Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическое применение МАИ




МАИ может успешно использоваться для решения как простых задач, так и при поиске решения сложных проблем, требующих системного подхода и привлечения большого числа экспертов.

Задачи, для решения которых может быть применен МАИ:

· Проблема многокритериального выбора.

· Ранжирование. Многокритериальное упорядочивание заданного множества альтернатив по степени важности.

· Распределение ресурсов. Распределение ресурсов между альтернативами из заданного множества.

· Сопоставительный анализ. Разработка рекомендаций по оптимизации внутренних процессов организации на основе успешного опыта конкурентов.

· Управление качеством. Анализ различных аспектов качества и пути улучшения качества.

 

Вот пример решения конкретных задач:

· Выработка стратегии, направленной на уменьшение негативного влияния глобального изменения климата.

· Вычисление показателя совокупного качества программных комплексов.

· Выбор специализации при учебе в университете.

· Принятие решения о месторасположении оффшорных предприятий.

· Оценка рисков, связанных с функционированием нефтяных трубопроводов, пролегающих на территории страны.

· Разработка стратегии наиболее эффективного управления водоразделами.

Хотя для практического применения МАИ отсутствует необходимость специальной подготовки, основы метода преподают во многих учебных заведениях. Кроме того, этот метод широко применяется в сфере управления качеством. Около ста китайских университетов предлагают курсы по основам МАИ, и многие соискатели научных степеней выбирают МАИ в качестве объекта научных и диссертационных исследований. Опубликовано более 900 научных статей по данной тематике. Раз в два года проводится Международный симпозиум, посвященный МАИ, на котором встречаются как ученые, так и практики, работающие с МАИ. В 2007 году симпозиум проходил в Вальпараисо, Чили, где было представлено более 90 докладов ученых из 19 стран, включая США, Германию, Японию, Чили, Малайзию, и Непал.

Следует отметить, что существуют модели и достаточно сложные (поскольку достаточно сложные психические процессы принятия решений). Например, моделирование рефлексивного мышления. Рефлексия присутствует в шахматных задачах – «я делаю ход фигурой с учетом знания ответа противника». В шахматах уровень рефлексии доходит до пяти. Другой пример, текст песни: «Я обернулся посмотреть, не обернулась ли она, что б посмотреть, не обернулся ли я».

Метод Анализа Иерархий используется во всем мире для принятия решений в разнообразных ситуациях: от управления на межгосударственном уровне до решения отраслевых и частных проблем в бизнесе, промышленности, здравоохранении и образовании.


 

 

ТЕМА 17
ЭТАПЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ СИСТЕМ

7.1. Этапы разработки моделей.

Решение любой практической задачи с помощью математической модели включает четыре основных этапа:

· этап постановки задачи;

· разработка математической модели;

· исследование математической модели.

· внедрение модели в эксплуатацию.

В целом Этапность проектирования АСУ достаточно формализована. Она определяется соответствующими Государственными стандартами (или международными), регламентирующими весь процесс создания АСУ. Если рассматривать разработку математической модели, как одну из задач проектирования АСУ (как программный продукт этой системы), то здесь этот процесс формализован ГОСТ-ами: «Описание постановки задачи» и «Описание алгоритма». Эти стандарты устанавливают требования к содержанию документов «Описание постановки задачи» и «Описание алгоритма», входящих в состав документации математического обеспечения АСУ.

Эти стандарты изучаются в рамках дисциплины «Проектирование АСУ». В следующем семестре будет выполняться КП по моделированию систем: каждый по своей задаче и подсистеме будет разрабатывать постановку и алгоритм модели в соответствии с ГОСТ.

7.2. Этап постановки задачи

Этап постановки задачи включает:

· изучение объекта моделирования;

· содержательное описание объекта моделирования;

· формализованное описание объекта моделирования, построение процессной схемы;

· математическая постановка задачи.

Изучение объекта моделирования сводится к наблюдению за объектом, изучению имеющейся документации об объекте. Производится сбор статистических данных, фиксация количественных характеристик. Иногда при изучении объекта проводится натурный эксперимент для получения необходимых при моделировании количественных данных.

Содержательное описание объекта (или процесса) моделирования.

Его целью является получение по возможности более четкого представления о процессе.

На этом этапе составляется словесное (вербальное) описание процесса, в котором содержатся сведения о физической природе и количественных характеристиках элемен­тарных явлений исследуемого процесса, о степени и характере взаимодействия между ними, о месте и значении каждого элементарного явления в общем процессе функциони­рования рассматриваемой реальной системы.

При этом необходимо представить:

-перечень искомых величин с указанием их практического предназначения и требуемой точности;

-исходные данные, необходимые для моделирования, точность исходных данных;

-перечень известных зависимостей между параметрами и переменными, позволяющих в принципе по­лучить переход от исходных данных к выходным результатам.

Раздельно выделяются детерминированные и случайные данные. Для случайных характеристик и процессов задаются функции их распределения.

Кроме описания исходных данных в содержательное описание включаются численные значения известных характеристик процесса (в виде таблиц и графиков), а также значения начальных условий.

Помимо, сведений, непосредственно характеризующих процесс, в содержательное описание включаются дополнительные материалы. К ним относится описание цели моделирования, идеи по методам моделирования исследуемого процесса.

Фактически содержательное описание представляет собой концептуальную модель исследуемого процесса. Иногда ее называют концепцией моделирования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 853; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.