КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Глоссарий 3 страница. изучавшее естественный язык
изучавшее естественный язык. Лиотар Жан-Франсуа (р. 1924) – философ- постмодернист. Личность (персона – от лат. persona – маска, роль актера) – свободный, самостоятельно мыслящий и действующий человек. Логика – учение о способах доказательств и опровержений. Ее целью является выработка таких способов рассуждений, которые от истинных суж- дений -посылок приводят к истинным суждениям-следствиям. Основателем классической логики считается древнегреческий философ Аристотель. Обязательное присутствие логики отличает науку и философию от других форм общественного сознания. Логос (греч. logos) – в древнегреческой философии первоначально – мысль, понятие, идея, разум, смысл, мировой закон. У Гераклита – мировой разум, возвышающийся над богами. В поздней античной философии – разум, слово Бога, создавшее мир и управляющее им; посредник между Богом и ми- ром. В христианстве этот посредник персонифицируется в образе Христа. Локальные цивилизации (от лат. locus – место, localis – местный, ре- гиональный) – устойчивые культурно-исторические сообщества, включающие одно крупное или несколько государств: Китай, Западная Европа, Россия и др. Обоснован в работах Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера. Наибольшее развитие понятие локальной цивилизации получило в теории А. Тойнби, выделявшего в мировой истории 13 основных и ряд других цивилизаций. См. также: цивилизация. Локаята (санскр. – направленный только на этот мир) – древнеиндий- ская философская школа, проповедовавшая материализм, атеизм и гедонизм. Локк Джон (1632 – 1704) – английский философ и педагог. Сторонник эмпиризма. Называл сознание ребенка «чистым листом» – tabula rasa, на котором лишь с накоплением опыта появляются идеи. Ломброзо Чезаре (1836 – 1910) – итальянский медик, родоначальник криминологии – науки о преступности. Автор идеи о том, что некоторые люди от рождения предрасположены к преступлениям. Ломоносов Михаил Васильевич (1711 – 1765) – русский ученый и фи- лософ- просветитель. В философских взглядах тяготел к механическому материализму и деизму. Лосев Алексей Федорович (1893 – 1988) – философ и филолог. Взгля- ды близки русской религиозной философии. Одно из главных произведений – семитомная «История античной эстетики» (1963 – 1980). Лосский Николай Онуфриевич (1870 – 1965) – русский религиозный философ, аксиолог, автор «Истории русской философии». Лукреций Кар – древнеримский философ- атомист I в. до н.э. Лютер Мартин (1483 – 1546) – немецкий монах и философ, родона- чальник Реформации. Макиавелли Никколо (1469 – 1527) – итальянский политический дея- тель и историк. В трактате «Государь» разрабатывает правила политического поведения, часто расходящиеся с нормами морали. Отсюда термин «макиавеллизм», употребляемый для определения беспринципной политики. Макрокосм – Вселенная, универсум, мир в целом. Максима (от лат. propositio maxima – высший принцип) – всеобщее жизненное правило, субъективный принцип воли. Мануфактура – предприятие, где использовались ремесленная техника и ручной труд. Появилась в XVI в. Маритен Жак (1882 – 1973) – французский неотомист. Марк Аврелий (121 – 180) – римский император и философ, предста- витель стоицизма. Маркс Карл (1818 – 1883) – немецкий философ. Родоначальник мар- ксизма. Марксизм – философское, экономическое, социально-политическое учение, основоположники которого К. Маркс и Ф. Энгельс соединили диале тику Г. Гегеля с материализмом Л. Фейербаха и применили диалектико- материалистический метод к познанию общественных явлений (материали- стическое понимание истории). Направление исследований общества, ос- нованное на концепции смены общественно-экономических формаций и выделения в этом процессе классовой борьбы как источника исторического движения. Выяснение всемирно-исторической роли пролетариата как создателя нового общества, исследование общих закономерностей, путей и форм классовой борьбы привело К. Маркса и Ф. Энгельса к созданию научного социализма (коммунизма) – теории построения бесклассового общества, экономика которого основана не на частной, а на общенародной собственности. Марсель Габриель (1889 – 1973) – французский философ, представи- тель христианского экзистенциализма. Материализм – философское направление, признающее первичность материи перед сознанием. Материя (лат. materia – вещество) – в домарксистской философии по- нятие, обозначающее вещество или (реже) субстанцию, отличную от духа. В марксизме – первооснова бытия, базовое понятие; по определению В.И. Ленина – философская категория для обозначения объективной реально- сти, которая дана человеку в ощущениях. Махизм – см.: эмпириокритицизм. Ментальность – образ мышления, общая духовная настроенность че- ловека, группы. Местр Жозеф Мари де (1753 – 1821) – французский политический дея- тель и философ. Один из родоначальников консерватизма. Метафизика (от греч. meti ta physika – то, что за физическим) – назва- ние сочинений Аристотеля, в которых рассматривается то, что познаваемо нами только после природы, т.е. философия в собственном смысле. Часто рассматривается как синоним онтологии. Метод (греч. methodos, букв. – путь к цели) – целенаправленная упоря- доченная деятельность, способ достижения цели. Методология – учение о методах. Методы научного познания – способы постижения истины в науке. Выделяют три группы методов: общелогические (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия), эмпирические (наблюдение, измерение, эксперимент, описание) и теоретические (абстрагирование, формализация, аксиоматиза- ция). Механицизм – признание механического движения в качестве единст- венного объективного основания всех форм бытия. Мировоззрение – обобщенная картина мира; система принципов, взглядов, ценностей и убеждений, определяющих отношение к действитель- ности, общее понимание мира, программы действий людей. Различают миро- воззрение личности, социальной группы и общества в целом. Типы мировоз- зрения: обыденное, религиозное (мифологическое), философское и научное. Мировые религии – религии, вышедшие за национальные рамки: хри- стианство (в настоящее время более 1 млрд верующих), ислам (более 800 млн),буддизм (более 500 млн). Мистика – форма прямой (непосредственной) связи человека с Богом или потусторонним миром. Имеет давние корни в знахарской практике. В древних цивилизациях – тайные религиозные культы (например культ Дионисия в Греции). Мистические направления есть и в мировых религиях: суфизм в исламе, исихазм в православии и т.д. Миф (от греч. mythos – предание) – религиозное сказание, символиче- ски выражающее исторические события или представления о мире древних народов. В то же время мифология присутствует в культуре всегда, в т.ч. и сегодня (современные мифы). Многоукладность – наличие в экономике нескольких укладов. Напри- мер, в 1920-е гг. в России сосуществовали патриархальный, мелкотоварный, частнокапиталистический, государственно-капиталистический, кооператив- ный и государственно-социалистический уклады. Модернизация (от англ. modern – новый, современный) – обновление. В более узком смысле – «осовременивание» – процесс перехода от традици- онного (аграрного) общества к индустриальному (современному) обществу. В Западной Европе происходила в XVI – XVIII вв. В России модернизация начата Петром I в XVIII в. Монада (от греч. monas – единица) см.: Лейбниц. Монизм – принятие за основу мира одного основания, например, мате- рии (в материализме). Противоположен плюрализму. Монополия – крупное промышленное объединение на основе высо- кого уровня концентрации производства и капитала. Монотеизм (от греч. monos – единственный и theos – Бог) – учение о едином персонифицированном Боге. Монотеистическими являются иудаизм, христианство, ислам. Монтень Мишель Эйкем де (1533 – 1592) – французский философ, юрист и политик, занимавшийся проблемами морали. Монтескье Шарль (1689 – 1755) – французский просветитель. Мор Томас (1478 – 1535) – английский политик и философ, автор про- екта идеального общества, описанного им в произведении «Утопия». Мораль (лат. mores – нравы) – см.: нравственность. Морган Льюис Генри (1818 – 1881) – американский социолог. Сторон- ник материалистического понимания истории. Работы по развитию семьи и общества от дикости к варварству и цивилизации. Мусульманство – см.: ислам. Мухаммед – арабский пророк VII в., основатель ислама. Мышление – рациональное познание мира, способность человека вы- являть свойства и связи объектов, которые не даны ему в непосредственном восприятии. Формами мышления выступают понятия, суждения и умозак- лючения. Наблюдение – целенаправленное восприятие внешнего мира с целью отыскания смысла в явлениях. Народничество – идеология и движение разночинной интеллигенции в России XIX в. Выражало интересы крестьян, выступало против крепостниче- ства и капиталистического развития России, за свержение самодержавия путем крестьянской революции. Разновидность крестьянской общинной социалистической утопии. Родоначальники – революционеры-демократы (А.И. Герцен,Н.Г. Чернышевский). В начале XX в. на базе остатков народнических организаций образуется партия эсеров. Натурализм – изучение природы или выведение закономерностей раз- вития общества из законов природы. Натуральное хозяйство – самообеспечивающееся хозяйство, произво- дящее продукты для себя, а не на продажу. Натурфилософия – философия природы. Наука – система истинных знаний; особая форма общественного соз- нания; деятельность, направленная на постижение истины на основе рацио- нального познания и эксперимента; социальный институт, организующий та- кую деятельность. Зачатки научного знания имелись уже в древних ивилиза- циях. В XVII в. происходит первая научная революция, положившая начало современной (экспериментальной) науке, т.е. науке в собственном смысле слова. См. также: методы и формы научного познания, научные революции. Научно-техническая революция – соединение в середине ХХ в. на- учной и технической революций. В последнее время чаще именуется научно- информационной революцией. Выражается в комплексной механизации, автоматизации и химизации производства, роботизации компьютеризации, развитии биотехнологий и др. Благодаря НТР наука стала не только формой общественного сознания, но и непосредственной производительной силой. Однако интенсификация науки и производства привела к появлению глобальных проблем современности. В теории постиндустриализма НТР – начало перехода к постиндустриальному обществу. Научные революции – коренные изменения в науке. В XVII в. проис- ходит первая научная революция, положившая начало современной науке, которая (в отличие от древней и средневековой науки, точнее, преднауки) опирается не только на теоретические обобщения знаний и логическое обоснование гипотез и теорий, но и на эксперимент (специально поставленный опыт). Благодаря трудам И. Ньютона и других ученых и философов, складывается механистическая картина мира, т.е. его объяснение с позиций механики,которая тогда была наиболее развитой наукой. На рубеже XIX/XX вв. во время второй научной революции на смену механике приходит квантовая механика;совершается множество открытий. Третья революция – научно-техническая –(середина ХХ в.) превращает науку в производительную силу. Немецкая классическая философия – развивается в XVIII–XIX вв. Для нее характерны: идеализм, тщательная проработка проблем гносеологии, интерес к человеку и законам развития общества. Ее родоначальник — И. Кант ставил задачу критического анализа познавательных способностей человека. Считал, что теоретический разум способен постичь явление, но не сущность (вещь-в-себе). Большое внимание уделял вопросам нравственности. Г. Гегель стремился преодолеть противоречия познания с позиций объективного идеализма; считал, что философия имеет тот же предмет познания, что и религия – абсолют. Абсолют, т.е. Бог, есть во всем, но лишь в чистом мышлении («абсолютной идее») он выступает в своей истинной форме. Бог посредством человеческого разума постигает сам себя в философии. Гегель внес заметный вклад в философию истории и философию права, сформулировал основные законы диалектики. С критикой идеализма и религии выступил Л. Фейербах, его учение можно охарактеризовать как антропологический материализм. Необходимость – категория диалектики – то, что обусловлено внут- ренними причинами существования и развития объекта. Неогегельянство – философское течение, получившее распростране- ние в начале ХХ в. в Германии, Англии, Италии, России и др. Неокантианство – название многих разнородных, философских тече- ний XIX в., пытавшихся преодолеть кризис европейской культуры через раз- витие идей И. Канта. Неоплатонизм – завершающая стадия развития древнегреческой фи- лософии III – VI вв. Включал элементы философии Платона, Аристотеля, пифагорейцев, стоиков, а также восточной и христианской мистики. Предста- вители – Аммоний, Саккас, Плотин и др. Неопозитивизм – направление в философии ХХ века, главной целью которого являлось развитие философии науки. Неопозитивисты (Л. Витгенштейн, Г. Рейхенбах и др.) в 1930 – 1950-е гг. внесли ощутимый вклад в логику и методологию науки, обогатили аппарат ее анализа и создали классическую гипотетико-дедуктивную модель научного познания, описы- вающую формы научного познания. Неотомизм – направление в философии ХХ века, имеющее истоки в учении христианского философа Средневековья Фомы Аквинского и являю- щееся официальной философией современной католической церкви. Неото- мизм обращается прежде всего к общечеловеческим нравственным ценностям, имеющимся в религии. Неофрейдизм – направление в философии ХХ века, в котором соединились идеи фрейдизма и других направлений, например, марксизма. Так, Э. Фромм (автор книги «Иметь или быть») рассматривает бессознательное как связующее звено между социальными и психологическими структурами. Николай Кузанский – см.: Кузанский. Нирвана – в буддизме высшее состояние в развитии человека, слияние с Абсолютом. Оно достигается благодаря полному отказу от желаний, что гарантирует невозможность нового рождения после смерти. Ницше Фридрих (1844 – 1900) – немецкий философ, один из осново-положников современного иррационализма в форме философии жизни. Пола-гал, что европейская культура исчерпала свой творческий потенциал. Основой развития считал «волю к власти». На базе этого предрекал появление «сверхчеловека», творца новой культуры, имеющего право попирать старые ценности, в т.ч. общечеловеческие. Новиков Николай Иванович (1744 – 1818) – русский просветитель, журналист, издатель; пропагандист науки, сторонник просвещенной монар- хии. Новое время – новая история, условно берущая начало с середины XVII в. (с английской буржуазной революции). Философия Нового времени, или современная философия, развивается с XVII в. до сего дня. В ее развитии помимо начального периода выделяют философию Просвещения XVIII в., классическую и неклассическую философию XIX в., неклассическую филосо- фию ХХ в. В центре философии оказываются проблемы гносеологии, обосно- вания научного знания, методов познания. Родоначальник эмпиризма (Ф. Бэкон) считал главным источником знаний ощущение, опыт. Такой подход получил название «сенсуализм» Сторонники рационализма (Р. Декарт, Г. Лейбниц,Б. Спиноза) превозносили роль разума и принижали значение ощущений, чувственного познания. Вместе с тем оба эти направления признавали познаваемость мира. Номинализм – см.: христианская философия. Ноосфера – сфера разума. См.: Вернадский В.И. Нравственность – одна из форм общественного сознания – нормы по- ведения и идеалы, связанные с волей и поведением человека в обществе (бла- го, добро, справедливость, долг и др.). Русский аналог латинского термина мораль (от лат. mores – нравы). НТР – см.: научно-техническая революция. Ньютон Исаак – английский физик XVII – XVIII вв., создатель класси- ческой механики, оказавшей большое влияние на философию Нового времени. Образование – процесс передачи и результат усвоения систематизиро- ванных знаний, умений и навыков, необходимых человеку для жизни и про- фессиональной деятельности. Общественное сознание – см.: сознание. Общественно-экономическая формация – см.: формация. Общественные отношения – устойчивые необходимые социальные связи между индивидами и социальными группами. Общественный договор – теория общественного договора, согласно которой государство возникло в результате соглашения свободных людей. Развивалась Т. Гоббсом и французскими просветителями (Ж.-Ж. Руссо). Общество – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, сложная развивающаяся система их деятельности. Как правило, в ней выделяют 4 сферы (подсистемы): экономическая, социальная, политическая, духовная. Вопросы сущности, структуры, функционирования общества рассматривает социальная философия. Ее раздел – философия истории – занимается проблемами развития общества. Общество устойчивого развития – см.: Римский клуб. Объект – то, на что направлена деятельность или познание субъекта. Объективный – независимый от сознания. Объективный идеализм – философское направление, признающее первоначалом мира нематериальное духовное начало (Бог, дух, идея), незави- симое от познающего мир субъекта (человека). Представители – Платон, Г. Гегель и др. Объяснение – функция философского или научного познания, состоя- щая в раскрытии сущности изучаемого объекта. Оккам Уильям (1280 – 1349) – английский философ- номиналист. Вы- ступал за отделение философии от теологии. Заложил некоторые основы ме- ханики, астрономии. Оккультизм (от лат. occultuc – тайный, сокровенный) – тайные рели- гиозно-философские учения, связанные с мистикой. Онтология – теория бытия. Один из основных разделов философии. Описание – упорядоченное изложение фактов, один из эмпирических методов научного познания. Основной вопрос философии – вопрос о первичности материи или сознания (в применении к обществу – общественного бытия или обществен- ного сознания). Это понятие разработано Ф. Энгельсом для разграничения материализма и идеализма. Есть и вторая сторона данного вопроса: познаваем ли мир (и насколько). Отцы церкви – апостолы (ученики Иисуса Христа) и первые теологи и христианские философы I – IX вв. Отчуждение – понятие, описывающее ситуации и процессы, в которых человек становится чужд собственной деятельности (ее условиям, средствам, результатам) или самому себе (например, присвоение рабовладельцем продук тов труда раба). Оуэн Роберт (1771 – 1858) – социалист - утопист, один из инициаторов кооперации. Охлократия (от греч. ochlos – толпа и kratein – власть) – господство массы, низов общества. По Аристотелю, охлократия является формой вырож- дения демократии. Пантеизм – отождествление Бога с природой, миром в целом. Парадигма – модель, паттерн, образец решения исследовательских задач, базовая концепция, теория, задающая научному сообществу определенное видение мира и определяющая развитие науки в конкретный исторический период. Понятие введено Т. Куном. Парсонс Толкотт (1902 – 1979) – американский социолог, представи- тель структурно -функционального направления в социологии, автор теории социального действия. Партия – политическая организация, создаваемая для борьбы за власть, выражающая интересы определенных классов или социальных слоев общества. Паскаль Блез (1623 – 1662) – французский математик, философ, мис- тик, родоначальник теории вероятностей. Пассионарность – в концепции Л.Н. Гумилева избыток биохимической энергии, дающей импульс развитию этноса. Патанджали – древнеиндийский философ II в. н.э., основатель йоги. Патриархальные отношения – характерны для первобытного обще- ства и периода перехода к цивилизации (варварства, военной демократии). Отношения в экономике выражаются в натуральном хозяйстве и родовой общине. В общественном сознании – в уважении к семье и общине. Патристика – см.: христианская философия. Паттерн (англ. pattern – эталон, образец, модель) – обобщенный образ какого-либо сложного явления. Перипатетики – последователи учения Аристотеля. Персонализм – антропологическое направление в философии ХХ века. Его представители (Н.А. Бердяев, Ж. Лакруа) признают личность первичной творческой реальностью, а весь мир – проявлением творческой активности верховной личности – Бога. Главным способом самоутверждения личности считается внутреннее самоусовершенствование. Печчеи Аурелио (1908 – 1984) – итальянский предприниматель и об- щественный деятель, один из основателей и президент Римского клуба. Пико дела Мирарандола Джованни (1463 – 1494) – итальянский гума- нист эпохи Возрождения, пропагандист рационального знания. Пиррон из Элиды (360 – 280 до н.э.) – древнегреческий философ, ро- доначальник скептицизма. Согласно скептицизму, никакая вещь не является ни красивой, ни безобразной, ни благом, ни злом. Все это – лишь человеческие мнения. Сама по себе любая вещь безразлична (adiaphoron), а ее сущность непостижима. Пиррон предлагает воздерживаться от оценочных суждений, а в практической жизни стремиться к «невозмутимости». Пирс Чарлз Сандерс (1839 – 1914) – родоначальник американского прагматизма. Пифагор – древнегреческий философ, математик, астроном VI в. до н.э. Считал, что в основе всего лежит число. Ввел само понятие «философия» (от греч. phileo – люблю, sophia – мудрость) – любовь к мудрости, любовь к ис- тине. Платон – древнегреческий философ V – IV вв. до н.э. (427 – 347 до н.э.), родоначальник объективного идеализма. Плеханов Георгий Валентинович (1856—1918) – один из первых рус- ских марксистов, основателей российской социал-демократии, руководителей РСДРП. В работах по философии, социологии, истории, эстетике («К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», «К вопросу о роли личности в истории» и др.) в полемике с народниками развивал материалистическое понимание истории. Плотин – древнегреческий неоплатоник III в. Плюрализм – в отличие от монизма, позиция, исходящая из признания не одного, а нескольких начал, составляющих фундаментальную основу мира и бытия (например, Бог и природа и т.п.) или познания (признание права на существование нескольких или многих теоретических подходов к познанию мира). Позитивизм – возник в 30-40-е гг. XIX в. во Франции. Его родоначальник О. Конт считал, что мировоззренческие (онтологические) проблемы традиционной философии не могут быть решены научным путем и должны быть отброшены. Философия по О. Конту – это гносеология (теория позна- ния). Ее задачей является приращение позитивного (положительного, научного) знания, что сводится к обобщению данных частных наук. О. Конт стал родоначальником социологии, целью которой является научное изучение общества. В философии ХХ века позитивизм получил развитие в форме эмпириокритицизма, неопозитивизма и постпозитивизма. Познание – процесс и результат постижения истины. Формами чувст- венного познания являются: ощущение, восприятие, представление. Рацио- нальное познание, или абстрактное, логическое мышление, осуществляется с помощью системы символов, т.е. языка. Формами рационального познания являются: понятие, суждение и умозаключение. Иррациональное познание осуществляется в форме мистического прозрения или интуитивных догадок. В современном обществе философская теория познания является методологической базой для развития науки. Политеизм – многобожие. Политика – система управления, в более узком смысле слова – борьба за государственную власть и ее осуществление. Субъектами политики выступают личности, государственные органы и общественные организации – партии, профсоюзы и др. Политико-правовое сознание. На идеологическом уровне эта форма общественного сознания включает политические и правовые идеи и теории, политические программы и юридические кодексы; на социально-психологическом уровне – несистематизированные политические взгляды, чувства, настроения, мнения о законах, прежде всего, об их справедливости или несправедливости. Политическая сфера – см.: политика. Понимание – психологическая уверенность в том, что мы правильно воспринимаем объект познания; постижение внутреннего смысла вещи. В. Дильтей считал, что для познания общества необходимо не объяснение (как в естествознании), а понимание предмета исследования, например, «вживание» в какую-то историческую эпоху.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |