхового надзора, порядок регистрации страховых организаций и лицензирования страховой деятельности, установлен минимальный размер уставного фонда страховой организации (в ценах середины 90-х годов он составлял порядка 15 тыс. долларов США). Законом были определены гарантии государства по обязательствам государственных страховых организаций по договорам обязательного страхования, определена предельная доля иностранного инвестора уставном фонде страховой организации на уроне 49 процентов.

На данном этапе резко сузилась сфера распространения обязательного страхования, отменено обязательное страхование имущества сельскохозяйственных предприятий и в обязательной форме осуществлялось лишь государственное личное страхование отдельных категорий работников.

Глубокий макроэкономический кризис первой половины 90-х годов ХХ века, резкое падение доходов населения, тяжелое финансовое состояние большинства предприятий республики, высокий уровень инфляции, нестабильность финансовой системы определяли низкий уровень распространения имущественного страхования.

С целью уменьшения нагрузки на государственный бюджет по ликвидации ущербов от стихийных бедствий, защиты имущественных интересов граждан с 1 января 1998 г. Декретом Президента Республики Беларусь от 8 декабря 1997 г. № 18 введено обязательное страхование строений, принадлежащих гражданам. Право осуществления данного вида страхования передано Белгосстраху.

В целях обеспечения экономической и продовольственной безопасности государства, создания благоприятных условий для развития аграрного сектора экономики, защиты имущественных интересов производителей сельскохозяйственной продукции Указом Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2006 г. № 764 с 1 января 2008 г. в Республике Беларусь введено обязательное страхование с государственной поддержкой урожая сельскохозяйственных культур, скота и птицы.

В первом десятилетии ХХI века динамика развития страхового рынка республики во многом определялась развитием обязательных видов страхования. В период 2000 - 2010 гг. доля обязательных видов страхования в общем объеме поступлений страховых организаций устойчиво составляли более 50 %. В то же время в данный период страховыми организациями республики была проделана огромная работа по внедрению и продвижению добровольных видов имущественного страхования. И на современном этапе в портфеле страховых организаций Республики Беларусь более 30 видов имущественного страхования. Доля поступлений страховых взносов по имущественному страхованию в структуре поступлений страховых взносов в целом по страховому рынку составляет около 40 %, а по добровольным видам страхования – 60 %.

Определяющая роль экспорта в социально-экономическом развитии Республики Беларусь определили необходимость создания эффективной системы страхования экспортных рисков. В 2006 году Указом Президента Республики Беларусь от 25.06.2006 г. № 534 «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)» заложены основы формирования системы страхования экспортных рисков с поддержкой государства, определена уполномоченная организация по страхованию экспорта с поддержкой государства – БРУПЭИС «Белэксимгарант», предусмотрено ежегодное резервирование средств государственного бюджета по гарантированию обязательств «Белэксимгарант» по страхованию экспортных рисков с поддержкой государства. С целью обеспечения эффективной страховой защиты имущественных интересов экспортеров значительные ресурсы, в том числе и государственного бюджета, направлены на увеличение уставного фонда «Белэксимгарант». Данная страховая организация по размеру уставного фонда занимает на страховом рынке Республики Беларусь третье место.

Действенная система страхования экспортных рисков с поддержкой государства позволяет национальным экспортерам повысить свои конкурентные позиции на зарубежных рынках.

Наибольшее распространение в республике получили классические виды страхования имущества граждан и юридических лиц, это, прежде всего, страхование наземного транспорта, а также страхование имущества предприятий, грузов. Развитие экономической системы Республики Беларусь создали предпосылки для развития страхования предпринимательских, финансовых рисков. Вместе с тем особенности функционирования страхового рынка Республики Беларусь в данный период, а именно неравные условия осуществления деятельности страховых организаций государственной и частной формы собственности, дефицит ресурсов, технологий, квалифицированных специалистов для активного продвижения страховых продуктов и формирования спроса у потребителей на страховые услуги, не позволили обеспечить высокий уровень распространения имущественного страхования в республике.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.