КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Качественная оценка
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ А.В. Мудрик определяет развитие как становление индивида субъектом социальной жизнедеятельности в процессе активного включения в систему социальных связей и усвоение им системы социальных отношений. Обобщая эти определения, можно утверждать, что развитие — процесс становления готовности к деятельности. Высшая форма развития — готовность к творческой деятельности, выходящей за рамки ранее усвоенного. Развитие, таким образом, определяется: - фондом знаний; - разнообразием способов деятельности; - степенью сложности решаемых проблем. Развитый человек должен: - продуктивно мыслить; - быстро обучаться; - уметь применять знания в разных условиях; - переносить усвоенные приемы в новые условия; - корректировать знания и способы деятельности; - находить новые способы деятельности; - иметь физические возможности формировать новые знания и виды деятельности. Качественный анализ эффективности воспитательной системы можно осуществить различными методами, выбор которых зависит от типа системы, от степени развитости школьной психологической и социологической службы и, наконец, от личных интересов исследователя. Первый подход к качественной оценке динамики воспитательной системы основан на экспертной оценке сформированности нравственных и других личностных качеств субъектов системы. Различные авторы предлагают различные стержневые качества личности, которые должны быть взяты за основу для определения уровня воспитанности. В этом плане интерес представляет программа изучения развития учащихся и классного коллектива, предложенная М.И. Шиловой (табл. 19) для школы II ступени. Степень сформированности качеств оценивается по пятибалльной системе: 1 — качество не проявляется; 2 — качество проявляется редко;. 3 — качество проявляется почти всегда, но под воздействием воспитателя; ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ | 3. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ 4 — качество проявляется почти всегда, но еще не стало потреб-1 костью школьника, требуется контроль со стороны взрослых и кол- 1 лектива;.<. 5 — качество проявляется всегда, иначе ученик поступить не может. Можно с чем-то соглашаться и не соглашаться в этой методике. Например, представляется сомнительным, что «следование правилам безопасности в работе» — это индекс воспитанности. Это скорее ','. профессионализм. Пункт «посещение центров и учреждений культуры» звучит довольно расплывчато и несет в себе отголосок тоталитарной эпохи, когда в кино, как и на политинформации, ходили, взявшись за руки. Тем не менее, в целом изложенная выше методика, безусловно, интересна. Лишь перечень показателей проявлений воспитанности и сами критерии воспитанности могут быть уточнены. Их можно сформулировать, исходя из концепции воспитания человека культуры, разработанной Е.В. Бондаревской, либо из перечня основных духовных ценностей, сформулированного В.А. Ка-раковским (человек, Отечество, мир, труд, культура, семья, жизнь), либо по блокам воспитательной работы, которые рекомендованы классным руководителем Т.И. Олейниковой (земля, Отечество, семья, труд, знание, культура, мир, человек). Таблица 19 Критерии воспитательной системы (по М.И. Шиловой) Эрудиция
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 447; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |