КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Трудовые ресурсы автотранспортного предприятия
Об 5 Я руб.; Zj боб, — средняя сумма оборотных средств за тот же период, руб. Чем выше коэффициент оборачиваемости, тем (при прочих равных условиях) меньше величина оборотных средств, необходимая для обеспечения транспортного процесса. Продолжительность оборота в днях показывает, за какое количество дней совершается один оборот оборотных средств, и определяется по формуле Т -Д* "об где Дк — продолжительность рассматриваемого периода, дни. Чем меньше количество дней, необходимое для совершения одного оборота, тем выше его скорость и тем более эффективно используются оборотные средства. Отдельные виды оборотных активов предприятия имеют различную скорость оборота. Из частных показателей эффективности использования оборотных фондов АТП следует прежде всего назвать величину фактически полученной экономии (или перерасхода) по отдельным видам материальных ресурсов. При расчете экономии (или перерасхода) нужно учитывать отклонения фактического объема транспортных услуг от его плановой величины. Можно выделить три группы факторов повышения эффективности использования оборотных фондов АТП. 1. Факторы повышения дохода АТП (без соответствующего увеличения норматива оборотных средств): платежеспособность клиентов; характеристика и степень использования подвижного состава; тарифная политика АТП, качество технических воздействий на подвижной состав и др. 2. Факторы снижения годовых потребностей в материальных ресурсах (без соответствующего изменения объемов перевозок): точность расчета производственной программы по перевозкам и другим видам деятельности предприятия; степень обоснованности используемых предприятием норм расхода ремонтных материалов, эксплуатационных материалов и др.; дорожные, климатические, географические условия перевозки; уровень мотивации водителей и ремонтных рабочих в экономном расходовании материальных ресурсов; уровень и динамика изменения цен на автомобильное топливо, запасные части и др.; сезонность перевозки; тип подвижного состава; принятая предприятием политика затрат; организация контроля за расходованием материальных ресурсов и др. 3. Факторы снижения норм производственных запасов: территориальное расположение предприятия; надежность системы снабжения в регионе; юридическая грамотность специалистов предприятия, занимающихся снабжением; особенности транспортной системы региона; время на подготовку эксплуатационных и ре-! монтных материалов к непосредственному использованию; принятая система снабжения автомобильным топливом; снабженчес-ко-сбытовая политика АТП и др. С позиции оценки вероятности банкротства АТП, нужно отметить, что его платежеспособность и экономическая устойчивость | непосредственно зависят от оборачиваемости активов. Чем выше I показатели оборачиваемости, тем быстрее средства, вложенные в I активы, превращаются в денежные средства, которыми АТП рас-! плачивается по своим обязательствам перед кредиторами. Повышение оборачиваемости оборотных средств АТП позитивно влияет на уровень его экономической состоятельности. Это положение можно рассмотреть на примере отдельных показате-I лей. Так, степень финансовой независимости АТП определяется соотношением собственного оборотного капитала и общей суммой оборотных активов предприятия {коэффициент экономической автономии АТП). Говоря о важности полного обеспечения АТП основными и оборотными фондами и о необходимости рационального использования этих активов предприятия, следует кратко упомянуть и о нематериальных активах, используемых АТП в течение длительного времени. Нематериальные активы АТП. В качестве нематериальных активов предприятия в его бухгалтерском балансе учитываются приобретенные права на производство продукции, лицензии, патенты, торговые марки, монопольные права и привилегии, права пользования земельными участками и т.д. Нематериальные активы обладают способностью приносить АТП доход в будущем. Степень полезности этого ресурса АТП следует определять систематически, так как ситуация меняется, и, следовательно, изменяется и потребность в такого рода активах, и их ценность. Поэтому состав и структура нематериальных активов должны быть достаточно динамичными. Анализ соответствия нематериальных активов потребностям АТП не вызывает затруднений, поскольку бухгалтерский баланс — это регулярно и достаточно точно заполняемая форма отчетности предприятия. 2 3. 509 33 Hi/ Одновременно нужно отметить, что в практике автотранспортных предприятий большинство нематериальных активов не находят своего отражения в финансовой отчетности. К подобным активам чаще всего относятся пакеты выгодных коммерческих предложений, контракты, исключительные авторские права на программы для ЭВМ, информационные базы, оригинальные управленческие и технологические решения, собственные патенты и лицензии и т.п. То, что эти активы не отражены в балансе, связано с их относительной «неосязаемостью». Вместе с тем все нематериальные активы могут получить стоимостную оценку. Так, для оценки такой части нематериальных активов, как патенты и лицензии, часто используется метод «роялти». Роялти — это вознаграждение, получаемое владельцем патента по лицензионному соглашению, за предоставление лицензии на использование нематериальных активов другими лицами. Использование таких нематериальных активов, как льготная аренда или выгодные контракты на поставку материальных ресурсов, позволяет уменьшить соответствующие затраты предприятия. Поэтому оценить эти активы можно, рассчитав выигрыш в себестоимости транспортных услуг и произведя дисконтирование денежных потоков. Дисконтирование — это процесс приведения денежных поступлений к их текущей стоимости. Для оценки нематериальных активов можно использовать также «метод создания», т. е. учет и суммирование затрат, вложенных в создание каждого из оцениваемых нематериальных активов. Таким образом можно, например, определить стоимость актива, по которому пока еще нет сформировавшегося спроса на рынке. Особенно важно правильно оценить стоимость нематериальных и других видов активов, когда проводится комплексная оценка бизнеса, с методикой которой можно ознакомиться в специальной литературе [59]. Можно ожидать, что внимание к нематериальным активам возрастет по мере осознания предпринимателями их значимости и в связи с развитием законодательства в области интеллектуальной собственности. Общая сравнительная характеристика основных и оборотных фондов АТП. Имущество АТП может быть представлено основными и оборотными фондами, которые составляют соответственно основные и оборотные активы АТП. 1. Основные и оборотные активы АТП различны по экономическим характеристикам. Объединяет их то, что они являются факторами производства, и то, что задачи обеспечения АТП основными и оборотными фондами могут быть названы генеральными задачами управления АТП. 2. Основные фонды — техническая база производства транс 3. Структура оборотных фондов АТП также определяется осо- 4. При оценке стоимости основных фондов принимают во внимание сроки их службы и факторы морального износа. Выбор вида оценки стоимости основных фондов зависит от цели ее проведения. 5. В ходе учета оборотных фондов фиксируется момент их появления на АТП и момент начала использования в производственном процессе. 6. Эффективность использования основных и оборотных фондов оценивается комплексом обобщающих показателей, предполагающих сравнение величины вложенных в них средств и полученного вследствие этого результата. Расчет частных показателей эффективности использования основных и оборотных фондов формирует информацию, необходимую для конкретизации решений по повышению уровня эффективности. 7. Факторы, определяющие степень эффективности использования основных и оборотных фондов, могут быть разделены на внешние и внутренние по отношению к предприятию. Следует отметить особо сильное влияние внешних факторов на эффективность использования подвижного состава, представляющего собой активную часть основных фондов. В каждой из этих двух групп факторов можно выделить факторы технические, организационные и социально-экономические. Контрольные вопросы 1. Используя свои знания по дисциплине «Экономическая теория», дайте полную экономическую характеристику основных и оборотных средств предприятия и определите их принципиальные отличия с учетом специфики деятельности АТП. 2. Можно ли отнести автомобиль технической помощи к активным основным производственным фондам АТП? 3. Назовите какой-либо экономический фактор эффективности использования основных фондов в грузовом АТП. 4. Какие пути повышения эффективности использования основных фондов наименее затратны? 5. Как можно увеличить физический срок службы основных фондов? 6. Назовите факторы повышения эффективности использования автобусов на городских маршрутах. 7. Почему изменение технико-эксплуатационных показателей использования подвижного состава влияет на материалоемкость единицы транспортных услуг? 8. Каковы отличия структуры оборотных фондов АТП от структуры оборотных фондов промышленного предприятия? 9. Как можно предупредить моральный износ основных фондов?
10. Почему в составе оборотных фондов АТП, занятого только перевозками грузов и пассажиров, отсутствует готовая продукция? 11. Поясните, каким образом планировка городских улиц влияет на эффективность использования основных фондов АТП.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 2329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |