Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогика начального образования. Человека культуры и нравственности (концепция




Г.

М.И. Пришвин

Е.В. Бондаревской)

Человека культуры и нравственности (концепция

Воспитание как возрождение гражданина,

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ

тиков, свидетельствуют о том, что только в социальной среде в про­цессе целенаправленного воспитания происходит действенная вы­работка программ социального поведения человека, формируется человек как личность. Причем социальная обусловленность разви­тия личности не представляет собой пассивного отражения обще­ственных отношений. Выступая и субъектом, и результатом обще­ственных отношений, личность формируется через ее активные об­щественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формирует­ся в человеке важнейшая, определяющая его как развитую лич­ность потребность в благе другого.

Бойся думать без участия сердца.

Нравственность — это разум сердца.

Концептуальные подходы к воспитанию отличаются удивитель­ным многообразием, что обусловлено полиэтническим характером нашего общества, пестротой природных условий, различием пред­ставлений об актуальности тех или иных общественных проявле­ний. Достаточно сказать, что в трудах Всероссийской конференции по проблемам воспитания в обновляющейся системе образования, проходившей в марте 1993 года в г. Ростове-на-Дону, было опубли­ковано 12 концепций воспитания. Среди них заслуживают внима­ния «Социальное воспитание учащихся» коллектива авторов под руководством профессора Б. П. Битинаса, «Концепция воспитания творческой самодеятельной личности школьника» В.М. Коротова, концепция эстетического воспитания Е.В. Квятковского, «Концеп­ция художественного образования как фундамента системы эстети­ческого развития учащихся в школе» Б.М. Йеменского, «Целост­ная система воспитания» И. П. Иванова.

Но бесспорное всеобщее признание в процессе обсуждения кон­цепций воспитания на этой конференции получили идеи, сформу­лированные академиком РАО Е.В. Бондаревской.

Концепция воспитания — это совокупность идей и принципов педагогической деятельности, определяющих цель, содержание, позиции и способы взаимодействия воспитателей и воспитуемых в194

воспитательном процессе. Это теоретическое определение Е.В. Бон-даревской естественным образом приводит нас к тому, что основной вопрос концепции — какова цель воспитания и каковы способы ее достижения.

В работе «Детская психология» Л.С. Выготский определяет цель воспитания как создание положительных интересов и угашение не­желательных. Б.П. Битинас считает, что цели воспитания опреде­ляются социальным заказом, ведь назначение воспитания — фор­мирование такой личности, в которой нуждается общество.

В философии цель определяется как мысленный идеал, для дос­тижения которого люди выполняют определенные действия, орга­низуют деятельность как собственную, так и других людей. Следо­вательно, цель воспитания — это представление об идеальном вос-питуемом. Такое представление об идеале побуждает воспитателя к деятельности, предопределяет цели, содержание и способы воспита­ния. При этом результаты воспитательной деятельности — знания, умения школьников, их физическое, нравственное развитие — со­поставляются как с частными, промежуточными целями, так и с конечной целью — образом идеального ребенка. Несовпадение меж­ду целями воспитания и результатами становится движущей силой деятельности воспитателей.

В предыдущем разделе были определены характеристики челове­ка культуры, отфильтрованные мировой цивилизацией. Поэтому цели воспитания могут быть в той или иной степени уже обрисованы.

Обоснование цели воспитания невозможно без учета особенностей социально-педагогической ситуации, которая ее порождает. Е.В. Бон-даревская отмечает, что в современной российской школе идет не только демократизация и обновление учебного процесса, но и про­исходит диктуемая жизнью актуализация общечеловеческих нрав­ственных ценностей: совести, добра, справедливости, милосердия, духовности, человеческого достоинства. Как свидетельствуют соци­ологические исследования, несмотря на все экономические и поли­тические трудности, мы отходим от идеалов социализма и возвра­щаемся в русло общечеловеческих и русских национальных ценно­стей. Ведь еще Н.О. Лосский в книге «Характер русского народа» отмечал такие национальные добродетели, как религиозность, спо­собность к высшим формам опыта, эмоциональность, свободолю­бие, народничество, доброта, даровитость, мессианизм и миссионизм. Процессы обновления в современной школе идут болезненно и сложно. С одной стороны, в ученической среде появляются безраз­личие к учебе, анархические настроения, апатия, игнорирование коллективных форм деятельности. С другой, — многие начинают понимать, что и в условиях рыночной экономики вечные общечело-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 777; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.