КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Детский взрослый миф
Итак, существует естественное детское отношение к миру как к вероятностному - как к такому, о котором можно только догадываться. И потому это не вышколенное логикой мышление ребенка-дошкольника можно было бы назвать вероятностным мышлением. А анализ структур вероятностного мышления ребенка позволяет понять нечто существенное в природе того мифа, который организует горизонт видения первобытного человека. Дело в том, что тотальность, всеобщность феномена мифологического мышления в первобытном обществе можно понять и истолковать как своеобразное сохранение во взрослом состоянии некоторых структур интеллектуальной инфантильности, т.е. тех структур вероятностного мышления, которые в норме характеризуют сознание ребенка-дошкольника. И если принять эту гипотезу, то многое в феномене первобытного мифологического мышления станет понятным. В какой-то мере суть тех обществ, которые мы называем первобытными, в том и состоит, что это те общества, в которых не найден выход за границы вероятностного способа мышления и вероятностный способ мышления является не только способом мышления детей, но и способом мышления взрослых. Отличие "взрослого" от "детского" проявляется при этом лишь в появлении специфически взрослых реалий. Так, именно по логике мифа, а вовсе не по логике рациональности происходит вхождение ребенка в пубертатный период. Это значит, что человек, пересекший черту физиологической взрослости, продолжает мыслить в принципиально допонятийных мыслительных схемах, продолжает мыслить по законам иррационального, вероятностного мышления. Однако в центр этого -остающегося принципиально детским! - мышления выходит совершенно новая, а именно - сексуальная проблематика, и именно, эта проблематика определяет содержание подросткового корпуса мифов. В современном обществе переход в подростковое состояние -это не только физиологическая революция, но и революция интеллектуальная. Именно в этом возрасте происходит смена схемы мышления: от мышления в комплексах (принципиально мифологического типа мышления) ребенок переходит к формально-операционному мышлению или мышлению в понятиях. Что - же касается первобытного общества, то там перехода к формально-операционной схеме мышления вообще не происходит, а мышление застревает на вероятностной стадии, на стадии комплексов. Меняется только содержание мифов: подросток, прошедший суровый обряд инициации, обряд посвящения во взрослое состояние, посвящается в особую, эзотеричную группу взрослых мифов, густо замешанных на сексуальной проблематике. Ознакомление инициируемых подростков с эзотерическим корпусом племенной мифологии, освященное жестокими и изощренными обрядами перехода, составляет суть той границы, ко- торая в первобытном обществе отделяет взрослое состояние от детского. Эзотерическая информация (мифологически оформленная и преподносимая в процессе сложного ритуального действа) плюс обряд инициации - это то, что в первобытных представлениях делает ребенка взрослым. И, вместе с тем, этот процесс перехода из детского состояния во взрослое ни в коей мере не связан с изменением самого способа мышления, способа интеллектуального отношения к действительности. Взрослый представитель племени мыслит так же, как и ребенок - в том смысле, что он пользуется принципиально теми же самыми мыслительными схемами - теми, которые были описаны выше как вероятностные. Это мышление акаузальное (равнодушное к причинно-следственным связям), алогичное; и некий вывод совершается в пространстве этого мышления не с жесткой необходимостью, а лишь с известной долей вероятности. Понятно, что это принципиально отличает мир первобытности от знакомого нам, где различие между двумя состояниями -детским и взрослым - не просто информационное, не просто по параметру посвященности или социальной ответственности, но и по параметру лежащих в основании этих двух типов мышления мыслительных схем, мыслительных матриц. Иначе говоря, в нашем мире сама логика детского мышления фундаментально не совпадает с логикой мышления взрослых. Что является основой этого принципиального разрыва двух ' мыслительных схем (детской и взрослой, вероятностной и понятийной), характерного для всех исторических (т.е. постпервобытных) обществ? Разумеется, институт школы, институт образования, на фундаменте которого строит себя человеческое общество, начиная с эпохи ранних цивилизаций. Первобытное общество - это общество, которое принципиально не знает института образования, института школы как некоего особого периода человеческой жизни, отделенного от всей прочей жизни достаточно жесткой чертой. Там есть только одна "школа" - школа мифа, и эта школа менее всего озабочена сменой умственных схем, в которых мыслит ребенок. Поэтому переход во взрослое состояние в том обществе не предполагает никакого интеллектуального переворота, а обозначен чертой инициационных обрядов, отмечаемых физическим насилием над телом, когда само тело становится знаком свершившегося перехода. Интеллектуальная разница взрослого и ребенка здесь состоит не в способе мышления, а в содержании мифов, которые задают этому мышлению рамки. Таким образом, взрослые и дети говорят здесь о разном, но зато на одном языке. А сам переход из детского во взрослое здесь менее всего связан с изменением структур мышления. Таким образом, взрослый человек в первобытном обществе -это человек, посвященный в реалии взрослой жизни, но продолжающий мыслить мифологически. Он инициирован, он принимает на себя важную долю социальной ответственности и готов служить не своему личному "я", но социальному иному, т.е. внеш- нему по отношению к его "я" культурному сообществу, и ритуальные рубцы и татуировки его тела свидетельствуют о свершившемся обряде перехода. Однако при этом он продолжает мыслить в тех же самых структурах мышления, в которых мыслил, будучи ребенком. И, поскольку ребенок в этом обществе не получает интеллектуальную травму образованием (коль скоро там отсутствует институт образования как таковой, т.е. школа как инструмент передачи отчужденного от человека знания), постольку у него не возникают базовые структуры рефлексивности. Он мифологически залипает с той информацией, которую он получает об окружающем мире, оказывается не способен вступить в диалог с этой информацией, оказывается не способен на диалог с позицией другого. В этом и состоит его тотальная мифологичность. Что же касается всех постпервобытных обществ, то они базируются на особом институте образования, институте школы, осуществляющем вмешательство в сам вероятностный сценарий комплексного мышления и переводящем ребенка на рельсы понятийного, формально-операционного мышления. А в результате у ребенка происходит неизбежная интеллектуальная травма (и потому человек цивилизации - это всегда интеллектуально травматизированный человек), когда ребенок, еще вчера открытый всему миру в непосредственном мифологическом пафосе, начинает формировать структуры рефлексивной опосредованности и рациональности. И потому между взрослым и ребенком во всех постпервобытных обществах существует глубокая разница: они фундаментально по-разному мыслят и говорят на разных языках. У одного - непосредственный язык мифа. У другого - рефлексивно опосредованный язык понятий и формально-логических структур. В изменении структур мышления заключается сама суть происходящего здесь перехода. И когда я говорю о похожести мифологического способа мышления, характеризующего первобытные сообщества, на мышление современных детей-дошкольников, на мышление ребенка, я имею в виду не столько то, что первобытность - это детство человечества, сколько то, что первобытное мышление - это не прошедшее этап рационализации и социального отчуждения мышление ребенка, но при том мышление ребенка, поразительным образом обретшее взрослый статус. Это мышление, в котором все взрослые реалии - сексуальная жизнь, социальная ответственность, необходимость создавать семью и воспитывать детей - воспринимаются в границах того, что было охарактеризовано выше как вероятностное отношение к миру. Впрочем, в отличие от детского мышления вероятностно-мифологическое мышление взрослого первобытного человека оказывается крайне консервативным и малоподвижным. И связано это с тем, что оно вынуждено выполнять особую социальную роль - роль хранилища информации. Принципиально воспроизводя структуры детского мышления, вероятностно открытые в будущее, оно оказывается информационно перегружено про- шлым, что и делает его феноменом малоподвижным и косным. Живущие в первобытном мире взрослые вынуждены уделять огромную часть своих сил и времени не столько производству новых возможностей, сколько удержанию, накоплению и сохранению старых. Взрослые становятся заложниками накопленных за тысячелетия культурных ценностей и обслуживающей эти ценности мифологии, которая транслируется из поколения в поколение в устной форме. И это порождает один из самых удивительных парадоксов. Практически совпадая с детским вероятностным сознанием в своих базовых структурах, мифологическое сознание первобытного человека принципиально отличается от детского вероятностного сознания в своих взаимоотношениях со временем. Если ребенок долгое время остается практически равнодушен к своему прошлому и весь обращен в будущее (что и продуцирует в нем, в частности, вероятностный тип мышления), то миф как мыслительный горизонт первобытного общества оказывается весь обращен в прошлое. Он субституирует свой высший социальный смысл как смысл поддержания традиции, как смысл трансляции будущим поколениям ценностей прошлого. Сохраняя вероятностную природу детского мышления, он использует ее в целях удержания прошлого и демонстрирует тем самым, что мышление, организованное на вероятностной основе, может прекрасно служить делу накопления и хранения информации. В каком-то смысле взрослые формы первобытного мышления вообще не являются способом мышления о мире, а служат исключительно способом сохранения уже созданного культурного мира.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 683; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |