КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Семья и школа
ем со сверстниками, и, наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов. Отношение родителей к ребенку обычно анализируется в нескольких планах: • реальное взаимодействие родителя с ребенком; • отрефлексированное родителем отношение к ребенку и взаимодействие с ним; • отношение родителя к ребенку, подчиненное влиянию неосознанной мотивации родителя. При этом базовым является понятие «родительская позиция», раскрытое А.С. Спиваковской, с точки зрения которой — это целостное образование, реальная направленность воспитательной деятельности родителей, возникающая под влиянием мотивов воспитания. Основными свойствами благоприятной родительской позиции являются адекватность, динамичность, оптимистическая прогностич-ность. Поэтому структуру родительского отношения можно рассматривать как совокупность трех компонентов: представлений родителя о ребенке; отношения родителей к ребенку; характера взаимоотношений родителя с ребенком. При этом родительское отношение следует рассматривать как подвижное образование, которое может меняться в зависимости от сложившихся обстоятельств. Между тем характер взаимоотношений между детьми школьного возраста и их родителями зависит от следующих воздействующих факторов: • от особенностей личности родителя (экстраверсивные-интро-версивные, уверенные — неуверенные, тревожные и др.) и форм его поведения (эмоциональное включение или отвержение ребенка, адекватное или неадекватное отражение ситуации и др.); • от особенностей личности ребенка (тревожность, неуверенность, коммуникативные трудности) и форм его поведения (адекватное — неадекватное отражение ситуации); • от пола ребенка; • от психолого-педагогической компетентности и уровня образования родителей; • от нравственно-эмоциональной атмосферы в семье; • от применяемых родителями и другими взрослыми средств воспитательного воздействия; • от степени включенности ребенка в жизнедеятельность и проблемы семьи; • от учета актуальных потребностей ребенка и степени их удовлетворения в семье и др. Проведенный группой исследователей под руководством Н.Ю. Си-нягиной анализ существенных трудностей в детско-родительских отношениях позволил выделить их причины, которые можно разделить по трем основаниям: интраиндивидуальные, зависящие от биологических особенностей индивида; интериндивидуальные, связанные с особенностями семейного воспитания; макросистемные, связанные с социокультурными особенностями жизни семьи. Интраиндиеидуальные причины рассматриваются через особенности темперамента ребенка, в основе которого лежат врожденные физиологические процессы. Наибольший интерес в этом плане представляют исследования зарубежных авторов — С. Чесс и А. Томаса. Они выявили девять врожденных темпераментов у детей, которые играют существенную роль при определении того, насколько будет легко или трудно вырастить ребенка и заботиться о нем. Эти исследования показали, что то, каким вырастет ребенок, определяется не только домашней обстановкой, но и его собственными личностными характеристиками, что в той или иной мере снимает несправедливые обвинения против родителей, воспитывающих «трудных» детей. Интериндивидуальные причины отражают опыт общения ребенка с родителями, который интерпретируется в терминах надежных и ненадежных взаимодействий (такое понимание заимствовано из работ М. Эйнсворт и К. Рубина). В первом случае родители внимательно и чутко реагируют на чувства, потребности, мысли детей, умеют предвидеть результаты их поступков, поддерживают их уверенность в себе. В случае ненадежных отношений родители не чувствуют своего ребенка, раздражаются, ведут себя неровно, не любят его. В результате у него не возникает доверия к миру, что негативно отражается на его развитии: угнетается познавательная активность, снижается самооценка, происходит отстранение от сверстников. Макросистемные причины определяются совокупностью социо-культурных условий, в которых находится семья: экономическое положение семьи, образование родителей и характер взаимоотношений в семье, культурные традиции семьи. Помимо этого были выделены группы семей по типу родительского отношения к ребенку («благоприятные» и «неблагоприятные») и составлены их типичные профили (табл. 35). Установлено, что родители трудных школьников отличаются от других родителей тем, что реже хвалят детей за хорошее поведение,484
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 466; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |