Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Место дисциплины в учебном процессе 7 страница




Идентифицировать возможные риски.

а) Проанализировать и оценить выявленные риски.

Риск может оцениваться прямыми и косвенными показателями. Прямыми показателями предпринимательского риска являются индексы роста основных экономических характеристик (объемы производства или реализации, чистая прибыль и др.). К числу косвенных показателей инвестиционного риска относятся характеристики состояния капитала (интенсивности оборота активов, соотношения заемных и собственных средств, ликвидности активов и т.п.).

Также среди методов анализа рисков выделяют методы аналогии, балльной оценки, метод дерева решений, метод Монте-Карло (статистических испытаний), экспертные методы, метод портфолио, моделирование риска и др.

б) Разработать стратегию управления рисками.

Провести мониторинг инновационного процесса и принять тактические решения по управлению рисками.

 

Руководитель- предприниматель (entrepreneurial manager) – руководитель, который активно ищет новые возможности и добровольно принимает на себя риск, вводя изменения и усовершенствования.

 

Руководитель, сосредоточенный на труде (job-centered manager) – руководитель, занимающийся, прежде всего, организацией работы и разработкой системы вознаграждений с целью повышения производительности труда.

Руководитель, сосредоточенный на человеке (employee-centered manager) – руководитель, который заботится в первую очередь о людях и повышает производительность труда путем совершенствования человеческих отношений. В континууме руководства Лайкерта такой тип руководителя располагается на противоположном конце от руководителя, сосредоточенного на труде.

 

Рынок новаций — наличие товаров, являющихся научным и научно-техническим результатом, т.е. продуктом интеллектуальной деятельности, на который распространяются авторские права, оформленные в соответствии с действующими международными, федеральными и другими законодательными актами.

 

Свод знаний по управлению проектами (project management body of knowledge) – совокупность фундаментальных знаний, разработанных и поддерживаемых Институтом управления проектами (США), Международной ассоциацией управления проектами (ИНТЕРНЕТ) и другими специальными научными учреждениями.

Сертификат – 1) документ, удостоверяющий тот или иной факт; 2) документ, содержащий условия страхового договора; 3) во внешней торговле - документ, удостоверяющий качество продукта; 4) документ, подтверждающий регистрацию акционерной компании в государственных органах; 5) свидетельство кредитного учреждения о депонировании в нем денежных средств.

Обладание сертификатом служит рекламой, обеспечивающей расширение производства товаров и услуг.

 

Сертификация – это комплекс действий, посредством которых независимой стороной проверяется и удостоверяется соответствие продукции требованиям определенных нормативно-технических документов.

 

Сетевой график (Program Evaluation and Review Technique (PERT) – популярная методика, применяемая в управлении проектами, в которой работы представлены в виде прямоугольников, а логические зависимости между ними – в виде соединяющих линий. Иногда называют методом сетевых логических диаграмм.

Смежные права - исключительные права, предоставляемые исполнителям, производителям фонограмм и организациям эфирного или кабельного вещания. Основное содержание смежных прав сводится к тому, что использование третьими лицами фонограмм, радио и телепрограмм, а также творческих результатов исполнителей требует согласия либо артиста, осуществляющего исполнение, либо организаций, сделавших звукозапись, либо радио и телеорганизаций.

Событие проекта (project activity) – любой элемент проекта, требующий определенного времени исполнения, отсутствие которого может задержать начало других событий. События не обязательно включают в себя задачи, относящиеся к выполнению работ.

Совместное предприятие – создается на основе объединения имущества его учредителей, пользующихся правами юридического лица. В числе учредителей совместного предприятия могут быть иностранные юридические лица и граждане, поэтому обычно под совместным предприятием понимают предприятие, которое организуется на территории РФ совместно с партнерами из других стран.

 

Согласование (acceptance) — утверждение результатов работ по проекту, проводимое обычно заказчиком или пользователем.

 

Создание группы (команды) (team building) – процесс побуждения группы (команды) разнохарактерных индивидов к такой совместной работе на пользу проекта, чтобы результат деятельности группы оказался больше, чем сумма результатов деятельности отдельно взятых индивидов.

Составление сметы – процесс планирования и калькуляция затрат по проекту.

Стандарт (standard) — набор правил, устанавливаемых для обеспечения качества процессов и результатов проекта.

 

Стратегический анализ — модель представления и анализа информации для принятия стратегических решений.

 

Стратегический диагноз — это распознание ситуации на ранней стадии, слежение за ситуацией.

 

Стратегический контроль — контроль за реализацией стратегии.

 

Стратегический менеджмент — это такой менеджмент организацией, который опирается на человеческий потенциал как на основу организации, ориентирует ее деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные инновации в организации, отвечающие воздействию внешней среды и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что, в конечном счете, позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе.

 

Стратегическое планирование – планирование возможных изменений на рынке в длительной перспективе, позволяющее предвосхитить грядущие колебания конъюнктуры и учесть их в операциях компании.

 

Стратегия – это взаимосвязанный комплекс действий во имя укрепления жизнеспособности и мощи данного предприятия (фирмы) по отношению к его конкурентам. Это детальный всесторонний комплексный план достижения поставленных целей.

 

Стратегия проекта – основные принципы осуществления проекта.

 

Стратегия ускорения развития организации — разработка многовариантных экономических и научно-технологических прогнозов. Выполнение прогнозных оценок связано с необходимостью проведения и выбора рациональных путей разрешения ряда объективных противоречий, характерных для динамичного экономического развития организации.

 

Субъектами инноваций являются организации (предприятия), субъекты нововведений (заказчики), исполнители работ по инновационному проекту и другие субъекты (физические и юридические лица, включая иностранные).

 

Субъектом инвестиций являются коммерческие организации и другие субъекты хозяйствования, использующие инвестиции.

 

Сценарий инновации – упорядоченная во времени последовательность эпизодов по выбору инновационной политики, логически связанных между собой причинно-следственными связями.

 

Тактика (tactic) – краткосрочная стратегия для достижения цели, разрабатываемая обычно на уровне руководителей звена.

Тендер (tender) – торги, объявляемые заказчиком для выбора подрядчика.

 

Тендерная документация (tender documentation) – 1) Комплект документов, содержащий информацию по организационным, техническим и коммерческим вопросам проведения торгов; 2) Документация, представляемая участником торгов (претендентом) тендерному комитету (стоимость, сроки, характеристики).

Технико-экономическое обоснование идеи – подтверждение экономической целесообразности, необходимости и технической возможности материализации найденной инновационной идеи в ведущую форму (т.е. в продукт).

 

Технико-экономический уровень новой продукции – это степень воплощения в продукции научно-технических знаний о наиболее полном и точном выполнении производственной цели наиболее экономичным способом.

 

Технический уровень новой продукции – это степень воплощения в новой продукции накопленных знаний о наиболее полном и точном выполнении производственных целей в соответствии с функциональным назначением.

Техническое задание — задание на разработку проекта, проведение научных исследований, содержащее описание целей и задач выполнения работы, сроков выполнения, требований к результатам работы, форм отчетности.

 

Технологическая подготовка производства представляет собой совокупность мероприятий по обеспечению технологической готовности производства.

 

Технологический уклад — совокупность технологий, характерных для определенного уровня развития производства; в связи с научным и технико-технологическим прогрессом происходит переход от более низких укладов к более высоким, прогрессивным.

Технология (technology) – любое средство преобразования исходных материалов, будь то люди, информация или физические материалы, для получения желаемых продукций или услуг.

Технополис (technopolis) – форма диверсификации экономической деятельности, территориальной интеграции науки и производства.

Товарные знаки (brand, mercantile label)– как и промышленные образцы могут быть предметами торговли, лицензирования и франшизинга. Товарным знаком является оригинально оформленное графическое изображение, сочетание цифр, букв или слов и т.п., предназначенное отличать товары и услуги других производителей. Промышленным образцом называется зарегистрированное в установленном порядке новое, художественно-конструкторское (дизайнерское) решение внешнего вида изделия, в котором отражается единство его технических, функциональных и эстетических свойств.

Торги (tenders, auctions) – традиционная форма торговли, заключение юридической сделки любым лицом, предложившим наиболее выгодные условия. По существу торги реализуют принципы конкурсных начал при производстве и передаче продукции любого вида. На торгах можно регулировать цену продукции и услуг, используя механизм конкуренции, а также выдвигать более жесткие требования по гарантиям качества и надлежащего исполнения своих обязательств, вытекающих из договора.

Трансфер (передача технологии) (transfer) – одна из инновационных технологий, обеспечивающая реализацию инновационного проекта за счет передачи освоенной технологии в иную предметную или географическую сферу. Управляемый процесс от распространения технологии с одной стороны до принятия ее другой стороной. Трансфер подразумевает необходимость источника (университет, технологический центр, конкурент и т.д.), получателя (крупная, средняя или промышленная компания) и расположенных между ними канала передачи и некой силы поддержки, регулирующей возникающие проблемы.

Трудоемкость (effort) — объем работы, выраженный в человеко-часах, необходимый для выполнения задачи.

Убыток (loss) – превышение расходов над доходами, превышение затрат на производство и сбыт продукции над выручкой от ее реализации. Убытки возникают как по зависящим, так и по не зависящим от экономического субъекта причинам. К первым относятся его неэффективная экономическая деятельность. Ко вторым - ошибки в ценообразовании (цены на продукцию занижены, в сельском хозяйстве сложились неблагоприятные природно-климатические условия и др. причины).

 

Узел (node) – прямоугольник, содержащий информацию о работе и расположенный на сетевом графике, построенном по методу PERT.

Улучшающие инновации — повышение качества продукции (услуг), изменение ее дизайна, снижение издержек производства. Они выгодны вследствие весьма быстрого влияния на улучшение экономических показателей организации, ее конкурентоспособность. Улучшающие инновации стимулируются необходимостью снижения цен на продукцию и повышение ее качества.

Управление инновациями – это изменения с целью внедрения и использования новых видов оборудования, процессов, обновления различных сторон инновационной деятельности предприятия.

Управление проектом (project management) – процесс руководства и координации людских, финансовых и материальных ресурсов на протяжении всего цикла осуществления проекта путем применения современных методов управления. Основные управляемые факторы проекта: затраты, время, ресурсы, стоимость, качество, риск.

Управление ресурсами (resource management) – одна из главных функций управления проектом. Процесс планирования, распределения, учета и контроля ресурсов, обычно трудовых и материальных. Управление финансовыми ресурсами осуществляется в рамках управления стоимостью.

Управление этапами (phase management) — задачи управления проектом, необходимые для планирования, контроля и завершения исполнения этапа.

Участники инновационного проекта и их функции:

инициатор – сторона, являющаяся автором главной идеи инновационного проекта, его предварительного обоснования и предложений по осуществлению инновационного проекта. В качестве инициатора может выступать практически любой из будущих участников инновационного проекта, но, в конечном счете, деловая инициатива по осуществлению проекта должна исходить от обретенного проектом заказчика.

Заказчик – главная сторона, заинтересованная в осуществлении проекта и его результатов. Будущий владелец и пользователь результатов инновационного проекта. Заказчик определяет основные требования и масштабы проекта, обеспечивает финансирование проекта за счет своих средств или средств привлекаемых инвесторов, заключает контракты с основными исполнителями инновационного проекта, несет ответственность по этим контрактам, управляет процессом взаимодействия между всеми участниками проекта. Несет ответственность за инновационный проект в целом перед обществом и законом.

Инвестор – сторона, вкладывающая инвестиции в инновационный проект, например, посредством кредитов. Цель инвесторов – максимизация прибыли на свои инвестиции от реализации проекта. Если инвестор и заказчик не являются одним и тем же лицом, то в качестве инвесторов обычно выступают банки, инвестиционные фонды и другие организации. Инвесторы вступают в контактные отношения с заказчиком, контролируют выполнение контрактов и осуществляют расчеты с другими сторонами по мере выполнения инновационного проекта. Инвесторы являются полноправными партнерами проекта и владельцами всего имущества, которое приобретается за счет их инвестиций, пока им не будут выплачены все средства по контракту с заказчиком или кредитному соглашению.

Руководитель инновационного проекта – юридическое лицо, которому заказчик и инвестор декларируют полномочия по руководству работами по осуществлению инновационного проекта: планированию, контролю и координации работ всех участников инновационного проекта. Состав функций и полномочий руководителя инновационного проекта определяются контрактом и заказчиком. Однако перед руководителем инновационного проекта и его командой обычно ставится задача всеобъемлющего руководства и координации работ на протяжении жизненного цикла инновационного проекта до достижения определенных целей в инновационном проекте и результатов при соблюдении установленных сроков, бюджета и качества.

Команда проекта – специфическая организационная структура, возглавляемая руководителем инновационного проекта и создаваемая на период осуществления инновационного проекта. Задача команды инновационного проекта – осуществление функций управления инновационным проектом до эффективного достижения целей проекта. Состав и функции команды инновационного проекта зависят от масштабов, сложности и др. характеристик инновационного проекта, однако во всех случаях состав команды должен обеспечить высокий профессиональный уровень всех возложенных на нее обязанностей. Основными участниками команды инновационного проекта, как правило, являются:

· Руководитель проекта (см. выше);

· Инженер проекта – несет ответственность за руководство и координацию работ по всем техническим инжиниринговым аспектам инновационного проекта на протяжении полного жизненного цикла.

· Административный руководитель контрактов – несет ответственность за подготовку контрактов, переговоры, заключение и контроль выполнения контрактов и субконтрактов с участниками инновационного проекта.

· Контролер инновационного проекта – руководитель службы контроля работ по инновационному проекту – несет ответственность за планирование и контроль всех работ по инновационному проекту.

· Бухгалтер инновационного проекта – несет ответственность за учет и отчетность по расходованию средств инновационного проекта и оказывает помощь руководителю инновационного проекта по вопросам финансирования и бухучета.

· Руководитель службы материально-технического обеспечения – несет ответственность за все виды закупок и поставок, осуществляемых в рамках проекта.

· Руководитель работ по проектированию – несет ответственность за работы по инженерному проектированию в рамках инновационного проекта.

· Руководитель производства – несет ответственность за все виды производственных работ, осуществляемых в составе проекта.

· Координатор работ по эксплуатации (по промышленному производству) – несет ответственность за все аспекты планирования, реализации контроля и координации работ по освоению и производству выпускаемой продукции и оказанию услуг, являющихся конечной целью осуществления инновационного проекта.

· Административный помощник – несет ответственность за вспомогательные работы и обеспечение производственных потребностей и функционирование команды инновационного проекта.

Команда инновационного проекта формируется в зависимости от потребностей инновационного проекта, с учетом опыта и квалификации персонала, а также в зависимости от условий и организации выполнения инновационного проекта.

Контрактор(генеральный контрактор) – сторона или участник инновационного проекта, вступающий в отношения с заказчиком и берущий на себя ответственность за выполнение работ по контракту – это может быть весь инновационный проект или его часть. Цель контрактора – получение максимально возможной прибыли. В функции генконтрактора входит заключение контракта с заказчиком (инвестором), отбор и заключение договоров с субконтракторами, обеспечение координации их работ, принятие и оплата работ соисполнителей. В качестве контрактора может выступать руководитель инновационного проекта или другие активные участники инновационного проекта.

Субконтрактор – вступает в договорные отношения с контрактором или субконтрактором более высокого уровня. Несет ответственность за выполнение работ и услуг в соответствии с контрактом.

Исполнитель – юридическое лицо, выполняющее по инновационному контракту бизнес-планирование в рамках проекта.

Ответственный исполнитель – юридическое лицо, чье предложение принято заказчиком. Несет ответственность за выполнение работ в соответствии с контрактом. Подбирает и заключает договоры с субподрядчиками на выполнение отдельных работ и услуг.

Поставщики – субконтракторы, осуществляющие разные виды поставок на контрактной основе: материалы, оборудование, транспортные средства и др.

Лицензоры – организации, выдающие лицензии на право владения земельным участком, ведения торгов, выполнения отдельных видов работ и т.п.

Органы власти – сторона, удовлетворяющая свои интересы путем получения налогов от участников проекта, выдвигающая и поддерживающая экологические, социальные и другие общественные и государственные требования, связанные с реализацией инновационного проекта.

Владелец земельного участка – юридическое или физическое лицо, являющееся владельцем участка земли, вовлеченного в инновационный проект. Вступает в отношения с заказчиком и передает по договорной основе право пользования или владения этим участком земли.

Производитель конечной продукции проекта – осуществляет эксплуатацию созданных основных фондов и производит конечную продукцию или услуги. Главная цель – получение прибыли от продажи готовой продукции потребителям. Принимает участие на всех фазах инновационного проекта и взаимодействует с основными участниками инновационного проекта. Его роль и функции зависят от доли собственности и конечных результатов инновационного проекта. Во многих случаях является заказчиком и инвестором инновационного проекта.

Потребители конечной продукции – юридические и физические лица, являющиеся покупателями и пользователями конечной продукции и услуг, определяющие требования к производимой продукции и оказываемым услугам, формирующие спрос на них. За счет средств потребителей возмещаются затраты на проект и формируется прибыль всех участников проекта.

Другие участники проекта. На осуществление проекта оказывают влияние и другие стороны из окружения инновационного проекта, которые по существу также могут быть отнесены к участникам инновационного проекта, это:

- конкуренты основных участников инновационного проекта;

- общественные группы и население, чьи экономические и неэкономические интересы затрагивает осуществление проекта;

- спонсоры проекта;

- различные консалтинговые, инжиниринговые и другие организации, вовлеченные в процесс осуществления проекта и др.

Для определения полного состава участников инновационного проекта, построения его функциональной и организационной структур для каждого проекта на стадии разработки концепции проекта необходимо определить:

1. Предметную область – цели, задачи, работы и основные результаты (Что нужно сделать, чтобы реализовать проект?), а также его масштабы, сложность, допустимые сроки.

2. Отношения собственности, вовлеченной в процесс осуществления инновационного проекта (Что сколько стоит и кому принадлежит?)

3. Основные идеи реализации инновационного проекта (Как сделать?)

4. Основные активные участники инновационного проекта (Кто будет делать?)

5. Основные пассивные участники инновационного проекта (Кого касается проект?)

6. Каковы мотивации участников инновационного проекта (Возможный доход, ущерб, риск и т.д.)

Ответы на эти вопросы позволяют выявить участников проекта, их цели, мотивации, определить взаимоотношения и на этой основе принять обоснованные решения по организации и управлению проектом.

В таблице 1 приведены основные функции участников инновационно-инвестиционного проекта.

Таблица 1 – Основные функции участников инновационно-инвестиционного проекта

 

№ п/п Этапы реализации инновационного проекта Участники инновационного проекта
З РП ИС ОИ СП Б ОВ ПС В Л И ИП ПП
  Разработка концепции проекта * ´                      
  Анализ и оценка жизнеспособности проекта *         ´              
  Бизнес-планирование ´ * ´                    
  Разработка проекта ´ *                      
  Разработка технологических процессов *   ´         ´   ´ ´ ´  
  Выбор земельного участка, получение разрешений * ´ ´       ´   ´        
  Базовое проектирование (техпроект) * ´ ´             ´   ´  
  Проведение торгов, заключение контрактов * * ´ ´ ´ ´   ´ ´ ´ ´ ´  
  Детальное проектирование   ´ * ´       ´   ´ ´ ´  
  Закупки, поставки * ´   ´ ´ ´   *   ´ ´ ´  
  Надзор за работами ´ * ´ ´             * ´  
  Освоение и выпуск продукции * ´ ´     ´       ´ ´ * ´
Условные обозначения: З – заказчик; РП – руководитель проекта; ИС – исполнитель; ОИ – ответственный исполнитель; СП – субподрядчик; Б – банки; ОВ – органы власти; ПС – поставщики; В – владелец земли; Л – лицензоры; И – инженер; ИП – изготовители продукции; ПП – потребители продукции; * - должен осуществлять; ´ - может осуществлять

 

Фаза завершения проекта – обычно на этой фазе производится сдача проекта заказчику, свертывание сил, участвующих в реализации проекта, подведение итогов и окончательные расчеты по проекту, анализ эффективности реализации проекта.

 

Фаза проектирования и изготовления (фаза реализации) (implementation phase) – третья из последовательных фаз цикла реализации проекта. Фаза выполнения, реализации проекта. На этой фазе определяются подсистемы, их взаимосвязи, задаются ограничения, при которых система должна функционировать и выбирает наиболее эффективные способы сочетания элементов и использования ресурсов. Кроме того, производится координация и контроль работ над проектом, осуществляется конструирование подсистем, их объединение и тестирование.

 

Фаза разработки концепции (concept phase) – первая из последовательных фаз в цикле реализации проекта как целого. Применяются и другие названия фазы: идея проекта, экономика проекта, оценка осуществимости или предварительная оценка осуществимости проекта.

 

Фаза разработки предложения (development phase) – вторая из последовательных фаз в цикле осуществления проекта. Определение структуры проекта, построение графика работ, определение затрат, ресурсов, подготовка всей необходимой документации, подбор исполнителей, проведение торгов и заключение контрактов.

 

Фаза сдачи и завершения проекта (termination phase) – последняя фаза в продолжение цикла реализации проекта. Производится монтаж, пуско-наладка, опытная эксплуатация системы, ведутся переговоры о результатах выполнения проекта и о возможных новых контрактах на проект.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.