Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория обучения




И.Ф. Козлов

Валеологически целесообразная регламентация урока

Какова деятельность ребенка, таково и движение вов­леченных в эту деятельность его естественных сил и способностей, а каково движение и упражнение этих сил, таково их развитие, их изменение, а, следователь­но, таков и результат этого развития.

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса в современной общеобразовательной школе является урок. Именно

урок в наибольшей степени определяет как позитивные, так и нега­тивные влияния образовательной среды на здоровье ребенка. Со­хранение здоровья детей должно происходить без ущерба для реше­ния учебных, воспитательных и развивающих задач урока. Более того, валеологизация урока должна способствовать общему повы­шению эффективности обучения. Включение валеологической зада­чи вводит ограничения на способы достижения цели урока. Сама же эта задача подразумевает выбор средств и форм обучения, кото­рые не вредят физическому, психическому и духовному здоровью детей.

Самостоятельное значение должно придаваться поддержанию оп­тимального функционального состояния учителя и учащихся, на которое, как известно, влияют не только темп, ритм урока, дли­тельность и трудность видов учебной деятельности, но и общее эмо­циональное состояние, мотивация участников образовательного про­цесса.

• Санитарно-гигиенические условия проведения урока. Перед началом урока учитель должен обеспечить проветривание класса, проверить освещенность и чистоту кабинета, состояние рабочих мест учеников и учителя.

• Валеологически целесообразное включение в урок подразу­мевает создание доминанты, что достигается на уроке четкой поста­новкой цели и задач урока и ее усвоением детьми. Кроме того, необ­ходимо кратко описать план занятия, виды учебной деятельности детей, чтобы ученики почувствовали свою сопричастность к уроку.

Завершение доминанты, то есть достижение запрограммирован­ного на уроке результата, как правило сочетается с положительной эмоцией, чувством глубокого удовлетворения.

Помимо создания доминанты на уроке важно быстрое включе­ние в урок за счет определенного действия, носящих характер риту­ала. Общепринятым школьным ритуалом является приветствие во­шедшего учителя стоя. Однако каждый учитель может сознательно ввести какой-либо ритуал, связанный именно с его уроком. При­вычный ритуал, как любая привычка, основывается на динамичес­ком стереотипе работы мозга — наиболее экономичном способе его деятельности.

• Выбор адекватных по возрасту форм и методов ведения уро­ка. Как правило, в методических пособиях для учителя подробно разбираются приемлемые для конкретного возраста формы и мето­ды обучения. Тем не менее, учителю желательно акцентировать свое внимание на том, на каких конкретных возрастных особенностях базируется тот или иной метод. Для сохранения здоровья школьни­ков важным является также удовлетворение базовых потребное- 132




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 764; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.