54«...король... при таком понимании превращается в героиче- скую противоположность самого Гамлета». — Эта мысль сформули- рована в исследовании о «Гамлете», см. 214—215.
55«...попытка уяснить некоторые особенности построения «Гамлета», исходя из техники и конструкции шекспировской сце- пы...».— Относительно сцены в шекспировском театре см.: Смир- нов А. А. Шекспир. Л,— М., 1963, с. 35 и след.
58«Надо взять трагедию... в ее нерастолкованном виде...».— Первую попытку Выготского взять «Гамлета» «в нерастолкован- ном виде» и взглянуть на пьесу «так, как она есть», и представ- ляет его исследование о «Гамлете», публикуемое в настоящем издании.
57«Он полагает, что Шекспир... осложняет этот характер для того, чтобы он лучше подошел к... концепции фабулы».— Относи- тельно искусственных сторон построения шекспировских пьес ср.: Пастернак Б. Л. Заметки к переводам шекспировских трагедий.- В кн.: Литературная Москва. М., 1956, с. 799—800.
58«...сравнения саги о Гамлете с трагедией Шекспира».— В но-
Комментария 517
вейшем шекспироведении подробно разработаны вопросы связи «Гамлета» Шекспира с его предтечами не только в саге о Гамле- те, но и в трагедии Кида, см.: Аксенов И. А. Шекспир. М., 1937, а также литературу о Шекспире, указанную ниже, в комментарии к ранней работе Выготского о «Гамлете».
59«...все события трагедии измерены во времени условном...». — Здесь для анализа трагедии используется концепция сценическо- го времени, отличного от житейского. Ср. сказанное выше по по- воду анализа времени в новелле.
60«Бессмыслица отводится, как по громоотводу...». — Анализ соотношения смысла и бессмыслицы в трагедии особенно важен для современной теории театра, где проблема сценического ис- пользования бессмыслицы поставлена пьесами Ионеско, Беккета, Олби (последний видит наиболее явного предшественника такого театра в Чехове (ср. «Три сестры»); еще более отдаленные истоки некоторых сторон «антитеатра» можно было бы искать у Аристо- фана). В анализе Выготского существенно то, что бессмыслица у Шекспира рассматривается как «громоотвод» для спасения смысла (в отличие от некоторых современных пьес, где это равновесие бессмыслицы и смысла нарушается в пользу бессмыслицы, что часто декларируется теоретиками антитеатра).
6I* В последнее время из психологов проф. А. К. Борсук вновь выступил в защиту принципа экономии сил. «Эстетические пере- живания суть те и постольку, какие и поскольку обусловливают- ся входящим в их состав процессом ориентации, совершающимся в соответствии с принципом наименьшей траты сил» (Эстетиче- ское» и «прекрасное» в освещении биопсихологии.— В кн.: Во- просы воспитания нормального и дефективного ребенка. М.— Пг., 1924, с. 31). Но тогда геометрическая теорема доставляла бы выс- шее эстетическое наслаждение, не говоря уже о хорошо состав- ленной деловой телеграмме. И почему эстетическое переживание вызывает такое волнение?
62«Это наивнейшее... рассуждение, может быть, и окажется верным в приложении к прозаическому расположению мыс- лей...».— Это различие, в частности, относится к так называемому «актуальному членению» предложения, при котором на первое место выносится слово (или группа слов), играющее особую роль для говорящего.
63«...противоположность чувств кажется ему необходимо при- сущей эстетическому впечатлению». — Сочетание трагического и комического начал отмечается уже на самых ранних стадиях ис- кусства, в частности в смехе над смертью, ср. в особенности: Пропп В. Я. Ритуальный смех в фольклоре.— «Учен. зап. Ленин- градского гос. ун-та», № 46. Л., 1939; Bogatyrev P. Les jeux dans les rites funebres en Russie subcarpatique...— «Le monde slave», N. S., 1926, № 3; Jakobson R. Medieval Mock Mysterv (The Old Czech Unguentarius).— Ih.: Studia philologica et litteraria in honorem L. SpHzer. Bern, 1958, p. 262; Эйзенштейн С. М. Монтаж.— В кн.: Эй- зенштейн С. М. Избр. произв., т. 2, с. 364 — 366 (о мексиканском народном празднике «Дня смерти», снятом в незавершенном фильме Эйзенштейна); Dundes A. Summonimg deity through ri- tual fasting.—«The American Imago», vol. 20, 1963, N 3, p. 217. Семиотическая интерпретация смеха над смертью применительно
518 Л. С. Выготский. Психология искусства
к финалам шекспировских трагедий была дана в цитированной статье Пастернака, с. 807.
64«...катарсис». — сходные идеи можно найти не только в древ- негреческой поэтике (у Аристотеля), но и в древнеиндийской по- этике — в учении о расах.
65«Четырехстопный ямб». — Более строгое определение ямба сводится к требованию, по которому в случае, если слово при- ходится на сильный (четный) слог, ударение должно падать на сильный слог. См. о ямбе: Прохоров А. Математический анализ стиха.— «Наука и жизнь», 1964, № 6, с. 152—153.
66«... точное разграничение двух понятий — размера и рит- ма...». — В связи с анализом метра и ритма в последнее время ряд ученых высказывается против представления о ритме как только преобразовании метра. Ритм сам по себе оказывается активной силой, участвующей в построении всего произведения (см.: Тара- новский К. Основные задачи статистического изучения славянско- го стиха.— В кн.: Poetica. Poetyka. Поэтика, 2. The Hague — Paris — Warszawa, 1966). Так, например, в «Поэме конца» Марины Цветаевой, разные части которой написаны разными метрами (ямбом, хореем, дактилем, амфибрахием, дольником), господству- ет единый ритмический принцип организации, по которому пере- носами и ударениями выделяются два первых слога в строке, за которыми должны следовать безударные многосложные проме- жутки (или многосложные безударные части рифм в двухстопных метрах). Структура всей вещи определяется взаимодействием ритма в таком широком смысле и метра.
67«Стихотворение построено на соединении двух крайних противоположностей». — Аналогичный анализ фольклорных тек- стов, построенных на соединении противоположностей (например, весна и зима и т. п.), был дан во многих исследованиях А. А. По- тебни; см., например, анализ украинской весенней песни: Потеб- ня А. А. «Слово о полку Игореве». Объяснение малорусской песни XVI века. Харьков, 1914, с. 215.
68«...настоящее искусство перерабатывает то впечатление, ко- торое в него привносится». — Эти идеи особенно существенны для оценки деформации пропорций в художественном изображении. Органичность диспропорционального изображения предметов под- черкивал в своих ранних статьях С. М. Эйзенштейн, писавший в этой связи: «Представление предмета в действительно (безотно- сительно) ему свойственных пропорциях есть, конечно, лишь дань ортодоксальной, формальной логике, подчиненности нерушимому порядку вещей. И в живопись и скульптуру периодически оно и неизменно возвращается в периоды установления абсолютизма, сменяя экспрессивность архаической диспропорции в регулярную «табель о рангах» казенно устанавливаемой гармонии. Позити- вистский реализм отнюдь не правильная форма перцепции. Про- сто — функция определенной формы социального уклада, после государственного единовластия насаждающего государственное единомыслие. Идеологическое униформирование, вырастающее об- разно в шеренгах униформ гвардейских лейб-полков...» (Эйзен- штейн С. М. За кадром.— В кн.: Эйзенштейн С. М. Избр. произв.. т. 2, с. 288).
69«В драме Чехова... устранены все те черты, которые могли
Комментарии 519
бы... разумно мотивировать стремление трех сестер в Москву...». — Предлагаемый анализ «Трех сестер» особенно важен с точки зре- ния проблемы сценического смысла и бессмыслицы (абсурда), актуальной для современного театра; см. примеч. 43.
70«...двойственность актерской эмоции... дает право распро- странить и на театр формулу катарсиса».— Данное толкование психологии актерской эмоции очень важно для преодоления по- лучивших широкое хождение предрассудков, основанных на не- верном толковании глубоких идей Станиславского.
71«Мир вливается в человека через широкое отверстие ворон- ки...».—Гипотеза о возможной связи физиологических предпосы- лок искусства с «принципом воронки» была в 60-е годы вновь предложена Л. С. Салямоном, который считает, что «давно изве- стное явление, получившее название «принципа воронки» или «принципа общего пути», может быть привлечено для объяснения некоторых предпосылок эмоционально-эстетической активности человека» (Салямон Л. С. О возможных физиологических предпо- сылках эмоционально-эстетической деятельности человека.— В кн.: Симпозиум по комплексному изучению художественного творче- ства. Тезисы и аннотации. Л., 1963, с. 20 и след.). Ср. также мыс- ли А. А. Потебни о языке: Потебня А. А. Из записок по теории словесности. Харьков, 1905, с. 644.
72«Искусство есть социальное в нас...».— К этому, вероятно, месту относится сохранившийся в бумагах Выготского экскурс о связи искусства и морали: «В социальном отношении искусство оказывается сложным процессом уравновешивания со средой. Оно, как и биологическое (уравновешивание), рождается из неудоб- ства и направлено к тому, чтобы это неудобство изжить; и толь- ко в социальной психологии раскрывается практическое значение искусства до самого конца. Его воспитательная роль вовсе по сводится к тому, чтобы оно служило известным моральным це- лям, и мы готовы вместе с Евлаховым признать «творчество как антиморальность» (Евлахов А. Введение в философию художе- ственного творчества. Т. 2. Варшава, 1912, с. 122). Правильнее бы- ло бы сказать, что искусство находится в очень сложных отноше- ниях с моралью, и есть все вероятия думать, что оно скорее и чаще вступает с ней в противоречие, чем идет с ней в ногу. Это объясняется самым существом той и другой области. Мораль — это то, что связано в нас уздой; в искусстве находит выход именно необузданное нашей природы: «Пора, наконец, сказать пря- мо и открыто: искусство не заключает в себе ничего благородно- го, ничего высокого в нравственном смысле,—напротив, в своей сущности оно есть абсолютное отрицание всякой морали» (там же, с. 190). Но к величайшему заблуждению приходит тот же ав- тор, когда утверждает «творчество как антиобщественность». Он исходит при этом из того факта, что интересы у искусства и общества расходятся, и это расхождение он принимает за перво- начальное и основное и склонен видеть корни искусства в инди- видуальном творчестве. Но понимать так — значит понимать чрез- вычайно наивно взаимоотношения искусства и жизни и не видеть той сложнейшей социальной функции, которую исполняет искус- ство. Оно, как сказал Плеханов, может быть прямо противополож- но жизни и доставлять горожанину исключительную радость при
520 Л. С. Выготский. Психология искусства
созерцании пейзажа; оно может изживать именно не воплощен- ные в жизни и не нашедшие себе осуществления стороны нашего существа. Но и в этом оно всегда остается глубоко социальным». Мысли о социальной функции искусства убедительно разви- ты Выготским в тексте книги. Что же касается того банального понимания связи искусства и морали, которое Выготский неодно- кратно критикует, то ссылка на Евлахова здесь более или менее случайна — с гораздо большим правом он мог бы сослаться на Кьеркегора, который детально разбирал проблему соотношения этического и эстетического и считал эти два пути вполне раз- личными (та же проблема, постоянно волновавшая крупнейших русских поэтов, обсуждается во многих статьях Блока, в дневни- ках которого в этой связи упомянут и Кьеркегор, и в лучшей статье Цветаевой «Искусство при свете совести»).
73«Через сознание мы проникаем в бессознательное...». — Проблема соотношения сознательного и бессознательного приме- нительно к искусству и другим видам творческой деятельности человека в настоящее время особенно внимательно изучается в связи с первыми опытами кибернетического исследования худо- жественного творчества (ср. примеч. 21). В работах самого Вы- готского, написанных после данной монографии, этот же вопрос изучался на материале естественного языка и других высших форм психической деятельности, которые на определенном этапе автоматизируются (становятся бессознательными), а затем могут быть осознаны (то есть создается возможность управления этими бессознательными программами поведения), см.: Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М., 1960.
74«...искусство у ребенка...».— Проблема творческой психоло- гии ребенка и детского языка стала в центре внимания Выгот- ского в 20-е и 30-е годы. Именно в этой области им были написа- ны исследования, принесшие ему мировую известность, см. в особенности: Выготский Л. С. Мышление и речь.— Избранные пси- хологические исследования. М., 1956.
75«Без нового искусства не будет нового человека...».— Раз- витием программы исследований, намеченных в последних фра- зах книги, послужили некоторые из последующих работ Выгот- ского, посвященных роли знаков в управлении поведением; ср. примеч. 2.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление