КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Как социально-экономическая организация
АВТОТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ЭКОНОМИКА АВТОТРАНСПОРТНОГО ГЛАВА 1 Предприятия наряду с учреждениями относятся к деловым социально-экономическим организациям. Они создаются отдельными и коллективными предпринимателями, а также социальными системами (государством, региональной властью, политическими партиями и т.п.). Нужно отметить, что автотранспортные предприятия (АТП), обеспечивающие значительную долю в общем объеме перевозок грузов и пассажиров в нашей стране, играют особую роль в ее экономике. Транспорт относится к инфраструктурным отраслям, а особенность предприятий, принадлежащих этим отраслям, состоит в том, что их продукция имеет всеобщий характер. Если предприятия базисных отраслей поставляют свою продукцию, как правило, ограниченному числу потребителей, то производственные связи предприятий отраслей инфраструктуры гораздо шире. Транспорт обслуживает деятельность всех производителей, поскольку произведенный ими продукт только тогда становится продуктом для потребления, когда он доставлен потребителю. Массовым потребителем транспортных услуг является население страны. Таким образом, социально-экономическое развитие предприятий транспорта имеет расширительное значение как для удовлетворения потребностей предприятий базисных отраслей, так и непосредственно для повышения качества жизни населения в определенном регионе и в стране в целом. Прежде чем рассматривать конкретные проблемы экономики АТП и пути их решения, следует определить, что такое «предприятие». Начнем с того, что нельзя признать какое-то одно определение предприятия единственно верным. Это понятие формулируется в каждом конкретном случае с разных позиций: с позиций права, теории организации, интересов предпринимателей, потребностей общества и т.д. Определения предприятия. Приведенные определения предприятия наиболее часто используют в экономической практике. 1. Предприятие — это юридическое лицо, в оперативном управлении или в хозяйственном ведении которого находится организационно обособленное имущество. Предприятие как юридическое лицо отвечает по своим обязательствам и имеет законодательно прописанные юридические права. Это определение подробно структурировано в Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ) [23]. 2. В ГК РФ приведено также определение предприятия как объекта гражданских прав, являющегося имущественным комплексом, который используется для осуществления предпринимательской деятельности. В соответствии с этим определением, предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью. Вопросы управления недвижимостью подробно изучаются в дисциплине «Экономика недвижимости», однако суть АТП как имущественного комплекса раскрывается в гл. 2 учебного пособия с позиций эффективности деятельности этого предприятия. 3. Исходя из общественных потребностей, можно определить, что АТП представляет собой сознательно координируемое социально-экономическое образование с четкими границами, которое функционирует на относительно постоянной производственной базе для достижения конкретной социально-экономической цели, заключающейся в производстве и реализации транспортных услуг. 4. В соответствии с основными принципами системного подхода предприятие может рассматриваться как система, т. е. как набор взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, скоординированных с определенной производственно-финансовой целью. Так, в частности, на предприятии координируются иерархия уровней управления (что является предпосылкой интеграции отдельных элементов системы) и принятые в предприятии стратегия, процедуры, нормы. Далее раскрывается этот вариант определения предприятия. АТП в качестве системы. Внутри предприятия, представленного как система, могут быть выделены (и обычно обосабливаются организационно) отдельные подсистемы. Именно на этом обособлении строится практика образования в границах предприятия центров экономической ответственности, формой существования которых могут быть, например, центры доходов, центры прибыли, центры затрат, а также центры инвестиций. Выделяя внутри предприятия по какому-либо признаку отдельные подсистемы (например, производственные подразделения), следует расценивать само предприятие не как простую, а как взаимодействующую их совокупность. Подсистемы АТП как элементы общей системы выполняют относительно обособленные, но вме- сте с тем и взаимосвязанные функции, такие как непосредственная перевозка грузов и пассажиров; материально-техническое обеспечение перевозок; техническое воздействие на подвижной состав; управление и обслуживание производства; проектирование изменений, необходимых для приспособления предприятия к окружающей среде и обеспечивающих его развитие; реализация транспортных услуг; координация действий всех подсистем АТП и др. Включая в себя отдельные подсистемы, предприятие само является подсистемой в рамках более крупной системы. Вьщеление систем, подсистем и сверхсистем зависит от исходной точки зрения, т. е. от того, что считать отправной системой. В наших рассуждениях отправной системой принято само предприятие, динамически взаимодействующее с внешней средой. Такое взаимодействие позволяет определить предприятие как открытую систему. На входе предприятия как открытой системы — поступление материальных ресурсов, рабочей силы, капитала, в том числе поступление инвестиций, направляемых на развитие предприятия и т.д. На выходе — транспортные услуги, финансовые потоки и т.д. Субъектами внешней среды выступают кредитные организации; рынок труда; потребители продукции, производимой предприятием; поставщики материальных ресурсов; органы региональной и федеральной власти и т. д. Если предприятие развивается, его границы открываются в большей степени, так как возникает потребность в новых видах подвижного состава, в дополнительных трудовых и материальных ресурсах. Следовательно, активизируются и расширяются взаимосвязи предприятия с внешней средой. В свою очередь, изменения во внешней среде воздействуют на отдельные подсистемы предприятия или в целом на предприятие как на открытую социально-экономическую систему. Факторами внешней среды АТП являются общие экономические и политические условия в стране; характер требований потребителей автотранспортной продукции; конкурентный статус других транспортных предприятий, предлагающих аналогичные услуги; позиции профсоюза работников транспорта; сила и характер управляющих воздействий со стороны организаций, регламентирующих транспортную деятельность; изменения в законодательной и нормативной базе; изменения в структуре общественных ценностей; климатические и дорожные условия, в которых работает АТП, и т.д. Эти факторы взаимосвязаны, число их растет, а приоритеты меняются. Так, с выходом автомобильного транспорта на международный рынок транспортных услуг появилась необходимость учитывать особенности международного транспортного законодательства, национального транспортного законодательства в других странах; развитие мелкого бизнеса усиливает актуальность проблемы снижения затрат на производство единицы транспортных услуг и т. п. Внешняя среда любого, в том числе автотранспортного предприятия может быть оценена такими характеристиками, как ее сложность, подвижность и неопределенность. Под сложностью внешней среды понимается число факторов, на влияние которых предприятие должно реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора. Подвижность — это скорость, с которой в силу влияния внешней среды происходят изменения в предприятии. Неопределенность характеризует степень предсказуемости происходящих изменений. Неопределенность внешней среды является функцией количества информации, которой должно располагать автотранспортное предприятие (конкретный руководитель, специалист) по поводу конкретного фактора внешней среды, а также функцией уверенности в своевременности получения, достоверности и полноты этой информации. Как следует из приведенных выше определений, предприятие — это сложная социально-экономическая организация. В ней одновременно существуют (зачастую противоречиво) интересы отдельных людей и групповые интересы, жесткие требования вполне определенной технологии и творческие решения работников, стимулы высокоэффективного труда и нормы поведения, ограничивающие свободу работников. У каждого предприятия свой облик, культура и репутация. Каждое предприятие имеет свои традиции. Сложность решения проблем предприятия отражена в следующем тезисе: «...экономическая вселенная не ограничивается только конкурентной борьбой... там также существуют интересы общества, социальные вопросы и проблемы окружающей среды игнорирование болевых точек общества не спасает лидеров и их организации от болей этого общества. На уровне лидеров это означает признание присутствия в организации и добра, и зла, наличия у нее и светлой души, и мрачной тени» [26, с. 361]. Предприятия могут активно развиваться, когда этому способствует правильно выбранное ими поведение на рынке транспортных услуг и рациональное использование всех видов ресурсов и когда активно осваиваются новые технологии перевозок и современные формы их организации. Предприятия реформируются, когда этого требуют условия их успешного пребывания на рынке транспортных услуг. Они погибают, когда становятся неспособными удовлетворять спрос на перевозки пассажиров и грузов и одновременно обеспечивать необходимый уровень рентабельности производства транспортных услуг. Таким образом, необходимо эффективное управление экономическими процессами, обеспечивающими развитие предприятия. Жизненный цикл предприятия. Следует отметить роль управления экономическими процессами в выравнивании жизненного цикла предприятия. Под жизненным циклом предприятия понимаем его предсказуемые изменения, происходящие в определенной последовательности в течение длительного отрезка времени. Традиционное представление жизненного цикла предприятия состоит в том, что выделяются и содержательно определяются отдельные этапы его существования. В общем виде это создание -> рост -» зрелость -»упадок. Следует заметить, что возможны и другие варианты представления жизненного цикла предприятия. Например, в [63] дана характеристика таких основных стадий жизненного цикла, сменяющих друг друга, как: предпринимательство —> коллективность—> формализация —> совершенствование. Автор дает также описание кризисных ситуаций, возникновение которых характерно для каждой из стадий жизненного цикла, и делает вывод о том, что организации погибают, когда не способны преодолеть кризис и перейти на другую ступень своего развития. Для сравнения: в работе А. И. Пригожина [75] дан перечень таких стадий жизненного цикла предприятия, как зарождение—»младенчество —» «вперед и больше» —> юность —»расцвет —»стабилизация -» аристократизация -> ранняя бюрократизация -»умирание. Несмотря на разнообразие в представлении жизненного цикла, видна общепризнанная тенденция: все авторы сходятся на том, что на разных стадиях жизненного цикла изменяется экономическая политика предприятия и актуальность определенных управленческих воздействий. На этапе упадка, например, предприятие должно либо принимать такие управленческие решения, которые жестко направлены на обновление, реструктуризацию, либо примириться с потерей своей экономической состоятельности и возможностью ликвидации. На каждом из этапов решения связанные с экономикой предприятия, должны иметь определенную целенаправленность, и на этой основе формируется специфическая для данного этапа политика социально-экономического развития автотранспортного предприятия. Экономика транспортного предприятия как социально-экономической организации. Обобщенно, это система экономических отношений, возникающих в границах предприятия и во внешней среде его деятельности в связи с производством транспортных услуг: обращение, использование и распределение капиталов, рабочей силы, информации и других факторов производства. Именно эти проблемы, рассматриваемые в учебной дисциплине «Экономика предприятия», определяют содержание экономической деятельности АТП (которое можно представить в форме конкретных задач управления ею). Приоритет отдельных задач определяется в зависимости от ситуации, сложившейся на рынке транспортных услуг (РТУ), с учетом не только внутрисистемных факторов, но и факторов внешней среды. Ситуация, сложившаяся во внешней среде АТП (включая ее прогнозируемые изменения, с одной стороны, и состояние, а также возможность развития внутрипроизводственных факторов, с другой стороны), должна быть в полной мере учтена при формировании стратегии и экономической политики этого предприятия. Так, конкурентная позиция каждого конкретного АТП определяется тем, насколько адекватно оно реагирует на изменение спроса на перевозки и может ли обеспечить клиенту более высокое по сравнению с конкурирующими предприятиями качество транспортных услуг. Одной из центральных задач экономической политики АТП следует считать разработку и реализацию программы по достижению таких затрат на производство единицы транспортной продукции, которые не превышали бы аналогичные затраты конкурентов. Не менее важной задачей представляется правильный выбор тарифной стратегии предприятия на рынке транспортных услуг и определение реальных возможностей расширения (или сохранения освоенного) сегмента рынка. Достаточно значимыми выступают задачи полного и рационального использования всех видов ресурсов АТП. Высокая трудоемкость автотранспортных услуг определяет особое значение эффективного управления персоналом предприятия. Не вызывает сомнений необходимость мониторинга показателей адекватной оценки эффективности производственно-коммерческой деятельности предприятия с позиций анализа его платежеспособности. Перечень задач управления экономической деятельностью может быть продолжен. Специалисты, работающие на автотранспортных предприятиях, должны уметь структурировать социально-экономические задачи, выявлять наиболее актуальные из них на конкретном этапе существования предприятия и находить эффективные методы решения этих задач. Направленность экономических решений, принимаемых руководителями и специалистами АТП, в определенной мере задается типом АТП. Признаков, по которым можно выделить однотипные АТП, достаточно много, но чаще всего учитывают три из них. Основные признаки типизации АТП, определяющие особенности их функционирования. АТП осуществляют свою деятельность, имея различные организационно-правовые формы и разные размеры (это первые два признака типизации предприятий). Кроме того, предприятия можно разделить по виду выполняемых ими транспортных услуг. 1. Возможные организационно-правовые формы деятельности автотранспортных предприятий так же, как и предприятий других отраслей экономики, определены в ГК РФ. В нем приведены исчерпывающие характеристики каждой из организационно-правовых форм, поэтому нет смысла повторять их в этом учебном >"jS пособии, лучше обратиться к первоисточнику. На грузовом автомобильном транспорте до последнего времени чаще всего использовалась такая форма, как акционерное общество, на пассажирском — унитарное предприятие. Однако соотношение количества предприятий, принявших отдельные организационно-правовые формы, зависит от конкретной ситуации в отрасли и в экономике страны и поэтому постоянно изменяется. У каждой из организационно-правовых форм есть свои преимущества и недостатки, свои правила распределения прибыли и убытков и т.д., которые необходимо хорошо представлять как на этапе создания предприятия, так и на этапе его реструктуризации, особенно если реструктуризация предусматривает реорганизацию предприятия. 2. Для определения размерности АТП и отнесения его к малому, среднему или крупному чаще всего учитывают численность производственного персонала, объем валовой продукции и стоимость основных производственных фондов. В мировой экономической практике нет унифицированного определения какого-либо размера АТП, и используются разнообразные критерии отнесения предприятий к малым, средним и крупным. С критериями, принятыми в нашей стране, можно ознакомиться, изучив определенные законодательные документы, например ГК РФ и Налоговый кодекс РФ. После того как в 90-х гг. XX в. в автомобильной отрасли были осуществлены первоначальная приватизация и демонополизация и произошел переход от прямого административного управления к государственному регулированию субъектов рынка транспортных услуг, появилось много малых АТП. Зарубежные экономисты выделяют четыре характерные черты, присущие именно малым предприятиям: а) на малых предприятиях главные управленческие должности достаточно часто удерживаются учредителями предприятия, их родственниками; б) на малых предприятиях сравнительно невелик не только объем, но и номенклатура производимой продукции; в) в менеджменте малых предприятий слабо развиты методы стратегического управления; г) сама система менеджмента, как правило, не структурирована. Можно добавить, что для малых АТП характерны своеобразные методы предупреждения рисков. В отличие от крупных и средних предприятий они предпочитают методы уклонения от рисков методам диссипации и компенсации. Таким образом, малое предприятие — это не уменьшенный вариант крупного или среднего предприятия, а организация со специфическими характеристиками деятельности. Известно, что малые предприятия способны активизировать развитие экономики, предоставив дополнительные рабочие места, оперативно реагируя на изменения потребительского спроса и расширяя поле конкуренции. На автомобильном транспорте ма- лый бизнес получил весьма широкое развитие по сравнению с другими видами транспорта. Разумеется, как малые, так и средние и крупные предприятия имеют сравнительные преимущества и недостатки. Вы можете уточнить и расширить знания о малых предприятиях, ознакомившись с дополнительной литературой [87]. 3. Следующим признаком типизации автотранспортных предприятий является характер выполняемых ими транспортных услуг. В соответствии с этим признаком различают, например, грузовые, пассажирские предприятия, смешанные, специализированные предприятия и т.д. Услуги автомобильного транспорта достаточно разнообразны, в чем можно убедиться, ознакомившись со схемой (рис. 1.1) [86]. Основные услуги — это перевозки грузов и пассажиров, однако в последнее время увеличился удельный вес услуг, заключающихся не только непосредственно в перевозке грузов и пассажиров. Это Рис. 1.1. Состав услуг автомобильного транспорта 14 связано как с развитием интеграционных процессов на транспорте, так и с диверсификацией производства, необходимость которой определяется сложившейся в стране экономической ситуацией. Более подробно разобраться в содержании каждого из видов услуг автотранспортных предприятий, показанных на рис. 1.1, поможет книга И.В.Спирина [86]. Очевидно, в процессе изучения дисциплины «Экономика предприятия» студенту имеет смысл самостоятельно проанализировать динамику численности предприятий отдельных организационно-правовых форм, а также предприятий, выполняющих разные виды перевозок. Это можно сделать, ознакомившись с информацией, приведенной в справочных изданиях или в отраслевых журналах. Государственный комитет статистики выпускает статистический сборник «Транспорт и связь в России», в котором публикуются данные о развитии отдельных типов предприятий транспорта. Что касается основных и весьма специфических услуг транспортных предприятий, заключающихся в перевозке грузов и пассажиров, то к их существенным особенностям можно отнести: • отсутствие вещественной осязаемости этих услуг, что, во-первых, создает проблемы с количественной оценкой и планированием объема производимой продукции и, во-вторых, не дает возможности создавать запасы продукции, несмотря на неравномерность спроса на перевозки грузов и пассажиров в течение года; • совпадение во времени процессов производства и реализации транспортных услуг, что сводит «на нет» проблему образования нереализованных излишков готовой продукции, но зато порождает необходимость накопления резервов подвижного состава. Особенности транспортных услуг определяют сложность их измерения. По поводу показателей, используемых для измерения объема транспортных услуг существует много сомнений и также много предложений, однако до сих пор в отечественной и зарубежной практике этот объем традиционно измеряется количеством перевезенных пассажиров (перевезенных тонн груза); количеством пассажирокилометров (тонна-километров), когда учитывается среднее расстояние поездки одного пассажира (перевозки одной тонны груза); количеством автомобилечасов работы; количеством километров, выполнение которых оплачено клиентом. Используют и другие показатели, например количество ездок с грузом, выполненных автомобилем. Как правило, в связи с некоторой условностью показателей объема транспортной продукции в плановой и аналитической деятельности АТГТ используют не один, а комплекс показателей, например объем грузовых перевозок в тоннах и величину грузооборота в тонно-километрах. Характер услуг, предоставляемых автотранспортными предприятиями другим организациям и населению, определяет миссию АТП. В общем выражении миссия автотранспортных предприятий — это обеспечение эффективной (с позиций экономического роста страны, мобильности населения, безопасности жизнедеятельности, а также с позиции использования ресурсов) перевозки пассажиров и грузов внутри Российской Федерации и за границей. Другими словами, это обеспечение единства национальных товарных рынков, взаимосвязи регионов, подвижности граждан страны. Вместе с тем формулировка миссии может и должна быть конкретизирована и раскрыта для каждого АТП в соответствии с особенностями и целеполаганием его производственной деятельности. Основной экономический принцип деятельности АТПзаключается в стремлении к экономической эффективности, т. е. превышению результатов его деятельности (дохода) над затратами на производство транспортных услуг. Этому принципу подчиняются все рациональные управленческие решения, в чем можно убедиться, ознакомившись с материалом следующих глав учебного пособия. Некоторые экономисты считают наиболее полную реализацию этого принципа целью предпринимательской деятельности. Однако цель предпринимательской деятельности должна формулироваться более конкретно, хотя и в соответствии с указанным принципом. В подразд. 6.3 подробно рассмотрены классификация и методы оценки достижения отдельных целей АТП. Контрольные вопросы 1. В каких случаях предприятие выступает главным образом как юридическое лицо? 2. На что в первую очередь должны быть направлены управленческие решения на этапе создания АТП? 3. Какая организационно-правовая форма наиболее предпочтительна для малого предприятия, выполняющего перевозки грузов? 4. С какими элементами внешней социально-экономической среды взаимодействует предприятие? Взаимодействие с какими из этих элементов наиболее чувствительно для АТП? 5. Почему на автомобильном транспорте малый бизнес стал развиваться раньше и активнее, чем на других видах транспорта? 6. Какие преимущества перед малыми имеют крупные транспортные предприятия? 7. Какие виды услуг, кроме перевозок грузов и пассажиров, могут производить АТП? 8. В каких единицах можно измерить объем транспортных услуг на городском маршрутном пассажирском транспорте? 9. Как формулируется основной экономический принцип деятельности АТП? ГЛАВА 2
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 3030; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |