Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогика начального образования. В наши дни актуализируется задача возрождения образа челове­ка культуры




ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ

•I (

В наши дни актуализируется задача возрождения образа челове­ка культуры. Однако прежде чем поставить цели и задачи воспита­ния, необходимо обеспечить определенность и диагностичность цели, учитывая сензитивные периоды развития личности. Эти периоды особенно чувствительны к воздействиям определенного плана. Сен­зитивные периоды связаны с тем, что на первый план выдвигаются либо биологические, либо социальные задачи. Почти у всех людей обнаруживается ступенчатость хода жизни, или волнообразное те­чение, которое проявляется в существовании особых «узловых то­чек», соответствующих годам жизни 6-7 лет, 12-13, 18-19, 25-26 лет и так далее. Период примерно 6-7 лет. Эти «узловые точки» характеризуются тремя главными признаками:

• прояснением и усилением духовной жизни;

• качественными изменениями относительно других «узлов»;

• особой чувствительностью организма.

Принцип сензитивности был сформулирован в начале века М. Мон-тессори и в дальнейшем развит японским педагогом Судзуки, кото­рый оттолкнувшись от принципа «освоения родного языка», сделал вывод, что для каждой способности есть свой сензитивный период развития. Некоторые авторы называют период сензитивности не в 6-7 лет, а в 2-3 года.

И это соответствует действительности.

Цели воспитания нужно индивидуализировать не только с уче­том возраста ребенка, но и его пола: у мужчин в характере преобла­дает стремление взять на себя все трудности, а у женщин — во всем поддержать дом (не случайно ведь по-старорусски женщина назы­валась «берегиней»).

Когда мы говорим о воспитании, о становлении личности, необ­ходимо признавать роль наследственности, роль среды и роль вос­питательной работы.

Следует подчеркнуть, что многое в человеке зависит от того, ка­кие подходы были ведущими в его воспитании. Педагоги различа­ют личностный, ценностный (аксиологический) и деятельностный подходы. Весь драматизм деятельностного подхода в воспитании российское общество пережило в 20-80-е годы текущего столетия. Последствия «деятельностной» педагогики будут давать О себе знать еще много десятилетий. В цивилизованной стране доминирующими должны быть личностный и аксиологический подходы. Не случай­но в стране появились сейчас сотни экспериментальных школ лич-ностно-ориентированного и личностно-ра'ввивающего обучения. Пе­дагогика должна оперировать не только понятиями «обучение», «воспитание», но и такой категорией, как культура. 192

Формирование человека как личности требует от общества по­стоянного и сознательно организуемого совершенствования систе­мы общественного воспитания, преодоления застойных, традицион­ных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразова­ния сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей раз­вития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание существует опасность возникновения волюнтаристского, манипуля-тивного- воздействия на процесс развития, искажения его подлин­ной человеческой природы, техницизм в подходе к человеку.

Следовательно, важно так строить педагогический процесс, что­бы воспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершенствования самостоятель­ных и ответственных поступков. Педагог-воспитатель может и обя­зан помочь растущему человеку пройти этот — всегда уникальный и самостоятельный — путь морально-нравственного и социального развития. Воспитание представляет собой не приспособление детей, подростков, юношества к наличным формам социального бытия, не подгонку под определенный стандарт. В результате присвоения об­щественно выработанных форм и способов деятельности происхо­дит дальнейшее развитие — формирование ориентации детей на определенные ценности, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем. «Условие эффективности воспитания — са­мостоятельный выбор или осознанное принятие детьми содержания и целей деятельности».

Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждо­го растущего человека как неповторимой человеческой индивидуаль­ности, обеспечение роста и совершенствования нравственных и твор­ческих сил этого человека, через построение такой общественной прак­тики, в условиях которой то, что у ребенка находится в зачаточном состоянии или пока только составляет возможность, превращается в действительность. «Воспитывать — это значит направлять развитие субъективного мира человека», с одной стороны, действуя в соответ­ствии с тем нравственным образцом, идеалом, который воплощает требования общества к растущему человеку, а с другой стороны, пре­следуя цель максимального развития индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Такой подход к построению процесса воспитания — как актив­ного целенаправленного формирования личности — согласуется с нашей методологической установкой на оценку роли общества и места генотипа растущего человека в становлении его личности. Достижения современной науки, в том числе труды отечественных философов и психологов, педагогов и физиологов, юристов и гене-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.