Mecacci L. Vygotskij: per una psicologia dell'uomo.— "Riforma della scuola", 1979, N 27 (7), p. 24—30.
Brown A. L. Vygotsky: a man for all seasons.— "Contemporary psychology", 1979, N 24, p. 161—163.
Ponzio A. Leggende insieme Vygotskyij e Bachtin.— "Scienze umane", 1979, N 1, p, 123—134.
Комментарии 499
Di Lisa О. Linguaggio, potere e ideologia: Vygotskij e Bach- tin.— "Prospettive settanta", 1980, N 2.
Fodor J. Some reflections on Vygotsky's Thought and Langua- ge.—"Cognition", 1972, N 1, p. 83—95.
Rigotti E. Il problema della filosofia della lingua in L. S. Vygot- skij ed altri autori sovietici.— "Rivista di filosofia neoscolastica", 1969, N 1, p. 38—71.
Rpbustelli F. Evoluzione biologica e evoluzione culturale in Vy- gotskij ed altri autori sovietici.— "Scienze umane", 1980, N 1, p. 165—174.
Bain B. Towards an integration of Piaget and Vygotsky bilin- gual considerations.— "Linguistics", 1978, N 160, p. 5—19.
Stewin L., Martin J. The development stages of L. S. Vygotsky and J. Piaget: a comparison.— "Alberta Journal of educational rese- arch", 1977, N 23, p. 31—42.
Orsolini M. La formazione dei concetti in Piaget, Bruner e Vy- gotskij.—"Scuola e citta", 1979, N 6—7, p. 261—270.
Loschi T. Il Hnguaggio del bambino: le ipotesi di Piaget e Vy- gotskij.— "Vita d'lnfanzio", 1975, N 12, p. 23—35.
Gillisen У., Hendrik Т., Kiens H., Vonchen I. De tegensteelig Vygotsky — Piaget.— "Psychologie en maatschappij", 1977, N 2, p. 57—69.
Hewes D., Evans D. Three theories of egocentric speech: a con- trastive analysis (Communication Monographs, N 45), 1978.
Kohlberg L., Yaeger J., Hjerthol E. Private speech: four studies and a review of theories.—"Child Development", 1968, N 39, p. 691— 736.
Wertsct J. V The significance of dialogue in Vygotsky's account of social, egocentric and inner speech.— "Contemporary Educational Psychology", 1980, N 5, p. 150—162.
Fredericks S. Vygotsky on language skills.— "Classical World", 1974, N 67, p. 283—290.
Salmaso D. Vygotskij, Luria e la neuropsicologia.— "Storia e cri- tica della psicologia", 1980, v-ol. 1, N 1, p. 53—59.
Sutton A. Cultural disadvantaqe and Vygotsky's stages of de- velopment—"Educational Studies", 1980, vol. 2, N 3, p. 199—209.
Tornatore L. Vygotskij e 1'educazione linguistica.— "Scuola e citta", 1980, N 31, p. 251—256.
Lecaldano E. Psicologia ed educazione secondo Vygotskij.— "La ricercha", 1969, 1 apr., p. 1—4.
Manacorda M. A. La pedagogia di Vygotskij.— "Riforma della scuola", 1978, N 26, p. 31—39.
Levi G. Alsune idee di Vygotskij sullo sviluppo e il ritardo mentale nel bambino.—"Eta evolutive", 1981, N 8, p. 87—90.
Musatti T. Vygotskij e la psicologia dell' eto evolutiva.— "Eta evolutiva", 1981, N 8, p. 69—75.
Scaparto F., Morganti S. Osservazioni su L. S. Vygotskij e la psicologia del gioco.— "Eta evolutiva", 1981, N 8, p. 81—86.
Лейтмотивом сквозь все научное творчество Выготского про- ходит его интерес к слову и к знаку, к соотношению интеллекта и аффекта, личности и коллектива. Поэтому его монография «Психология искусства», посвященная именно этим проблемам на материале искусства слова, представляет большой интерес ис
500 Л. С. Выготский. Психология искусства
только сама по себе, но и как звено в развитии творчества этого большого ученого.
В основу первого издания «Психологии искусства» лег маши- нописный текст книги, подготовленный к печати Выготским. При редактировании в тексте были сделаны незначительные сокра- щения за счет не имеющих принципиального значения цитат.
При подготовке второго издания текст был сверен с обнару- женной Н. И. Клейманом в архиве С. М. Эйзенштейна беловой машинописной рукописью с авторской правкой Выготского. В комментарий ко второму изданию включены примечания Вы- готского; они выделены звездочкой.
Текст монографии о «Гамлете» сверен с рукописными тетра- дями Л. С. Выготского.
Составитель и издательство приносят искреннюю благодар- ность Ю. Н. Попову и Н. А. Сверчкову, проделавшим большую ра- боту при подготовке первого издания.
1«Три литературных исследования — о Крылове, о Гамле- те...».— Раннее исследование Выготского «Трагедия о Гамлете, принце Датском, В. Шекспира» сохранилось в его архиве в двух вариантах: 1) черновом, датированном 5 августа —12 сентября 1915 года (с указанием места написания —- Гомель) и 2) беловом, с датой 14 февраля —28 марта 1916 года (и указанием места на- писания — Москва), В настоящем издании воспроизводится текст белового варианта.
2* Напечатаны: «Летопись» Горького за 1916—1917 годы о новом театре, о романах Белого, о Мережковском,.В. Иванове и других: в «Жизни искусства» за 1922 год; о Шекспире — «Новая жизнь» за 1917 год; об Айхенвальде — «Новый путь» за 1915— 1917 годы.
3* Ср.: Евлахов А. М. Введение в философию художествен- ного творчества. Т. 3. Ростов-Па-Дону, 1917. Автор заканчивает рассмотрение каждой системы и заканчивает каждую из шести глав своего тома подглавкой-выводом: «Необходимость эстетико- психологических предпосылок».
4* Сходным методом воссоздает 3. Фрейд психологию остро- умия в своей книге «Остроумие и его отношение к бессознатель- ному» (Современные проблемы. М., 1925). Сходный метод поло- жен и в основу исследования проф. Ф. Зелинским ритма художе- ственной речи — от анализа формы к воссозданию безличной психологии этой формы. См.: Зелинский Ф. Ритмика художест- венной речи и ее психологические основания («Вести, психоло- гии», 1906, вып. 2, 4), где дана психологическая сводка резуль- татов.
5«..мы не интерпретируем эти знаки как проявление душев- ной организации автора или его читателей». — В позднейших ра- ботах Л. С. Выготского была развита оригинальная теория управ- ления человеческим поведением посредством знаков (см.: Выгот- ский Л. С. Развитие высших психических функций. М., I960 (сбор- ник исследований, написанных в 30-х годах, но впервые издан- ных в 1960 году). Идеи, сформулированные Выготским в 30-х го- дах, созвучны современным представлениям о роли семиотических (знаковых) систем в человеческой культуре. Но и в современной семиотике и кибернетике, несмотря на специфическое для кибер- нетики внимание к проблемам управления, никто еще не под-
Комментарии 501
черкивал управляющей роди знаковых систем с такой отчетли- востью, как Выготский (см. о его работах в этой связи: Ivanov V. La semiotica e le scienze umanistiche.— «Questo e altro», 1964, № 6—7, p. 58; Иванов В. В. Семиотика и ее роль в кибернетическом исследовании человека и коллектива.— В кп.: Логическая структура научного знания. М., 1965).
6«Мы пытаемся изучать чистую и безличную психологию искусства...». — Сходная задача исследования модели художест- венного произведения, которая не зависит от индивидуальной психологии читателя и автора, ставится и в новейших исследова- ниях, применяющих кибернетические представления (см., напри- мер: Машинный перевод. «Труды Института точной механики и вычислительной техники АН СССР», вып 2. М., 1964, с. 372 (ср. там же сопоставление с теорией dhvani в древнеиндийской по- этике).
7 «Моя мысль слагалась под знаком слов Спинозы...». — Вы- готский до конца своей жизни продолжал изучать Спинозу, кото- рому посвящена последняя его монография (об аффекте и интел- лекте).
8* Очень любопытно, что немецкие психологи говорят об эсте- тическом поведении, а не об удовольствии. Мы избегаем этого термина, который не может еще, при современном развитии объек- тивной психологии, быть оправдан реальным содержанием. Одна- ко знаменательно и то, что, когда психологи все еще говорят об удовольствии, они имеют в виду поведение, связанное с объек- том искусства как с раздражителем (Кюльпе, Мюллер-Фрейен- фельс и другие).
9«...искусство может сделаться предметом научного изуче- ния... когда оно будет рассматриваться... как одна из жизненных функций общества...».— Ср. опыт социологического исследования классического романа и современного «нового романа»: Problemes d'une sociologie du roman. Edition de Flnstitut de sociologie. Bruxel- les. 1963; см. также: Kofler L. Zur Theorie der modernen Literatur Der Avantgardismus in soziologischer Sicht. Neuwied am Rhein —- Berlin — Spandau, 1962; Adorno Th. W. Ideen zur Musiksoziologie, "Klangfiguren (Musikalische Schriften I)". Berlin — Frankfurt, 1959; Его же. Einleitung in die Musiksoziologie. Frankfurt, 1962; Belia- nes M. Sociologie musicale. Paris, 1921; Silbermann A. Sociologie de la musique. Paris, 1951.
10«..научное рассмотрение искусства на основе тех же са- мых принципов, которые применяются для изучения всех форм и явлений общественной жизни».— Из позднейших исследований советских авторов, посвященных социологии искусства, следует особенно отметить литературоведческие труды В. Р. Гриба; см.: Гриб В. Р. Избранные работы. М., 1956. Интересны и работы Б. Асафьева в области музыковедения, начатые в 20-е годы, см.: Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л., 1963; ср.: Соллертинский И. И. Исторические этюды. Л., 1963, и др.
11* Социальные механизмы в нашей технике не отменяют действия биологических и не заступают их места, а заставляют их действовать в известном направлении, подчиняют их себе, по- добно тому как биологические механизмы не отменяют законов механики и не заступают их, а подчиняют их себе. Социальное
502 Л. С. Выготский. Психология искусства
надстраивается в нашем организме над биологическим, как био- логическое над механическим.
12«...на долю личного авторского творчества следует отне- сти... перенесение одних традиционных элементов в другие, си- стемы».— Применительно к творчеству таких поэтов, как Пушкин, роль литературной традиции отчетливо выявлена объективными методами благодаря статистическому исследованию русского сти- ха, показавшему зависимость каждого поэта от действующих стихотворных норм его времени, см. в особенности: Томашев- ский Б. В. О стихе. Л., 1929; Шенгели Г. А. Трактат о русском стихе. М.— Пг., 1923; Тарановски К. Руски двоеделни ритмови. Београд, 1953, а также серию статей А. Н. Колмогорова и его сотрудников: Колмогоров А. Н., Кондратов А. М. Ритмика поэм Маяковского.—- «Вопр. языкознания», 1962, № 3; Колмого- ров А. Н. К изучению ритмики Маяковского.— «Вопр. языкозна- ния», 1963, № 4; Колмогоров А. Н., Прохоров А. В. О дольнике современной русской поэзии.— «Вопр. языкознания», 1963, № 4, 1964, № 1; ср. также: Гаспаров М. Л. Статистическое обследование русского трехударного дольника.— «Теория вероятностей и ее применения», т. 8, вып. 1, 1963; Колмогоров А. Н. Замечания об исследовании ритма «Стихов о советском паспорте» Маяковско- го.—«Вопр. языкознания», 1965, № 3; Его же. О метре пушкин- ских «Песен западных славян».— «Рус. литература», 1966, № 1; Его же. О взаимоотношении стихотворного ритма и тематики.— Бобров С. П. Опыт изучения вольного стиха пушкинских «Песен западных славян».— «Теория вероятностей и ее применения», т. 9, вып. 2, 1964; Его же. К вопросу о подлинном стихотворном разме- ре пушкинских «Песен западных славян».— «Рус. литература», 1964, № 3; Гаспаров М. Л. Вольный хорей и вольный ямб Маяков- ского.— «Вопр. языкознания», 1965, № 3; Его же. Античный три- метр и русский ямб.— «Вопр. античной литературы и классиче- ской филологии». М., 1966; Иванов В. В. Ритм поэмы Маяковско- го «Человек».— В кн.: Poetics. Poetyka. Поэтика, 2. The Hague — Paris — Warszawa, 1966; Его же. Ритмическое строение «Баллады о цирке» Межирова.— Там же; Тарановский К. Основные задачи статистического изучения славянского стиха,—Там же; Его же. Методе и задаци савремене науке о стиху као дисциплине на гра- ници лингвистике и истриjе книжевности.— «III Меhунагорни копгрес слависта». Београд, 1939; Его же. Руски чстверо- стопнп jaмб у првим двема децениjама XX века.— «Jyжнo- словенскц филолог», 21, 1955—1956; Его же. Стихосложе- ние Осина Мандельштама (с 1908 по 1925 г.).—"Internatio- nal Journal of Slavic linguistics and poetics", 1962, № 5; "American contributions to the Fifth International congress of sla- vists". Sofia, 1963, The Hague, 1963; Taranovski K. Metrics.—In: Current trends in linguistics, 1. Sowiet and East European linguis- tics. The Hague, 1963.
13* За основу исследования, за его исходную точку объектив- но аналитический метод берет различие, обнаруживающееся меж- ду эстетическим и неэстетическим объектом. Элементы художе- ственного произведения существуют до него, и их действие бо- лее или менее изучено. Новым для искусства фактом является способ построения этих элементов. Следовательно, именно в различии художественной структуры элементов и внеэстетиче-
Комментарии 503
ского их объединения ключ к разгадке специфических особен- ностей искусства. Основной способ исследования — сравнение с внехудожественным построением тех же элементов. Вот почему предметом анализа служит форма; она и есть то, что отличает искусство от неискусства: все содержание искусства возможно и как совершенно внеэстетический факт.
14«...мышь когда-то обозначала — «вор»...». — Имеется в виду предполагаемое многими учеными сближение древнеиндийского «mus» — «мышь» и глагола «mus-ha-ti» — «он ворует».
15«...этимологически слово «луна» обозначает нечто каприз- ное...». — Этимологически русское «луна» связано с корнем «све- тить» (ср. латинское lux — «свет» и т. п.), ср. украинское луна — «отблеск, зарево» и т. п.
16«...в произведении искусства образ относится к содержа- нию, как в слове представление к чувственному образу или поня- тию».— В терминологии более новых семиотических исследова- ний можно говорить о соотношении знака, концепта этого знака (то есть смысла или понятия, выражаемого этим знаком) и его денотата (предмета или класса предметов, к которому он отно- сится); под внутренней формой имеются в виду такие случаи, когда концепт некоторого знака (например, «вор») становится денотатом для другого знака (имеющего другой концепт — «мышь»), что особенно характерно для естественных языков. Ср.: Черч А. Введение в математическую логику. М., 1960, с. 19. По- нятие внутренней формы было подвергнуто рассмотрению в тру- дах Г. Г. Шпета и А. Марти; см.: Шпет Г. Внутренняя форма сло- ва (Этюды и вариации на темы Гумбольдта). М., 1927 (ср. в осо- бенности анализ эстетической проблематики внутренней формы в поэтическом языке на с. 141 и след.); Funke О. Innere Sprach- form. Eine Einiuhrung in A. Martys Sprachphilosophie. Reichenberg, 1924; Марти А. О понятии и методе всеобщей грамматики и филосо- фии — языка.— В кн.: История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях. Ч. 2. М., 1965, с. 12; анализ идей Гумбольд- та в сравнении с современной наукой о языке дается в исследова- нии: Chomsky N. Cartesian linguistics. New York, 1966. Сопо- ставление структуры знака («символа») в языке и в искусств было последовательно проведено в труде: Cassirer E. Philosophiе der symbolischen Formen. Bd 1—3. Berlin, 1923—1929, а позднее — в исследовании: Langer S. Philosophy in a new key. Cambridge, 1942, и в ряде работ по семаптике и семиотике, в частности в в работах Ч. Морриса, см.: Современная книга по эстетике. М., 1957; Morns Ch., Hamilton D. Aesthetics, signes and icons.— "Philo- sophy and phenomenological research", 25. 1965, N 3: ср., Schaper E. The art symbol.—"British Journal of Aesthetics". 1964. N 3.
17«...поэзия или искусство есть особый способ мышления...». — Понимание искусства как способа познания, близкого к научному, особенно отчетливо проявилось в эстетических воззрениях Б. Брехта (и в его концепции «интеллектуального театра») и С. М. Эйзенштейна (в его концепции «интеллектуального кино» — см. в особенности статьи: Эйзенштейн С. М. Перспективы.— В кн.: Эйзенштейн С. М. Избр. произв. в 6-ти т. М., 1964—1971; т. 2, с. 35—44; За кадром, там же, с. 283—296 и др.). Применительно к проблематике языка литературы вопрос о соотношении науки и ис-
504 Л. С. Выготский. Психология искусства
кусства детально рассмотрен в последней книге Хаксли. См,: Huxley A. Literature and science. London, 1963.
18 " ...двустишие Мандельштама». — Последние две строки сти- хотворения О, Мандельштама, первые две строки которого стоят эпиграфом к седьмой главе книги Л. С. Выготского «Мышление и речь» (см.: Выготский Л. С. Избранные психологические иссле- дования. М., 1956, с. 320; в этом издании источник, откуда взят эпиграф, не назван; ср.: Выготский Л. С. Собр. соч., т, 2, с. 295), Ввиду важности этого стихотворения для Выготского, о чем сви- детельствуют указанные места двух его книг (первой и послед- ней), текст стихотворения приводится полностью.
«Я слово позабыл, что я хотел сказать, Слепая ласточка в чертог теней вернется, На крыльях срезанных, с прозрачными играть. В беспамятстве ночная песнь поется.
Не слышно птиц. Бессмертник не цветет. Прозрачны гривы табуна ночного. В сухой реке пустой челнок плывет. Среди кузнечков беспамятствует слово.
И медленно растет, как бы шатер иль храм, То вдруг прикинется безумной Антигоной, То мертвой ласточкой бросается к ногам. С стигийской нежностью и веткою зеленой.
О, если бы вернуть и зрячих пальцев стыд, И выпуклую радость узнаванья, Я так боюсь рыданья Аонид, Тумана, звона и зиянья.
А смертным власть дана любить и узнавать,
Для них и звук в персты прольется,
Но я забыл, что я хочу сказать,
И мысль бесплотная в чертог теней вернется.
Все не о том прозрачная твердит, Все ласточка, подружка, Антигона... А на губах как черный лед горит Стигийского воспоминанье звона».
19 На русском языке В. Жирмунский на примере стихотворе- ния Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных» иллюстрирует главную мысль Т. Мейера. См. статью В. М. Жирмунского «Зада- чи поэтики» в книге «Задачи и методы изучения искусств» (Пг., «Academia», 1924, с. 129 и след.).
20«...истинное значение найденных формалистами знаков остранения..."— Прием остранения (соответствующий «эффекту отчуждения» в эстетической теории Б. Брехта; см.: Брехт В. О театре. М., I960) понимался В. Б. Шкловским и другими пред- ставителями формальной школы как способ уничтожения авто- матизма восприятия. Этот прием мог бы быть осмыслен с точки зрения теории информации, позволяющей оценить количество ин- формации в некотором сообщении. Сообщение, которое заранее
Комментарии 505
полностью известно, не несет никакой информации (и поэтому воспринимается автоматически). Относительно возможностей при- менения теории информации к эстетике см.: Moles A. A. Theorie de Г information esthetique. Paris, 1958 (русский перевод: Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М., 1966): Dorfles I. Communication and symbol in the work of art.— «The journal of aesthetics and art criticism», 1957; Porebski M. Teoria informacji a badania nad sztuka.— «Esthetyka», rocznik 3, 1962, s. 23—43; Frank H. Grundlagenprobleme der 'informationsasthetik und erste Anwendung auf die Mime pure. Stuttgart, 1959; Gunzenhduser R. Aesthetisches Mass und asthetische Information. Hamburg, 1962; Sense M. Aesthetische Information (Aesthetica II). Krefeld — Baden- Baden, 1956; Moles A. A. L'analyse des structures du message aux differents niveaux de la sensibilite.— «Poetyka», 1961, s. 811—826; Fondgy L Informationsgehalt von Wort und Laut in der Dichtung; Ibid., S. 591—605; Abernathy R. Mathematical linguistics poetics; Ibid., p. 563—569; Leyy J. Teorie informace a literarni proces.— «Cacka li- teratura», II, 1963, M 4, s. 281—307; Его же. Pfedbezne poznamky z informacni analyze verse.— «Slovenska literatura», 11, 1964; Krasno- va N. К teorii informacie v literarney vede.— «Slovenska literatura», 11, 1964; Trzynadlowski L Information theory and literary genres.— «Zagadnienia rodzajow literackich», 1961, 1 (6), p. 41—45; Sense M. Programmierung des Schonen.— «Allgemeine Texttheorie und Textas- thetik», 4, 1950; Его же. Theorie der Texte. Eine Tinfuhrung in neuere Auffassungen und Methoden. Koln, 1962; Todorov T. Precedes mathe- matiques dans les etudes litteraires.— «Annales Economic, Societes, Civilisations», 1965, N 3; Cohen J. E. Information theory and music.— «Behavioral Science», 1962, N° 7; Pincerton R. C. Information theory and melody — «Scientific American», vol. 94, 1956, a 2; Ревзин И. П. Совещание в г. Горьком, посвященное применению математиче- ских методов к изучению языка художественной литературы.— В кн.: Структурно-типологические исследования. М., 1962.
21 «...проповедь заумного языка...».— Необходимо отметить, что обращение к проблеме зауми в пашей поэтике 10—20-х годов было сопряжено как с вниманием к параллельным экспериментам в творческой практике художников, так и с исследованием заумных элементов в фольклорных текстах, что в свою очередь повлияло на поэтическую практику Хлебникова, см.: Jakobson R. Retro- spect.—In.: Selected Writings. Vol. 4. The Hague, 1966, p. 639—670. В более общем виде здесь речь идет об исключительно актуаль- ной для всего современного искусства проблеме бесмысленного («абсурдного») в театре, восходящей еще к Чехову (ср. «тарара- бумбия» в «Трех сестрах») и на еще более ранних образцах, рас- сматриваемой в книге Выготского. Проблема заумного языка (в частности, в связи с вопросом об изоляции — см. ниже) может быть решена сходным образом и применительно к новейшей за- падной литературе: так, в наиболее крупном художественном произведении, язык которого близок к принципам зауми,— в «Finnegans Wake» («Похоронное бдение финнеганцев») Джойса — можно отметить такое же проникновение смысла в заумный язык, которое Выготский устанавливает на материале произведений русских футуристов. В современной лингвистике сходные пробле- мы решаются при исследовании грамматически правильных фраз,
506 Л. С. Выготский. Психология искусства
содержащих такие слова, которые обычно не используются в грамматических конструкциях данного типа. В языке современной поэзии такие фразы часто строятся в особых стилистических це- лях, ср. у крупнейшего английского поэта Дилона Томаса такие временные конструкции, как «a grief ago» (букв, «печаль тому назад»), «all the moon long» («целую лупу» — во временном смысле), «all the sun long» («целое солнце» — в таком же смыс- ле). Подобные фразы с нарушением обычных для языка смысло- вых (в частности, временных) соотношений конструируются и темп современными языковедами, которые пытаются эксперимен- тально и теоретически осмыслить проблему таких грамматически возможных фраз с необычным словарным составом, см.: Chomsky N. Aspects of the theory of syntax. Cambridge — Mass., 1965.
22* А. Крученых в книге «Заумный язык» (М., 1925) прихо- дит как раз к обратному выводу о судьбе заумного языка. Он констатирует «торжество зауми на всех фронтах». Он находит ее у Сейфуллиной, у Вс. Иванова, у Леонова, Бабеля, Пильняка, А. Веселого, даже у Демьяна Бедного. Так ли это? Факты, приво- димые автором, убеждают нас, скорее, как раз в обратном. За- умь победила в осмысленном тексте, насыщаясь смыслом от того места в тексте, в котором заумное слово поставлено. Чистая заумь умерла. И когда сам автор «фрейдыбачит на психоанали- тике» и занимается «психоложеством», он не доказывает этим торжества зауми — он образует очень осмысленные сложные сло- ва из сочетания двух далеких по смыслу слов-элементов.
23«...эксперимент явно показывает ошибочность выдвинутых воззрений». — Дальнейшее развитие формальной школы показа- ло, что наиболее одаренные ее представители сами видели недо- статочность одностороннего подхода к искусству, сказавшегося в некоторых из первых работ формалистов. В этом отношении пока- зательна, например, статья Ю. Н. Тынянова и Р. О. Якобсона «Проблема изучения литературы и язык» («Нов. Леф,» 1928, № 12, с. 36—37), где отчетливо формулировалась необходимость связи литературоведческого анализа с социологическим: «Вопрос о кон- кретном выборе пути или по крайней мере доминанты может быть решен только путем анализа соотнесенности литератур- ного ряда с прочими историческими рядами. Эта соотнесенность «(система систем) имеет свои подлежащие исследованию струк- турные законы» (там же, с. 37). Постепенное включение в сферу исследования семантических проблем, то есть изучения содержа- ния вещи, отмечается в качестве характерной черты развития ученых, принадлежащих к формальной школе, автором наиболее полного исследования этой школы В. Эрлихом (см.: Erlich V. Russian formalism. History — Doctrine, 's-Gravenhage, 1954), где в этой связи особенно выделены статьи Р. О. Якобсона (Jakob- son R. Randbemerkungen zur Prosa des Dichters Pasternak.— "Sla- vische Rundschau", 7, 1935, S. 357—374). Из более поздних литера- туроведческих исследований Р. О. Якобсона в этом плане особен- ио важны следующие разборы отдельных стихотворений на фор- мальпых и содержательных уровнях: Jakobson R., Levi-Strauss S. "Les chats" de Charles Baudelaire.— "L'Homme", 1962, janv.— april: Якобсон Р. Строка Махи о зове горлицы.— "International Journal of Slavic linguistics and poetics", 3, 1960, p. 1—20; Его же. Струк-
Комментарии 507
турата на последнего Ботево стихотворение.— «Езык и литерату- ра», 16, 1961, № 2; ср. также: Jakobson R. Linguistics and poetics.— In.: Style in Language, ed. T. A. Sebeok. New York. 1960; Якоб- сон P. Поэзия грамматики и грамматика поэзии.— In.i Poetyka, Warszawa, I960; Jakobson R., Cazacu B. Analyse du poeme Revedere, de Mihail Eminescu.— "Cahiers de linguistiques theoretiques et ap- pliquees", 1962, N 1; Jakobson R. "Przeslosc" Cypriana Norwida.— Pamietnik literacki", 54, 1963, N 2; Его же. Language in operati- on.—In.: Melanges Alexandre Koyre, Paris, 1964; Его же. Dergram- matische Bau des Gedicnts von B. Brecht "Wir sind Sie".— In.: Beitrage zur Sprachwissenschaft, Volkskunde und Literaturforschung, Berlin, 1965; Его же. Selected Writings. Vol. 3. The Hague, 1966. Как подчеркивал еще в 1927 году Б. М. Эйхенбаум, исследование формы как таковой на протяжении первого же десятилетия раз- вития формальной школы привело к исследованию функции этой формы (Эйхенбаум Б. М. Теория «формального метода».— В кн.: Эйхенбаум Б. М. Литература. Теория. Критика. Полемика. Л., 1927, с. 149—165). Близкий к этому функциональный подход был развит в работах Пражской школы, ср.: Mukarovsky L Strik- turalismus v estetice a ve vede о literature, "Kapitoly z ceske poeti- ky", dil 1. Praha, 1948. Общий обзор проблем исследования струк- тур и функций в современном литературоведении дается в статье: Wellek R. Concepts of form and structure in twentieth century cri- ticism.— "Neophilologus", 67, 1958, p. 2—11; см. также: Wellek R.> Warren A. Theory of Literature. Ed. 4-th, New York (где специально рассматривается вопрос о роли исследования психологических структур в литературоведении); Aerol A. Why structure in fiction; a note to social scientists.— "American Quaterly", 10, 1958; см. также хрестоматии классических работ русской формальной школы — "Readings in Russian poetics", "Michigan Slavic Materials", N 2, Ann Arbor, 1962; "Theorie de la Htterature. Textes des formalistes rus- ses", reunis, presentes et traduits par T. Todorov. Paris, 1965, и примыкавшего к ней Пражского лингвистического кружка "A Prague school Reader on Aesthetics, literary structure and sty- le", ed. by P. Garvin. Washington, 1959. Опыт оценки наследия формальной школы дается в работах: Strada V. Formalismo e nco- formalismo.—"Questo e altro", 1964, N 6—7, p. 51—56. Ср. также замечания в кн.: Лотман Ю. М. Лекции по структурной поэти- ке.— «Учен. зап. Тартуского гос. ун-та», вып. 160 («Труды по знаковым системам», вып. 1). Тарту, 1964; Иванов В. В., Зари- пов Р. X. Послесловие.— В кн.: Моль А. Теория информации и эсте- тическое восприятие. М., 1966; Genette G. Structuralisme et criti- que litteraire.— "L'Arc", 26, 1965; Rossi A. Structuralismo e analisi Hteraria.— "Paragone. Rivista di arte figurativa e letteratura", 15, 1964, N 180; Todorov T. L'heritage methodologie du formalisme.— "L'homme", vol. 5, 1965, N 1; Wierzbicka A. Rosyjska szkola poctyki Hguistycznej a jezoznawstwo strukturalne.— "Pamietnik Literacki", 56, 1965, s. 2. В последней из указанных статей проводится со- поставление работ, примыкавших к Опоязу ученых и позднейших достижений структурной лингвистики. В настоящее время начато плодотворное сближение работ, продолжающих те же традиции, и новейших методов изучения языка.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление