КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сегментация рынков недвижимости
Конкретные сегменты рынка недвижимости характеризуются видом использования имущества, местоположением, потенциалом приносимого дохода, типичными характеристиками арендаторов, инвестиционной мотивацией и другими признаками, признаваемыми в процессе обмена недвижимого имущества. В свою очередь, рынки недвижимости испытывают влияние разнообразных факторов социального, экономического, государственного и экологического характера. Рынок недвижимости подразделяется на сегменты исходя из назначения недвижимости и ее привлекательности для различных участников рынка. Сегменты, в свою очередь, подразделяются на субрынки в соответствии с предпочтениями покупателей и продавцов, на которые влияют социальные, экономические, государственные и экологические факторы. Исследование сегментов рынка недвижимости проводится по таким параметрам, как местоположение, конкуренция, а также спрос и предложения, которые относятся к общим условиям рынка недвижимости. Разбиение рынка недвижимости на отдельные сегменты проводится в соответствии с преобладающими потребностями участников рынка, инвестиционной мотивацией, местоположением, сроком фактического функционирования объекта, физическими характеристиками, дизайном, особенностями зонирования недвижимости. Принципы классификации объектов, положенные в основу сегментации рынков недвижимости, подчинены конкретным задачам процедуры оценки и требуют всестороннего учета характеристик оцениваемой недвижимости. В зависимости от назначения (направления использования) объекта недвижимости, рынок можно разделить на пять сегментов: 1. Жилая недвижимость (многоквартирные, односемейные дома, квартиры и комнаты). 2. Коммерческая недвижимость (офисные, торговые, производственно–промышленные, складские здания, гостиницы, рестораны). 3. Промышленная недвижимость (промышленные предприятия, здания НИИ). 4. Незастроенные земельные участки различного назначения (городские земли, сельскохозяйственные и охотничьи угодья, заповедники, зоны разработки полезных ископаемых). 5. Недвижимость специального назначения (объекты, имеющие ограничения по их использованию в силу специфики конструктивных характеристик, например церкви, аэропорты, тюрьмы и др.). В зависимости от состояния земельного участка, рынок недвижимости можно разделить на: - Застроенные земельные участки. - Незастроенные земельные участки, пригодные для последующей застройки. - Незастроенные земельные участки, не пригодные для последующей застройки. В зависимости от характера полезности недвижимости (ее способности приносить доход) подразделяются: - Доходная недвижимость. - Условно доходная недвижимость. - Бездоходная недвижимость. В зависимости от степени представленности объектов: - Уникальные объекты. - Редкие объекты. - Широко распространенные объекты. В зависимости от экономической активности регионов: - Активные рынки недвижимости. - Пассивные рынки недвижимости. В зависимости от степени готовности: - Незастроенные земельные участки. - Готовые объекты. - Не завершенные строительством объекты. - Объекты, нуждающиеся в реконструкции. Каждый из перечисленных рынков недвижимости, в свою очередь, может быть разделен на специализированные субрынки. Субрынки сегментируются в соответствии с покупательскими предпочтениями по отношению к цене недвижимости, сложности управления, величине дохода, степени износа, окружению, более узкой специализацией и др. Так, рынок сельскохозяйственной недвижимости может быть подразделен на рынки пастбищ, животноводческих ферм, лесных угодий, пахотных земель, садов и пастбищ для крупного рогатого скота. Процесс идентификации конкретного объекта в рамках более крупного рынка называется сегментацией. Процесс сегментации рынка обычно заключается в дезагрегировании, или выделении, оцениваемой недвижимости в самостоятельный подкласс в соответствии с выявленными характеристиками оцениваемого объекта. Субрынок делится на меньшие сегменты в результате определения различных предпочтений покупателей и продавцов относительно размера, дизайна, ценового диапазона, местоположения и др. В зависимости от состава прав собственности, которые являются объектом сделки между продавцами и покупателями, рынок недвижимости делится на два сегмента: – рынок купли - продажи; – рынок аренды. На рынке купли - продажи в обмен на соответствующий эквивалент передается полное право собственности, которое включает право распоряжения. На рынке аренды объектом сделки является частичный набор прав, исключающий право распоряжения. Одна из основных специализаций сегментов рынка связана с типом собственности, в соответствии с которым различают: – сельскохозяйственную собственность, включающую лесные угодья, пахотные поля, сенокосы, сады, огороды, водоемы; – жилую собственность, включающую многоквартирные жилые дома с участками, индивидуальные жилые дома с участками для постоянного, сезонного и временного проживания; – коммерческую собственность, включающую офисы, объекты торгового, промышленного и складского назначения, в том числе объекты высоких технологий, бизнес - парки, научные технопарки и т. д. Приведенная здесь классификация носит общий характер и может быть существенно расширена дополнительным делением каждого типа собственности. В России рынок недвижимости традиционно классифицируется по назначению: рынок жилья и рынок коммерческой недвижимости. Рынок жилья представляет собой рынок квартир, коттеджей, то есть всех объектов, в которых возможно проживание человека. Рынок коммерческой недвижимости – это рынок объектов, используемых для коммерческой деятельности: офисы, склады, торговые площади, даже самолеты (согласно Российскому законодательству). Рынок покупки/продажи в свою очередь можно разделить на: первичный рынок – это рынок жилых объектов, которые впервые предложены на рынке жилья, или находятся в стадии строительства (например квартиры в новых или строящихся домах, новые коттеджи и т. д.) и вторичный рынок – это рынок жилых объектов, которые уже построены и выводились на рынок жилья ранее. Значительная часть этого рынка – жилые квартиры. Рынок жилой недвижимости можно классифицировать основываясь на форме собственности. Например, основные формы собственности на жилье в России – частная собственность (приватизированные квартиры), кооперативная собственность (собственнику принадлежит доля (пай) в кооперативе), муниципальная собственность (собственность города, района). Действия, которые можно совершить над объектами, принадлежащим к первым двум типам рынков – полная передача прав владения и распоряжения объектом недвижимости. Рынок аренды недвижимости – это рынок жилых объектов, которые используются их владельцами (арендодателями) для извлечения постоянного дохода, получаемого от арендаторов. На этом рынке передаются права пользования объектами недвижимости. Существует сегментация рынка по географическому признаку: например, рынки аренды офисных помещений в Санкт - Петербурге и Саратове будут отличаться по качественным и количественным характеристикам. Специализацией рыночного сегмента может быть качество недвижимости одного и того же типа. Например, жилая недвижимость класса «люкс» не появится на рынке дешевых квартир, на который, естественно, не пойдет и ее покупатель. Характеристиками рыночных сегментов могут быть масштаб сделок, инвестиционная мотивация покупателей и другие. Рыночная сегментация вычленяет наиболее вероятных пользователей недвижимости из общей массы участников рынка, совершающих операции с недвижимостью. С другой стороны, на основе анализа атрибутов недвижимости выделяется масса конкурирующих объектов и определяется позиция оцениваемой недвижимости. Качественная сегментация рынка требует изучения следующих факторов. 1. Назначение (тип использования недвижимости). 2. Физические и экономические характеристики недвижимости: – размер, – число арендных договоров, – потенциальные арендаторы и пользователи, – физическое состояние объекта, – проектные параметры и т. д. 3. Территориальные особенности рынка предполагают разбивку рынка на интернациональный, национальный, региональный, местный, городской и пригородный, в том числе выделение района или микрорайона города. 4. Замещающие объекты недвижимости, к которым относят недвижимость, аналогичную по полезности (приносимому доходу), но представляющую сегмент недвижимости другого назначения. Отбираемые объекты недвижимости должны пользоваться таким же спросом, что и оцениваемая недвижимость, и принадлежать тому же территориальному рынку. 5. Дополняющие объекты недвижимости, к которым относят недвижимость, увеличивающую привлекательность оцениваемого объекта при совместном использовании с оцениваемым объектом (например наличие земельного участка под парковку или готового объекта рядом с офисным или торговым зданием). Итог – наложение характеристик объекта на соответствующий территориальный и функциональный сегмент рынка недвижимости для определения конкурирующей массы и объема предложения, включая замещающие объекты.
Структура рынка недвижимости в России
Определение рынка недвижимости как механизма эффективного взаимодействия физических или юридических лиц с целью обмена имеющихся прав на недвижимость, на другие активы требует выявления его участников, их роли и функций. Участники рынка – это группа лиц или компаний, которые вступают в отношения друг с другом с целью осуществления операций с недвижимостью: покупатели, продавцы, арендаторы, арендодатели, кредитные учреждения, заемщики, девелоперы, строители, менеджеры, владельцы, инвесторы. Несмотря на то, что подобная классификация является достаточно условной, в то же время она ясно определяет круг специалистов, без которых функционирование современного рынка недвижимости не представляется возможным. Характер взаимоотношений между перечисленными группами достаточно сложный и не всегда прямой, поскольку какой - либо участник может выступать посредником от группы. Действия всех участников рынка подчинены ожидаемым доходам, которые зависят от прогнозируемых тенденций использования недвижимости. Следует отметить, что особенностью современных рынков недвижимости является узкая специализация его участников, что является основной предпосылкой оказания профессиональных услуг высокого качества. Самый полный перечень участников рынка недвижимости привел В. А. Горемыкин (рис. 2.2.2.)[40]. В России можно выделить следующие группы участников: 1. Основная (покупатели и продавцы недвижимости или арендаторы и арендодатели). 2. Посредники (организации, которые осуществляют взаимодействие между основными участниками: – агентства недвижимости (сопровождение сделок, информационное обеспечение, поиск клиентов, управление собственностью и т.д.). Например, в России самые крупные агентства недвижимости, оказывающие широкий спектр услуг – «Миэль», «Бест - Недвижимость», «Penny Lane Realty». В Кузбассе – «Панацея», агентство недвижимости «Центральное», «Связист», и др.
Рис. 2.2.2. Участники рынка недвижимости – информационные площадки (например: рекламные издания, базы данных, информационные и аналитические агентства или интернет - сайты); – примером информационных площадок в России могут служить сайты www.realestate.ru или www.rentline.ru, чья основная функция – предоставление информации о предложениях не одного, а нескольких агентств недвижимости, что, несомненно, удобно для покупателей, в Кузбассе – www.sibestate.ru. Среди популярной прессы можно отметить в России – «Из рук в руки», «М2», «Квартира, дача, дом». В Кузбассе существуют также газеты «Из рук в руки», «Все про все», «Квартиры», «Доска объявлений» и др. 3. Инвесторы (организации или физические лица, покупающие или арендующие недвижимость для извлечения дохода – через перепродажу, аренду и т. д.). Инвесторы, вкладывающие капитал в недвижимость, различаются по целям инвестирования и используемым источникам финансирования. Основные цели инвестирования: 1. Личное использование. 2. Сдача в аренду. 3. Экономическое (производственное) использование. 4. Спекуляция (приобретение с целью перепродажи). 5. Приобретение для последующего развития. Способы финансирования: 1. Использование только собственного капитала. 2. Использование смешанного финансирования. Существует также множество компаний, предлагающих сервисы инвесторам – от исследований рынка и помощи в поиске/покупке/продажи недвижимости до управления недвижимостью (property management) и увеличения её стоимости (например, посредством ремонта или увеличения площади). 3. Девелоперы (компании, осуществляющие реализацию инвестиционных проектов – строительство новых домов и т. д.). 4. Организации, которые оказывают консультационные и финансовые услуги участникам рынка: банки, кредитные общества, юридические конторы, оценщики. В России, например, многие банки предоставляют ипотечные кредиты на покупку жилья (Сбербанк, Внешэкономбанк, Сибакадембанк, МДМ - банк и т. д.) 5. Организации, обеспечивающие техническую поддержку объектов недвижимости (ремонтные организации). В России пока это направление только зарождается, за рубежом – находится на достаточно высоком уровне. 6. Различные ассоциации, гильдии, объединяющие участников рынка для более последовательного представления их интересов. Например, в России – Российская гильдия риэлтеров, в Великобритании – Council of Mortgage Lenders (ассоциация организаций, предоставляющих ипотечные кредиты). 7. Важный участник рынка недвижимости – государство, функция которого – регулировать рынок и устанавливать правила игры. В разных странах правила поведения на рынке недвижимости определяются по - разному. Например, в России большая часть такого рода отношений регулируется Гражданским кодексом, в то время как в Великобритании, например, есть множество различных актов: Housing Act (1988), Law of Property Act (1994). Следует отметить, что в США государство активно поощряет инвестиции в недвижимость посредством различных законодательных актов, а также налоговых поощрений, скидок и дешевых кредитов. Государство не только облегчает процесс покупки/продажи недвижимости, но и участвует косвенно в качестве партнера в инвестиционных проектах за счет предоставления так называемого «отложенного налога» при продаже одного объекта недвижимости для покупки другого (tax–deferred exchange). Таким образом, часть неуплаченного налога, по сути, «вкладывается» покупателем в другой дом и в конце концов возвращается государству вместе с определенным процентом при продаже дома. Рыночное равновесие по недвижимости обычно достигается вкраткосрочном плане, так как постоянство предложения недвижимости и стабильность цен длятся недолго. При увеличении спроса цены и арендная плата растут опережающими темпами из - за необычайно высокой длительности и сложности строительного процесса. Таким образом, для рынка недвижимости характерен дисбаланс и точка равновесия достигается редко. Избыточное предложение недвижимости усугубляется завершением строительства уже начатых объектов и еще больше увеличивает дисбаланс. Качественная характеристика рынка недвижимости аналитиками дается в следующих определениях: активный рынок и «вялый» рынок. Активный (сильный) рынок – это рынок опережающего спроса и отстающего предложения и, как следствие, – рост цен. Активный рынок называют рынком продавцов недвижимости, потому что последние могут диктовать более высокие цены. «Вялый» (слабый) рынок – это рынок покупателей, поскольку у них имеется преимущество, обеспечиваемое падением спроса на фоне относительного роста предложения. Покупатели данной ситуации формируют снижение цен. Однако на практике аналитики избегают простых формулировок. Так как спрос и предложение могут взаимодействовать нестандартно, активность рынка недвижимости циклична и характеризуется периодами подъема и спада. Цикл рынка недвижимости испытывает влияние краткосрочных и долгосрочных факторов. Долгосроч-ный цикл зависит от изменений характеристик текущей занятости, численности населения и уровня доходов. Краткосрочный цикл зависит главным образом от доступности альтернативных источников финансирования, уровня незанятой недвижимости и емкости рынка, массовой миграции рабочей силы.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 11999; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |