Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности формирования




Об „ 1

i=l

где п — число типов подвижного состава, эксплуатируемого на предприятии.

Показатель Гоб определяет, сколько в среднем лет длится цикл использования основных фондов и насколько активным должно быть их обновление.

С течением времени возникает необходимость переоценки ос­новных фондов, так как, во-первых, меняется цена на опреде­ленные виды подвижного состава или другие основные фонды автотранспортного предприятия и, во-вторых, нужно привести к единой оценке фонды, приобретенные в разное время. Переоцен­ка дает возможность определить восстановительную стоимость основных фондов.

В результате износа основные фонды теряют свою первоначаль­ную стоимость. Их остаточная стоимость определяется степенью этого износа, условно измеряемого как сумма ранее начисленных амортизационных отчислений Агод:

*-^ост ~ *-^пер ~ "год"'»

где т — фактический срок службы основных фондов, год.

Таким образом, если речь идет о стоимости основных фондов, следует уточнить, какой вид стоимости имеется в виду, тем бо­лее, что информация о каждом из этих видов используется в эко­номическом планировании и анализе для вполне определенных целей.

В соответствии со степенью износа основных фондов рассчи­тывают коэффициенты их износа и годности. Движение основных фондов (их поступление на баланс АТП, эксплуатация в течение определенного периода и списание с баланса) оценивают коэф­фициентом выбытия и коэффициентом обновления.

В табл. 2.1 приведена величина этих коэффициентов для одного из автотранспортных предприятий.


Таблица 2.1. Показатели состояния и движения основных фондов

 

 

Показатель Величина
по-плану фактическая
Коэффициент износа 0,91 0,93
Коэффициент годности 0,09 0,07
Коэффициент выбытия 0,37 0,04
Коэффициент обновления 0,01  

Можно предположить, что предприятие имеет достаточно се­рьезные проблемы, связанные с высоким износом основных фон­дов и их вялым обновлением.

Определение уровня эффективности использования основных фондов АТП. Как отмечено в подразд. 2.1, основные фонды — это существенно более значимый по стоимости элемент иму­щественного комплекса АТП, чем оборотные фонды. Это об­стоятельство делает особо актуальной задачу их эффективного использования.

Обобщающим показателем использования всех основных фон­дов, которыми владеет или распоряжается предприятие, является фондоотдача (ФО), уровень которой определяется отношением годового объема продаж транспортных услуг (дохода) Д, руб., к среднегодовой стоимости основных фондов (ОФ), руб., исполь­зуемых при производстве этих услуг:

ФО = Д/ОФ.

Уровень фондоотдачи часто оценивают в процентах. В этом слу­чае показатель ФО, приведенный выше, умножается на 100 %.

При расчете показателя фондоотдачи реализован основной принцип оценки экономической эффективности — сравнение за­трат, вкладываемых в производство транспортных услуг, с получае­мыми автотранспортным предприятием результатами. Заметим, что этот принцип используют для оценки эффективности всех видов ресурсов предприятия.

Фондоотдача может иметь натуральное выражение. В этом слу­чае объем транспортных услуг, производимых предприятием, из­меряют числом тонн (тонна-километров) или пассажиров (пасса-жирокилометров), или другими натуральными показателями. На­пример, при измерении объема продукции в тоннах перевезенно­го груза (Qm) фондоотдача может быть определена следующим образом:

ФО = ОУОФ.


Доля стоимости основных фондов, приходящаяся на единицу транспортных услуг, — это показатель фондоемкости (ФЕ) транс­портной продукции:

ФЕ = ОФ/Д

или при измерении объема продукции в тоннах

■ФЕ = ОФ/&,.

Таким образом, в общем виде ФЕ = 1/ФО.

Наряду с показателем рентабельности основных фондов (вели­чина прибыли, приходящаяся на единицу стоимости основных фондов), показатели фондоотдачи и фондоемкости применяют обычно с целью определения общего уровня (эффективности) использования основных фондов АТП. Чтобы эта характеристика была достаточно достоверной, необходимо:

• показатели фондоотдачи, фондоемкости и рентабельности ос­новных фондов рассматривать в динамике;

• при сравнении показателей, полученных в разное время, ис­ключать влияние, оказываемое на эти показатели изменением тарифов на транспортные услуги, используя в расчетах единые цены;

• конкретизировать оценку путем определения фондоотдачи, фондоемкости и рентабельности для активной части основных фондов. В этом случае при расчете нужно учитывать либо только стоимость подвижного состава, либо только его натуральные ха­рактеристики, например мощность подвижного состава в авто­тоннах (для грузовых автомобилей) или в пассажироместах (для автобусов) и т.п.

Перечисленные выше показатели дают лишь общее представ­ление об уровне и тенденциях использования основного капитала автотранспортного предприятия. Даже в том случае, когда оценка выполняется по отношению к подвижному составу (как активной части основных фондов), она является усредненной и поэтому не позволяет принять конкретные управленческие решения, направ­ленные на полное использование основных средств. Такие реше­ния могут быть приняты на основе более детального анализа, ког­да для оценки использования каждого вида основных фондов при­меняют частные показатели, сформированные с учетом функцио­нального назначения этого вида.

Так, использование автомобилей может быть оценено: коэффи­циентом их выпуска на линию; соотношением времени нахожде­ния их в наряде и времени движения; величиной выработки в натуральных единицах транспортной продукции, приходящейся на одну среднесписочную автотонну (на один местокилометр), и др. При этом можно разделить общую совокупность показателей на две группы:


1) характеризующие использование автомобилей во времени (показатели экстенсивности использования): среднее время на­хождения автомобиля в наряде, коэффициент выпуска автомоби­лей на линию, среднее время простоя грузового автомобиля под погрузкой, удельный вес потерь времени на линии по организа­ционным причинам и т.п.;

2) характеризующие использование конструктивной мощнос­ти автомобиля (показатели интенсивности использования): коэф­фициент использования грузоподъемности автомобиля, коэффи­циент наполнения салона автобуса, коэффициент использования пробега и т. п.

Использование производственных зданий может быть охаракте­ризовано такими показателями, как степень полезного использо­вания площади зданий; соотношение основной и вспомогатель­ной площади производственной зоны и др.

Использование ремонтного оборудования, оргтехники, техничес­ких устройств (например, канав для осмотра автомобилей) мо­жет быть оценено при помощи ряда частных показателей, позво­ляющих определить, какую часть из нормативного времени рабо­ты эти основные фонды действительно работают и насколько они загружены во время работы с позиций их номинальных техничес­ких характеристик. Уже говорилось о том, что подобные показате­ли соответственно характеризуют экстенсивность (1) и интенсив­ность (2) использования основных фондов. К числу показателей 1-й группы можно, например, отнести коэффициент использова­ния компьютерной техники в течение рабочего дня, а к числу показателей 2-й группы — степень загрузки подъемных механиз­мов.

На основе информации о величине и динамике частных пока­зателей принимают управленческие решения по приоритетным направлениям в области эффективного использования основных фондов АТП.

При решении проблемы улучшения использования основных фондов на автомобильном транспорте особое внимание уделяют подвижному составу, как активной части основных фондов.

Факторы повышения фондоотдачи подвижного состава много­образны:

• активное применение принципов логистики в организации управления деятельностью автотранспортных предприятий;

• совершенствование структуры парка подвижного состава как по характеристикам производительности, так и по уровню специ­ализации моделей автомобилей;

• компьютеризация оперативного управления перевозками: про­граммное управление скоростью автомобилей, использование компьютеров совместно со спутниковой связью для выбора мар­шрута и с целью обеспечения полной загрузки автомобилей, по-


стоянная связь между транспортными средствами, местом бази­рования автомобиля и клиентами;

• уровень профессионализма водителей, что, в свою очередь, связано с системой мотивации трудовой деятельности.

Внешние по отношению к АТПфакторы эффективности исполь­зования подвижного состава — это состояние автомобильных до­рог, погодные условия, планировка проездов в населенном пунк­те, интенсивность транспортного потока, степень соответствия средств погрузки характеристикам автомобиля, способ упаковки груза, организация процессов погрузки и разгрузки грузов, огра­ничение по скорости движения транспортных средств и другие факторы, влияние которых не регулируется непосредственно са­мим АТП.

Что касается внутрипроизводственных факторов повышения эф­фективности использования основных фондов, то их можно опреде­лить в результате анализа бухгалтерской отчетности и данных ана­литического учета по отдельным объектам основных средств, а также на основе данных непосредственных наблюдений за произ­водственным процессом. Полученная при этом информация по­зволяет выявить наиболее актуальные проблемы использования основных фондов и найти наименее затратные пути их решения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 964; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.