Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие основы педагогики. Т. 4. 5. Оптимизация учебно-воспитательного процесса




Т.4.5. Оптимизация учебно-воспитательного процесса

Термин «оптимальный» (от лат. optimus — наилучший) означа­ет наиболее соответствующий определенным условиям и задачам вариант деятельности. Следовательно, оптимизация педагогическо­го процесса — это выбор наилучшего из возможных вариантов его заданной конкретной ситуации. Четверть века назад известный пе­дагог Ф.Ф. Королев писал: «Будущее приведет к тому, что идеи оптимального управления процессами станут характерными для всех областей деятельности, будут руководящими... и в педагогике». То есть проблему оптимизации учебного процесса новой не назовешь. В начале 80-х гг. прошлого столетия академик Ю.К. Бабанский из­дал книгу «Оптимизация учебно-воспитательного процесса», в ко­торой выделил следующие критерии оптимизации:

- Достижение каждым учеником реально возможного для него в данный период уровня успеваемости, воспитанности и раз­витости, но не ниже удовлетворительного в соответствии с принятыми нормами оценок.

- Соблюдение учеником и учителем установленных для них норм времени на урочную и домашнюю работу.

- Минимально необходимые усилия, затрачиваемые педагогом и учеником для достижения поставленных учебно-воспитатель­ных целей.

Пути оптимизации учебного процесса:

- комплексное планирование и конкретизация задач обучения и развития школьников;

- обоснование соответствия содержания задачам обучения с вы­делением главного, существенного;

- выбор наиболее удачной структуры урока и педагогических акцентов;

- осознанный выбор наиболее рациональных методов и средств обучения для решения учебно-воспитательных задач;

- дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам, который предполагает оптимальное сочетание групповых и ин­дивидуальных форм обучения;

- специальные меры по экономии времени учителей и учащих­ся, выбор оптимального темпа обучения (использование вкле-

ек, раздаточного материала) и технических средств (кодос-копы, проекторы и др.);

- создание благоприятных психологических, эргономических, материальных условий для обучения;

- анализ результатов обучения и затрат времени с позиции оп­тимальности.

Оптимизацию учебного процесса можно осуществлять уже на ста­дии педагогического проектирования путем сравнения коэффици­ентов эффективности преподавания, но еще обоснованнее это может сделать педагог, хорошо знающий индивидуальные особенности своих учащихся, уровень их интеллектуального развития, их жизненный опыт, характер восприятия информации.

В последние годы значительно выросла потребность в разнооб­разных средствах обучения. Педагогу необходимо иметь на уроке дидактический материал высокого качества, который должен быть тщательно продуман и подготовлен заранее (схемы, графики, черте­жи). С его помощью организуется фронтальная и индивидуальная работа по изучению, закреплению и повторению учебного материа­ла. Умелое применение средств обучения позволяет значительно экономить время на уроках, повысить темп обучения, увеличить долю самостоятельности учащихся, уделить больше внимания воп­росам формирования у них логического мышления, умственной активности, развитию их индивидуальных особенностей.

Современное развитие науки и техники способствует увеличе­нию разнообразия средств обучения. К последнему слову можно отнести учебное телевидение, компьютерную технику, тренажеры. Однако в условиях экономических проблем нашего государства, не­значительного финансирования учебных заведений и их ограничен­ных возможностей в коммерческой деятельности приобретение уль­трасовременных дорогостоящих технических средств обучения про­изводится в единичных экземплярах и не может обеспечить каждую учебную дисциплину в полном объеме.

В то же время любой преподаватель, творчески подходя к про­цессу выбора более доступных, проверенных временем средств обу­чения и педагогически правильном их использовании всегда может получить необходимый эффект.

Необходимо шире использовать дидактические возможности дру­гих наглядных пособий: плакатов, рисунков, фотографий, макетов, моделей для иллюстрации, детализации учебного материала, для акцентирования внимания на отдельных положениях учебных воп­росов, а также для обобщения и систематизации усвоенной инфор­мации. Наряду с перечисленными пособиями учебные кабинеты должны быть оснащены множеством дидактического раздаточного68




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.