Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семинар №18




Тема: Психические состояния. Эмоциональные состояния.

 

Цель: Знать содержание понятия психическое состояние, параметры оценки состояний, условия возникновения и исчезновения, динамику развития, нейрофизиологическую основу. Понимать сущность явлений: стресс, депрессия, агрессия, фрустрация, тревожность уметь дать их характеристики. Знать методы изучения эмоциональных состояний, уметь дать рекомендации по способам их регуляции.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Специфика эмоциональных состояний в сравнении с эмоциями и чувствами.

2. Классификация эмоциональных состояний, их закономерности, психофизиологические механизмы.

3. Теоретические подходы к проблеме: специфика стресса, фрустрации, депрессии, агрессии, тревожности.

4. Способы диагностики и регуляции эмоциональных состояний.

 

Литература:

1. Авдеев В. Тест для измерения психических состояний (тревога, фрустрация, агрессия). Психотехнологии решения проблемных ситуаций. т.2 М.,1997.

2. Берон Р., Ричардсон Д. Агрессия. Питер СПб, 1999.

3. Бойко В.Д. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. М., 1996.

4. Изард К. Депрессия, тревога. Психология эмоций. Питер, 1999.с.213-292.

5. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., Питер 2000. с.438.

6. Надель– Червинская М.А. Лингвопсихологический учебник здоровья. Р-Д 1996.

7. Паренс Генри. Агрессия наших детей. М.,1997.

8. Прикладная социальная психология. Ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркач М., 1998. Гл.5. с.153, гл.6 с.624.

9. Психические состояния. Хрестоматия сост. Куликов Л.В.СПб.,2000.

10. Психотерапевтическая энциклопедия. Ред. Карварсарский Б.Д., Спб., 1999.

11. Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом. М.,1993.

12. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М., 1998.

13. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. Ростов –на- Дону, 1999.

14. Черепанова Е.М. Психологический стресс. Помоги себе и ребенку. М., 1997.

15. Яньшин П.В. Исследование эмоциональных состояний группы. // Вопросы психологии. №3-2000.

 

Содержание самостоятельной работы Формы контроля
1. Систематизировать материал по теме. Выполнить таблицу «Эмоциональные состояния». Карта-информатор, термины таблица.
2. Подобрать пример эмоционального состояния литературного персонажа, героя фильма, спектакля и проанализировать его с точки зрения теории. Анализ примера на занятии.
3. Выполнить выписки, конспекты. Проанализировать одно из состояний на выбор, один или несколько вопросов на выбор. Конспекты, выступления.
4. Познакомится с рекомендациями по регуляции эмоциональных состояний. Выписки, список литературы.
5. Просмотреть методики диагностики эмоциональных состояний или их компонентов (7, 11). Перечень методик.
Выполнение индивидуальных творческих заданий.  

 

* При подготовке выступлений уметь показать актуальность изучения проблемы, выделить специфику подходов к проблеме (описание особенностей и структуры, психологических механизмов), в экспериментальных исследованиях обратить внимание на постановку проблемы, выдвижение гипотез, выбор объекта, специфику диагностики и коррекции. Выступление может быть подготовлено: по первоисточнику, по экспериментальному исследованию (статья); в виде консультации; в виде обзора методик.

 

Индивидуальные задания (для саморазвития):

1) Познакомиться с каталогом библиотеки и выполнить картотеку либо список литературы по теме.

2) Подготовить обзор по теме периодических журналов.

План работы на занятии:

Занятие проводится по общему плану (пункты1-9) и включает анализ подобранных примеров, ответы на контрольные вопросы по теме, решение психологических задач, тестовый контроль знаний.

 

Семинар №19

Тема: Воля

 

Цель: Уметь определять сущность воли, ее роль в жизни человека, выполнять сравнительный анализ волевого и произвольного поведения. Знать содержание психологических исследований воли, сущность волевых качеств личности, структуру волевого акта, физиологические механизмы воли, специфику воспитания воли. Знать методы изучения волевой сферы личности, уметь дать рекомендации по развитию воли.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие воля в психологии. Структура и специфика волевого поведения.

2. Психологические исследования воли и произвольности.

3. Специфика развития и воспитания воли.

4. Методики изучения волевой сферы.

Литература:

1. Внутренняя регуляция деятельности: психология воли. Общая психология сб. текстов. ред. Петухов В.В. М.,1998. с.154.

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6т. М., 1982. Т.2 с.454-455.

3. Иванников В.И. Психологические механизмы волевой регуляции. М.,1998.

4. Ильин Е.П. Психология воли. Спб., 2000.

5. Ланге Н.Н. Волевая деятельности. Психический мир. М.,1996 с.291.

6. Ратанова Т.А. Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М., 1998.

7. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2х т. М.,1998.стр.346.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.

9. Самоконтроль человека. Психология. ред. Крылов А.А. М.,1999 с.385.

10. Селиванов В.И. Психология волевой активности. Рязань, 1974.

11. Слободчиков В.И. Исаев Е.И. Психология человека. М.,1995.стр.263.

12. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем онтогенезе. // Вопросы психологии №3 1990.

13. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. Ростов – на Дону, 1999.

14. Шапкин С.А. Экспериментальное изучение волевых процессов. М., 1997.

 

Содержание самостоятельной работы Формы контроля
1. Обобщить и систематизировать материал по теме. Выполнить таблицу «Волевые качества личности». Карта-информатор, термины таблица.
2. Сформулировать вопрос по теме, либо психологическую задачу. Вопрос, задача.
3. Выполнить анализ литературы Выступление. Конспекты, выписки.
4. Выполнить задания для самоконтроля.  
5. Познакомиться с методиками диагностики воли. Выписки названий методик. Опрос на занятии.
6. Подготовить рекомендации по развитию воли (самостоятельный подбор литературы). Консультация на занятии.

 

Рекомендуем выполнить таблицу «Волевые качества личности»:

 

Волевые качества Определение Пример

 

Занесите в таблицу данные о качествах: решительность, сила воли, целеустремленность, смелость, инициативность, самостоятельность, самообладание, выдержка, настойчивость, исполнительность, уверенность в себе. См №7с.48, №8 и др.

 

 

План работы на занятии:

Занятие проводится по общему плану, включая: приведение примеров из таблицы «Волевые качества личности» и их анализ, ответы на контрольные вопросы по теме подготовленные студентами, решение психологических задач, тестовый контроль знаний, обзор изученной литературы по проблеме (задача студентов дополнить и расширить имеющиеся знания выступлениями по алгоритму на 5 мин.).

 

Вопросы для самоконтроля:

Почему в психологию введено понятие воля? Какой вывод можно сделать анализируя разные подходы к воле? В чем специфика волевого и произвольного поведения. Каковы механизмы и этапы волевого поведения? Что такое волевое усилие? Кем введено понятие «локус контроля», что такое интернальность и экстернальность? Как формируется воля, какие условия необходимы для ее формирования? Приведите примеры нарушений развития волевой сферы, назовите ошибки в воспитании воли, особенности развития воли в 2-3 года, 4-6 лет? Почему говорят об эмоционально-волевой регуляции? В каком направлении идет развитие воли у ребенка? Каков вклад Л.С. Выготского в изучении воли. Назовите методики изучения волевой сферы.

 

 

РАЗДЕЛ III. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.