Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогика начального образования. Моделирование образовательной среды




Моделирование образовательной среды

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

хранять свое достоинство и иметь «свое лицо». В этом — наши нрав­ственные ценности, и о них должно знать подрастающее поколение. В школьной среде необходимо формировать диалог культур, тра­диций, обычаев — в этом залог культуры и цивилизованности бу­дущей личности.

Средовое проектирование — это моделирование среды и средооб-разовательного процесса, необходимое для определения целей, спо­собов, средств их достижения и получения надлежащих результатов.

Моделирование (от французского «образец», «прообраз») — это метод научного исследования заключающийся в построении и изуче­нии модели исследуемого объекта. Моделью служит система элемен­тов, воспроизводящая определенные стороны, связи, функции пред­мета исследования, т.е. оригинала. Так определяет понятие модели­рования философский словарь.

Моделирование образовательной среды невозможно представить себе без самого человека. А.В. Непомнящий представляет систему «Человек» как триединство анатомо-физиологической, энергетической и информационной структур. Он рассматривает основные способы управления с помощью модели «Человек — развитие», «Человек — среда». Нам представляется вполне правомерным такой подход при рассмотрении проблемы управления, так как человек (существо со­циальное и биологическое) является самым активным и способным создавать и организовывать собственную жизнедеятельность.

Человека можно рассматривать не только обособленно, как ин­дивида, но и как собственно среду. Благодаря аксиоматическому подходу можно утверждать, что структура человека подобна струк­туре окружающей среды; они созвучны друг с другом и их струк­турные элементы имеют определенное взаимосоответствие.

Структурная модель системы «Человек»   Структурные элементы системы «Среда»  
Анатомо-физиологическая структура   Природно-географические условия, определяющие местонахождение того или иного индивида  
Информационная структура   Образовательная и культурная жизнь, образ жизни индивида  
Энергетическая структура   Атмосфера духовной жизни  

Опираясь на такое взаимодействие систем, можно утверждать, что образовательная среда составляет единение моделей «Человек» и «Среда». Я.А. Коменский более трех веков назад писал, что «все56

расположено по числу, мере, весу». Универсальность такой форму­лы для построения любого исследуемого объекта очевидна. Приме­нительно к модели образовательной среды можно сказать, что «чис­ло» означает контингент участников взаимодействия, «мера» пред­полагает их оптимальное общение, а «вес» может указывать на длительность и устойчивость этой формы общения.

Для того, чтобы образовательная модель действовала, необходи­мо разрабатывать ее содержательную сторону. Поэтому в любом учеб­ном заведении большое внимание должно уделяться формированию среды.

Здесь уместно вспомнить случай, имевший место более десяти лет назад. Известного русского писателя (не любимого советскими властями) Василия Аксенова пригласили в Нью-Йоркский техноло­гический университет прочитать цикл лекций. «О чем?» — спросил ректора писатель. — «О чем угодно, — ответил руководитель вуза. — Мы приглашаем Вас, чтобы формировалась культурная среда».

Комментарии излишни.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.