КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Автотранспортного предприятия
И использования оборотных фондов В имущественный комплекс АТП, кроме основных, входят оборотные фонды. Экономическая состоятельность АТП значительно зависит от соответствия состава этих фондов производственной программе по перевозкам грузов и пассажиров, а также по другим видам деятельности (если они осуществляются предприятием). Оборотные фонды АТП. В соответствии с общепринятой классификацией оборотные фонды АТП включают в себя производственные запасы, незавершенное производство и расходы будущих периодов. Рассмотрим каждый из этих элементов оборотных фондов. 1. Производственные запасы (основная часть оборотных фондов) — это запасы ремонтных материалов, узлов и агрегатов автомобилей, эксплуатационных материалов, автомобильных шин, всех видов топлива и т. п. Размер запасов в основном определяется объемом производства транспортных услуг и временем между двумя поставками материальных ресурсов. В связи с экономической природой транспортных услуг производственные запасы АТП (в отличие от производственных запасов предприятий большинства отраслей экономики) не включают в себя сырье и основные материалы, а также комплектующие изделия и полуфабрикаты. Вопрос стоимостной оценки производственных запасов важен при определении доли оборотных фондов в общем объеме произведенных транспортных услуг, что непосредственно связано с расчетом размера прибыли, облагаемой налогом. Так, остаток запасов на конец года можно рассчитать по стоимости первой приобретенной единицы товара (так называемый метод ФИФО) или последней приобретенной единицы (так называемый метод ЛИФО), или используя средневзвешенную оценку затрат на приобретение производственных запасов. Поскольку в течение года цена приобретения топлива, автомобильных шин, запасных частей к автомобилям и других материальных ресурсов колеблется, то в зависимости от способа расчета стоимости запасов получится разная величина балансовой прибыли предприятия. Это принимают во внимание при выборе учетной политики АТП.
Управление запасами — одна из главных задач управления оборотными фондами. Важность этой задачи в определенной степени обусловливается тем, что сверхнормативные запасы материальных ресурсов вызывают финансовые затруднения, снижают качество хранения материалов, требуют дополнительных складских помещений. Образование значительных запасов сопряжено не только с появлением дополнительных складских расходов, но и с риском устаревания материальных ресурсов, а также с упущенной выгодой, которая могла быть получена в результате другого использования средств, вложенных в запасы. Норма (Н3) производственных запасов материальных ресурсов предприятия учитывает время в днях, затраченное: • на оформление документов, сопутствующих получению материальных ресурсов; • пребывание материальных ресурсов в пути со дня оплаты счета (транспортный запас); • разгрузку, прием и складирование материальных ресурсов в местах их хранения на автотранспортном предприятии; • проведение при необходимости лабораторного анализа и подготовки материалов к производству; • пребывание материальных ресурсов в форме страхового (гарантийного) запаса. Норматив оборотных средств (Qog) представляет собой (в стоимостном выражении) минимально необходимый производственный запас каждого вида материальных ресурсов: автомобильного топлива, эксплуатационных материалов, запасных частей и материалов для ремонта подвижного состава, ремонтно-строительных материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и др.:
О*, = с,н3,./д, где С,— затраты на планируемый период по /-му виду материальных ресурсов, руб.; Н3/ — норма запаса по /'-му виду оборотных фондов, дни; Дк — длительность планируемого периода, дни. Подробнее процесс нормирования производственных запасов с учетом специфики АТП рассматривается в таких учебных дисциплинах, как «Планирование деятельности транспортного предприятия», «Логистика», «Бухгалтерский учет». Значительный интерес представляет собой логистический подход к управлению производственными запасами, когда в качестве критерия оптимизации управления материальными ресурсами принимают минимум совокупных логистических издержек. 2. Оборотные фонды в процессе незавершенного производства — Структура производственного процесса на автотранспортных предприятиях — причина того, что удельный вес оборотных фондов в незавершенном производстве незначителен. Оборотные фонды могут быть задействованы в незавершенном производстве в небольшом объеме только при выполнении долговременных технических воздействий на подвижной состав. Что касается собственно перевозок грузов и пассажиров, то здесь оборотные фонды в процессе незавершенного производства отсутствуют. Соответственно объем оборотных фондов, находящихся в процессе незавершенного производства, на автотранспортных предприятиях весьма невелик. 3. Расходы будущих периодов объединяют все виды производ При определении потребности в оборотных фондах равнозначно используют принципы необходимости и достаточности материальных ресурсов. Определение годовых потребностей АТП в оборотных фондах. Годовые потребности АТП в оборотных фондах определяют по следующей схеме:
• проводят объемный и структурный анализ рынка транспортных и сопутствующих им услуг; • с учетом полученной информации, а также исходя из потенциала АТП, рассчитывают производственную программу по перевозкам грузов и пассажиров, по выполнению технических воздействий на подвижной состав, по прочим видам деятельности АТП; • формируют базу данных о нормах расхода автомобильного топлива, запасных частей, других видов оборотных фондов; • в соответствии с данными производственной программы о планируемом пробеге автомобиля Lroa, об автомобилечасах работы (АЧР), численности работников №°а и др. и на основе информации о нормах расхода по каждому (/-му) виду оборотных фондов Hf рассчитывают годовую потребность в оборотных фондах по их видам С;год. Например, годовую потребность в запасных частях рассчитывают по формуле /^год _ /тодир Точное определение потребности в оборотных фондах и последующее их рациональное использование обеспечивают надлежащий уровень материалоемкости транспортных услуг. Оценка эффективности использования материальных ресурсов АТП. Материалоемкость транспортных услуг определяется соотношением годовой потребности автотранспортного предприятия в материальных ресурсах и объема продаж транспортных услуг и характеризует количество материальных ресурсов (в стоимостном выражении), необходимое для производства транспортной продукции услуг фиксированной стоимости (например, один рубль). Этот показатель может быть также рассчитан по отношению к натуральной единице транспортной продукции, выраженной в тоннах или платных километрах и т. п. Материалоемкость ME транспортной продукции можно рассматривать как общую характеристику расхода материальных ресурсов на единицу продукции. При сравнении ее плановой и фактической величины или при анализе ее динамики можно также сделать вывод об эффективности использования материальных ресурсов АТП. В этом смысле материалоемкость — один из основных экономических показателей деятельности АТП.
Можно назвать и такой показатель, как материалоотдача МО — объем транспортной продукции (в рублях продаж или в натуральных единицах), приходящийся на один рубль стоимости использованных в производственном процессе предметов труда. Таким образом, оценить эффективность использования оборотных фондов предприятия можно при помощи анализа динамики показателей материалоемкости транспортных услуг или материал оотдачи: МЕ = 1С- /=1 /Дгод; МО = 1/МЕ, где п — число видов материальных ресурсов, используемых автотранспортным предприятием; Дгод — годовой доход или объем продаж автотранспортного предприятия, руб. Можно рассчитать также эти показатели, используя натуральные измерители реализованных транспортных услуг, например грузооборот (PTriS.): "ГОД
2ср Один из ведущих факторов снижения материалоемкости единицы транспортных услуг (повышения материалоотдачи) — поддержание на нормальном уровне затрат на автомобильное топливо. Большие затраты на топливо могут быть вызваны не только высоким рыночным уровнем цен, но и недостаточно эффективной организацией процесса перевозок, например значительными холостыми пробегами автомобилей. Решение данной проблемы, как и других проблем снижения уровня материалоемкости, непосредственно связано с задачей рационального использования подвижного состава, а также с вопросами повышения квалификации водителей автомобилей и рабочих, выполняющих ре-монтно-обслуживающие работы, и с обеспечением личной заинтересованности непосредственных исполнителей в экономном расходовании материальных ресурсов. Определенную роль играет уровень распространения в АТП прогрессивных методов, например, использование электронных устройств для контроля за вспрыском и соотношением элементов топливно-воздушной смеси или программное управление скоростью движения автомобиля и т.п. Материалоемкость единицы транспортных услуг можно снизить также в результате использования подвижного состава с большей долговечностью, лучшей топливной экономичностью, с удлиненными сроками замены смазочных материалов и пробега до технического обслуживания и капитального ремонта, что связано с критериями выбора подвижного состава при его приобретении. Улучшив технико-эксплуатационные показатели использования подвижного состава автомобильного транспорта (например, в результате рационального применения поддонов и контейнеров или вследствие разработки рациональных маршрутов перевозок грузов и т.п.), можно значительно изменить уровень материалоемкости единицы транспортных услуг. В целом, проблему снижения материалоемкости единицы транспортных услуг (если говорить о внутрипроизводственных факторах) необходимо решать системно, реализуя комплекс мероприятий экономического, организационного, технического, технологического и социально-экономического характера. Эффективность использования оборотных средств характеризуется двумя взаимосвязанными показателями: коэффициентом их оборачиваемости и продолжительностью одного оборота в днях. Коэффициент оборачиваемости выражает число оборотов, совершаемых оборотными средствами за определенный период времени (чаще всего за год), и вычисляется по формуле «об = Д//ЕОоб,, / ы где Д, — доход предприятия за рассматриваемый период времени,
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 3932; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |