Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ризома”




Ж. Делёз

Примат графического выражения языка над устным.

Согласно утверждению Дерриды, графическое письмо имеет превосходство над устной (звучащей) речью. При устной речи человек склонен отождествлять звучащий голос с сознанием и склонен впадать в ложное представление о “естественной” связи означающего и означаемого. Эту ложную очевидность существования индивидуального сознания, якобы подтверждаемого фактом “говорения”, Деррида называет “феноменологическим голосом”. Этот последний говорит и прислушивается к себе самому, а мир при этом отсутствует. Здесь наиболее отчётливо проявляется логоцентричность западного типа мышления.

Письмо Деррида считает сознательным институтом, основанном на принципе дополнительности. Язык есть идеальное представление, которому подчиняются все его носители. Первоначальная культура индоариев, полагает учёный, состояла из значительного количества пересказываемых священных текстов, сформировавших “текстуальность” мышления, благодаря которой только и функционировало сознание людей. При этом в текстуальной трансляции первичным является “дополнение”, а текстам не предшествует никакая иная культурная традиция.

В своих работах Деррида подвергает принципиальному сомнению все достижения европейской науки Нового времени, какие только попадают в его поле зрения. Такой подход, полагает он, позволит европейцу изменить некоторые мыслительные привычки и избежать тех заблуждений, которые ведут современную культуру Запада в тупиковом направлении.

Не менее влиятельным теоретиком постструктурализма является французский философ и психолог Жиль Делёз (1925-1995). Свою научную деятельность он начинал как неофрейдист, однако впоследствии подверг жёсткой критике многие положения фрейдизма.

В своей работе “Различие и повтор” (1968) Делёз, как и Деррида, критикует структуралистскую теорию бинаризма, согласно которой все отношения между знаками сводимы к наличию или отсутствию признака. Между знаками существует такое количество различий, что они создают хаос, в котором уже не может быть никаких противопоставлений; иными словами, исчезают сами различия. В 1976 г., работая совместно с итальянским психоаналитиком Феликсом Гваттари (1930-1992), Делёз иллюстрировал это положение при помощи метафоры “ ризомы ” (“корневища”): у корневища нет центрального корня, оно растёт сразу во все стороны, беспорядочно пуская побеги. Образ “ризомы” стал эмблемой всего постмодернистского движения.

Опираясь на семиологические представления античного стоицизма, Делёз разработал теорию т.н. “ шизофренического языка ”, который характеризуется “ соскальзыванием ” означающего с означаемого. Язык, полает философ, отделяет звуки (произнесение слов) от предметов и делает возможным выражение смысла. Таким образом, язык действует на поверхности предметов. “Шизофренический язык”, оперирующий “словами-страстями” и “словами-действиями”, позволяет обнаружить сущность предметов, вскрывая игру смысла и бессмыслицы. Здесь Делёз опирается на аналогию “ризомы” с сознанием шизофреника, в котором не существует чёткой дуальности между смыслами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.