Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глоссарий 4 страница. Понятие– форма мысли, в которой отражаются общие существенные




Понятие – форма мысли, в которой отражаются общие существенные

признаки предметов, первая форма рационального познания.

Поппер Карл (1902 – 1994) – представитель постпозитивизма.

Постиндустриализм – группа теорий конца ХХ в. (Д. Белла,

А. Тоффлера, Й. Масуды, М. Кастельса и др.), согласно которым человечество в своем глобальном развитии (всемирной истории) проходит четыре стадии: первобытного общества, традиционного (аграрного, доиндустриального, космогенного) общества, индустриального (современного, прогрессивного, промышленного, техногенного) общества и постиндустриального (информационного, антропогенного) общества.

Постиндустриальное общество (постиндустриальная цивилизация)

в теории постиндустриализма один из типов общества (первобытное, тради-

ционное, индустриальное, постиндустриальное). Синонимы – информацион-ное, антропогенное общество.

Постмодернизм (постмодерн) – широкое культурное течение конца

ХХ в., оказавшее влияние на философию, культурологию, искусство. Наи-

большее развитие получил во Франции в работах Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотара

и др. Для него характерны: отсутствие позитивной программы, акцент на критике устоев предыдущей философии и культуры, ориентация на плюрализм (множественность) и эклектизм (соединение разнородных элементов). Мир и сознание представляются как текст.

Постпозитивизм – направление в философии ХХ века. Получил разви-

тие в 1950 – 1970-е гг. Главный объект исследования постпозитивистов – на-

учное знание. К. Поппер считал, что отличием научного знания от ненаучного является не возможность верификации (экспериментальной проверки) гипотезы, а возможность ее фальсификации, т.е. опровержения. В работе Т. Куна «Структура научных революций» утверждается, что наука развивается не эволюционным путем, а через научные революции. В результате такой революции меняется господствующая в данной науке теория (парадигма). И. Лакатос дает более сложную картину развития науки: в каждой из ее отраслей существует не одна парадигма, а несколько конкурирующих научно-исследовательских программ.

Потребности – нужда в чем-либо, объективно необходимом для жиз-

недеятельности организма, человека, социальной группы, общества; внутрен-

ний побудитель активности. Потребности человека делятся на витальные

(биологические), социальные и идеальные (в познании и др.). По мере удовлетворения более простых возникают более сложные потребности.

Право – подсистема в политической сфере жизни общества. Включает

в себя правосознание, совокупность правовых учреждений и систему право-

вых отношений. В более узком юридическом смысле право есть система об-

щеобязательных принципов и норм, устанавливаемых государством и обеспеченных к исполнению добровольно или принудительно.

Правовое государство – государство, где есть разделение властей (на

законодательную, исполнительную и судебную), верховенство законов, взаимная ответственность государства и каждой личности, социальная защищенность. Необходимое условие – правовая и политическая культура в обществе,

развитое гражданское общество (система общественных организаций).

Православие – базовое направление в христианстве. Центром православия до XVI в. был Константинополь, столица Византийской (Восточной Римской) империи. В XVI в. центр перемещается в Москву.

Прагматизм – в широком смысле ориентация на практику. В узком –

направление в американской философии, основанное Ч. Пирсом, согласно

которому сущность человека выражается в его деятельности, а ценность той

или иной истины определяется ее значением для жизненной практики. Родст-

венное направление – инструментализм (Д. Дьюи).

Праксиология – учение о совершенствовании практической деятель-

ности.

Практика – целенаправленная предметно-чувственная деятельность

человека по преобразованию действительности.

Принцип (от лат. principium – основа, начало) – основное положение;

аксиома; первопричина; основополагающее теоретическое знание, не требующее доказательств.

Провиденциализм – истолкование исторического процесса как реали-

зацию замысла Бога.

Прогресс – поступательное развитие, качественное улучшение.

Производительные силы – люди с их профессиональными знаниями,

умениями и навыками и средства производства.

Производственные отношения – отношения собственности, обмена,

распределения и потребления.

Промышленный переворот (промышленная революция) – скачок в

развитии производительных сил, заключающийся в переходе от мануфактуры

к машинному производству (фабрикам и заводам). На Западе произошел в

XVIII – сер. XIX вв. В России – в 30-80-е гг. XIX в. Является важнейшей предпосылкой завершения экономической модернизации.

Просвещение – эпоха в развитии европейской культуры, охватываю-

щая конец XVII – XVIII вв. Просветители (Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро и

др.) основное внимание уделяли теории познания, считали знание основным

рычагом общественного переустройства. В социальную философию вводят

понятия культуры, цивилизации и прогресса (целенаправленного улучшения

жизни).

Пространство – совокупность отношений сосуществующих объектов,

их расположение относительно друг друга.

Протестантизм – направление в христианстве, отколовшееся от като-

лицизма в ходе Реформации в XVI в. Для него характерен упрощенный культ. Протестантская этика (правила поведения) сыграла большую роль в становлении европейского предпринимательства (понимаемого в протестантизме как богоугодное дело), модернизации Европы и переходе к индустриальному обществу. Протестантизм получил распространение в Германии, Швейцарии, Франции, Северной Европе, США и др. Объединяет множество течений, церквей и сект: лютеране, кальвинисты, баптисты и др.

Радикализм – общественно-политическое течение (движение), объе-

диняющее сторонников коренных, решительных, в т.ч. революционных, пере-

мен в обществе.

Развитие – вид движения, т.е. изменения, при котором происходят ка-

чественные преобразования.

Разум – ум; духовная деятельность, включающая не только рассудок

(интеллект, логическое, понятийное мышление), но и нравственные, эстетиче-

ские переживания, познание ценностей).

Рассел Бертран (1872 – 1970) – английский математик, логик и фило-

соф- неопозитивист.

Рационализм – философское учение, согласно которому основой по-

знания является разум, логическое мышление.

Рациональное познаниеабстрактное, логическое мышление осуще-

ствляется с помощью системы символов, т.е. языка. Формами рационального

познания являются: понятие (форма мысли, в которой отражаются общие, су-

щественные признаки предметов), суждение (утверждение или отрицание в

форме предложения) и умозаключение (два или более взаимосвязанных суж-

дения, из которых выводится новое суждение).

Реализм – см.: христианская философия.

Революционеры-демократы в России – общественные деятели

(В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев и др.) середины XIX в., выступав-

шие за революционное переустройство страны. Идеи революционеров-

демократов легли в основу идеологии народников, способствовали распро-

странению в России в конце XIX в. марксизма.

Революция социальная – коренной переворот в жизни общества, ко-

торый приводит к низвержению отжившего и утверждению нового общест-

венного строя, передает власть в руки победившего класса. В широком смысле слова – качественный скачок в развитии (научная, культурная революция и т.п.).

Редукция – сведение сложного к более простому.

Рейхенбах Ханс (1891 – 1953) – немецкий (с 1938 г. в США) неопози-

тивист.

Религия (лат. relegio – благочестие, набожность, святыня) – мировоз-

зрение, мироощущение, а также соответствующее поведение, определяемое

верой в существование Бога, божества.

Релятивизм – преувеличение относительности, отрицание момента аб-

солютности в вещах, отношениях и знаниях (например, отрицание абсолютной

истины).

Реляционизм – точка зрения, по которой можно познать отношения

между вещами, но не сами вещи.

Ренессанс (от франц. Renaissance) – Возрождение.

Рерих Николай Константинович (1874 – 1947) – русский религиозный

философ, художник, писатель. Сторонник интеграции культур России, Вос-

тока и Запада. Вместе с супругой, Еленой Ивановной Рерих, создал эзотерическую концепцию Агни Йоги, или Живой этики, являющуюся продолжением теософии Е.П. Блаватской. В ее центре – идея энергии космического огня, творящего все сущее и организующего энергоинформационное взаимодействие в мире.

Рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад) – осмысление чего-либо

при помощи изучения и сравнения; самопознание.

Реформация – движение за реформирование католической церкви в

XVI в., положившее начало новому направлению в христианстве – протес-

тантизму. Инициатор реформации – М. Лютер.

Ригоризм – непреклонность, бескомпромиссность.

Риккерт Генрих (1863 – 1936) – немецкий философ- неокантианец,

один из родоначальников аксиологии.

Римский клуб – неформальное объединение ученых 30 стран, создан-

ное в 1968 г. для изучения глобальных проблем современности. Членами клуба были А. Печчеи, А. Тоффлер, Н. Моисеев и др.

Розанов Василий Васильевич (1856 – 1919) – русский религиозный фи-

лософ и литератор.

Ролз Джон – современный американский философ и социолог, автор

«теории справедливости». В ее основе лежат два принципа: первый требует

равенства в приписывании основных прав и обязанностей, а второй утвер-

ждает, что социальное и экономическое неравенство, например, в богатстве и

власти, справедливо, если только оно приводит к компенсирующим преиму-

ществам для каждого человека, и, в частности, для менее преуспевающих членов общества.

Российская цивилизация – «наследница» или новый этап развития

древнерусской цивилизации. Начало ее формирования связано со становлением Московского государства (конец XV в.). От предшественницы отличается потерритории, климату, этническому составу, системе ценностей и др.

Роттердамский Эразм (1469 – 1536) – голландский гуманист эпохи

Возрождения.

Русская идея – условное название, применяемое для обозначения осо-

бенностей русского и российского самосознания, характерных для него ценностей, т.е. норм и идеалов (в отличие от Европы это преимущественно нравственные, а не интеллектуальные и не материальные ценности), установок и других (в т.ч. подсознательных – ментальных – элементов культуры). Неоднократно предпринимались попытки сформулировать ее в виде идеологических лозунгов: «Москва – Третий Рим» – в XV в., «Самодержавие – Православие – Народность» – в XIX в. и др. Много внимания обоснованию Русской идеи уделялось в русской религиозной философии конца XIX – середины XX вв.

Русская религиозная философия – появляется в конце XIX в. и раз-

вивается до середины ХХ в. Базовые идеи русской религиозной философии

были сформулированы в «философии всеединства» В.С. Соловьева.

В.С. Соловьев стал одним из зачинателей отечественной аксиологии (теории

ценностей, которая у него представлена в виде «нравственной философии»),

философии истории, русского космизма. Много внимания русские религиоз-

ные философы, уделяли проблемам личности, ее психологии, творчества и

свободы (Н.А. Бердяев и др.). Социальным идеалом для большинства русских религиозных философов был христианский социализм, т.е. некапиталистическое общество социальной справедливости, основанное на христианских ценностях (идея соборности и др.). Классическое воплощение этот идеал нашел в трудах С.Н. Булгакова, в частности в «Философии хозяйства», где он попытался «положительно превзойти» марксизм с религиозных позиций.

Русская философия – зарождается в XI в. («Слово о Законе и Благо-

дати» митрополита Иллариона и др.) В целом отечественная философская мысль до XVIII в. не выходит за рамки богословия. Наиболее сильной была грековизантийская традиция (неоплатонизм). В работах просветителей XVIII в. – М.В. Ломоносова, В.Н. Татищева и др. – содержатся уже вполне самостоятельные и глубокие философские идеи. Разрешением вопросов социальной философии в середине XIX в. занимались славянофилы и западники. Определенный вклад в философию внесли революционеры-демократы и марксисты. Высшим достижением отечественной философской мысли можно считать русскую религиозную философию. После гражданской войны в России господствующее по-

ложение занял марксизм. В работах русских марксистов (Г.В. Плеханов,

В.И. Ленин, А.А. Богданов и др.) содержатся достаточно глубокие философские идеи, однако запрет на все немарксистские направления сдерживал развитие философии в СССР. В годы перестройки в СССР был восстановлен естественный для философского сознания плюрализм, что создает возможность продуктивного развития отечественной философской мысли в XXI в.

Русский космизм – комплекс идей и теорий взаимосвязи людей, Бога и

Космоса. Его основоположник Н.Ф. Федоров в своей «философии общего дела» обосновал идею объединения человечества во всемирное братство с целью всеобщего (а не индивидуального, как принято считать в христианстве) спасения и предотвращения апокалипсиса (конца света). Религиозный космизм во многом послужил основой естественнонаучного космизма, представители которого (К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский) умели органично увязывать решение конкретных научных, социальных и технических проблем с судьбами России, мира и Вселенной.

Руссо Жан-Жак – французский просветитель XVIII в.

Самарин Юрий Федорович – философ, историк, представитель славя-

нофилов.

Сансара – в индийской философии колесо перевоплощений (новых

рождений человека).

Сартр Жан-Поль (1905 – 1980) – французский экзистенциалист.

Сверхчувственное – то, что не дано человеку в чувственном познании.

Связь – категория диалектики, описывающая такое отношение между

явлениями, при котором изменение одного из них приводит к соответствую-

щему изменению другого.

Семантика (от греч. sema – знак) – учение о значении, об отношениях

между знаками, т.е. между словами, предложениями и тем, что они означают.

Семиотика (от греч. sema – знак) – наука о знаках и знаковых систе-

мах, знаковом поведении и знаковой коммуникации в природе, обществе и в

общении человека с машиной.

Сенека (4 до н.э. – 65 н.э.) – древнеримский философ- стоик, государ-

ственный деятель, поэт.

Сен-Симон Клод Анри (1760 – 1825) – французский философ, социа-

лист-утопист.

Сенсуализм (эмпиризм) – направление в философии, ориентированное

на чувственное познание, при котором критерием истины являются ощущения.

Силлогизм (от греч. sollogismos – подытоживание) – выведение, умо-

заключение от общего к частному.

Символ (от греч. simbolon) – отличительный знак (зрительный или

звуковой образ), имеющий определенный смысл, заключающий в себе какуюто идею.

Синергетика – наука о сложных открытых саморазвивающихся сис-

темах.

Синергия (от греч. synergeia – сотрудничество, содружество) – совме-

стное действие.

Синтезпознавательная процедура реконструкции целого из его эле-

ментов. Противоположен анализу.

Система – упорядоченное множество взаимосвязанных элементов (не-

делимых частей), образующих целостное единство.

Скептицизм – см.: Пиррон.

Славянофилы – представители русской философии и общественной

мысли 40-50-х гг. XIX в. (И.С. Аксаков, К.С. Аксаков, И.В. Киреевский,

П.В. Киреевский, А.С. Хомяков и др.) выступали за принципиально отличный от западноевропейского путь развития России (патриархальность, консерватизм, православие, общинность, соборность), противостояли западникам. Близки к славянофилам были В.И. Даль, А.Н. Островский, Ф.И. Тютчев, Ф.М. Достоевский, Н.Я. Данилевский и др. Идеи славянофилов нашли частичное воплощение в правительственной идеологии официальной народности (Самодержавие – Православие – Народность), а с другой стороны, в идеологии революционных народников.

Случайность – в отличие от необходимости, то, что обусловлено

внешними факторами и причинами существования объекта.

Смит Адам (1723 – 1790) – шотландский экономист и философ. Осно-

ватель классической политической экономии, автор трудовой теории стоимо-

сти.

Соборность – «единство во множестве», добровольное объединение

людей для решения важных задач, когда единство воли достигается на основе единства веры. Богословское и философское понятие, характерное для православия и славянофильства. В русской религиозной философии эволюционировало в понятие всеединства. В реальной практике русской истории выражалось в общинности, деятельности вече (народного собрания), земских соборов и др.

Советская философия – см.: русская философия.

Современная философия – см.: философия.

Современное общество см.: индустриальное общество.

Содержание – категория диалектики, которая, в отличие от формы,

выражает совокупность, органическая взаимосвязь всех сторон явления.

Сознание – категория, обозначающая человеческую способность иде-

ального воспроизведения действительности в форме мыслей, чувств и переживаний. В самом широком (идеалистическом) смысле – синоним духа, идеи, логоса, духовного начала (в отличие от материального). Сознание (эмоции, чувства, воля, мышление) возникает в процессе человеческого общения и развивается вместе с развитием культуры. Различают индивидуальное, групповое и общественное сознание. Формами общественного сознания являются: мораль (нравственность), религия, искусство, философия, наука, политико - правовое, экономическое и экологическое сознание.

Сократ – древнегреческий философ V – IV вв. до н.э., родоначальник

диалектики и европейской антропологии.

Солипсизм (от лат. solus – один и ipse – сам) – разновидность субъек-

тивного идеализма, согласно которой реальность – это только и исключи-

тельно мое сознание (а остального мира, возможно, и не существует).

Соловьев Владимир Сергеевич (1853 – 1900) – крупнейший предста-

витель русской религиозной философии, поэт-символист, публицист.

Сословно-представительная монархия – государство и система вла-

сти, где воля монарха ограничена какими-либо представительными или зако-

носовещательными учреждениями – церковью, Земским собором, Боярской

думой и др.

Софизм (от греч. sophisma – хитрая выдумка) – видимость доказатель-

ства.

Софистика (от греч. sophistes – мастер, художник) – в широком (и не-

гативном) смысле слова умение победить в споре любой ценой. В узком

смысле слова в Древней Греции софистами называли профессиональных учи-

телей красноречия и разнородную группу философов, развивавших искусство

полемики (Протагор, Антифонт и др.).

Социализм (от лат. socialis – общественный) – теория и практика по-

строения общества социальной справедливости, альтернативные (противопо-

ложные) капитализму. Как правило, связаны с отрицанием или существенным ограничением частной собственности. Социалистические теории (и партии) появились в XIX в. Наиболее влиятельными были партии и движения, выражавшие интересы рабочих и крестьян. Но существовали (и продолжают существовать) также теории феодального, религиозного, национального социализма. В марксистской теории XX в. термином «социализм» обозначается тип общества – первая стадия коммунистической формации.

Социализм государственный – тип общества, построенного в СССР и

других социалистических странах, для которого характерны: администра-

тивно-командная система, государственное руководство экономикой и дру-

гими сферами жизни. Наряду с капитализмом и империализмом один из ос-

новных вариантов (моделей) индустриального общества.

Социальная психология – обыденное сознание, привычные, теорети-

чески (идеологически) не оформленные установки, устремления, настроения,

стереотипы мысли и другие проявления, характерные для «нижнего» уровня

культуры.

Социальная сфера (от лат. societas – общество) – область «воспроиз-

водства» человека и социальных групп. Как правило, к ней относят: семейные и досугово-бытовые отношения, системы образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения (и других видов социальной поддержки), а также существующую в обществе систему классов, этносов и других социальных групп.

Социальная философия – философия общества. Первые социально-

философские идеи содержатся в трудах Лао-цзы, Конфуция, Платона. Как

самостоятельный раздел философии начинает оформляться в эпоху Просвещения.

Социальный (от лат. societas – общество) – общественный, имеющий

отношение к социуму (обществу).

Социология (от лат. societas – общество и греч. logos – учение) – тео-

рия общества, учение, наука об обществе (в самом широком смысле – о любом сообществе организмов, в т.ч. животных и растительных). Оформление социологии как самостоятельной науки состоялось в XIX в. в работах О. Конта. Сегодня различают теоретическую социологию, изучающую общество или общественные отношения в целом, и прикладную социологию (конкретные социологические исследования современных общественных отношений в разных сферах жизни).

Спенсер Герберт (1820 – 1903) – английский философ, главный пред-

ставитель эволюционизма, теории постепенного, поэтапного (нереволюцион-

ного) развития мира.

Спиноза Бенедикт (1632 – 1677) – нидерландский философ- пантеист,

сторонник рационализма.

Справедливость – нравственная категория и социальная ценность,

присутствующая в любом обществе, представление о должном порядке вещей. В общественном сознании, как правило, присутствуют два образа социальной справедливости: справедливость равенства и справедливость «воздаяния по заслугам». См. также: Дж. Роллз.

Средневековье – см.: Средние века.

Средние века – по европейской хронологии период между Древностью

и Новым временем – между V и XVII вв. В средневековой Европе средними

веками называли период между первым (I в. н.э.) и ожидаемым вторым при-

шествием Иисуса Христа.

Статистические законы – вероятностные законы, в которых одна

причина может породить одно из нескольких возможных следствий.

Стоицизм – направление в древнегреческой и древнеримской филосо-

фии, основанное Зеноном из Китона в III в. до н.э. Стоики отождествляли Бога и природу, признавая в то же время наличие мирового разума (светового эфира), пронизывающего весь мир. Человек – часть единой богоприроды, а человеческий разум – часть мирового разума. Признавали свободу воли и при

зывали не поддаваться никаким внешним обстоятельствам.

Стратификация – разделение общества на социальные группы – стра-

ты (слои, классы).

Структура – совокупность устойчивых отношений и связей между

элементами системы.

Структурализм – направление в философии и науке ХХ в., берущее за

основу изучения объекта его структуру. Наибольших успехов структурали-

сты (К. Леви-Строс, Ж. Лакан, и др.) достигли в лингвистике, этнологии, со-

циологии, антропологии, психологии.

Субстанция (от лат. substantia – сущность) – первооснова мира, бытия.

По отношению к субстанции философские направления разделяются на мате-

риализм (где субстанцией считается материя) и идеализм (где под субстан-

цией понимается идея, сознание или Бог), а также на монизм (признание одной

субстанции) и плюрализм (признание нескольких оснований мира).

Субстрат (от лат. substratum – подкладка) – основа, основание, носи-

тель, субстанция.

Субъект – в отличие от объекта, активный элемент взаимодействия

или системы; личность, социальная группа, осуществляющие духовную или

практическую деятельность в соответствии с необходимостью, потребно-

стями, целью.

Субъективный идеализм – философское направление, исходящее из

того, что знание о мире возможно только через мое субъективное познание.

Суждение – мысль, утверждающая или отрицающая что-либо, форма

рационального познания.

Сущность – в отличие от явления, единство внутренних устойчивых

свойств и связей объекта.

Сферы общественной жизни – относительно самостоятельные, но

взаимосвязанные области жизнедеятельности общества. Как правило, выде-

ляют экономическую, социальную, политическую и духовную сферы. Иногда в

качестве самостоятельной рассматривается внешнеполитическая или геополи-

тическая сфера.

Схоластика – см.: христианская философия.

Сценарии будущего – см.: социализм, марксизм, постиндустриализм,

Римский клуб.

Сциентизм (от лат. scientia – знание, наука) – абсолютизация роли нау-

ки в жизни общества.

Тейяр де Шарден Пьер (1881 – 1955) – французский религиозный фи-

лософ, основатель тейярдизма.

Тейярдизм – направление в религиозной философии ХХ века, христи-

анский эволюционизм, учение Пьера Тейяра де Шардена, один из современ-

ных вариантов пантеизма. Согласно ему, Бог имеется в каждой частичке ма-

терии в виде духовной энергии, которая и является двигателем эволюции –

«христогенеза». Шарден отрицает сотворение человека, считая его закономерным итогом естественной эволюции духа. Образ Христа должен помочь людям добиться любви и единодушия в решении сложных современных проблем совершенствования мира.

Теократия – власть церкви.

Теология – богословие, теоретическая (в отличие от культа) часть ре-

лигии, включающая священные книги и религиозно-философские коммента-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.