КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Педагогика начального образования. Принципы гуманистического воспитания
В. А. Суюмлинский Принципы гуманистического воспитания ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира. Как и любая педагогическая категория, принципы воспитания имеют общие предъявляемые к ним требования: 1. Обязательность. Принципы воспитания — это не совет, не рекомендация; они требуют обязательного и полного воплощения в практику. Грубое и систематическое нарушение принципов, игнорирование их требований не просто снижают эффективность воспитательного процесса, но подрывают его основы. Воспитатель, нарушающий требования принципов, устраняется от руководства этим процессом, а за грубое и умышленное нарушение некоторых из них, как, например, принципов гуманизма, уважения к личности, может быть привлечен даже к судебному преследованию. 2. Комплексность. Принципы несут в себе требование комплексности, предполагающее их одновременное, а не поочередное, изолированное применение на всех этапах воспитательного процесса. Принципы используются не в цепочке, а фронтально и все сразу. 3. Равнозначность. Принципы воспитания как общие фундаментальные положения равнозначны: среди них нет главных и второстепенных, таких, что требуют реализации в первую очередь, и таких, осуществление которых можно отложить на завтра. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращает возможные нарушения течения воспитательного процесса. В то же время принципы воспитания — это не готовые рецепты, а тем более не универсальные правила, руководствуясь которыми воспитатели могли бы автоматически достигать высоких результатов. Они не заменяют ни специальных знаний, ни опыта, ни мастерства воспитателя. Хотя требования принципов одинаковы для всех, их практическая реализация личностно обусловлена. Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют систему. Существует и существовало множество систем воспитания. И естественно, характер, отдельные требования принципов, а иногда и сами принципы не могут оставаться в них неизменными. Принципы воспитания — это исходные начала, руководящие положения, основные требования, на основе которых строятся процесс воспитания, его содержание и организация. Чтобы проследить дина-202 мику принципов воспитания в отечественной педагогике за последние 15 лет, предлагаем ознакомиться с материалами табл. 16. Даже если не обращать внимание на принцип коммунистической идейности, партийности и целеустремленности, занимающий в таблице первое место (без этого ни один учебник не увидел бы свет), нетрудно заметить, что интерес к личности и индивидуальности вос-питуемого проявляется лишь на 5-6-й позиции. Так было вплоть до решительных перемен в жизни России — до 1988 г. Коллективистский приндип был в числе ведущих до 1991 г. С развитием гуманитарной культуры, гуманитаризацией образования, гуманизацией социальной среды, воспитательных отношений и самой личности связывают педагоги пути выхода воспитания из кризиса и сегодня. Академик Д.С. Лихачев писал: «Я мыслю себе XXI век как век развития гуманитарной культуры, культуры доброй и воспитывающей». Поэтому вполне естественно то, что на первое место в воспитании можно поставить принцип гуманизма. По словам С.В. Куль-невича, этот принцип предполагает нормальные, а не казенно-официальные отношения между педагогом и воспитанником. Человек, ученик со своим внутренним миром, интересами, потребностями, способностями, возможностями и особенностями является главной ценностью. С позиций аксиологического подхода гуманность как проявление человеколюбия включает такие ценности, как достоинство, доброту, обходительность, образованность, духовную культуру, утонченный вкус, изысканность речи, учтивость. Возрождая русскую историко-культурную педагогическую традицию, при формулировке принципов воспитания просто невозможно обойти стороной тот вклад, который внесли в педагогику крупнейшие писатели, мыслители XIX-XX вв. Человечность как принцип воспитания был сформулирован еще В.Г. Белинским в работе «Подарок на Новый год»: «Орудием и посредником воспитания должна быть любовь, а целью — человечность. Воспитание должно видеть в дитяти не чиновника, не поэта, не ремесленника, но человека». А в статье о сказках Гофмана и Одоевского Белинский писал: «Под человечностью мы разумеем живое соединение в одном лице тех общих элементов духа, которые равно необходимы для всякого человека, какой бы он ни был нации, звания, состояния, возраста... Без этих элементов он не человек». Вторым принципом воспитания является культуросообразность. Изложенная выше концепция воспитания Е.В. Бондаревской возвращает образование и воспитание в контекст культуры. С этой идеей созвучны подходы к воспитанию Б.М. Йеменского, Е.В. Квятковс-кого, О.С. Газмана.
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |