Образовательная область: РЕБЕНОК И ОБЩЕСТВО
|
Цель:создание благоприятных условий для познавательного развития детей, накопления их чувственного и социального опыта в процессе ознакомления с окружающим миром.
Задачи:
содействовать физическому и эмоциональному благополучию воспитанников, развитию у них чувства доверия, защищенности, уверенности;
создавать адаптивную среду жизнедеятельности воспитанников в течение дня для максимального удовлетворения их потребностей;
формировать позитивный образ «Я», интерес к своему внешнему облику и внутреннему миру;
способствовать развитию положительного отношения к окружающим людям;
формировать элементарные способы общения со взрослым и другим ребенком;
помочь ребенку преодолеть кризис 1 года;
формировать у воспитанников культурно-гигиенические навыки, позитивное отношение к приему пищи,потребность в чистоте и опрятности;
содействовать освоению элементарных представлений о ближайшем предметном окружении;
развивать сенсорно-перцептивную деятельность, психические процессы, мелкую моторику в совместной предметной деятельности ребенка со взрослым;
развивать и поощрять интерес к практическому познанию свойств и функций предметов окружающей действительности.
|
Компонент
| Содержание
| Время, отведенное на изучение содержания
| Виды детской
деятельности
| Формы организации образовательного процесса
|
Здоровье и личная гигиена
| · Предупреждение появления вредных привычек (брать в рот пальцы, грызть ногти).
· Закаливание (умывание и мытье рук прохладной водой, воздушные ванны, ходьба босиком, пребывание на свежем воздухе).
· Формирование культурно-гигиенических навыков:
умывание:усвоение воспитанником алгоритма умывания (взрослые закатывают рукава, ребенок берет мыло в руки, с помощью взрослого намыливает руки, подставляет руки к струе, тщательно смывает мыло водой, подставляет и с помощью взрослого умывает лицо, рассматривает себя в зеркале (какой чистый), взрослый тщательно вытирает лицо, руки);
уход за внешним видом:
формирование у воспитанника потребности в чистоте и опрятности (поддерживать стремление быть чистым, замечать грязные руки, лицо и др. и желание их вымыть, радоваться от того что руки, лицо вымыты и др.);
поддержание чистоты и опрятности воспитанника в течение дня (устранять непорядок в одежде, прическе, формировать и закреплять умение пользоваться носовым платком или салфеткой, мыть ноги после прогулки в летний период и пр.);
формирование представления о назначении предметов индивидуального пользования (носовой платок, полотенце, расческа);
одевание:
освоение последовательности одевания и раздевания (с помощью взрослых), расстегивания и застегивания пуговиц на одежде (спереди), складывания ее на место, надевания и снимания обуви, застегивания, расстегивания и расшнуровывания ее (с помощью взрослого);
туалет:формирование привычки своевременно удовлетворять физиологические потребности: узнавать свой горшок, им пользоваться (добровольно участвовать в этой процедуре), своевременно высказывать свою физиологическую потребность в течение дня.
| Ежедневно в течение года
2 учебных часа в неделю по образовательной области
| Познавательная практическая
| Обследование,
экспериментирование
|
Общение
| Коммуникативные ситуации
|
Игровая
| Дидактические игры, сюжетно-отобразительные игры
|
Трудовая
| поручения
|
Художественная
| Рассматривание иллюстраций,
Художественная деятельность ребенка: рисование, лепка
|
Питание
| · Формирование первичных навыков приема пищи: пользоваться ложкой, пить из чашки, садиться за стол.
· Формирование умения есть самостоятельно и с аппетитом (пережевывать пищу, глотать), полоскать полость рта после принятия пищи.
| в течение года
| Познавательная практическая
| Обследование
|
Общение
| Коммуникативные ситуации
|
Безопасность жизнедеятельности
| · Формирование адекватной реакции на предупреждение взрослого о потенциальной опасности.
· Создание условий для физического и эмоционального благополучия воспитанников: соблюдение оптимального и рационального уклада жизни в течение дня; выполнение санитарно-гигиенического режима в группах, обеспечение воспитанников оборудованием и игрушками, отвечающими гигиеническим требованиям и возрастным особенностям; исключение нахождения потенциально опасных для ребенка предметов в доступных для него местах.
| в течение года
| Познавательная практическая
| Экспериментирование
|
Общение
| Коммуникативная ситуация
|
Игровая
| Дидактические игры, сюжетно-отобразительные игры
|
Трудовая
| Поручения
|
Художественная
| Художественное творчество ребенка: рисование, лепка, конструирование, аппликация
|
Взаимодействие со взрослым
| · Формирование умений здороваться, отвечать на приветствие взрослого, благодарить.
· Развитие умения слушать взрослого, выполнять его просьбу, подражать его действиям.
· Развитие способности видеть различные эмоциональные состояния близких взрослых и детей (радость, печаль), выражать сочувствие (пожалеть, помочь).
· Поддержка и поощрение самостоятельных усилий ребенка, незаметная помощь при затруднениях;
· Вовлечение детей в совместную с педагогом деятельность.
| В течение года
| Познавательная практическая
| Обследование
|
Общение
| Коммуникативные ситуации. Рассказ
|
Игровая
| Дидактические, театрализованные игры
|
Художественная
| Инсценировка сказок, потешек, песенок.
Рисование. Пение
|
Взаимодействие со сверстниками
| · Формирование элементарных способов общения, умений обращаться с просьбой, обмениваться игрушкой с другим ребенком.
· Вовлечение детей в совместную друг с другом деятельность.
· Организация взаимодействия детей с учетом их индивидуальных особенностей.
| В течение года
| Общение
| Коммуникативные ситуации
|
Игровая
| Дидактические игры
|
Адаптивное социальное поведение
| · Формирование представлений о том, что можно делать, а чего делать нельзя (нельзя драться, отбирать игрушку, говорить плохие слова и т.д.), умений действовать по разрешению взрослого («можно взять») и останавливаться по запрету («нельзя трогать»).
· Положительная оценка любых позитивных проявлений ребенка в присутствии других детей.
· Использование только положительных оценок правильных действий детей.
| В течение года
| Познавательная практическая
| Обследование
|
Общение
| Коммуникативные ситуации
беседа
|
Игровая
| Игра
|
Трудовая
| Поручения
|
Представления о родном крае, отношение к нему
| · Знакомство детей с предметами быта.
· Акцентирование внимания на родной природе (растениях дома, природных явлениях).
· Формирование представлений: комната, квартира, дом, двор (улица), парк, детская площадка.
| В течение года
| Познавательная практическая
| Наблюдение
Целевая прогулка
|
Общение
| Беседа
|
Игровая
| Дидактическая игра
|
Художественная
| Восприятие детского фольклора.
Пение колыбельных.
Чтение потешек.
Рассказывание сказок.
|
Представления о себе
| · Поддержка проявления первых самостоятельных желаний («хочу», «не хочу»).
· Создание условий для самопознания: запоминания своего имени (после полутора лет), узнавания себя в зеркале, на фотографии.
· Формирование умений показывать части тела: нос, рот, уши, рука, нога и др.
| В течение года
| Познавательная практическая
| Обследование,
наблюдение
|
Общение
| Коммуникативная ситуация
|
Игровая
| Дидактическая игра
|
Трудовая
| Поручение
|
Художественная
| Рисование
|
Представления о других
| · Формирование представлений о значимых взрослых.
· Узнавание родителей, сестер и братьев, дедушек и бабушек при общении и на фотографиях.
| В течение года
| Познавательная практическая
| Наблюдение
|
Общение
| Рассказ,
беседа
|
Игровая
| Дидактическая игра
|
Художественная
| Рассматривание иллюстраций, фото
|
Самоэффективность и самоконтроль
| ·Поддержка проявления первых самостоятельных желаний («хочу», «не хочу»).
| В течение года
| Познавательная практическая
| Обследование
|
Общение
| Коммуникативная ситуация
|
Игровая
| Дидактическая игра
|
Трудовая
| Поручения
|
Художественная
| Рисование, лепка
|
Виды детской деятельности
| Познавательная практическая.
Создание условий для освоения предметной деятельности как ведущей.
Организация познавательной активности с учетом двигательных и речевых возможностей ребенка.
Обучение перцептивным действиям.
Привлечение внимания ребенка к предметам окружающего мира, помощь в переходе от манипулятивных к предметным действиям. Побуждение к запоминанию названий предметов, решению мыслительные задачи с использованием предметов и практических действий.
Поддержка и стимулирование проявления познавательных потребностей ребенка, опираясь на непроизвольные познавательные процессы и преобладание эмоциональности над произвольностью.
Общение.
Показ ребенку способов общения, побуждая повторять их. Комментирование поведения людей, объяснение, что и для чего они делают в общении друг с другом. Вызывание интереса и положительных эмоций к восприятию ситуации общения.
Игровая.
Организация игр «рядом». Предоставление игрушек, развивающих сенсорную и моторную сферы ребенка, вызывающих радостный отклик.
Поощрение появления любимых (предпочитаемых) игрушек.
Трудовая.
Показ и называние предметов жизни и быта, необходимых для трудовой деятельности. Показ способов повседневного хозяйственно - бытового труда.
Приучение убирать игрушки. Формирование навыков самообслуживания.
Художественная.
Восприятие с посильным участием ребенка в художественной творческой деятельности. Создание условий для эмоционального реагирования в процессе восприятия произведений искусства. Показ действий взрослого (пение, создание рисунков и др.), привлечение внимания к ним, побуждение к подражанию и выполнению совместных действий со взрослым.
| В течение года
| Познавательная практическая
Общение
Игровая
Трудовая
Художественная
| Наблюдение, экскурсия, целевая прогулка, обследование, опыты, эксперименты
Коммуникативная ситуация, беседа, рассказ
Игра (дидактическая, подвижная, сюжетно-ролевая, театрализованная)
Поручение
Праздники, развлечения, восприятие произведений искусств, художественное творчество ребенка (рисование, лепка и т.д., музицирование, театр и т.д.)
|
Психические познавательные процессы
| Сенсорика.
· восприятие и выделение свойств предметов, улавливание простейших связей между ними и использование их в своих манипуляциях с предметами (2 контрастные величины, 3-4 цвета, качества: тяжелый, легкий, мягкий, твердый, холодный, теплый и др.);
· участие всех анализаторов в обследовании предметов;
· активное развитие зрительного и слухового восприятия.
Память. Внимание. Мышление.
· развитие наглядно-действенного мышления и речи при решении практических задач в процессе предметной деятельности и применения простейших орудий;
· развитие мыслительных процессов (установление и использование простых связей между предметами);
· формирование умения обобщать (мысленно объединять предметы или действия, обладающие общими признаками).
Воображение.
· развитие воссоздающего непосредственного воображения под влиянием интереса и эмоций.
| В течение года
| Познавательная практическая
| наблюдение, обследование
|
Общение
| Коммуникативная ситуация
|
Игровая
| Игра (дидактическая, подвижная)
|
Трудовая
| Поручение
|
Художественная
| Праздники, развлечения, восприятие произведений искусств, художественное творчество ребенка (рисование, лепка и т.д., музицирование, театр и т.д.)
|
Способы познания
| · Овладение предметной деятельностью путем соотносящих и орудийных действий, использования метода проб.
· Переход соотнесений и сравнений предметов при помощи внешних ориентировочных действий к зрительному их соотнесению (зрительной ориентировке).
· Обучение последовательному, системному осматриванию (рассматриванию) предмета, узнаванию в рисунках и фотографиях знакомых предметов и людей.
· Овладение умением решать наглядно-образным путем ограниченный круг простейших задач (например, достать предмет из…).
· Формирование представлений о свойствах предметов как об образце для измерения (определения) свойств других предметов.
· Экспериментирование с песком, камешками и водой.
· Поощрение первых исследовательских действий, использования в игре предметов – заместителей, проявление сообразительности в различных проблемных ситуациях.
|
| Познавательная практическая
| Наблюдение, Обследование
|
Общение
| Коммуникативная ситуация
|
Игровая
| Дидактическая игра
|
Трудовая
| Поручение
|
Художественная
| Восприятие произведений искусств, Художественное творчество ребенка (рисование, лепка и т.д.)
|