Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Автотранспортного предприятия




И использования оборотных фондов

В имущественный комплекс АТП, кроме основных, входят оборотные фонды. Экономическая состоятельность АТП значи­тельно зависит от соответствия состава этих фондов производ­ственной программе по перевозкам грузов и пассажиров, а также по другим видам деятельности (если они осуществляются пред­приятием).

Оборотные фонды АТП. В соответствии с общепринятой клас­сификацией оборотные фонды АТП включают в себя производ­ственные запасы, незавершенное производство и расходы буду­щих периодов. Рассмотрим каждый из этих элементов оборотных фондов.

1. Производственные запасы (основная часть оборотных фон­дов) — это запасы ремонтных материалов, узлов и агрегатов ав­томобилей, эксплуатационных материалов, автомобильных шин, всех видов топлива и т. п. Размер запасов в основном определяется объемом производства транспортных услуг и временем между двумя поставками материальных ресурсов. В связи с экономической при­родой транспортных услуг производственные запасы АТП (в от­личие от производственных запасов предприятий большинства


отраслей экономики) не включают в себя сырье и основные ма­териалы, а также комплектующие изделия и полуфабрикаты.

Вопрос стоимостной оценки производственных запасов важен при определении доли оборотных фондов в общем объеме произ­веденных транспортных услуг, что непосредственно связано с рас­четом размера прибыли, облагаемой налогом. Так, остаток запа­сов на конец года можно рассчитать по стоимости первой приоб­ретенной единицы товара (так называемый метод ФИФО) или последней приобретенной единицы (так называемый метод ЛИФО), или используя средневзвешенную оценку затрат на при­обретение производственных запасов. Поскольку в течение года цена приобретения топлива, автомобильных шин, запасных час­тей к автомобилям и других материальных ресурсов колеблется, то в зависимости от способа расчета стоимости запасов получится разная величина балансовой прибыли предприятия. Это принима­ют во внимание при выборе учетной политики АТП.

Управление запасами — одна из главных задач управления обо­ротными фондами. Важность этой задачи в определенной степени обусловливается тем, что сверхнормативные запасы материаль­ных ресурсов вызывают финансовые затруднения, снижают каче­ство хранения материалов, требуют дополнительных складских помещений.

Образование значительных запасов сопряжено не только с по­явлением дополнительных складских расходов, но и с риском ус­таревания материальных ресурсов, а также с упущенной выго­дой, которая могла быть получена в результате другого использо­вания средств, вложенных в запасы.

Норма3) производственных запасов материальных ресурсов предприятия учитывает время в днях, затраченное:

• на оформление документов, сопутствующих получению мате­риальных ресурсов;

• пребывание материальных ресурсов в пути со дня оплаты сче­та (транспортный запас);

• разгрузку, прием и складирование материальных ресурсов в местах их хранения на автотранспортном предприятии;

• проведение при необходимости лабораторного анализа и под­готовки материалов к производству;

• пребывание материальных ресурсов в форме страхового (га­рантийного) запаса.

Норматив оборотных средств (Qog) представляет собой (в сто­имостном выражении) минимально необходимый производствен­ный запас каждого вида материальных ресурсов: автомобильного топлива, эксплуатационных материалов, запасных частей и ма­териалов для ремонта подвижного состава, ремонтно-строитель­ных материалов, малоценных и быстроизнашивающихся пред­метов и др.:


О*, = с,н3,./д,

где С,— затраты на планируемый период по /-му виду материаль­ных ресурсов, руб.; Н3/ — норма запаса по /'-му виду оборотных фондов, дни; Дк — длительность планируемого периода, дни.

Подробнее процесс нормирования производственных запасов с учетом специфики АТП рассматривается в таких учебных дис­циплинах, как «Планирование деятельности транспортного пред­приятия», «Логистика», «Бухгалтерский учет».

Значительный интерес представляет собой логистический под­ход к управлению производственными запасами, когда в каче­стве критерия оптимизации управления материальными ресур­сами принимают минимум совокупных логистических издержек.

2. Оборотные фонды в процессе незавершенного производства —
это следующий элемент оборотных фондов.

Структура производственного процесса на автотранспортных предприятиях — причина того, что удельный вес оборотных фон­дов в незавершенном производстве незначителен. Оборотные фонды могут быть задействованы в незавершенном производстве в не­большом объеме только при выполнении долговременных техни­ческих воздействий на подвижной состав. Что касается собственно перевозок грузов и пассажиров, то здесь оборотные фонды в про­цессе незавершенного производства отсутствуют. Соответственно объем оборотных фондов, находящихся в процессе незавершен­ного производства, на автотранспортных предприятиях весьма невелик.

3. Расходы будущих периодов объединяют все виды производ­
ственных авансовых платежей, по которым АТП может получать
доходы не ранее чем с будущего года. Это могут быть, например,
оборотные фонды, связанные с освоением новой диагностичес­
кой техники или с обследованием пассажиропотоков, в резуль­
тате которого будут изменены либо сами маршруты автобусов,
либо интервал движения автобусов на существующих маршрутах
и т.п.

При определении потребности в оборотных фондах равнознач­но используют принципы необходимости и достаточности мате­риальных ресурсов.

Определение годовых потребностей АТП в оборотных фондах. Годовые потребности АТП в оборотных фондах определяют по следующей схеме:

• проводят объемный и структурный анализ рынка транспорт­ных и сопутствующих им услуг;

• с учетом полученной информации, а также исходя из потен­циала АТП, рассчитывают производственную программу по пере­возкам грузов и пассажиров, по выполнению технических воздей­ствий на подвижной состав, по прочим видам деятельности АТП;


формируют базу данных о нормах расхода автомобильного топлива, запасных частей, других видов оборотных фондов;

• в соответствии с данными производственной программы о планируемом пробеге автомобиля Lroa, об автомобилечасах рабо­ты (АЧР), численности работников №°а и др. и на основе инфор­мации о нормах расхода по каждому (/-му) виду оборотных фон­дов Hf рассчитывают годовую потребность в оборотных фондах по их видам С;год. Например, годовую потребность в запасных частях рассчитывают по формуле

/^год _ /тодир

Точное определение потребности в оборотных фондах и после­дующее их рациональное использование обеспечивают надлежа­щий уровень материалоемкости транспортных услуг.

Оценка эффективности использования материальных ресурсов АТП. Материалоемкость транспортных услуг определяется соот­ношением годовой потребности автотранспортного предприятия в материальных ресурсах и объема продаж транспортных услуг и характеризует количество материальных ресурсов (в стоимостном выражении), необходимое для производства транспортной про­дукции услуг фиксированной стоимости (например, один рубль). Этот показатель может быть также рассчитан по отношению к натуральной единице транспортной продукции, выраженной в тоннах или платных километрах и т. п.

Материалоемкость ME транспортной продукции можно рассмат­ривать как общую характеристику расхода материальных ресурсов на единицу продукции. При сравнении ее плановой и фактичес­кой величины или при анализе ее динамики можно также сделать вывод об эффективности использования материальных ресурсов АТП. В этом смысле материалоемкость — один из основных эконо­мических показателей деятельности АТП.

Можно назвать и такой показатель, как материалоотдача МО — объем транспортной продукции (в рублях продаж или в натураль­ных единицах), приходящийся на один рубль стоимости исполь­зованных в производственном процессе предметов труда.

Таким образом, оценить эффективность использования обо­ротных фондов предприятия можно при помощи анализа дина­мики показателей материалоемкости транспортных услуг или ма­териал оотдачи:


МЕ =


1С- /=1


год; МО = 1/МЕ,


где п — число видов материальных ресурсов, используемых авто­транспортным предприятием; Дгод — годовой доход или объем продаж автотранспортного предприятия, руб.


Можно рассчитать также эти показатели, используя натураль­ные измерители реализованных транспортных услуг, например грузооборот (PTriS.):


"ГОД

МЕТКМ =

2ср

Один из ведущих факторов снижения материалоемкости еди­ницы транспортных услуг (повышения материалоотдачи) — под­держание на нормальном уровне затрат на автомобильное топ­ливо. Большие затраты на топливо могут быть вызваны не только высоким рыночным уровнем цен, но и недостаточно эффектив­ной организацией процесса перевозок, например значительны­ми холостыми пробегами автомобилей. Решение данной пробле­мы, как и других проблем снижения уровня материалоемкости, непосредственно связано с задачей рационального использова­ния подвижного состава, а также с вопросами повышения ква­лификации водителей автомобилей и рабочих, выполняющих ре-монтно-обслуживающие работы, и с обеспечением личной за­интересованности непосредственных исполнителей в экономном расходовании материальных ресурсов. Определенную роль играет уровень распространения в АТП прогрессивных методов, напри­мер, использование электронных устройств для контроля за вспрыском и соотношением элементов топливно-воздушной сме­си или программное управление скоростью движения автомоби­ля и т.п.

Материалоемкость единицы транспортных услуг можно сни­зить также в результате использования подвижного состава с боль­шей долговечностью, лучшей топливной экономичностью, с уд­линенными сроками замены смазочных материалов и пробега до технического обслуживания и капитального ремонта, что связано с критериями выбора подвижного состава при его приобретении.

Улучшив технико-эксплуатационные показатели использова­ния подвижного состава автомобильного транспорта (например, в результате рационального применения поддонов и контейнеров или вследствие разработки рациональных маршрутов перевозок грузов и т.п.), можно значительно изменить уровень материало­емкости единицы транспортных услуг.

В целом, проблему снижения материалоемкости единицы транс­портных услуг (если говорить о внутрипроизводственных факто­рах) необходимо решать системно, реализуя комплекс меропри­ятий экономического, организационного, технического, техно­логического и социально-экономического характера.

Эффективность использования оборотных средств характери­зуется двумя взаимосвязанными показателями: коэффициентом их оборачиваемости и продолжительностью одного оборота в днях.



Коэффициент оборачиваемости выражает число оборотов, со­вершаемых оборотными средствами за определенный период вре­мени (чаще всего за год), и вычисляется по формуле

«об = Д//ЕОоб,, / ы

где Д, — доход предприятия за рассматриваемый период времени,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 3932; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.