Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характер информационных потоков




Эффективность различных форм педагогической деятельности

Еще два десятка лет назад в книге «Оптимизация учебно-воспи­тательного процесса» академик Ю.К. Бабанский делал попытку выявить эффективность различных форм занятий, для чего ввел в книгу одноименный раздел. Однако конкретной математической оценки разных форм обучения в книге не приводится. В наши дни, когда учитель получил полную свободу в педагогическом творче­стве, необходимость в оценке эффективности различных форм педа­гогической деятельности стала весьма актуальной. Попытка сфор­мулировать коэффициент эффективности учебного процесса была сделана нами на второй Южно-Российской конференции по вита-генной педагогике.

Эффективность обучения зависит, по мнению В.П. Беспалько, от вида используемых информационных потоков, которые могут быть разделены по основным характеристикам на три группы (табл. 1).

Первая характеристика — цикличность. По цикличности инфор­мационные потоки бывают: разомкнутые и циклические. Разомк­нутый поток — информация передается в одном направлении.

Таблица 1

Цикличность   Направленность потока   Управление   Дидактическая система   № системы  
         
р   Тотальный   Личностное   РТЛ (классическая)    
Программное   РТП (лекция + ТСО)    
разомкнутый поток   Направленный   Личностное   РНЛ (плохой репетитор-консультант)    
Программное   РНП (учебник)    
Ц — циклический   Тотальный   Личностное   ЦТЛ (малые группы, 7-8 ч)    
Программное   ЦТЛ класс (автоматизир.)    
Направленный   Личностное   ЦНЛ (хороший репетитор)    
Программное   ЦНЛ (программное обучение)    

Циклические потоки: информация идет и в одном и в другом направлении. При рассеянном потоке информация подается на весь класс, без учета индивидуальных особенностей учеников. Направ­ленный поток учитывает индивидуальные особенности учеников. Это вторая характеристика — направленность потока.

Средства управления: личностное управление — учебная инфор­мация передается интонацией, мимикой, голосом преподавателя. Программное управление — информация передается посредством любого технического устройства (видеозапись, магнитофонная за­пись, зрительные устройства).

Эффективнее всегда личностное управление, поэтому техничес­кие средства нужно использовать лишь в случае, когда мы не мо­жем чего-то достигнуть «живым» способом.

Исходя из указанных характеристик информационных потоков, можно выделить 8 основных способов обучения (монодидактичес­ких систем). Начиная с 5 уровня, можно говорить о творческом развитии ребенка.

Уровень воспроизведения — с учебника и выше (в крайнем слу­чае, с первой системы). Уровень умений — с практических занятий, малыми группами — 5 система, а уровень творчества возможен толь­ко при индивидуальном обучении — 7 и 8 систем.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.