Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика физического и психического развития детей




ОТ 1 ГОДА ДО 2 ЛЕТ (Ранний возраст)

Физическое развитие. К концу первого года жизни ребенок начинает ходить, говорить, действовать с предметами. Эти предпосылки определяют его развитие на втором году жизни. В благоприятных условиях жизнедеятельности ребенок второго года жизни за каждый месяц прибавляет в весе 170—190 г, вырастает на 1 см. К двум годам вес ребенка в среднем достигает 12 – 12,7 кг, рост – 85 – 86 см. У двухлетнего ребенка в среднем 20 молочных зубов.

Раннее детство – период интенсивного физического развития. Повышается сопротивляемость организма, становится более устойчивой нервная система, повышаются пределы ее работоспособности. Меняется соотношение между сном и бодрствованием в сторону увеличения последнего: до 1,5 лет воспитанники могут бодрствовать 3 – 3,5 часа, после 1,5 лет – 5 часов. Процессы возбуждения и торможения становятся более дифференцированными и концентрированными.

Ведущим видом движений в этот период является ходьба. Ребенок испытывает в ней большую потребность, она вызывает у него положительные эмоции, развивает ориентировку в окружающем мире. К концу второго года жизни ходьба и координация движений совершенствуются – ребенок убыстряет шаги, бегает, преодолевает небольшие препятствия на пути (переступает через кубик и др.). По мере того как ходьба становится более автоматизированной, создаются предпосылки для активной деятельности рук. Воспитанник может, не боясь потерять равновесие и упасть, возить или носить в руках предметы, манипулировать с ними.

На втором году жизни темп психического и физического развития детей менее интенсивен, чем на первом. Поэтому учебная программа дошкольного образования предусматривает изменение распорядка дня, задач, видов деятельности, форм и методов организации образовательного процесса не поквартально, а по полугодиям.

Социально-нравственное и личностное развитие. Важный признак этого возраста – непосредственность и импульсивность поведения воспитанника. Чаще всего ребенок действует под влиянием мгновенного порыва, возникающих в данный момент чувств и желаний. Научившись ходить, он получает возможность знакомиться со множеством ранее недоступных ему предметов. Интерес к окружающему быстро растет. Ребенок стремится все увидеть, услышать, до всего добраться, взять в руки, потрогать, порвать, разбросать, попробовать на вкус и т.д. Он испытывает потребность в разнообразных движениях. Такая двигательная активность развивает моторику, способствует выработке точности и координации движений, развитию органов чувств.

Совершенствуются уже приобретенные ребенком движения, действия с предметами. Предметная деятельность является ведущей в этом возрасте. Она пробуждает интерес к окружающему миру, стимулирует любопытство, приводит к осознанию доступных представлений о предметах окружающей действительности. Появляется и активно развивается ситуативно-деловое общение, основной мотив которого – сотрудничество со взрослыми. Ребенок нуждается в ласке, внимании, доброжелательных контактах с близкими людьми, обеспечивающими чувство уверенности и психологическую защищенность. Взрослый вводит ребенка в мир предметов, знакомит с их назначением, стимулирует деятельность, направленную на активное познание мира. Общение способствует формированию пассивной и активной речи, своевременному овладению ребенком предметной деятельностью. Неудовлетворение потребности в таком общении ведет к негативным результатам в развитии не только познавательной, но и личностной, эмоциональной сферы ребенка (появляются трудности в общении со взрослыми, другими детьми, нерешительность и т. д.).

Важнейшим новообразованием раннего детства является осознание ребенком своей индивидуальности, образа «Я». Семья – первое социальное сообщество, где начинается социализация ребенка, половая идентификация (дети впервые осознают себя мальчиками и девочками). На втором году жизни он способен к элементарному осознанию родственных связей, особенно тех, которые затрагивают в большей степени эмоции, – это мать, отец, бабушка, дедушка, братья, сестры. Воспитанник проявляет любовь и склонность к близким людям, смущение и робость по отношению к чужим, замечает эмоциональное состояние окружающих людей, сопереживает им, осмысливает свои желания, что помогает ему осуществлять некоторые целенаправленные действия и поступки. Разумная требовательность к ребенку в сочетании с доброжелательным отношением, поощрение самостоятельности способствуют гармоничному становлению личности ребенка.

На втором году жизни ребенок начинает осознавать себя и в качестве субъекта межличностных отношений: не только взрослые, но и сверстники начинают вызывать у него интерес (присматривается к ним, играет рядом, может стремительно подбежать к другому ребенку и обнять его и пр.). Интерес к детям растет по мере увеличения времени совместного пребывания в учреждении дошкольного образования, на игровой площадке. Возникают первые симпатии: ребенок чаще играет с одним и тем же ровесником, замечает, если того нет в группе. Он учится сравнивать свои поступки, умения с умениями и поступками других детей. Появляются элементы самооценки, в которой отражаются только зарождающиеся чувства достоинства и стыда. В этот период ребенок чувствует и удовлетворяет свое самолюбие преимущественно действиями, привлекающими к нему внимание других.

В раннем возрасте создаются психологические предпосылки для возникновения игровой деятельности. Самостоятельная деятельность детей второго года жизни становится более разнообразной: это действия с сюжетными игрушками, предметами, строительным материалом. Для перехода к игре ребенку необходимо научиться отделять действия от предмета и переносить их на другой объект. В начале второго года жизни ребенок воспроизводит лишь разученные действия, причем преимущественно с теми игрушками, с которыми действовал взрослый. Постепенно он переносит способ действия с одних игрушек на другие. После полутора лет благодаря умению подражать ребенок начинает включать в игру действия, самостоятельно подмеченные в различных жизненных ситуациях, что является предпосылкой отобразительной игры. В конце второго года жизни в действиях ребенка наблюдаются элементы сюжетной игры: он выполняет игровые действия в определенной последовательности, общается с другими детьми доступными языковыми средствами, подражает действиям взрослых (укладывает куклу спать, ее кормит, одевает на прогулку и т.д.). В игре начинает использовать не только игрушки, но и предметы-заместители (кубик вместо мыла), постепенно формируется потребность взять на себя роль другого человека. Деятельность ребенка усложняется, приобретает целенаправленный характер, результативность.

На втором году жизни активно формируются навыки самообслуживания. К 1 году 3 месяцам воспитанник начинает пользоваться ложкой, в 1,5 года ест преимущественно самостоятельно, по напоминанию и с помощью взрослого вытирает рот салфеткой, задвигает стул, выходя из-за стола, проявляет активность при одевании и раздевании.

Познавательное развитие. Активные движения ребенка, расширяющие его ориентировку в окружающем мире, овладения действиями с предметами стимулируют развитие психических процессов (восприятия, памяти, внимания, речи, наглядно-действенного мышления). Происходит сенсорное развитие ребенка, совершенствуется восприятие предметов и их свойств (формы, величины, цвета, положения в пространстве). Ребенок может (по подражанию, по образцу) выбрать один предмет по заданному признаку (самую маленькую из двух-трех матрешек разной величины).

Ребенок при помощи взрослых осваивает способы действий с предметами, игрушками (пирамидками, кубиками, вкладышами, формочками для песка). Появляются соотносящиеся и орудийные действия, способствующие развитию мыслительных процессов, первых элементарных обобщений (о признаках, назначении предметов), которые ребенок усваивает сначала практически, в действиях, затем закрепляет в слове (с помощью взрослого). Первоначально он обобщает предметы по внешним, наиболее ярким признакам: например, кисой называют и живую кошку, и любую мягкую игрушку, и пушистый предмет (шубу, шапку). Постепенно в процессе деятельности и руководства взрослых развивается способность к обобщению по существенным признакам, что является показателем развития мышления у воспитанника.

Речевое развитие. Ранний возраст – сензитивный период для развития речи. Совершенствуется процесс понимания речи взрослых и активная речь. Ребенок запоминает названия предметов и действий, которые взрослый несколько раз обозначил словом. Это связано с повышенной двигательной активностью ребенка (передвижение по комнате, группе, участку), ознакомлением с большим количеством предметов и действиями с ними. После 1 года 6 месяцев воспитанник овладевает умением понимать сюжет или несколько взаимосвязанных действий, выполнять простые поручения взрослого.

В начале второго года жизни ребенок подражает звукам, звукосочетаниям, словам взрослого, что способствует постепенному увеличению словаря. К 1,5 годам активный словарь ребенка в среднем составляет 30 слов, к двум годам – 200–300 слов. Облегченные слова постепенно заменяются общеупотребительными. В речи появляются личные местоимения и слова, обозначающие не только предметы и действия, но доступные пониманию ребенка качества и отношения между предметами.

Первые детские предложения состоят обычно из одного слова. К концу второго года количество слов в предложении может увеличиваться до трех-четырех. Воспитанник начинает изменять слова в числе, роде и некоторых падежах, хотя делает еще много ошибок. Появляются формы множественного числа, повелительное наклонение глаголов («дай», «иди» и др.). Слово взрослого постепенно становится действенным средством организации поведения ребенка, развития его познавательной активности и самостоятельности, которая проявляется в игре, различных видах деятельности, в быту.

Художественное и эстетическое развитие. Ребенок второго года жизни эмоционально отзывчив на музыку, художественное слово. Он с удовольствием слушает сказки, песни, подпевает взрослому, сам напевает слова любимой песни, повторяет потешки, танцует. Формируется отзывчивость на ритм, интонации, напевность стихотворений и потешек. Развивается способность соотносить движения с музыкой, появляется элементарная ритмичность, разнообразные виды движений под музыку. В этот период формируются предпосылки художественной деятельности («Буду рисовать мяч» и т.д.).

Все перечисленные новообразования подготавливают ребенка к новому возрастному периоду развития — дошкольному.

 

Примерный распорядок дня (вторая группа раннего возраста)

1 г.–1 г.6 м. 1 г. 6 м.–2 г.

 

Дома

Подъем, утренний туалет 6.30–7.30 6.30–7.30

В дошкольном учреждении

Прием детей, осмотр, игры; до 8.00 до 8.00

Завтрак 7.50–8.30 8.00–8.40

Предметная деятельность по инициативе

ребенка под руководством взрослого 8.00–9.30

Сон (первый) 9.30 – 11.30

Постепенный подъем, обед 11.30–12.30

Активное бодрствование;

игры-занятия

(по подгруппам) 8.40–9.30

Прогулка 9.30–11.30

Обед 11.30–12.00

Сон (второй — для детей 1 г. – 1 г. 6 м.) l5.00–16.00 12.00–15.00

Постепенный подъем, оздоровительные

и гигиенические процедуры, полдник 16.00–17.00 15.00–16.00

Активное бодрствование, игры-занятия

(по подгруппам) 17.00–17.30 16.00–17.00

Прогулка или предметная деятельность 17.30–19.00 17.00–19.00

Уход домой до 19.00 до 19.00

Дома

Прогулка 19.00–19.30 19.00–19.30

Легкий ужин, игры,

гигиенические процедуры 19.30 – 20.00 19.30 – 20.00

Ночной сон 20.00–6.30 (7.30)

Закаливание (обязательные мероприятия):

оздоровительные прогулки (ежедневно 2,5—3 часа);




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1158; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.