КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Глоссарий 4 страница. Понятие– форма мысли, в которой отражаются общие существенные
Понятие – форма мысли, в которой отражаются общие существенные признаки предметов, первая форма рационального познания. Поппер Карл (1902 – 1994) – представитель постпозитивизма. Постиндустриализм – группа теорий конца ХХ в. (Д. Белла, А. Тоффлера, Й. Масуды, М. Кастельса и др.), согласно которым человечество в своем глобальном развитии (всемирной истории) проходит четыре стадии: первобытного общества, традиционного (аграрного, доиндустриального, космогенного) общества, индустриального (современного, прогрессивного, промышленного, техногенного) общества и постиндустриального (информационного, антропогенного) общества. Постиндустриальное общество (постиндустриальная цивилизация) – в теории постиндустриализма один из типов общества (первобытное, тради- ционное, индустриальное, постиндустриальное). Синонимы – информацион-ное, антропогенное общество. Постмодернизм (постмодерн) – широкое культурное течение конца ХХ в., оказавшее влияние на философию, культурологию, искусство. Наи- большее развитие получил во Франции в работах Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотара и др. Для него характерны: отсутствие позитивной программы, акцент на критике устоев предыдущей философии и культуры, ориентация на плюрализм (множественность) и эклектизм (соединение разнородных элементов). Мир и сознание представляются как текст. Постпозитивизм – направление в философии ХХ века. Получил разви- тие в 1950 – 1970-е гг. Главный объект исследования постпозитивистов – на- учное знание. К. Поппер считал, что отличием научного знания от ненаучного является не возможность верификации (экспериментальной проверки) гипотезы, а возможность ее фальсификации, т.е. опровержения. В работе Т. Куна «Структура научных революций» утверждается, что наука развивается не эволюционным путем, а через научные революции. В результате такой революции меняется господствующая в данной науке теория (парадигма). И. Лакатос дает более сложную картину развития науки: в каждой из ее отраслей существует не одна парадигма, а несколько конкурирующих научно-исследовательских программ. Потребности – нужда в чем-либо, объективно необходимом для жиз- недеятельности организма, человека, социальной группы, общества; внутрен- ний побудитель активности. Потребности человека делятся на витальные (биологические), социальные и идеальные (в познании и др.). По мере удовлетворения более простых возникают более сложные потребности. Право – подсистема в политической сфере жизни общества. Включает в себя правосознание, совокупность правовых учреждений и систему право- вых отношений. В более узком юридическом смысле право есть система об- щеобязательных принципов и норм, устанавливаемых государством и обеспеченных к исполнению добровольно или принудительно. Правовое государство – государство, где есть разделение властей (на законодательную, исполнительную и судебную), верховенство законов, взаимная ответственность государства и каждой личности, социальная защищенность. Необходимое условие – правовая и политическая культура в обществе, развитое гражданское общество (система общественных организаций). Православие – базовое направление в христианстве. Центром православия до XVI в. был Константинополь, столица Византийской (Восточной Римской) империи. В XVI в. центр перемещается в Москву. Прагматизм – в широком смысле ориентация на практику. В узком – направление в американской философии, основанное Ч. Пирсом, согласно которому сущность человека выражается в его деятельности, а ценность той или иной истины определяется ее значением для жизненной практики. Родст- венное направление – инструментализм (Д. Дьюи). Праксиология – учение о совершенствовании практической деятель- ности. Практика – целенаправленная предметно-чувственная деятельность человека по преобразованию действительности. Принцип (от лат. principium – основа, начало) – основное положение; аксиома; первопричина; основополагающее теоретическое знание, не требующее доказательств. Провиденциализм – истолкование исторического процесса как реали- зацию замысла Бога. Прогресс – поступательное развитие, качественное улучшение. Производительные силы – люди с их профессиональными знаниями, умениями и навыками и средства производства. Производственные отношения – отношения собственности, обмена, распределения и потребления. Промышленный переворот (промышленная революция) – скачок в развитии производительных сил, заключающийся в переходе от мануфактуры к машинному производству (фабрикам и заводам). На Западе произошел в XVIII – сер. XIX вв. В России – в 30-80-е гг. XIX в. Является важнейшей предпосылкой завершения экономической модернизации. Просвещение – эпоха в развитии европейской культуры, охватываю- щая конец XVII – XVIII вв. Просветители (Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро и др.) основное внимание уделяли теории познания, считали знание основным рычагом общественного переустройства. В социальную философию вводят понятия культуры, цивилизации и прогресса (целенаправленного улучшения жизни). Пространство – совокупность отношений сосуществующих объектов, их расположение относительно друг друга. Протестантизм – направление в христианстве, отколовшееся от като- лицизма в ходе Реформации в XVI в. Для него характерен упрощенный культ. Протестантская этика (правила поведения) сыграла большую роль в становлении европейского предпринимательства (понимаемого в протестантизме как богоугодное дело), модернизации Европы и переходе к индустриальному обществу. Протестантизм получил распространение в Германии, Швейцарии, Франции, Северной Европе, США и др. Объединяет множество течений, церквей и сект: лютеране, кальвинисты, баптисты и др. Радикализм – общественно-политическое течение (движение), объе- диняющее сторонников коренных, решительных, в т.ч. революционных, пере- мен в обществе. Развитие – вид движения, т.е. изменения, при котором происходят ка- чественные преобразования. Разум – ум; духовная деятельность, включающая не только рассудок (интеллект, логическое, понятийное мышление), но и нравственные, эстетиче- ские переживания, познание ценностей). Рассел Бертран (1872 – 1970) – английский математик, логик и фило- соф- неопозитивист. Рационализм – философское учение, согласно которому основой по- знания является разум, логическое мышление. Рациональное познание – абстрактное, логическое мышление осуще- ствляется с помощью системы символов, т.е. языка. Формами рационального познания являются: понятие (форма мысли, в которой отражаются общие, су- щественные признаки предметов), суждение (утверждение или отрицание в форме предложения) и умозаключение (два или более взаимосвязанных суж- дения, из которых выводится новое суждение). Реализм – см.: христианская философия. Революционеры-демократы в России – общественные деятели (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев и др.) середины XIX в., выступав- шие за революционное переустройство страны. Идеи революционеров- демократов легли в основу идеологии народников, способствовали распро- странению в России в конце XIX в. марксизма. Революция социальная – коренной переворот в жизни общества, ко- торый приводит к низвержению отжившего и утверждению нового общест- венного строя, передает власть в руки победившего класса. В широком смысле слова – качественный скачок в развитии (научная, культурная революция и т.п.). Редукция – сведение сложного к более простому. Рейхенбах Ханс (1891 – 1953) – немецкий (с 1938 г. в США) неопози- тивист. Религия (лат. relegio – благочестие, набожность, святыня) – мировоз- зрение, мироощущение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, божества. Релятивизм – преувеличение относительности, отрицание момента аб- солютности в вещах, отношениях и знаниях (например, отрицание абсолютной истины). Реляционизм – точка зрения, по которой можно познать отношения между вещами, но не сами вещи. Ренессанс (от франц. Renaissance) – Возрождение. Рерих Николай Константинович (1874 – 1947) – русский религиозный философ, художник, писатель. Сторонник интеграции культур России, Вос- тока и Запада. Вместе с супругой, Еленой Ивановной Рерих, создал эзотерическую концепцию Агни Йоги, или Живой этики, являющуюся продолжением теософии Е.П. Блаватской. В ее центре – идея энергии космического огня, творящего все сущее и организующего энергоинформационное взаимодействие в мире. Рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад) – осмысление чего-либо при помощи изучения и сравнения; самопознание. Реформация – движение за реформирование католической церкви в XVI в., положившее начало новому направлению в христианстве – протес- тантизму. Инициатор реформации – М. Лютер. Ригоризм – непреклонность, бескомпромиссность. Риккерт Генрих (1863 – 1936) – немецкий философ- неокантианец, один из родоначальников аксиологии. Римский клуб – неформальное объединение ученых 30 стран, создан- ное в 1968 г. для изучения глобальных проблем современности. Членами клуба были А. Печчеи, А. Тоффлер, Н. Моисеев и др. Розанов Василий Васильевич (1856 – 1919) – русский религиозный фи- лософ и литератор. Ролз Джон – современный американский философ и социолог, автор «теории справедливости». В ее основе лежат два принципа: первый требует равенства в приписывании основных прав и обязанностей, а второй утвер- ждает, что социальное и экономическое неравенство, например, в богатстве и власти, справедливо, если только оно приводит к компенсирующим преиму- ществам для каждого человека, и, в частности, для менее преуспевающих членов общества. Российская цивилизация – «наследница» или новый этап развития древнерусской цивилизации. Начало ее формирования связано со становлением Московского государства (конец XV в.). От предшественницы отличается потерритории, климату, этническому составу, системе ценностей и др. Роттердамский Эразм (1469 – 1536) – голландский гуманист эпохи Возрождения. Русская идея – условное название, применяемое для обозначения осо- бенностей русского и российского самосознания, характерных для него ценностей, т.е. норм и идеалов (в отличие от Европы это преимущественно нравственные, а не интеллектуальные и не материальные ценности), установок и других (в т.ч. подсознательных – ментальных – элементов культуры). Неоднократно предпринимались попытки сформулировать ее в виде идеологических лозунгов: «Москва – Третий Рим» – в XV в., «Самодержавие – Православие – Народность» – в XIX в. и др. Много внимания обоснованию Русской идеи уделялось в русской религиозной философии конца XIX – середины XX вв. Русская религиозная философия – появляется в конце XIX в. и раз- вивается до середины ХХ в. Базовые идеи русской религиозной философии были сформулированы в «философии всеединства» В.С. Соловьева. В.С. Соловьев стал одним из зачинателей отечественной аксиологии (теории ценностей, которая у него представлена в виде «нравственной философии»), философии истории, русского космизма. Много внимания русские религиоз- ные философы, уделяли проблемам личности, ее психологии, творчества и свободы (Н.А. Бердяев и др.). Социальным идеалом для большинства русских религиозных философов был христианский социализм, т.е. некапиталистическое общество социальной справедливости, основанное на христианских ценностях (идея соборности и др.). Классическое воплощение этот идеал нашел в трудах С.Н. Булгакова, в частности в «Философии хозяйства», где он попытался «положительно превзойти» марксизм с религиозных позиций. Русская философия – зарождается в XI в. («Слово о Законе и Благо- дати» митрополита Иллариона и др.) В целом отечественная философская мысль до XVIII в. не выходит за рамки богословия. Наиболее сильной была грековизантийская традиция (неоплатонизм). В работах просветителей XVIII в. – М.В. Ломоносова, В.Н. Татищева и др. – содержатся уже вполне самостоятельные и глубокие философские идеи. Разрешением вопросов социальной философии в середине XIX в. занимались славянофилы и западники. Определенный вклад в философию внесли революционеры-демократы и марксисты. Высшим достижением отечественной философской мысли можно считать русскую религиозную философию. После гражданской войны в России господствующее по- ложение занял марксизм. В работах русских марксистов (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, А.А. Богданов и др.) содержатся достаточно глубокие философские идеи, однако запрет на все немарксистские направления сдерживал развитие философии в СССР. В годы перестройки в СССР был восстановлен естественный для философского сознания плюрализм, что создает возможность продуктивного развития отечественной философской мысли в XXI в. Русский космизм – комплекс идей и теорий взаимосвязи людей, Бога и Космоса. Его основоположник Н.Ф. Федоров в своей «философии общего дела» обосновал идею объединения человечества во всемирное братство с целью всеобщего (а не индивидуального, как принято считать в христианстве) спасения и предотвращения апокалипсиса (конца света). Религиозный космизм во многом послужил основой естественнонаучного космизма, представители которого (К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский) умели органично увязывать решение конкретных научных, социальных и технических проблем с судьбами России, мира и Вселенной. Руссо Жан-Жак – французский просветитель XVIII в. Самарин Юрий Федорович – философ, историк, представитель славя- нофилов. Сансара – в индийской философии колесо перевоплощений (новых рождений человека). Сартр Жан-Поль (1905 – 1980) – французский экзистенциалист. Сверхчувственное – то, что не дано человеку в чувственном познании. Связь – категория диалектики, описывающая такое отношение между явлениями, при котором изменение одного из них приводит к соответствую- щему изменению другого. Семантика (от греч. sema – знак) – учение о значении, об отношениях между знаками, т.е. между словами, предложениями и тем, что они означают. Семиотика (от греч. sema – знак) – наука о знаках и знаковых систе- мах, знаковом поведении и знаковой коммуникации в природе, обществе и в общении человека с машиной. Сенека (4 до н.э. – 65 н.э.) – древнеримский философ- стоик, государ- ственный деятель, поэт. Сен-Симон Клод Анри (1760 – 1825) – французский философ, социа- лист-утопист. Сенсуализм (эмпиризм) – направление в философии, ориентированное на чувственное познание, при котором критерием истины являются ощущения. Силлогизм (от греч. sollogismos – подытоживание) – выведение, умо- заключение от общего к частному. Символ (от греч. simbolon) – отличительный знак (зрительный или звуковой образ), имеющий определенный смысл, заключающий в себе какуюто идею. Синергетика – наука о сложных открытых саморазвивающихся сис- темах. Синергия (от греч. synergeia – сотрудничество, содружество) – совме- стное действие. Синтез – познавательная процедура реконструкции целого из его эле- ментов. Противоположен анализу. Система – упорядоченное множество взаимосвязанных элементов (не- делимых частей), образующих целостное единство. Скептицизм – см.: Пиррон. Славянофилы – представители русской философии и общественной мысли 40-50-х гг. XIX в. (И.С. Аксаков, К.С. Аксаков, И.В. Киреевский, П.В. Киреевский, А.С. Хомяков и др.) выступали за принципиально отличный от западноевропейского путь развития России (патриархальность, консерватизм, православие, общинность, соборность), противостояли западникам. Близки к славянофилам были В.И. Даль, А.Н. Островский, Ф.И. Тютчев, Ф.М. Достоевский, Н.Я. Данилевский и др. Идеи славянофилов нашли частичное воплощение в правительственной идеологии официальной народности (Самодержавие – Православие – Народность), а с другой стороны, в идеологии революционных народников. Случайность – в отличие от необходимости, то, что обусловлено внешними факторами и причинами существования объекта. Смит Адам (1723 – 1790) – шотландский экономист и философ. Осно- ватель классической политической экономии, автор трудовой теории стоимо- сти. Соборность – «единство во множестве», добровольное объединение людей для решения важных задач, когда единство воли достигается на основе единства веры. Богословское и философское понятие, характерное для православия и славянофильства. В русской религиозной философии эволюционировало в понятие всеединства. В реальной практике русской истории выражалось в общинности, деятельности вече (народного собрания), земских соборов и др. Советская философия – см.: русская философия. Современная философия – см.: философия. Современное общество – см.: индустриальное общество. Содержание – категория диалектики, которая, в отличие от формы, выражает совокупность, органическая взаимосвязь всех сторон явления. Сознание – категория, обозначающая человеческую способность иде- ального воспроизведения действительности в форме мыслей, чувств и переживаний. В самом широком (идеалистическом) смысле – синоним духа, идеи, логоса, духовного начала (в отличие от материального). Сознание (эмоции, чувства, воля, мышление) возникает в процессе человеческого общения и развивается вместе с развитием культуры. Различают индивидуальное, групповое и общественное сознание. Формами общественного сознания являются: мораль (нравственность), религия, искусство, философия, наука, политико - правовое, экономическое и экологическое сознание. Сократ – древнегреческий философ V – IV вв. до н.э., родоначальник диалектики и европейской антропологии. Солипсизм (от лат. solus – один и ipse – сам) – разновидность субъек- тивного идеализма, согласно которой реальность – это только и исключи- тельно мое сознание (а остального мира, возможно, и не существует). Соловьев Владимир Сергеевич (1853 – 1900) – крупнейший предста- витель русской религиозной философии, поэт-символист, публицист. Сословно-представительная монархия – государство и система вла- сти, где воля монарха ограничена какими-либо представительными или зако- носовещательными учреждениями – церковью, Земским собором, Боярской думой и др. Софизм (от греч. sophisma – хитрая выдумка) – видимость доказатель- ства. Софистика (от греч. sophistes – мастер, художник) – в широком (и не- гативном) смысле слова умение победить в споре любой ценой. В узком смысле слова в Древней Греции софистами называли профессиональных учи- телей красноречия и разнородную группу философов, развивавших искусство полемики (Протагор, Антифонт и др.). Социализм (от лат. socialis – общественный) – теория и практика по- строения общества социальной справедливости, альтернативные (противопо- ложные) капитализму. Как правило, связаны с отрицанием или существенным ограничением частной собственности. Социалистические теории (и партии) появились в XIX в. Наиболее влиятельными были партии и движения, выражавшие интересы рабочих и крестьян. Но существовали (и продолжают существовать) также теории феодального, религиозного, национального социализма. В марксистской теории XX в. термином «социализм» обозначается тип общества – первая стадия коммунистической формации. Социализм государственный – тип общества, построенного в СССР и других социалистических странах, для которого характерны: администра- тивно-командная система, государственное руководство экономикой и дру- гими сферами жизни. Наряду с капитализмом и империализмом один из ос- новных вариантов (моделей) индустриального общества. Социальная психология – обыденное сознание, привычные, теорети- чески (идеологически) не оформленные установки, устремления, настроения, стереотипы мысли и другие проявления, характерные для «нижнего» уровня культуры. Социальная сфера (от лат. societas – общество) – область «воспроиз- водства» человека и социальных групп. Как правило, к ней относят: семейные и досугово-бытовые отношения, системы образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения (и других видов социальной поддержки), а также существующую в обществе систему классов, этносов и других социальных групп. Социальная философия – философия общества. Первые социально- философские идеи содержатся в трудах Лао-цзы, Конфуция, Платона. Как самостоятельный раздел философии начинает оформляться в эпоху Просвещения. Социальный (от лат. societas – общество) – общественный, имеющий отношение к социуму (обществу). Социология (от лат. societas – общество и греч. logos – учение) – тео- рия общества, учение, наука об обществе (в самом широком смысле – о любом сообществе организмов, в т.ч. животных и растительных). Оформление социологии как самостоятельной науки состоялось в XIX в. в работах О. Конта. Сегодня различают теоретическую социологию, изучающую общество или общественные отношения в целом, и прикладную социологию (конкретные социологические исследования современных общественных отношений в разных сферах жизни). Спенсер Герберт (1820 – 1903) – английский философ, главный пред- ставитель эволюционизма, теории постепенного, поэтапного (нереволюцион- ного) развития мира. Спиноза Бенедикт (1632 – 1677) – нидерландский философ- пантеист, сторонник рационализма. Справедливость – нравственная категория и социальная ценность, присутствующая в любом обществе, представление о должном порядке вещей. В общественном сознании, как правило, присутствуют два образа социальной справедливости: справедливость равенства и справедливость «воздаяния по заслугам». См. также: Дж. Роллз. Средневековье – см.: Средние века. Средние века – по европейской хронологии период между Древностью и Новым временем – между V и XVII вв. В средневековой Европе средними веками называли период между первым (I в. н.э.) и ожидаемым вторым при- шествием Иисуса Христа. Статистические законы – вероятностные законы, в которых одна причина может породить одно из нескольких возможных следствий. Стоицизм – направление в древнегреческой и древнеримской филосо- фии, основанное Зеноном из Китона в III в. до н.э. Стоики отождествляли Бога и природу, признавая в то же время наличие мирового разума (светового эфира), пронизывающего весь мир. Человек – часть единой богоприроды, а человеческий разум – часть мирового разума. Признавали свободу воли и при зывали не поддаваться никаким внешним обстоятельствам. Стратификация – разделение общества на социальные группы – стра- ты (слои, классы). Структура – совокупность устойчивых отношений и связей между элементами системы. Структурализм – направление в философии и науке ХХ в., берущее за основу изучения объекта его структуру. Наибольших успехов структурали- сты (К. Леви-Строс, Ж. Лакан, и др.) достигли в лингвистике, этнологии, со- циологии, антропологии, психологии. Субстанция (от лат. substantia – сущность) – первооснова мира, бытия. По отношению к субстанции философские направления разделяются на мате- риализм (где субстанцией считается материя) и идеализм (где под субстан- цией понимается идея, сознание или Бог), а также на монизм (признание одной субстанции) и плюрализм (признание нескольких оснований мира). Субстрат (от лат. substratum – подкладка) – основа, основание, носи- тель, субстанция. Субъект – в отличие от объекта, активный элемент взаимодействия или системы; личность, социальная группа, осуществляющие духовную или практическую деятельность в соответствии с необходимостью, потребно- стями, целью. Субъективный идеализм – философское направление, исходящее из того, что знание о мире возможно только через мое субъективное познание. Суждение – мысль, утверждающая или отрицающая что-либо, форма рационального познания. Сущность – в отличие от явления, единство внутренних устойчивых свойств и связей объекта. Сферы общественной жизни – относительно самостоятельные, но взаимосвязанные области жизнедеятельности общества. Как правило, выде- ляют экономическую, социальную, политическую и духовную сферы. Иногда в качестве самостоятельной рассматривается внешнеполитическая или геополи- тическая сфера. Схоластика – см.: христианская философия. Сценарии будущего – см.: социализм, марксизм, постиндустриализм, Римский клуб. Сциентизм (от лат. scientia – знание, наука) – абсолютизация роли нау- ки в жизни общества. Тейяр де Шарден Пьер (1881 – 1955) – французский религиозный фи- лософ, основатель тейярдизма. Тейярдизм – направление в религиозной философии ХХ века, христи- анский эволюционизм, учение Пьера Тейяра де Шардена, один из современ- ных вариантов пантеизма. Согласно ему, Бог имеется в каждой частичке ма- терии в виде духовной энергии, которая и является двигателем эволюции – «христогенеза». Шарден отрицает сотворение человека, считая его закономерным итогом естественной эволюции духа. Образ Христа должен помочь людям добиться любви и единодушия в решении сложных современных проблем совершенствования мира. Теократия – власть церкви. Теология – богословие, теоретическая (в отличие от культа) часть ре- лигии, включающая священные книги и религиозно-философские коммента-
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |