КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организационная культура как основа трудового поведения
В современной литературе существует множество определений понятия «организационная культура». Имеются и узкие, и широкие толкования данного термина. Наиболее часто «организационная культура» трактуется как принимаемые большей частью организации философия и идеология управления, предположения, ценностные ориентации, верования, ожидания, расположения и нормы, лежащие в основе отношений и взаимодействий как внутри организации, так и за ее пределами. О.С. Виханский и А.И. Наумов дают следующее толкование: «Организационная культура – это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры поведения и действий» [8]. Термин «организационная культура» охватывает большую часть явлений духовной и материальной жизни коллектива: доминирующие в нем материальные ценности и моральные нормы, принятый кодекс поведения и укоренившиеся ритуалы, манеру персонала одеваться и установленные стандарты качества выпускаемого продукта. Культура придает смысл многим нашим поступкам. Поэтому менять что-либо в жизни людей можно, лишь учитывая это значительное явление. Культура формируется годами и десятилетиями, поэтому она инерционна и консервативна. И многие нововведения не приживаются только потому, что противоречат освоенным людьми культурным нормам и ценностям. Организационная культура представляет собой приобретенные смысловые системы, передаваемые посредством естественного языка и других символических средств, которые выполняют репрезентативные, директивные и аффективные функции Приобретая индивидуальный и личный опыт, работники формируют, сохраняют и изменяют свои смысловые системы, в которых отражены их отношения к различным явлениям – миссии организации, планированию, мотивационной политике, производительности, качеству труда и т. д. Такие системы координат не очевидны и редко полностью совпадают с декларируемыми целями, однако они детерминируют поведение в большей мере, чем формальные требования и правила. То, что делает менеджер или любой член организации, в значительной мере является функцией совокупности его представлений об окружающем мире. В экстремальных случаях эти системы координат работают против организационных целей и, расширяя или ограничивая диапазон поведенческих и когнитивных возможностей работников, снижают эффективность коллективной деятельности. Таким образом, организационная культура задает некоторую систему координат, которая объясняет, почему организация функционирует именно таким, а не иным образом. Организационная культура позволяет в значительной мере сгладить проблему согласования индивидуальных целей с общей целью организации, формируя общее культурное пространство, включающее ценности, нормы и поведенческие модели, разделяемые всеми работниками. В широком смысле эта культура является механизмом воспроизведения социального опыта, помогающим людям жить и развиваться в определенной климатогеографической или социальной среде, сохраняя единство и целостность своего сообщества. Значение культуры для развития любой организации состоит 1) она придает сотрудникам организационную идентичность, определяет внутригрупповое представление о компании, являясь важным источником стабильности и преемственности в организации. Это создает у сотрудников ощущение надежности самой организации и своего положения в ней, способствует формированию чувства социальной защищенности; 2) знание основ организационной культуры своей компании помогает новым работникам правильно интерпретировать происходящие в организации события, определяя в них все наиболее важное и существенное; 3) внутриорганизационная культура более, чем что-либо другое, стимулирует самосознание и высокую ответственность работника, выполняющего поставленные перед ним задачи. Признавая и награждая таких людей, организационная культура идентифицирует их в качестве ролевых моделей (образцов для подражания). Все существующие организации уникальны. Каждая имеет свою собственную историю, организационную структуру, виды коммуникаций, системы и процедуры постановки задач, внутриорганизационные ритуалы и мифы, которые в своей совокупности Анализируя структуру организационной культуры, Э. Шайн выделяет три ее уровня: поверхностный, внутренний и глубинный. Знакомство с организационной культурой начинается с поверхностного уровня, включающего такие внешние организационные характеристики, как продукция или услуги, оказываемые организацией, используемая технология, архитектура производственных помещений и офисов, наблюдаемое поведение работников, формальное языковое общение, лозунги и т.п. На этом уровне вещи и явления легко обнаружить, но не всегда их можно расшифровать и интерпретировать в терминах организационной культуры [8]. Те, кто пытаются познать организационную культуру глубже, затрагивают ее второй, внутренний, уровень. На этом уровне изучению подвергаются ценности и верования, разделяемые членами организации в соответствии с тем, как эти ценности отражаются Третий, глубинный, уровень включает базовые предположения, которые трудно осознать даже самим членам организации без специального сосредоточения на этом вопросе. Эти скрытые и принимаемые на веру предположения направляют поведение людей, помогая им воспринять атрибуты, характеризующие организационную культуру [8]. Существует много подходов к анализу содержательной стороны той или иной организационной культуры. Ф. Харрис и Р. Моран рассматривают девять содержательных характеристик, свойственных любой культуре, в том числе и организационной (табл. 5.1) [9, 21, 28]. Таблица 5.1 Характеристики организационной культуры
Окончание табл. 5.1
Д. Коул выделяет бюрократическую, органическую, предпринимательскую и партисипативную культуру организаций. Различия обусловлены разным отношением руководства к работникам фирмы в аспектах контроля и мотивации [9]. Бюрократическая организационная культура: - работники – прирожденные лентяи, пассивны и нуждаются - основной побудительный мотив для сотрудников – экономический интерес, особое внимание – материальному стимулированию; - организационная структура должна быть спроектирована так, чтобы обеспечить максимум внешнего контроля (за деятельностью сотрудников) и в максимальной степени нейтрализовать возможные последствия их непредсказуемых действий; - осуществление контроля и самоконтроля – основная "добродетель" (качество) сотрудника. Органическая организационная культура: - работники озабочены преимущественно социальными нуждами и стремятся прежде всего к взаимодействию с другими людьми; основная потребность человека – в общественном признании; - работники склонны реагировать в большей степени на воздействие своих товарищей, чем на инициативы начальства; - высокий уровень сплоченности делает групповое мнение основным источником морального авторитета для членов трудового коллектива. Предпринимательская организационная культура: -решающий фактор успеха организации – инициатива самих работников, поэтому основной ресурс эффективности организации – это ее настойчивые и агрессивные сотрудники. Необходимо найти таких людей и постоянно сохранять над ними контроль; - работники свободны в своих действиях, пока делают «правильные» вещи, т.е. обеспечивают максимальную прибыль; - наиболее эффективный способ мотивации работников – это вызов, который открывает хорошую возможность для их самореализации. Вызов должен соответствовать потенциалу работников и возможному вознаграждению; - ответственность и риск принимают на себя сами работники; в организации царит дух внутренней состязательности (конкуренции). Партисипативная организационная культура (культура «участия» команды): - общность ценностных установок, приоритет общекомандных целей и взаимодополнительность членов команды; - люди способны гибко сочетать свои цели с целями команды, если последние четко оформлены; - основные принципы взаимодействия: активное участие всех членов команды в анализе проблем и перспектив, планировании совместных действий, оценке и самооценке полученных результатов и индивидуальных вкладов в общекомандную работу, а также горизонтальные коммуникации между членами команды, постоянное самообразование всех членов команды. Американский социолог Ч. Ханди на основе анализа ряда крупнейших американских компаний предложил типологию, в основе которой лежит распределение власти и связанные с этим ценностные ориентации личности, которые обусловливают специфический характер отношения индивида и организации, структуру 1) «культура власти» («культура Зевса») – культура организации, в которой существенную роль играет момент личной власти; 2) «ролевая культура» («культура Аполлона») – бюрократическая культура, характеризующаяся строгим функциональным распределением ролей и специализацией участников, деятельность которых координируется и направляется небольшим связующим звеном высшего руководства предприятия; 3) «культура задачи» («культура Афины») – культура организации, ориентированная прежде всего на решение задач, реализацию проектов; 4) «культура личности» («культура Диониса») – культура, ставящая в центр внимания интересы людей, объединенных в организацию. По мнению Ч.Ханди, в одной организации в процессе ее эволюции можно проследить все типы культур. Так, на стадии зарождения преобладает культура власти, на стадии роста – культура роли, на стадии развития может формироваться культура задачи или культура личности. На стадии распада может быть использован любой из четырех типов культур. Для более четкого понимания рассмотрим ситуацию: у Baс есть великолепный бизнес-план: производство и реализация определенной продукции обещает дать хорошую прибыль. Плюс Для того чтобы идея смогла реализоваться, нужна организация. И первой культурой, которая возникнет при ее создании, будет культура власти, которая характеризуется следующим образом: а) Это неформальная культура власти и коммуникаций. Вы не можете сразу перевести ваши дружеские отношения в отношения формальные. Тем более, еще плохо понятно, кто и чьи распоряжения должен выполнять. б) Мало правил, процедур, низкий уровень формализации. Типичный диалог: - Мы на прошлой встрече решили больше так не делать! - Это где-нибудь записано? - А зачем? в) Рабочее место создается под конкретного человека: - Ребята, есть классный мужик... Его надо обязательно взять! - А что он будет делать? - Такой мужик сам найдет, что делать!? г) Контроль выборочный, случайный, из центра, по индивидуальным критериям: - Ребята, мы, по-моему, переплачиваем за сырье. У меня такое подозрение, что нашему приятелю поставщик «откатывает» (дает деньги на сохранение завышенной цены). - Надо бы проверить! Культура власти привлекательна для людей, склонных к риску, умеющих выстраивать стратегию собственного поведения. Как показывает практика, если организация растет и развивается, кризис власти наступает через 3–4 года. В этом случае организация переходит (точнее, требует перехода) к культуре порядка (бюрократия). Основные ее характеристики: - логика и рациональность, функциональность и специализация. На этом этапе эффективность организации начинает в большей степени зависеть от рационального распределения работы - описание ролевых и коммуникационных процедур (должностные инструкции, правила внутреннего распорядка и т.д.); - человека подбирают под конкретное рабочее место (профессиография и профотбор). Культура порядка (бюрократия) является необходимым этапом развития любой организации. Имея собственную логику развития, данная культура через 5–7 лет приводит организацию к кризису управления, поскольку организация хорошо работает в стабильной среде, но оказывается слабо адаптивной к меняющимся условиям. На этом этапе такая культура должна заменяться культурой задач, или культурой командной работы. Следует отметить, что для промышленно-производственных организаций культура порядка на сегодняшний день является оптимальной. Другие организации, например консалтинговая или страховая компания, также способны перейти к культуре задач. Основные характеристики культуры задач: - ориентация на решение конкретных задач; - власть эксперта. Центральная фигура в такой организации –профессионал в какой-либо узкой области; - высоко адаптивная культура. Организация способна гибко приспосабливаться к новым требованиям, меняя уровень и класс решаемых задач; - работа носит групповой, командный характер. Сложно оценить вклад отдельного человека в общую работу команд. Организации с данной культурой выдерживают высокую конкуренцию в финансовом, рекламном, страховом, маркетинговом Последним этапом развития организационной культуры является культура личности. Основные ее характеристики: - центральное место отведено конкретному человеку и его интересам; - структура существует для обслуживания людей; - регламентация деятельности минимальна. В качестве примера можно было бы указать на научные
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1021; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |