КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вероятностный мир
Разумеется, в повседневной, рационально размеренной жизни человека творческое начало не доминирует. И даже у так называемых творцов время инсайда, время творческого озарения, время вдохновения - это лишь краткие мгновения, как бы концентрирующие в себе энергию ирреального мифа. Вместе с тем, не составляет труда интерпретировать сознание любого нормального ребенка как организованное в координатах мифа. Если вернуться к тем характеристикам мифологического пространства, которые были предъявлены в предшествующих главках, то описание детского сознания в категориях собственно мифологических не составит особого труда. В самом деле, детское мышление алогично, апространственно и абсолютно фантазийно. Для совсем маленького ребенка мир - это "место появления" и "место исчезновения" тех или иных вещей. Его сознание не отбрасывает ничего, что бы уменьшало объективность этого мира, но, наоборот, подчеркивает мистические свойства, таинственные силы и скрытые способности существ и явлений, ориентируясь на чисто субъективные элементы: мир ребенка населен сказочными героями, Бармалеями и Карабасами-Барабасами, зубастыми волками и прекрасными принцессами. Скажем, если у двухлетнего ребенка появляется новая игрушка - он не интересуется, откуда она появилась, а если она исчезает - не интересуется, куда она пропала. Каждой вещи объективного мира он готов придать свое, субъективное значение, посредством вовлечения ее в ту или иную игру - независимо от того, какое значение зафиксировано за этой вещью во взрослом обиходе. При том вещи и игрушки для ребенка одушевлены; у них есть лицо, они умеют разговаривать - и это не вызывает у ребенка никакого удивления, а воспринимается им как нечто естественное. Присмотримся к игре ребенка-дошкольника. Здесь нет ни времени ни пространства в нашем представлении. Все может быть всем, а время может свободно растягиваться и сжиматься. Пространство прерывно. События игры могут совершаться в полном несоответствии с каким бы то ни было представлениями о законах формальной логики. Наконец, наречение именами (столь любимое всеми детьми) совершается совершенно произвольным образом, и определение предмета в игре совершается не с точки, зрения его реальных признаков, но посредством придания ему неких воображаемых черт, идущих мимо признаков предмета (когда, скажем, пятилетний малыш берет палочку и скачет на ней, как на воображаемой лошади). И вместе с тем - как и в настоящем мифе - эти странные структуры организации мира детского сознания оказываются на удивление информационно открытыми структурами. Мысля в их координатах - казалось бы, столь непрактичных и неубедительных с точки зрения взрослого рассудка - ребенок уже только в течение пяти или шести лет дошкольной жизни поглощает горы информации об окружающем его мире, каким-то совершенно нелепым образом ''напихивая" ее куда-то, в запасники своего сознания, и, что самое удивительное, весьма и весьма эффективно, в конце концов, этой "напиханной" информацией распоряжается. Это весьма и весьма напоминает мир некоторых домашних научных библиотек: как правило, для внешнего наблюдателя открыть систему расположения книг очень трудно, и он очень быстро запутывается в море книг. Вместе с тем хозяин библиотеки чувствует себя в этом книжном хаосе, как рыба в воде, и может в любой момент найти любую нужную ему книгу, опираясь, зачастую, на помощь подсознания, нежели сознания. И в этом смысле мир детского сознания напрямую ассоциируется с образом творческой лаборатории. Но можно ли на основании предъявленных характеристик допонятийного мышления утверждать, что ребенок находится, так сказать, в состоянии перманентно-творческого отношения к окружающему миру? Боюсь, это было бы слишком сильное утверждение. Миф - это, скорее, прародина творчества, нежели творчество как таковое. И, если воображение творческого человека или маленького ребенка может быть описано в терминах мифа, то это, скорее, усиливает наше недоумение, нежели действительно что-то проясняет как в первом или втором, так и в третьем. Потому что за внешней похожестью скрывается глубокое различие. И факт заключается в том, что далеко не из всякого ребенка вырастает талант. И потом, если миф - это матрица творчества, то отчего же в тех обществах, в которых господствует миф в его наиболее архаических формах, мы отнюдь не встречаемся с фактами перманентного творческого самоизменения, а, скорее, наблюдаем эффекты социальной и технологической законсервированности этих обществ? При всей очевидной похожести этих трех феноменов - мифологического сознания, детского сознания и культурно-творческого сознания, - не менее очевидно их глубокое различие. И остается глобальный методологический вопрос: до какой степени анализ детского мышления может являться ключом к пониманию тайн мифа, анализ архаических мифов - к пониманию различных феноменов детского сознания, а анализ того и другого - к пониманию сущности творчества? Сознание ребенка можно было бы охарактеризовать в значительной степени как сознание проективное. В том смысле, что его не столько интересует вопрос "как на самом деле?", сколько вопрос "как могло бы быть?" Можно сказать, что ребенок весь -в будущем. Он непрерывно меряет себя меркой взрослого мира. И это понятно: ему бессмысленно опираться только на свой опыт прошлого, поскольку как раз этот-то опыт и свидетельствует: все, что он думает по какому-то поводу сегодня, уже завтра может измениться совершенно. Динамика интеллектуального и психического развития, динамика самоизменения, динамика жизненного опыта у маленького ребенка фантастически высока. Не только каждый день, но и каждый час он приобретает опыт, совершенно до того незнакомый. И оттого он вынужден непрерывно подстраиваться под будущее, причем под то будущее,... которого еще нет. И в этом смысле сетка мифологического мышления оказывается чрезвычайно удобной именно потому, что она - ВЕРОЯТНОСТНАЯ сетка. Ведь миф принципиально исходит не из того, что есть, а из того, что может быть. А это и значит, что структура мифа может быть охарактеризована как вероятностная: в мифе что-то происходит или не происходит не с жесткой необходимостью и определенностью, а лишь с известной долей вероятности. В мифе человек исходит не из логики факта, а из странной логики, согласно которой все может быть. Или из логики, которую можно было бы описать фразой "а почему бы и нет?" И это именно та логика, которая позволяет сохранять принципиальную открытость будущему, причем открытость ЛЮБОМУ будущему. При этом субъект мифа не столько знает что-либо наверняка, сколько догадывается о чем-то: разумеется, весьма и весьма субъективно и приблизительно. Но ему не остается ничего другого, как принимать мир своих бесконечных догадок об окружающем мире как абсолютную ценность. Такого рода вероятностное отношение к миру позволяет довольно многое угадывать достаточно правильно - во всяком случае, достаточно, чтобы более или менее эффективно ориентироваться в ближайшем будущем или в окружающей среде. И, в сущности, это единственная действительно эффективная модель отношения к тому миру бесконечных возможностей, который открывается взору маленького ребенка.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |