Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разрыв” и “позитивное насилие”




Группа “Tell Quell” и феминистская критика.

Шизоанализ”.

В работе “Капитализм и шизофрения: Анти-Эдип” (1972) Делёз и Гваттари разработали “ технику шизоанализа ”, позволяющую реализовать снятие бинаризма. Эдипов комплекс, учение о котором ввёл З. Фрейд, как полагают авторы, является выражением репрессивного духа капитализма. При этом оказывается, что Эдипов комплекс присущ не только отдельному человеку, но и всему обществу в целом. Либидозное стремление пронизывает всё “социальное поле, а все социальные объекты становятся “ желающими машинами ”, движимыми коллективным бессознательным.

Бессознательное может выступать в двух аспектах – параноидальном и шизофреническом. Параноидальное бессознательное порождает тотальность, шизофреническое – раздробленность и фрагментарность. Именно шизофрения, полают Делёз и Гваттари, ответственна за становление реальности. При этом человек, который также является “желающей машиной”, может быть свободным индивидом, только став шизофреником, “деконструированным субъектом”. “Нормальность” в этой концепции рассматривается как компромисс с обществом и должна быть отвергнута. Шизофрения – главная революционная сила общества, а философ и писатель – “состоявшиеся шизофреники”.

Развитие идей Делёза и Гваттари происходило на фоне “студенческой революции” 1968 – 1972 гг. и, само оказывая влияние на интеллектуальный климат Европы, во многом подверглось влиянию этих политических событий. Делёз и Гваттари были философами-теоретиками и практикующими психоаналитиками. Сотрудничавшие с ними участники группы “Tel Quell” придали постструктуралистской теории характер прикладной революционной доктрины.

Группа писателей и философов, сформировавшаяся в 1960-е гг. вокруг французского журнала “Tell Quell” (“Такой, как есть”), оказала значительное влияние на формирование “левого”, политизированного постструктурализма и заложила основы для вызревания деконструктивизма как специфической филологической практики. Наиболее известными участниками “Tell Quell” были Ф. Соллерс, Ю. Кристева, Ж. Женетт, Ж. Рикарду. Кроме того, с журналом активно сотрудничали Ж. Деррида и М. Фуко. “Телькелисты”, как и структуралисты, взяли за исходную точку своих рассуждений язык и интерпретировали историю как текст. В своём представлении о языке как идеологическом орудии они сближались с доктриной “культурной революции”, провозглашённой Мао Цзе Дуном. Главным теоретиком группы была Ю. Кристева, поэтому ниже речь будет идти в основном о ней.

Согласно теории Кристевой, на рубеже XIX – XX вв. произошёл “ разрыв ” в преемственности этических, эстетических и социальных ценностей, причиной которого был переход от индустриального (буржуазного) состояния к постиндустриальному (постбуржуазному). Наиболее ярко “разрыв” выразился в литературе как переход от репрезентативности к интертекстуальности. Если репрезентативная литература основывалась на выражении языковыми формами идейного корпуса, то интертекстуальность представляет собой автономное функционирование текстов, образующих единственную реальность.

Для объяснения феномена “разрыва” Кристева обратилась к теории французского психоаналитика Ж. Лакана, который рассматривал бессознательное как речь и приписывал ему языковую структуру. Производство текстов Кристева стала рассматривать как результат “всплывания” из бессознательного либидозных ритмических импульсов, ограниченных метрической традицией суперэго. Таким образом, суть “разрыва” заключается в том, что место “значения” занимает “ означивание ”, которое сводится к взаимоотношениям означающих. В то же время, поскольку источником “означивания” является либидозная энергия, следует признать соматическое происхождение текста.

Поскольку всё рациональное мышление оказалось во власти буржуазной идеологии, единственной революционной стихией остаётся иррациональное либидо. Литература как проявление либидо выступает в качестве “ позитивного насилия ”. Это уже не “искусство” и не “дискурс”, но – революционная практика, поскольку производство текста – это “борьба”, “присвоение”, “разрушение” и “созидание”.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.