КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Глоссарий 5 страница. Теория– высшая ступень рационального, научного познания, дающая
рии к ним. Теория – высшая ступень рационального, научного познания, дающая всестороннее отражение предмета. Характеризуется непротиворечивостью и доказательностью. Теория модернизации – философско-социологическая концепция вто- рой половины ХХ в., возникшая в США для объяснения перехода от традици- онного общества к индустриальному (современному). Теория общественного договора – см.: Просвещение. Теория отражения – концепция, предложенная В.И. Лениным для объ- яснения происхождения сознания. Ее суть заключается в том, что каждый ма- териальный объект способен воспроизвести свойства другого объекта при взаимодействии с ним. Отсюда сознание человека – сложная форма отраже- ния материи с помощью органов чувств и разума. Теософия – «божественная мудрость». Данным термином часто обо- значают эзотерические, т. е. тайные религиозно-философские учения. Его же использовала Е.П. Блаватская для наименования своей «тайной доктрины» Теоцентризм (от греч. theos – бог) – позиция, согласно которой в цен- тре бытия находится Бог. Тойнби Арнольд – английский философ ХХ в. Представитель ло- кально-цивилизационного подхода к истории. Во всемирной истории выделял 13 локальных цивилизаций. Толстой Лев Николаевич (1828 – 1910) – писатель и мыслитель. В фи- лософии развивал некоторые идеи А. Шопенгауэра и Ж.-Ж. Руссо. Основная линия размышлений – нравственное самосовершенствование. Критиковал го- сударство и церковь, любое проявление насилия. В качестве личного идеала выдвигал труд и простой крестьянский образ жизни, близкий к природе; в ка- честве общественного идеала – коммунизм раннехристианских общин. Томизм – философия последователей Фомы Аквинского. Тоталитаризм (от лат. totus – весь, целый) – подчинение государству развития общества и культуры; подавление прав и свобод человека и гражда- нина насильственными методами. Тоталитарный политический режим отличается игнорированием гражданского общества, политизацией всех сфер общественной жизни, полным отчуждением и подчинением личности государству. Тоффлер Алвин (Олвин, Allwin) – американский социолог и футуро- лог, автор постиндустриалистской теории «Третьей Волны» (1980). По его мнению, в истории было три технологических волны. Первая связана с аграр- ной революцией, появлением сельского хозяйства. Вторая – с индустриальным производством. Третья волна (научно-техническая революция) начинает переход к супериндустриальному обществу. Традиционная философия – см.: философия. Традиционное общество (традиционная цивилизация) – в теории по- стиндустриализма – один из типов общества (первобытное, традиционное, индустриальное, постиндустриальное). Синонимы – аграрное, доиндусриаль- ное, космогенное общество. Традиция (от лат. traditio – передача) – передача духовных ценностей от поколения к поколению. Трансцендентальное – в средневековой схоластике то, что возвыша- ется над всеми категориями. Обычно выделялось шесть трансценденталий: вещь, сущее, истина, добро, нечто, единое. В философии И. Канта данным термином обозначаются априорные предпосылки опытного познания: время, причинность и т.п. Трансцендентный (лат. transcendere – переступать) – выходящий за пределы разума, чувственного опыта, непознаваемый, потусторонний. Удел – на Руси отдельное княжество. Удельным называют период феодальной раздробленности XII – XV вв. Умозаключение – два или более взаимосвязанных суждений, из кото- рых выводится новое суждение. Высшая форма рационального познания. Универсум – Вселенная; «Мир как целое». Унитарное государство – единое государство, не разделенное на са- моуправляющиеся территории (республики, штаты и т.п.). В его рамках может допускаться национальная или территориальная автономия отдельных областей. Утопия – (от греч. ou+topos – не+место, т. е. место, которого нет) – умозрительный, «кабинетный» проект идеального общества, общества соци- альной справедливости. Прообразом всех утопий является «Государство» Платона. Термин происходит от названия книги Т. Мора «Утопия» («Utopis», 1516), где описан якобы существующий остров Утопия и построенное его жителями гармоничное общество. К социалистам-утопистам относят Т. Кампанеллу, А. Сен-Симона, Ш. Фурье и др. В переносном смысле утопия – произвольная и неосуществимая социальная фантазия. Фалес – древнегреческий философ VII – VI вв. до н.э. (624 – 546 до н.э.), основоположник милетской школы считал первоначалом всего сущего воду. Первый из известных философов. Федерация – добровольное объединение независимых государств, от- дающих значительную часть своих управленческих функций центральной (федеральной) власти. Федоров Николай Федорович (1828 — 1903) – русский религиозный философ XIX в., родоначальник русского космизма. Фейербах Людвиг (1804 – 1872) – представитель немецкой классиче- ской философии XIX вв. Вначале приверженец философии Гегеля, а затем ее решительный противник. Его учение можно охарактеризовать как антрополо гический материализм. Фейербах преодолел ограниченность предшествовав- шего материализма, сводившего любую реальность к механическому движе- нию. В центре внимания Фейербаха – живой целостный человек, который, однако, рассматривался им как существо биологическое. Отказ от гегелевской диалектики не позволил Л. Фейербаху вскрыть механизм саморазвития общества. Феномен (от греч. phainomenon – являющееся) – явление, данное нам в опыте чувственного познания, в отличие от ноумена, постигаемого разумом и составляющего основу, сущность феномена. Феноменолизм – философское направление, рассматривающее пред- меты опыта или как проявления (феномены) непознаваемой «вещи-в-себе», или как простые феномены сознания и субъективные ощущения. Феноменология – учение о явлении (феномене). У И. Канта – это учение об эмпирическом явлении в отличие от учения о вещи-в-себе. В ХХ в. У Э. Гуссерля – это исследование значения и смысла, учение о созерцании сущности, о сознании, созерцающем сущность. Фергюсон Адам – шотландский философ XVIII в., предложивший раз- делять историю человечества на три стадии: дикость, варварство, цивилизация. Фидеизм (от лат. fides – вера) – мировоззрение, утверждающее примат веры над разумом. Философия – система знаний о наиболее общих принципах бытия, по- знания и отношения человека к миру. Форма общественного сознания, сфор- мировавшаяся в трех древних цивилизациях (индийской, китайской и грече- ской) в VII – VI вв. до н.э. От предыдущих форм (морали, искусства и религии) отличается нацеленностью на познание сущности явлений и мира в целом с помощью логики. Впервые термин «философия» употребил Пифагор. В буквальном смысле слова «философия» означает «любовь к мудрости». В любой философской системе в том или ином виде представлены: онтология (метафизика) – учение о бытии (о мире), гносеология (эпистемология) – теория познания (мира), антропология – учение о человеке, и социальная философия – теория функционирования и развития общества. Основными функциями философии являются мировоззренческая, методологическая (гносеологическая, познавательная, эвристическая, критическая) и гуманистическая (антропологическая, аксиологическая – ценностно-ориентационная). Есть и дополнительные функции – праксиологическая, прогностическая и др. По отношению к различным наукам философия выступает в роли методологии (учения о методах). Историческими типами философии можно считать традиционную, современную и антропологическую философию. В Европе развитие традицион- ной философии (философии традиционного общества) приходится на VI в. до н.э. – XVII в. н.э.). Современная философия (философия современного, или индустриального общества) на Западе развивается с XVII в. по настоящее время. В ХХ в. наметился антропологический поворот в мировой философии, который, вероятнее всего, закрепится в связи с переходом к постиндустриальному обществу (антропогенной цивилизации). Философия XX – XXI вв. – характеризуется, с одной стороны, разви- тием рационалистических, тесно связанных с наукой направлений, появив- шихся в середине XIX в. – марксизма и позитивизма, а с другой стороны – решительным поворотом к проблемам человека. Последнее характерно для аксиологии и таких по преимуществу иррационалистических направлений, как экзистенциализм, персонализм, фрейдизм и др. Позитивизм в начале ХХ в. превращается в эмпириокритицизм, или махизм. В 1930-е гг. возникает неопозитивизм (Л. Витгенштейн, Г. Рейхенбах и др.), а в 1950-е гг. – постпозитивизм. Ведущим антропологическим направлением в философии ХХ в. Можно считать экзистенциализм (Ж.-П. Сартр, А. Камю и др.). Для религиозной философии ХХ века (неотомизм, русская религиозная философия и др.) также характерен антропологический поворот. Много внимания уделяет человеку философия культуры (постмодернизм и др.). Философия жизни – возникла в XIX в. как реакция на кризис европей- ской буржуазной рационально-потребительской культуры и рациональной философии. Главной ее чертой становится иррационализм. А. Шопенгауэр, много внимания уделявший изучению буддизма и других восточных религи- озно-философских систем, абсолютизировал роль «воли к жизни». Ф. Ницше говорил о том, что европейская цивилизация, культура, нравственность и религия выродились. Главным в жизни является «воля к власти». Наука завела нас в тупик, надо отдаться иррациональным решениям вопросов. Изменить этот мир может свободный «сверхчеловек», у которого желания и воля к власти стоят выше морали. Позитивным в философии Ф. Ницше был призыв к переосмыслению ценностей европейской культуры. Некоторые положения философии жизни в ХХ веке нашли развитие в экзистенциализме, персонализме и философской антропологии. Философия истории – раздел социальной философии, изучающий раз- витие общества. Термин введен в XVIII в. Вольтером. Философская антропология – направление в философии ХХ века (А. Гелен, М. Шелер). Обладает широкой, хотя и недостаточно оформленной программой исследования. В ней обращается внимание на необходимость це- лостного исследования человека, на его специфику как предмета исследования (открытость миру и Космосу, незавершенность и др.). Антропологические исследования, например у М. Шелера, тесно связаны с развитием аксиологии. Фихте Иоганн Готлиб (1762 – 1814) – представитель немецкой класси- ческой философии. Флоренский Павел Александрович (1882 – 1937) – представитель рус- ской религиозной философии. Фома Аквинский (1221 – 1274) – виднейший представитель христиан- ской философии Средневековья. Форма – способ существования и выражения содержания того или иного явления. Формализация – в науке – исследование структуры объекта. Формация – у К. Маркса – определенный способ производства, тип экономики, производственных отношений, экономический базис общества. В марксизме ХХ века данное понятие превратилось в категорию «общественно- экономическая формация» – тип общества (первобытное, восточное, рабовла- дельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое), включаю- щего экономический базис (производительные силы плюс производственные отношения) и надстройку (социальные, политические и духовные отношения). Формы бытия – существование (все сущее, в т.ч. и вымышленное), действительность (то, что существует на самом деле), реальность (сущность, главное в вещи). Формы научного познания – факт, проблема, гипотеза (научное до- пущение или предположение, истинность которого не доказана, но вполне вероятна), теория (высшая ступень рационального, научного познания, даю- щая всестороннее отражение предмета). Формы общественного сознания – мораль (нравственность), религия, искусство, философия, наука, политическое, экономическое и экологическое сознание. См. также: сознание. Франк Семен Людвигович (1877 — 1950) – представитель русской ре- лигиозной философии. Фрейд Зигмунд (1856 – 1939) – австрийский философ и психиатр, раз- работавший теорию и практику психоанализа, родоначальник фрейдизма. Фрейдизм – направление в философии XIX – ХХI вв. Его основатель австрийский философ и психиатр 3. Фрейд, разработавший теорию и практику психоанализа, все психические состояния и действия человека (а также и все общественные явления) истолковывает как проявление бессознательного, инстинктов (прежде всего инстинкта продолжения рода). Фромм Эрих (1900 – 1980) – немецкий философ, основоположник не- офрейдизма. Фуко Мишель (1926 – 1984) – представитель постмодернизма. Функции философии – основными функциями являются мировоз- зренческая, методологическая (гносеологическая, познавательная, эвристиче ская, критическая) и гуманистическая (антропологическая, аксиологическая ценностно-ориентационная). Есть и дополнительные функции – праксиологи- ческая и др. Фурье Франсуа Мари Шарль (1772 – 1837) – французский философ, социалист-утопист. Футурология – совокупность философских и социологических пред- ставлений о будущем человечества. Хайдеггер Мартин (1889 – 1976) – немецкий философ- экзистенциа- лист. Хайям Омар – таджикский поэт и математик, представитель исламской философии XI – XII вв. Автор рубаи (философских стихов). Хомяков Алексей Степанович (1804 – 1860) – философ, поэт, публи- цист, один из основоположников славянофильства. Христианская философия – в Европе распадается на два периода: патристики (I – IX вв.) и схоластики (IX – XV вв.). В период патристики (уче- ния отцов церкви) главной задачей философии становится обоснование хри- стианских ценностей (Веры, Надежды, Любви) и учения античных философов (прежде всего Платона). Виднейший представитель – Августин Блаженный. Для периода схоластики (от греч. scholastikos – школьный, ученый) характерно почитание трудов отцов церкви и стремление к систематическому освещению вопросов. Фома Аквинский (XIII в.) обосновывает принципы христианской теологии, опираясь на философию Аристотеля. Выдвинул принцип гармонии веры и разума. Христианство – вторая после буддизма по времени возникновения ми- ровая религия. Центральная идея христианства – спасение человека путем нравственного очищения. Иисус Христос – Сын Божий – пришел в мир, дабы своей смертью искупить грехи всех людей и дать им шанс на спасение души. Три главных ценности (идеала) христианства: Вера (в Бога), Надежда (на спасение души) и Любовь (любовь к Богу и к человеку). Большую роль в христианстве играет идея свободы выбора между добром и злом. Она ориентирует христиан на постоянный духовный труд, направленный на нравственное самосовершенствование и помощь другим людям. Трудно переоценить влияние христианства не только на мировую культуру в целом, но и на философию, особенно – европейскую. См. также: христианская философия, ислам, Возрождение, философия XX века, русская религиозная философия. Целое – категория диалектики, обозначающая то, что образовано из частей, но не сводимо к их сумме (например, отдельные части часов не пока- зывают время). Для понимания эффекта целостности служат категории сис- темы и структуры. Ценности – идеи и предметы, ценимые человеком, существуют в виде идеалов, норм и значимостей. Есть личные, групповые (т.е. разделяемые, признаваемые всеми или большинством членов группы) и общечеловеческие ценности, высшими из которых традиционно считаются добро, истина и красота. См.: аксиология. Цзы Сы (V в. до н.э.) – древнекитайский философ, внук Конфуция, учение которого он изложил в систематической форме. Цивилизация (от лат civilis – гражданский, государственный, общест- венный) – тип высокоразвитого общества, характерными признаками кото- рого являются наличие государства, городов, письменности и др. В европей- скую общественную мысль понятие «цивилизация» ввел в ХVIII в. француз- ский экономист В. Мирабо. Поначалу оно означало разумно организованное общество и было синонимом культуры. Шотландский философ ХVIII в. А. Фергюсон предложил всю историю человечества разделить на три этапа: дикость, варварство, и цивилизация. Циолковский Константин Эдуардович (1857 – 1935) – ученый и фило- соф, представитель русского космизма, родоначальник ракетостроения. Чаадаев Петр Яковлевич (1794 – 1856) – философ, публицист. Заложил основы русской религиозной философии и отечественной социальной филосо- фии. В «Философических письмах» поставил вопросы о роли России в миро- вой истории, о причинах социально-экономического отставания России от Запада (Западной Европы) и возможных путях взаимодействия России и За- пада. Чарвака – см.: локаята. Часть – предмет, входящий в другой предмет (в целое). Человек – один из основных объектов (и субъект) философского по- знания. Антропологическая проблематика обозначилась уже в древней фило- софии, особенно в буддизме и у Сократа. В философия ХХ века она становится ведущей. Главные темы антропологии – сущность человека и смысл жизни. В самом общем виде можно обозначить три подхода к пониманию сущности человека. Человек это существо: 1) по преимуществу биологическое («разум- ное животное»), 2) био-социальное, 3) био-социо-духовное. Общим во всех этих подходах является признание наличия у человека сознания. Для обо- значения различных характеристик человека применяются разные термины: homo sapiens (человек разумный – биологический вид), человек (человеческий род, в отличие от биологического вида), индивид, или индивидуум (биологическая особь и отдельный представитель человеческого рода), индивидуальность (неповторимое сочетание индивидуальных психофизиологических, социальных и духовных особенностей конкретного индивида), личность (самостоятельно мыслящий субъект познания и деятельности). Чернышевский Николай Гаврилович (1828 – 1889) – русский писа- тель, представитель антропологического материализма. Чижевский Александр Леонидович – русский и советский философ, ученый, представитель русского космизма, основатель космобиологии. Чичерин Борис Николаевич (1828 – 1904) – философ права, гегелья- нец. Чувственное познание – начальная ступень познания. Формы чувст- венного познания: ощущение, восприятие, представление. Шелер Макс (1874 – 1928) – немецкий философ, родоначальник фило- софской антропологии. Внес значительный вклад в развитие аксиологии. Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф (1775 – 1854) – представитель немецкой классической философии. Шестов Лев Исаакович (1866 – 1938, наст. фамилия Шварцман) – представитель русской религиозной философии. Шиллер Фридрих (1759 – 1805) - немецкий поэт, философ и историк. Представитель немецкой классической философии. Шопенгауэр Артур (1788 – 1860) – немецкий философ, родоначальник философии жизни. Шпенглер Освальд (1880 – 1936) – немецкий философ, автор книги «Закат Европы» (1916 г.), в которой утверждалось, что всякая локальная культура в процессе развития вырождается в цивилизацию, теряя свой творческий потенциал и превращаясь в чисто механическую систему с окостеневшим интеллектом, не способным на дальнейшее развитие. Всего в истории выделял 8 культур. Эвдемонизм (от греч. eudamonia – блаженство) – позиция в философии и этике, согласно которой целью человеческого бытия является счастье. Представителями эвдемонизма в разное время были: Сократ, Эпикур, Г. Лейбниц, Л. Фейербах и др. Эволюция (от лат. evolutio – развертывание) – прогрессивное разви- тие. При эволюционном взгляде на развитие оно рассматривается как посте- пенный, длительный процесс. При революционном – как скачкообразный. Эвристика (от греч. heurisko – открываю) – искусство изобретения. Эзотерика – тайные религиозно-философские концепции, часто свя- занные с мистикой. Эйдос (от греч. eidos – образ, вид) – образ, понятие, идея. Экзистенциализм – антропологическое направление в философии ХХ века. Предшественником его часто считают Ф.М. Достоевского. В центре внимания экзистенциалистов (А. Камю и др.) находятся проблемы сущности человека и свободы личности. Сущность человека – экзистенция (от лат. existentia– существование) рационально необъяснима, ее можно лишь интуитивно почувствовать в пограничной ситуации – в сложной ситуации, которую человек не может изменить или на грани жизни и смерти. В обычной жизни проявления экзистенции – экзистенциалы (экзистенциалии) – это забота, страх, решимость, совесть. Экзистенциалисты – сторонники свободы личности. При этом они связывают свободу с ответственностью. Экзистенциалии – способы человеческого существования в экзистен- циализме. Экзотерика – теория, доступная непосвященным в тайные знания. Противоположность эзотерики. Эклектика – смешение в философии и в искусстве разных стилей, раз- нородных элементов. Экология (от греч. oikos+logos – дом, жилище, местопребыва- ние+учение) – наука об отношениях животных и растительных организмов и их сообществ (популяции, виды, сообщества, экосистемы, биосфера) между собой и с окружающей средой. Взаимодействие человека с окружающей сре- дой изучает экология человека. Экономика (греч. oikonomike – искусство ведения домашнего хозяй- ства) – сфера хозяйственной жизни, материального производства. При ее ана- лизе, как правило, рассматриваются степень развития производительных сил (люди с их профессиональными знаниями, умениями и навыками и средства производства) и характер производственных отношений (отношения собствености, обмена, распределения и потребления). К основным функциям экономики можно отнести: воспроизводство материальных благ, хозяйственно-организаторскую функцию, прогностическую, воспитательную и др. Интегральными показателями развития современной экономики считаются: ВВП (валовой внутренний продукт), темпы его роста и его среднее распределение на душу населения. Последний параметр лежит в основе определения уровня жизни и качества жизни. Экономическое сознание – экономические и технологические идеи и теории, (на идеологическом уровне); несистематизированные экономические взгляды, представления, стереотипы и установки, а также профессионально- производственные и технологические знания (на социально-психологическом уровне). Эксперимент – специально поставленный опыт для проверки гипо- тезы. Элеаты – школа в древнегреческой философии. Элемент – неделимая часть целого. Элитология – направление в политологии и социологии, изучающее элиту, высший социальный слой, управляющий обществом. Родоначальники В. Парето, Г. Моска. Эллинизм – древнегреческая философия после IV в. до н.э. Эмпатия – способность мысленно поставить себя на место другого че- ловека, понять его чувства. Эмпиризм – направление в теории познания, считающее чувственный опыт основным источником знания. То же, что сенсуализм. Эмпириокритицизм (или махизм, по имени основателя – Э. Маха) – направление в философии ХХ века, развивающее идеи позитивизма. Главные темы исследований – природа «элементов мира», механизм и пределы познания. Махизм – разновидность субъективного идеализма. Представители: Э. Мах, Р. Авенариус, А.А. Богданов. Энгельс Фридрих – немецкий философ XIX в. Вместе с К. Марксом стал родоначальником философии марксизма. Эпистемология – то же, что гносеология, теория познания. Эстетика (греч. aisthetikos – чувственный, чувствующий) – философ- ская дисциплина, изучающая художественную деятельность, искусство и эстетические ценности (нормы и идеалы, нацеливающие человека на познание красоты и гармонии). Как самостоятельная наука оформилась в XVIII в. Эстетическое сознание – чувства, представления и ценности, связан- ные с искусством, а также с познанием красоты, гармонии. Эсхатология (от греч. eschatos – последний, конечный) – религиозное учение о конце мира. Этика – теория морали, наука о нравственности; совокупность про- фессиональных или институциональных правил поведения (врачебная, про- тестантская, управленческая этика). Этнос – народ. Как правило, в истории выделяют следующие формы этносов: род, племя, союз племен, народность, нация. Для первых двух характерна кровнородственная связь, для третьего – то же, плюс политическая и культурная общность. Для народности основой является единство территории, языка и культурно-психологического склада, для нации – то же плюс экономическая связь. В теории Л.Н. Гумилева есть также понятие «суперэтнос» – культурно-историческое объединение нескольких народов. Юм Дэйвид (1711 – 1776) – английский просветитель. Юнг Карл Густав (1875 – 1961) – швейцарский философ и психиатр, сторонник фрейдизма. Явление – в отличие от сущности, внешние, непосредственно воспри- нимаемые характеристики объекта. Язык – система знаков, имеющих определенное значение. Основными функциями языка являются: аккумуляция информации и коммуникация. Ясперс Карл (1883 – 1969) – немецкий философ- экзистенциалист. Считал, что относительно хаотическое движение истории привело к появле- нию «осевого времени» (VIII – II вв. до н.э.), когда в ряде стран появились философия и мощные религиозные системы, приступившие к решению миро- вых онтологических и смысложизненных проблем. История приобрела опре-
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 610; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |