КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Пространство человеческой субъективности
Ниже я приведу несколько достаточно ярких характеристик того, что можно было бы назвать пространством архаического мифа. Вместе с тем, хочу обратить внимание на то, что все эти характеристики достаточно точно улавливают суть самой человеческой субъективности, чьи таинственные силы залегают значительно глубже, нежели лежащие на поверхности формы мыслительной рациональности. Пространство мифа оказывается во многом тождественно интуитивно-творческому пространству человеческого мышления. Начну с блестящего описания мифа у О.М.Фрейденберг. "... Нужно уяснить себе, что мифотворческое сознание никак не могло. сконструировать мира, который сколько-нибудь походил бы на окружавшую человека действительность. Природа, людской коллектив, вещи - чем это представлялось? Где разыгрывались все * события? И вот тут-то нужно полностью отрешиться от наших современных взглядов, и понять, что первобытный человек вообразительно жил в особом мире, не в нашем реальном. Это был ни тот свет, ни этот....Он представлял собой план, особый сценарий природы-человека, ареальный, сочетание жизни и смерти. (...). Как назвать этот сценарий? Где он? Это не жизнь и не смерть, а метафорически "страна", "местность", быть может всего лучше назвать его "место появления" (и "место исчезновения" тем самым)" 10. Иначе говоря, миф строит мир, параллельный реальному, и реальность этого второго мира для него не менее реальна, чем реальность первого. Пространство мифа есть не что иное, как пространство самой человеческой субъективности. Понятно, что,. оно фантасмагорично, ареально и алогично. Оно именно анти-. объективно. "Мифологическому миру присуще специфическое мифологическое понимание пространства: оно представляется не в виде признакового континуума, а как совокупность отдельных объек- тов, носящих собственные имена. В промежутках между ними пространство как бы прерывается,... не имея такого, с нашей точки зрения, основополагающего признака как непрерывность. Частным следствием этого является "лоскутный" характер мифологического пространства и то, что перемещение из одного локуса в другой может протекать вне времени... или же произвольно сжиматься или растягиваться по отношению к течению времени" ", -пишут Ю.М.Лотман и Б.А.Успенский. И понятно, что это - не просто характеристика мифа как особой реальности культуры, но, в значительной мере, есть описание самой человеческой субъективности par excellence. "Для архаического сознания пространство есть нечто предельно противоположное изотропному и гомогенному абсолютному пространству Ньютона, характеризующемуся неизменностью и, так сказать, пустотой, т.е. бесструктурностью" 12, - замечает В.Н.Топоров. И эта характеристика тоже едва ли может быть отнесена к реальности только архаического сознания. Разумеется, это пространство сознания как такового. Пространство сознания в его предельной и естественной субъективности. "Миф на каждом шагу нарушает законы формальной логики, в частности - закон исключенного третьего, единый признак логического разделения и т.п. Логика мифа использует ложное основание, когда посылка, необходимая для вывода заключения, заранее принимается в качестве молчаливого допущения. В мифе все условное безусловно, гипотетическое категорично, а безусловность условна" 13, - подчеркивает Е.М.Мелетинский. И субъективность восприятия, превалирующая над объективностью; и страсть к таинственному; и мощная координата иррационального в жизненных сценариях; и "лоскутный", не систематически-выверенный характер взаимоотношений с окружающим миром; и известное пренебрежение требованиями логики, особенно в периоды эмоциональных перенапряжений, - все эти черты безусловно характеризуют, с одной стороны, сознание любого маленького ребенка, а, с другой, то сознание, которое мы называем творческим. И чем интенсивнее развиты у человека структуры творческого воображения, тем в большей степени присутствуют в его сознании такого рода черты. Мистичность, лоскутность, несистемность, ареальность - это все элементы того, что составляет кирпичики так называемых психологических инсайдов, т.е. творческих озарений. В каком-то смысле все приведенные выше описание сущности мифологического мышления демонстрируют оголенные провода самой лаборатории творческого мышления. Если мы понимаем под творчеством не перекомбинацию элементов предшествующей культуры, а создание чего-то из ничего - т.е. достижение результатов, не вытекающих дедуктивно из предшествующей культуры; если мы понимаем под научным или художественным творчеством демиургическую способность человека творить мир впервые - мир, не заложенный в природе или в предше- ствующем культурном развитии; если мы понимаем творчество как загадку, как тайну, как чудо, - миф оказывается чрезвычайно точным описанием того, как устроено творческое воображение, оказывается не чем иным, как описанием самой лаборатории творчества. Исследователи первобытной мифологии начала века не скрывали своего изумления перед феноменом мифологического мышления с его подчеркнутой тягой к мистическому, с его подчеркнутым равнодушием к объективному. Мол, что это за странное мышление, которое предпочитает мистическое фактическому, предпочитает относиться к действительности в нормах некоей мистической реальности (=к реальности как к тайне), предпочитает быть подчеркнуто субъективным? И точно так же недоумевали другие исследователи, настаивая на том, что существует некая загадка первобытного мышления: мол, как это возможно, что человек относится к миру подчеркнуто субъективно, тогда как СЛЕДУЕТ - объективно. Нетрудно заметить, что в основе этого недоумения лежит убеждение в том, что объективный взгляд является взглядом глубоко естественным для человеческой природы. Однако, похоже, что дело обстоит несколько иным образом, и реальная проблема состоит в прямо противоположном. Как раз глубоко субъективное отношение к миру является наиболее естественным и даже единственно возможным типом отношения, которое может предъявить всевозможностному предметному миру рождающийся в него человек. И именно мистическая точка отсчета - это единственно возможная точка отсчета, которая позволяет ребенку вступить во всепредметный диалог с миром, единственно возможная точка отсчета, с которой вообще может начаться познание мира. Да, человеку, воспитанному в современной парадигме мышления, кажется совершенно неестественной подчеркнутая необъективность взгляда первобытного человека. Однако если мы возьмем за точку отсчета не ту норму отношения человека к миру, которая сама явилась результатом длительного пути культурной эволюции, не точку зрения объекта, а точку зрения ребенка, который оказывается не по своей воле вброшен в мир всепредметной человеческой культуры, тогда существенно изменится отношение к поставленному вопросу. И подлинная проблема обнаружится совсем в другой точке. Не в том, как возможно субъективное отношение к миру, а в том, как возможно объективное к нему отношение. Как раз объективное отношение к миру - то самое, которое представляется самоочевидным человеку современной цивилизации, - являет собой подлинную загадку, поскольку из самих первоначальных структур диалога ребенка с миром культуры возможность объективного отношения к миру никоим образом не проистекает. Как раз объективное отношение к миру является подлинно странным. Если позиция любого ребенка носит тотально субъективный характер, если предопределено это самой природой детского диалога с всепредметным миром, то откуда и каким образом может взяться сама возможность некоего несубъективного отношения к миру? Впрочем, это вопрос, к которому у нас еще будет повод вернуться. А пока еще раз подчеркну тот факт, что пространство допонятийного детского мышления удивительным образом напоминает описываемое культурологами пространство мифа, и, вместе с тем, несет в себе характеристики того, что мы называем творческим или эвристическим мышлением.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |