Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Качественная оценка




ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ

А.В. Мудрик определяет развитие как становление индивида субъектом социальной жизнедеятельности в процессе активного вклю­чения в систему социальных связей и усвоение им системы соци­альных отношений.

Обобщая эти определения, можно утверждать, что развитие — процесс становления готовности к деятельности. Высшая форма раз­вития — готовность к творческой деятельности, выходящей за рам­ки ранее усвоенного.

Развитие, таким образом, определяется:

- фондом знаний;

- разнообразием способов деятельности;

- степенью сложности решаемых проблем. Развитый человек должен:

- продуктивно мыслить;

- быстро обучаться;

- уметь применять знания в разных условиях;

- переносить усвоенные приемы в новые условия;

- корректировать знания и способы деятельности;

- находить новые способы деятельности;

- иметь физические возможности формировать новые знания и виды деятельности.

Качественный анализ эффективности воспитательной системы можно осуществить различными методами, выбор которых зависит от типа системы, от степени развитости школьной психологической и социологической службы и, наконец, от личных интересов иссле­дователя.

Первый подход к качественной оценке динамики воспитательной системы основан на экспертной оценке сформированности нравствен­ных и других личностных качеств субъектов системы. Различные авторы предлагают различные стержневые качества личности, кото­рые должны быть взяты за основу для определения уровня воспитан­ности. В этом плане интерес представляет программа изучения раз­вития учащихся и классного коллектива, предложенная М.И. Шило­вой (табл. 19) для школы II ступени.

Степень сформированности качеств оценивается по пятибалль­ной системе:

1 — качество не проявляется;

2 — качество проявляется редко;.

3 — качество проявляется почти всегда, но под воздействием воспитателя;

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ | 3. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ

4 — качество проявляется почти всегда, но еще не стало потреб-1 костью школьника, требуется контроль со стороны взрослых и кол- 1 лектива;.<.

5 — качество проявляется всегда, иначе ученик поступить не может.

Можно с чем-то соглашаться и не соглашаться в этой методике. Например, представляется сомнительным, что «следование прави­лам безопасности в работе» — это индекс воспитанности. Это скорее ','. профессионализм. Пункт «посещение центров и учреждений куль­туры» звучит довольно расплывчато и несет в себе отголосок тота­литарной эпохи, когда в кино, как и на политинформации, ходили, взявшись за руки. Тем не менее, в целом изложенная выше методи­ка, безусловно, интересна. Лишь перечень показателей проявлений воспитанности и сами критерии воспитанности могут быть уточне­ны. Их можно сформулировать, исходя из концепции воспитания человека культуры, разработанной Е.В. Бондаревской, либо из пе­речня основных духовных ценностей, сформулированного В.А. Ка-раковским (человек, Отечество, мир, труд, культура, семья, жизнь), либо по блокам воспитательной работы, которые рекомендованы классным руководителем Т.И. Олейниковой (земля, Отечество, се­мья, труд, знание, культура, мир, человек).

Таблица 19 Критерии воспитательной системы (по М.И. Шиловой)

Эрудиция




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.