Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Футурология и цели 4 страница




Единственная ценность для личности эпохи постмодерна - все большая независимость, ведущая в конечном счете к полному одиночеству. Парадоксально, но такая позиция сочетается с полнейшей беспринципностью. Для человека, исповедующего гуманистические взгляды, нет достойных принципов, которые надлежит отстаивать до последней капли крови. А если ничто не важно, то не следует спорить с людьми или раздражать их, лучше всего согласиться с любой точкой зрения. Ради собственного спокойствия.

Отсутствие критерия истины пагубно сказывается на развитии культуры. Происходит выравнивание, усреднение и упрощение культур. Главной темой искусства стал культ силы, притворяющейся справедливостью. В политике также проповедуется сила. Силой принуждают к согласию во мнениях (тирания консенсуса). Это вполне объяснимо: когда нет истины, побеждает не правый, но сильнейший. Морально разрешенным средством самозащиты становится ложь. Ложь пронизывает все современное западное общество. Везде лукавые неточности - в объявлениях, рекламе, даже в денежных отчетностях. Широко распространились фальсификации в трудах ученых, поскольку, напомним, важен не результат, а признание результатом. Что уж тут говорить о журналистах, которые и вовсе не стыдятся прилгнуть. Впрочем, когда все это делают, не стыдно.

Без должного критерия истины страдает юридическая система и судопроизводство. Клятва, свидетельство - ничто, солгать под присягой не стыдно. Приведем характерный пример юридического увиливания. Пример этот важен потому, что он касается президента США Билла Клинтона. Президента спрашивают: "Вы были с Моникой Левински наедине"? Ответ: "Никогда".

Если вы скажете, что президент лжет, то Клинтон ответил бы, что в Белом Доме всегда кто-то находится в здании. Трудно поверить, что такое поведение возможно для президента США. Поистине, Клинтон - представитель новейшей эпохи. В моральном отношении для него нет ничего запрещенного. Он сам искренне верит в то, что он говорит о прошлом. Это называется ситуационной достоверностью: реальность такова, какой ее представляет себе человек.

Говоря о евангельских ценностях, стоит помнить, что мы живем в эпоху постмодерна. Дискуссии о модернизации традиционного общества на Западе по сути ведут к тому, что модернизацию можно считать успешной в том случае, когда сакральное измерение - и прежде всего христианские ценности - вытесняются из социально-экономической, политической и культурной жизни народа.

Другими словами, постмодернизм - это одно из самых серьезных препятствий на пути нашей проповеди. Постмодернизм как интеллектуальное движение и как социальный проект не приемлет любые претензии на установление истины, утверждая, что существуют только ее "версии". Более того, не приемлется любое стремление к уточнению смысла, поскольку и "смыслов" бесчисленное множество.

Каждый "имеет право" выстраивать свою систему ценностей, рекламировать свое понимание жизни. Общество попадает в ловушку всеобщего равенства. Конечно, о модернизации говорит прежде всего элита, и именно для нее "западная модель" - одна из базовых ценностей. Вот почему, возвращаясь к началу разговора, рассчитывать на то, что элита "должна понять православных", слишком утопично.

Критикуя состояние современного общества, Патрик Дж. Бьюкенен так описывает установки американского общества: "Если вам угодно, можете верить в библейские сюжеты, в сотворение мира, в Адама и Еву, в змея-искусителя, первородный грех, изгнание из Эдема, в Моисея на горе Синай и в десять заповедей, выбитых в камне и обязательных к соблюдению для всех и каждого; да, можете верить, но никогда больше этому не будут учить как непреложной истине... Бога нет, во вселенной не найти абсолютных ценностей, вера в сверхъестественное есть предрассудок"[5]. Результатом постмодерна стало формирование общества, враждебного к любой религии, но прежде всего к христианству. В этом контексте интересно рассмотреть утверждение некоторых современных исследователей информационного общества, которые не сомневаются в том, "что... информация создает новые духовные ценности"[6]. Это не пустые слова. На наших глазах эпоха постмодерна вступает в новую фазу, возникает новая структурная парадигма, которая стремится использовать все богатство образов, выработанных человечеством, а также вырванные из исторического и культурного контекста религиозные, нравственные и художественные ценности. Декларируя атеизм, современная секулярная культура пытается активно использовать язык богословия. Реклама и пиар - самые эффективные технологии современности по изменению сознания активно обращаются не только к религиозной символике, но и к глубинным принципам построения образа и общей организации образных систем[7].

возможна ли философия? я рассматриваю этот вопрос как возможно ли развитие философии? в том виде в котором она есть т.е. в "допостмодерне" она конечно же несёт в себе огромную ценность и конечно существует, но в эпохе постмодернизма нет места классической философской доктрине, которая закрыла за собой все "окна и двери" простмодерн открыт и мобилен, и сам по себе является новой философией. т.о. роль - это реконструкция а место она занимает достаточно прочное и успела потеснить многие классические философские школы, мы как раз переживаем момент когда традиционный метод философии уходит в историю. Будущее перспективное направление, по моему мнению, порождённое в эпоху рассвета постмодерна это феминистская философия. А по поводу свободного мышления вам встречный вопрос:

где вы видели свободное мышление последние 100 лет? в эпохе денег и глобальной политизации нет места свободной мысли.. как раз наоборот постмодернисты пытаются достучаться до человека, раскачать его застолблённое сознание, возьмите хотябы Бодрийара с его "симулякрами"

Классическая философия привела нас в эпожу технологий в которой мы уже живем..

В настоящее время в отношении к постмодернизму наблюдается широкий спектр противоречивых позиций – начиная от полного отрицания существования этого социокультурного явления и заканчивая попытками тотальной "постмодернизации" всего общества. В этой связи, мы считаем, необходимым дать оценку данному явлению, а для этого ответить на следующие наиболее часто задаваемые в ходе дискуссий вопросы: существует ли на самом деле постмодернизм, либо это лишь умозрительная конструкция, неоправданно растиражированная философами и литературоведами; если постмодернизм все-таки существует, то какие тенденции – конструктивные или деструктивные – в нем преобладают; каковы дальнейшие перспективы развития постмодерна.

Несомненно, ответ на первый вопрос будет утвердительным, и не только потому, что если постмодернизма не существует, то наш разговор становится беспредметным. Исходя из масштаба и значения происходящих в последнее время перемен, можно уверенно говорить о том, что человечество начинает входить в качественно новую фазу, отличающуюся специфическим постмодернистским мировоззрением. И постмодернизм существует, конечно, не по причине боязни занимающихся им профессоров остаться без работы. Главным фактором, подтверждающим его объективность, является то, что именно с помощью средств постмодернистской философии мы можем наиболее адекватно описать реальность уходящего века ХХ, и, по-видимому, наступающего ХХI века.

Если попытаться выделить наиболее заметные перемены, произошедшие в последние десятилетия, то мы так или иначе остановимся на распространении информационных и электронных технологий. Именно компьютер стал подлинным воплощением достижений общества на рубеже второго тысячелетия, при этом он вытеснил даже символы связанные с космосом, а ведь именно в наше время сбылась вековая мечта человечества вырваться из околоземного пространства. Но, тем не менее, после восторженного пафоса шестидесятых-семидесятых годов происходит заметный спад интереса к космической тематике. И, по-видимому, это напрямую связано с особой ролью компьютера, которую он стал играть в сегодняшнем мире – человеку больше не интересен реальный космос, ведь он может не отходя от монитора получить космос виртуальный. По сути дела, компьютер открыл человеку доступ в информационное пространство, которое сопоставимо по своему масштабу и воздействию с пространством космическим. И это пространство не может быть адекватно описано без привлечения категорий постмодернистской мысли. Таким образом, можно утверждать, что если связать информационные компьютерные технологии с постмодернистской философией и доказать, что именно ее средствами можно раскрыть их сущность, то характеристика сегодняшнего общества в качестве не только как информационного, но и как постмодерного будет обоснована.

Многие исследователи отказывают в признании постмодернизму, аргументируя свою позицию тем, что он не приносит ничего кардинально нового, а лишь "паразитирует" на достижениях минувшего, заново их переделывая, компилируя, переосмысливая и переиначивая, но, при этом, не переходя на другой качественный уровень, позволивший бы говорить о новой стадии в культуре. Связав постмодернизм с информационными технологиями, мы сможем возразить сторонникам вышеобозначенного мнения. Да, можно оспаривать, что постмодернизм внес что-то новое в литературу, живопись или архитектуру, можно скептически относится к характеристике новых подходов в науке в качестве постмодернистских, можно говорить о том, что провозглашаемые философами-постмодернистами идеи уже были высказаны Ницше или кем то еще, но никто не сможет отрицать новизну электронных и телекоммуникационных средств, которые дают возможность говорить о наступлении информационного или технотронного века.

Множество выпадов против постмодерна связано с тем, что как мировоззрение он не является универсальным показателем для общества в целом. Бесспорно, в наибольшей степени он проявляется в наиболее развитых странах, а чем менее благополучно государство, тем меньше мы наблюдаем в нем признаков данного феномена. И все же трудно согласиться с тем, что если в мире еще существуют очаги нищеты и нестабильности, то и не стоит говорить о каком-то "постмодернизме". Конечно, подавляющее большинство людей вовсе не имеет о нем никакого понятия, равно как и многие никогда не соприкасались с компьютером, но это не означает, что они полностью выключены из сферы действия знаковых для эпохи событий. В настоящее время практически не остается мест, не охваченных информационным полем. Общедоступность телевидения, и, тем более, радио, бурное развитие глобальной сети Интернет является фактором, говорящем о вхождении информационной культуры в жизнь основной массы населения. И все-таки нелепо было бы утверждать, что с приходом телевидения начинается постмодернизм, ведь последний мы рассматриваем не как нечто жестко обусловленное и раз и навсегда обретенное, а скорее как совокупность определенных тенденций, как некую перспективу развития. И если в наибольшей степени эти тенденции имеют место в западных странах, то это не говорит о полном их отсутствии в менее развитых регионах. Утверждение постмодернистского мировоззрения – это длительный, начавшийся в конце шестидесятых и не завершившийся до сих пор процесс. Причем процесс далеко не однозначный, разноплановый, вызывающий самые противоречивые оценки и споры, что собственно и говоря, характерно для постмодернистского сознания. В процессе создания концепции постмодернизма участвуют литераторы, философы, архитекторы, социологи, искусствоведы, и даже религиозные деятели, все они, скрещивая и противопоставляя, порой парадоксальным образом, самые различные области гуманитарных знаний, пытаются в эклектической пестроте новейшей культуры установить "сложнейший порядок хаоса". И все же, становление постмодернистского мировоззрения можно будет считать завершенным тогда, когда его категории из теоретических конструкций, доступных интеллектуалам, превратятся в навыки мышления и умонастроения широких слоев населения. В настоящее время постмодернистский дискурс постепенно охватывает все новые области социокультурного пространства, тем не менее, значительная его часть по-прежнему остается под властью модернистских идей. В общем, в этом нет ничего плохого, и как отмечал Вольфганг Велш, постмодерн – это не антимодерн, ибо он включает в себя модерн. Но включает он его наряду с другими парадигмами, ни одна из которых не является привилегированной и все они находятся в непрекращающейся конкуренции. В этом плюрализме и заключается сама суть постмодернизма.

Тем не менее, попытки вернуть модерну былые привилегии продолжают осуществляться в современной философской мысли. Самый известный из критиков постмодернизма Юрген Хабермас считает постмодернизм неуместным в силу незавершенности проекта модерна. При этом он признает, что последний, несмотря на неисчерпанные до конца свои возможности, все-таки находится в глубоком кризисе, и главным образом из-за того, что позволил целостному восприятию жизни распасться на независимые друг от друга представления узких групп экспертов. Хабермас полагал, что сложившуюся ситуацию можно исправить, если добиться примирения между различными "языковыми играми", прийти к некому единству или консенсусу. Против такого подхода категорически выступал его главный оппонент Ж-Ф. Лиотар, утверждая, что попытки завершения проекта "модерн" представляют собой не что иное как трансцендентную иллюзию, питающуюся ностальгией по целому и единому. Но эта иллюзия, как показал ХХ век, оплачивается террором, и в лице питающих ее, мы слышим ни что иное как "хриплый голос желания снова начать террор, довершить фантазм, мечту о том, чтобы охватить и стиснуть в своих объятьях реальность". А по мнению Жака Деррида, любые попытки окончательно завершить какой-либо глобальный проект сравнимы с тщетным желанием достроить "Вавилонскую башню", являющуюся символом недостижимости полноты любой конструкты и структурного порядка. Таким образом, можно сделать вывод о том, что развернувшаяся полемика вокруг смены социокультурных и мировоззренческих парадигм свидетельствует о сложности и неоднозначности этого процесса.

К сожалению, в наши дни модернистские по своему духу идеи существуют не только в сознании философов, многие реальные геополитические события указывают, что с утверждением постмодернистского образа мысли и действия далеко не все в порядке. Когда наиболее развитые страны стремятся к мировой гегемонии, навязывая свои правила игры не только экономическими, но откровенно силовыми методами, когда торжествует непримиримый исламистский фундаментализм, отрицая любые альтернативы, когда вновь растут военные бюджеты и разгораются межнациональные конфликты, говорить о том, что постмодернизм окончательно утвердился в сознании людей, становится слишком самонадеянным. Бесспорно, эти факторы нельзя сбрасывать со счета, и хотя они и идут вразрез с постмодернистским мэйнстримом, все-таки не стоит говорить, что постмодернизм умер, едва успев родиться. Попытки подчинить социально-политическую реальность единым правилам игры, как показывает практика, никогда не завершаются успехом. Реальность, будь то общество или природа, противится любым навязываемым ей ограничениям, она всегда сбрасывает с себя оковы чуждых ей предписаний, и, не укладываясь в их прокрустово ложе, все равно рано или поздно возвращается на круги своя.

Как уже отмечалось, рассуждая о постмодернизме, не следует, с одной стороны подходить к нему предвзято, но, и с другой стороны, оценивать его в сугубо положительных терминах. Постмодернизм – это неоднозначное, гетерогенное явление, имеющее как положительные, так и отрицательные стороны. Сегодняшнее состояние постмодернизма – это состояние рефлексии, цель которой выявить пропорции между конструктивными и деструктивными веяниями и обозначить пути преодоления всего негативного, что потенциально содержит постмодернизм.

Прежде чем обозначить свою позицию в вопросе о деструктивности постмодернизма, попробуем проследить насколько правомерно бытующее представление о постмодернистских теориях как о негативных, несущих смятение, разочарование, констатирующих бессилие разума и отсутствие ценностей. Бесспорно, в постмодернизме имеется много деструктивных черт, мимо которых мы не в праве пройти, но, вместе с тем, необходимо разграничить его реальное негативное содержание от поверхностной, наносной критики, обусловленной, как правило, приверженностью к идеалам минувшего и нежеланием увидеть в постмодернизме образ мировоззрения информационного общества конца второго тысячелетия.

Чтобы лучше осмыслить некоторые, наиболее часто вызывающие негативную реакцию положения постмодернистских учений, осуществим экскурс в историю философской мысли и обратимся к наследию Фридриха Ницше. Его фигура выходит на передний план, когда мы говорим о мыслителях, чьи идеи оказали наиболее существенное влияние на формирование и развитие идей, концептуализированных в философии постмодернизма. Немецкий мыслитель, творивший во время господства модернистского мировоззрения, оказался неожиданно современным в эпоху "постсовременности". Почти век понадобился, чтобы философские идеи "посмертного пророка послезавтрашнего дня" получили новое звучание и оказались неожиданно своевременными. Вся основная проблематика постмодернистов, так или иначе, пересекается с главными положениями ницшеанской философии. Во многих произведениях основоположников постмодернистской философии, таких как Жиль Делёз, Мишель Фуко, Жан-Франсуа Лиотар и др. прослеживается пристальный интерес к идеям немецкого философа, которого по праву можно считать первым провозвестником эпохи постсовременности. По нашему мнению, некоторые положения его учения могут быть успешно использованы для ограждения и отпора от надуманной критики в адрес комплекса постмодернистских теорий. Рассмотренная сквозь призму идей Ницше, подобная критика в большинстве случаев обнаруживает свою беспочвенность и несостоятельность.

Одно из наиболее значительных положений ницшеанской философии – идея о "вечном возвращении", может оказать существенную помощь в решении спорной проблемы соотношения традиции и новации в постмодерном обществе. Важность этого вопроса определяется, кроме всего прочего, ещё и тем, что некоторые авторы в своём негативном настрое по отношению к постмодернизму хотят представить его в виде учения, призывающего к разрушению наследия прошлого, сбрасывающего со счетов все достижения предшествующих эпох. Например, можно столкнуться с подобным мнением в одном из учебных пособий, причём рекомендованным для высшей школы. В нём утверждается, что "негативное и даже агрессивное отношение к прошлому, к классике, к традиции – норма для культуры постмодерна". И далее: ""отвязавшись" от всякой традиции, постмодерн в своём свободолюбии пошёл на крайности: стёр имена и даты, смешал стили и времена, превратил текст в шизофреническое приключение, в коллаж анонимных цитат, … смешал и уравнял святое и греховное, высокое и низкое". Подобного рода высказывания отнюдь не являются единичными, скорее они передают общее настроение тех, кто не может или не хочет принять постмодерную реальность наших дней. Хотя, казалось бы, нельзя не заметить, что именно настоящий период характеризуется особым интересом к наследию прошлого: восстанавливаются памятники архитектуры; в литературе, музыке, живописи возвращаются забытые имена; большое внимание уделяется сохранению особенностей национальных культур. Все эти явления свидетельствуют о новом подходе в осмыслении роли традиции в жизни общества, ориентирующим на реабилитацию отвергаемых ранее ценностей. Но, как уже говорилось выше, может появиться ощущение, что никакого нового, постмодернистского подхода нет, происходит всего лишь извечный круговорот событий, выносящий на поверхность давно утерянные вещи; более того, усиленное внимание к этим вещам может трактоваться как неспособность создать новые ценности, которые смогли бы составить лицо эпохи постмодерна. Здесь же возникает и ещё одна проблема: всё ли из того что существовало ранее имеет право на вторую жизнь? Ведь прошлое скрывает в себе не только позитивные, но и деструктивные элементы. Для того, чтобы осмыслить трудности, связанные с отношением к ценностям прошлого, обратимся к одной из самых главных идей Ницше – к идее Вечного Возвращения. Несмотря на то значение, которое придавал ей Ницше, она остаётся одним из самых туманных положений его философского учения. По мнению Жиля Делёза, трудность в раскрытии сущности этой мысли происходит из-за смешения двух понятий: Вечного возвращения и возвращения Того Же Самого. Делёз разграничивает взгляды на тему вечного возвращения, которые существовали на Востоке и в Греции, с оригинальной идеей Ницше. Именно Ницше первым в истории представил Вечное возвращение как высшую форму утверждения. Как отмечает Делёз, секрет Ницше состоит в том, что Вечное Возвращение является избирательным. "Возвращается одно утверждение, возвращается единственно то, что может быть утверждено, только радость возвращается назад. Всё, что можно отрицать и что может отрицать, – всё это отвергается в самом движении Вечного Возвращения. Правда, можно опасаться того, что комбинация нигилизма и реакции будет вечно возвращаться назад. Но Вечное Возвращение подобно самокатящемуся колесу: оно гонит прочь всё, что противоречит утверждению, все формы нигилизма и реакции…". Беря за основу данную трактовку ницшеанской идеи, можно сделать вывод, что в эпоху постмодерна происходят именно те процессы, которые могут быть охарактеризованы как воплощения Вечного Возвращения, ибо возвращается в качестве жизнеспособного только то, что доказало право на свою значительность, выдержав испытание всепоглощающим временем. Те же негативные моменты, которые неожиданно всплывают из прошлого, обречены на самоуничтожение, поскольку они не несут в себе утверждающей энергии активного становления и в итоге не выдержат сурового отбора колеса Вечного Возвращения. Кроме того, возвращение не означает механический перенос чего-либо из прошлого в настоящее, оно предполагает обновление, синтез старого и нового на основе которого и рождаются те уникальные явления в обществе, которые и определяют своеобразие эпохи постмодерна. Таким образом, используя ницшеанскую идею о вечном возвращении, в целом можно показать несостоятельность попыток обвинить постмодернизм в пренебрежении к ценностям минувшего или же наоборот, в бессилии создать новые ценности. Подобные, заметим, противоречащие друг другу обвинения, во многом связаны с широко распространенном ныне представлении о постмодернизме как произвольной мешанине разнородных элементов – либидо, экономики, цифири, цинизма, электроники и восточной мистики, указывающих на пришествие новой эры и Апокалипсиса сразу и в одном обличии. В. Велш категорически отметал подобную трактовку постмодерна, называя ее ложной формой, кашей, в которой становится все одинаковым, а плюрализм как раз испаряется. Результат такого подхода гораздо ближе к униформирующим тенденциям модернизма, чем к подлинному постмодернизму. Постмодернизм, несмотря на свою нетрадиционность, остается строгим и рациональным знанием, имеющим свои исходные принципы, методы и подходы, и его нельзя редуцировать до уровня эклектизма, который характеризуется Лиотаром как нулевая степень всеобщей культуры наших дней. Когда-то Лютер сказал: я здесь стою и не могу иначе. Одо Марквард, перефразировал эту мысль следующим образом: я здесь стою, а могу как угодно. Но, все же постмодернизм – это дело серьезное, а не как угодно и что угодно. И если постмодернизм и нацелен на соединение различных точек зрения, стилей, походов и концепций, то это следует понимать как своеобразный коллаж из всего самого ценного, что есть в предшествующей и настоящей культуре. Постмодернизм – открытая система, обращённая как в прошлое, так и в будущее, и одна из главных задач, которую предстоит ему решить – это найти грань, примиряющую новые подходы к восприятию действительности с достижениями культуры минувших эпох.

Возвращаясь к ницшеанскому наследию, выделим еще один пласт идей немецкого философа, существенный для понимания постмодернистских идей, а именно, взгляды Ницше на нигилизм, на его сущность и возможности преодоления. Наш интерес к этому явлению связан с тем, что существует представление о постмодернизме как наиболее радикальной форме нигилизма. Оно основывается на мнении, что если все предшествующие негативные мировоззренческие концепции, отвергая одни "высшие" ценности, возводили на их место другие, то постмодернизм вообще отказывается от каких-либо "высших" ценностей. На самом деле, речь у постмодернистов скорее идет о качественно новом подходе к ценностям, о переоценки роли ключевых категорий, с помощью которых мы привыкли воспринимать и описывать реальность. И в данном вопросе, они мало что добавляют к сказанному Ницше, который связал пересмотр отношения к господствующим универсалиям, ценностям и идеалам с неизбежностью прохождения через состояние нигилизма, вызванного растерянностью от потери базовых опор, сообщавших смысл человеческому существованию.

Рассматривая природу нигилизма, Ницше утверждает, что европейская культура с давних пор напряженно движется к некой катастрофе, подобно потоку, стремящегося к своему исходу. Состояние, предшествующее исходу – последний порог на пути потока европейской истории – это и есть нигилизм, и в зависимости от того, будет ли он преодолён или нет, решится каким будет этот исход. Чтобы преодолеть это деструктивное состояние, Ницше предлагает задуматься над ценностью идеалов, крушение которых и стало причиной нигилизма. Определяющим фактором в возникновении нигилизма, по его мысли, является разочарование в основных категориях разума: "сознание отсутствия всякой ценности было достигнуто, когда стало ясным, что ни понятием "цели", ни понятием "единства", ни понятием "истины" не может быть истолкован общий характер бытия". Изъятие этих трех определяющих категорий и имеет результатом полное обесценивание мира – крайнюю форму нигилизма. Пытаясь вернуть миру ценность, Ницше задается вопросом: "откуда берет начало наша вера в эти три категории, нельзя ли отказать им в нашем доверии?" В результате он приходит к следующему выводу: "все ценности, посредством которых мы доныне сперва пытались сообщить миру ценность, а затем в виду их неприемлемости к нему обесценивали его... ложно проецированы нами в существо вещей". Таким образом, оказывается, что высшие категории, в служении которым должна состоять жизнь человека, воздвигнутые над ним как "реальность", как "истинный" мир, как надежда на грядущий мир, не существуют в действительности и относятся к чисто вымышленному миру. Следовательно, любые утверждения, что с потерей смысла господствующими "незыблемыми" ценностями европейской цивилизации наступит "конец истории", не имеют под собой основания.

Ницшеанский анализ нигилизма подводит нас к мысли, что последний – "патологически промежуточное состояние", и он должен быть преодолен продуктивными силами. Мы должны убедиться в наивности своих идеалов и осознать, что "мир имеет, быть может, несравненно большую ценность, чем мы полагали". Если все наши представления о мире оказались ложными, то это не значит, что ложны вообще все представления о мире. Таким образом, для Ницше нигилизм – закономерный итог развития европейской цивилизации, неизбежное, но не последнее и не окончательное состояние общества; по его мысли, нигилизм является логической и психологической предпосылкой движения, которое сменит его в будущем, и которое "может возникнуть исключительно после него и из него". Ницше уподобляет нигилизм болезни, которой необходимо переболеть, чтобы прийти к новому мироощущению. Нигилизм, таким образом, это не начало конца, а "великая исходной точка", начало "времени великого полдня", когда старая картина мира уже не соответствует новым реалиям, а новая ещё не выработана. Ницше так характеризует это состояние: "мы потеряли устойчивость, которая давала возможность жить, – мы некоторое время не в силах сообразить, куда нам направиться", ибо в открывшихся просторах безбрежного океана нет проторенных дорог.

Таким образом, Ницше является не только провозвестником европейского нигилизма, но и первым человеком, предпринявшим попытку обозначить пути выхода из него. Он, "историк ближайших двух столетий" увидел не только завтрашний день – эпоху апофеоза и краха модерна, но и послезавтрашний день – эпоху постмодерна, период переосмысления итогов западной цивилизации. Страшнейшие потрясения человечества в ХХ веке вызывают потребность одуматься. Безудержное развитие, стремительное движение к недостижимым, подобно линии горизонта, целям обернулось разочарованием и, вместе с ним, ощущением необходимости нового мировоззрения. Таким мировоззрением на сегодняшний день является постмодернизм, но, при этом, его нельзя воспринимать как окончательное разрешение противоречий современного общества ("окончательно" дать ответы на все вопросы могли лишь теории модерна), наоборот, это утверждение противоречивости, неоднозначности жизни, которая представляется бесконечном потоком неограниченным никакими преградами в виде высших принципов или абсолютных идей, с помощью которых человек самонадеянно пытался охватить бесконечную в своих проявлениях реальность. Да и саму эпоху постмодерна следует рассматривать как переходный период, пользуясь терминологией Ницше, это – время "великого полдня", "минута кратчайшей тени", "конец дольше всего длившегося заблуждения", и основная задача ее – освободить общество от метафизических химер прошлого, подготовив тем самым почву для дальнейшего существования в мире, где уже нет места идеям, пытающимся подчинить тотализирующим целям Разума гетерогенное, противоречивое, несводимое к единому основанию общество.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.