КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Педагогика начального образования. Человека культуры и нравственности (концепция
Г. М.И. Пришвин Е.В. Бондаревской) Человека культуры и нравственности (концепция Воспитание как возрождение гражданина, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ тиков, свидетельствуют о том, что только в социальной среде в процессе целенаправленного воспитания происходит действенная выработка программ социального поведения человека, формируется человек как личность. Причем социальная обусловленность развития личности не представляет собой пассивного отражения общественных отношений. Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благе другого. Бойся думать без участия сердца. Нравственность — это разум сердца. Концептуальные подходы к воспитанию отличаются удивительным многообразием, что обусловлено полиэтническим характером нашего общества, пестротой природных условий, различием представлений об актуальности тех или иных общественных проявлений. Достаточно сказать, что в трудах Всероссийской конференции по проблемам воспитания в обновляющейся системе образования, проходившей в марте 1993 года в г. Ростове-на-Дону, было опубликовано 12 концепций воспитания. Среди них заслуживают внимания «Социальное воспитание учащихся» коллектива авторов под руководством профессора Б. П. Битинаса, «Концепция воспитания творческой самодеятельной личности школьника» В.М. Коротова, концепция эстетического воспитания Е.В. Квятковского, «Концепция художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся в школе» Б.М. Йеменского, «Целостная система воспитания» И. П. Иванова.
Но бесспорное всеобщее признание в процессе обсуждения концепций воспитания на этой конференции получили идеи, сформулированные академиком РАО Е.В. Бондаревской. Концепция воспитания — это совокупность идей и принципов педагогической деятельности, определяющих цель, содержание, позиции и способы взаимодействия воспитателей и воспитуемых в194 воспитательном процессе. Это теоретическое определение Е.В. Бон-даревской естественным образом приводит нас к тому, что основной вопрос концепции — какова цель воспитания и каковы способы ее достижения. В работе «Детская психология» Л.С. Выготский определяет цель воспитания как создание положительных интересов и угашение нежелательных. Б.П. Битинас считает, что цели воспитания определяются социальным заказом, ведь назначение воспитания — формирование такой личности, в которой нуждается общество. В философии цель определяется как мысленный идеал, для достижения которого люди выполняют определенные действия, организуют деятельность как собственную, так и других людей. Следовательно, цель воспитания — это представление об идеальном вос-питуемом. Такое представление об идеале побуждает воспитателя к деятельности, предопределяет цели, содержание и способы воспитания. При этом результаты воспитательной деятельности — знания, умения школьников, их физическое, нравственное развитие — сопоставляются как с частными, промежуточными целями, так и с конечной целью — образом идеального ребенка. Несовпадение между целями воспитания и результатами становится движущей силой деятельности воспитателей. В предыдущем разделе были определены характеристики человека культуры, отфильтрованные мировой цивилизацией. Поэтому цели воспитания могут быть в той или иной степени уже обрисованы.
Обоснование цели воспитания невозможно без учета особенностей социально-педагогической ситуации, которая ее порождает. Е.В. Бон-даревская отмечает, что в современной российской школе идет не только демократизация и обновление учебного процесса, но и происходит диктуемая жизнью актуализация общечеловеческих нравственных ценностей: совести, добра, справедливости, милосердия, духовности, человеческого достоинства. Как свидетельствуют социологические исследования, несмотря на все экономические и политические трудности, мы отходим от идеалов социализма и возвращаемся в русло общечеловеческих и русских национальных ценностей. Ведь еще Н.О. Лосский в книге «Характер русского народа» отмечал такие национальные добродетели, как религиозность, способность к высшим формам опыта, эмоциональность, свободолюбие, народничество, доброта, даровитость, мессианизм и миссионизм. Процессы обновления в современной школе идут болезненно и сложно. С одной стороны, в ученической среде появляются безразличие к учебе, анархические настроения, апатия, игнорирование коллективных форм деятельности. С другой, — многие начинают понимать, что и в условиях рыночной экономики вечные общечело-
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 777; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |