КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Гуманистические подходы отечественного экономического поведения в корпоративном сообществе
Классические основы морально-нравственного поведения МОРАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ
Для квалифицированного ведения дел корпоративной социальной ответственности в компании необходимо понимать, что без определенного представления о морально-нравственном поведении членов корпорации сложно предпринимать какие-либо шаги в этом направлении. КСО - одно из наиболее противоречивых явлений и наиболее широко трактуемых терминов в современном бизнес-сообществе. Нужно заметить, что вообще на Западе практика социальной ответственности (в разных видах благотворительности и филантропии) насчитывает несколько столетий и, тем не менее, даже там эксперты часто оказываются в затруднении относительно широты охвата и определяющих характеристик этого понятия. Вместе с тем, сложилось твердое убеждение, что необходимы определенные морально-нравственные основы в бизнес-сообществе для проведения КСО. В любой корпорации взаимодействуют граждане, которые имеют свое индивидуальное мнение о неформальных социальных правилах отношений друг с другом. Столкновение этих неформальных правил и установленных правил проведения политики корпоративной социальной ответственности и формирует внутреннюю морально-нравственную атмосферу любой компании. Представления о моральном поведении людей сложились еще в древнегреческой философии. Платон (IV до н.э.) рассматривал моральную философию как авторитетное руководство к правильной жизни. Принимая предпосылку, что добродетель - это знание, Платон отмечает природу этого знания и о способах, какими его приобретают. Он пришел к выводу, что лишь некоторые люди наделены даром познавания, да и то только если прошли длительный путь интеллектуального, физического и морального совершенствования. Платон отмечает, что если же они проделали этот путь, то они подготовлены для того, чтобы писать законы и править. Безусловно, Платон приписывает моральной философии сильную нормативную функцию[36]. Он отмечает: «...в вопросе совершенства государства способность каждого гражданина делать свое дело соперничает с мудростью, рассудительностью и мужеством... государство мы признали справедливым, когда имеющиеся в нем три различных по своей природе сословия делают каждое свое дело». Позиция Аристотеля (IV в. до н.э.) представляется более приемлемой, т.е. более приземленной. Он предлагает анализировать существующие точки зрения по любой проблеме - их он называет взглядами многих и мудрых - и стремится обнаружить в них некие общие принципы. Аристотель предлагает задачу, стоящую перед моральным философом, считать похожей на задачу переводчика. Он считает, что основные принципы поведения не так легко понять, поскольку они скрыты за деталями, однако моральный философ может сделать это, если примет существующие представления людей о том, что правильно, а что неправильно, а затем в ходе философского анализа очистит эти представления от логических несоответствий. По мнению Аристотеля: «...ни одна этическая добродетель не дается нам от природы, ибо ни одно качество, данное природой, не может измениться под влиянием привычки, подобно тому, как камень, имеющий от природы движение вниз, вряд ли может привыкнуть двигаться вверх, даже если кто-либо и захочет приучить его к этому, бросая его десять тысяч раз вверх; точно также и огонь не привыкнет гореть вниз, и, вообще говоря, ни один предмет не меняет своих естественных качеств под влиянием привычки. Следовательно, добродетели не даются нам от природы и не возникают помимо природы, но мы от природы имеем возможность приобрести их, путем привычек же приобретаем их в совершенстве»[37]. В этой изящной фразе показана взаимозависимость между природными свойствами человека и способностями к этическому восприятию мира. Нам необходимо более подробно остановимся на проблемах и теориях, характерных для моральной философии XX и начала XXI вв. Это может позволить более наглядно проследить различие между «нормативными» и «метафизическими» теориями. Дело в том, что нормативные теории пытаются ответить на вопросы: «что делает некие действия правильными?» или «что превращает действие в обязанность?». Ответы на эти вопросы можно разделить на два больших класса:[38] 1. Телеологические; 2. Деонтологические. Первое заключается в том, что хорошее является результатом правильных действий; правильны те действия, которые способны обеспечить хорошие результаты. Телеологический подход предполагает развитие одной из теорий: гедонистический утилитаризм, где основная идея обычно ассоциируется с таким высказыванием Дж.С.Милля: «Стремитесь к наивысшему счастью для наибольшего числа людей». Эта теория состоит из двух компонентов: - концепции правильного действия (действие правильно, когда оно приводит к наилучшему из возможных последствий для большинства); - концепции добра, или того, что представляет собой сущность последствий (удовольствие или счастье). Вторую концепцию критикуют на том основании, что не всякое удовольствие одинаково хорошо, или что счастье - не только нечто, хорошее само по себе. Дж.Милль пытался защитить свою теорию, обращаясь к идее качественного различия удовольствий. Он старался доказать, что одни удовольствия качественно отличаются от других. Утилитаристская доктрина правильного действия, которая составляет суть соответствующей теории, подвергается критике с разных сторон. В первую очередь, за неопределенность и расплывчатость. Например, из нее непонятно: что такое большинство? Что здесь имеется в виду маленькая группа (семья), общество, нация или все человечество? Включаются ли сюда животные? К сожалению, теория не дает ответов на эти вопросы. В 1960-1970-е гг. в рамках нормативной моральной философии то «мивизировались, то затихали попытки утилитаристов учесть критику со стороны представителей деонтологической теории. Эти попытки нашли отражение в теории, известной как «утилитаризм правил» (в отличие от «утилитаризма действия»), «Утилитаризм правил» различает правила двух типов. Первые именуют регулятивными, например «людям не следует выходить из себя». Правила второго рода иногда назывались «конституирующими», или определяющими действия, примером этих правил могут быть следующие: «нужно выполнять обещание» или «нужно говорить правду». К этому типу относятся также правила, связанные с собственностью и справедливостью. В соответствии с «утилитаризмом правил», здесь он перекликается с деонтологическим подходом, ответ может быть такой: мы следуем правилам потому, что это - правила. Но при этом допущение: существование некого правила до некоторой степени оправдывается тем, что если оно действует как общее правило, наилучший результат становится возможным для большинства. Автор такого подход Джон Ролз, который еще в 1955 г. написал известную работу: «Теория справедливости»,[39] где постоянно полемизирует с последователями двух направлений - утилитаризма и интуитивизма. Для понимания философии корпоративной социальной ответственности подходы Дж. Ролза весьма важны. Он отождествляет понятия «справедливость и честность». Дж.Ролз отмечает: «...общество, удовлетворяющее принципам справедливости как честности, приближается к идеалу общества, основанного на добровольной схеме настолько, насколько это вообще возможно, потому что оно основано на принципах, которые свободные и равные личности должны принять при справедливых обстоятельствах». По его мнению, люди в преследовании собственных целей предпочитают получить больше сами и уменьшить долю, которую нужно разделить с другими. Конечно, в жизни не всегда понятно: что справедливо, а что несправедливо. Все люди, как правило, хотят быть здоровыми и богатыми. Если некоторые люди должны иметь меньше, чтобы остальные процветали, возможно, это будет рациональным, но не справедливым. Корпоративная социальная ответственность базируется на принципах коллективной сообщественной справедливости. Общество и сообщество руководствуются разными принципами справедливости.[40]Мораль - это совокупное выражение человеческой природы и сущности общественной жизни. Конечно, в любой корпорации каждый отдельный сотрудник думает только о своих личных интересах, но существуют корпоративные интересы. Эти два вида интересов постоянно входят в диалектическое противоречие: но справедливыми здесь могут быть только корпоративные интересы, т.к. в противном случае теряется смысл в самой корпорации, ее экономической сущности как места совместного трудового участия людей. В этом контексте интересен пример с фирмой «Молден милз»,[41]где показан пример корпорации и ее социальной ответственности в особом контексте.[42] Моральная оценка современных экономических систем представляет собой довольно трудную задачу. Ни в одной стране мира не существует в чистом виде ни капитализма, ни социализма. В каждой стране можно наблюдать смешанные системы экономического порядка жизни. Безусловно, английский гуманист Т.Мор в своем произведении «Утопия» (1516 г.) выразил скрытую мечту человечества жить в мире и согласии. Коммунизм, как экономическая система, - это будущее человечества, но к нему необходимо двигаться через развитые рыночные отношения. Об этом свидетельствует опыт развитых стран мира. Современное Европейское Экономическое Сообщество являет собой пример развитых социалистических отношений. В последнее время вырос интерес к проблемам социалистической организации жизни людей. Обычно принято саму доктрину социализма отождествлять с социалистической системой. При этом нужно заметить, что одно дело социализм как идея, как один из глубинных символов эпохи, и совсем другое, когда речь идет о социализме в его опосредованной политико-экономической форме, как о системе диктатуры пролетариата. Сама социалистическая доктрина воплощает идею солидарной заботы людей о своем будущем. В разные времена, многие века, российский народ, из труднейших безнадежных состояний своей политико-экономической жизни, выходил из кризиса за счет некого общего порыва, устремления. Этот порыв интенсифицирует труд людей, ведет к борьбе с лишениями, преодолению горя. Но во времена СССР социалистическая идея была доведена до абсурда, возобладала командно-властная система институтов власти. Законом развития советской системы был тоталитаризм. Это и привело к глобальному конфликту между идеей и системой. Но распад СССР не привел к утрате социалистической доктрины. Сама идея совместного социалистического общежития людей осталась, но требуются другие инструменты для ее реализации. Необходимо определить место и роль в экономике каждого человека. Дело в том, что моральные понятия в экономических отношениях невозможно анализировать в терминах «ощущение» и «опыт». В философии существует понятие «бритва Оккама», т.е. принцип «философской бритвы», которая отсекает избыточные понятия.[43] На практике такими понятиями оказываются понятия нравственной и политической мысли. Зачастую экономистам, использующим «философскую бритву», прихолидилось отсекать такие понятия, как «моральный долг» или «естественный закон». Конечно, этот принцип не лишен недостатков. Бритва Оккама предполагает отсечение наиболее сложных теорий от всей их совокупности. Моральность экономических отношений - это сложная категория. Мораль должна быть экономически выгодной для общества. Экономическая выгода необходимо включает в себя культурную сочставляющую. Без внутреннего желания каждого человека быть культурным не представляется возможным решать экономические задачи с помощью моральных принципов. Например, в пору возврата России к капиталистическим экономическим отношениям и становления класса собственников начинает «работать» марксистская парадигма («первоначальное накопление капитала» и др.), объяснения событиям в духовной жизни можем найти у М. Вебера (развитие и реализация ценностного сознания), исторической эволюции культуры - у П.Сорокина, соотношение жизненного и системного миров людей (отчуждение и взаимоотчуждение) достаточно точно объяснено в схеме Ю.Хабермаса и т.д. Любой социальный процесс направлен на удовлетворение потребностей индивидов, групп, интересов социальных институтов. При этом любой социальный процесс регулируется. Регулятивный процесс в большей части есть самоорганизующееся явление. Именно эту функцию выполняет культура. Поэтому любой социальный процесс пронизывается, оснащается атрибутами культуры: знаниями, ценностями, нормами, образцами. Некоторые специалисты и философы считают, что нравственность и безнравственность в обществе соотносятся друг с другом определенным образом. Если рассуждать о природной, врожденной нравственности (и соответствующей природной безнравственности), которая является устойчивой характерологической чертой и как таковая не зависит от влияния институтов социализации (влияние семьи, домашнего и ближайшего окружения), то, очевидно, таких (прирожденно нравственных) людей в обществе обычно немного (при этом следует заметить, что и среди них есть люди с разными характерами). Прирожденно безнравственных в обществе также немного (кстати, они тоже с разными хактерами). В третьей, остальной, группе, они и не нравственны и не безнравственны, люди склонны проявлять эти качества по обстоятельствам (в ту или другую сторону), в зависимости от воспитания и влияния окружения. В социальной психологии последнее качество называется конформностью и считается главной особенностью массового сознания и поведения. Представители конформного типа - это люди своей среды. Их главное жизненное правило - думать «как все», поступать «как все», стараться, чтобы все у них было «как у всех» - одежда, предметы быта, мировоззрение и суждения по основным проблемам жизнедеятельности. Конформная личность - продукт своей микросреды. В хорошем окружении - это неплохие люди и работники, но если они попадают в дурную среду, они со временем усваивают весь негатив этой среды, манеры и правила поведения. Эта среда диктует им свои нормы поведения. Безусловно, менеджмент корпораций должен учитывать все эти подходы к людям (персоналу) при определении стратегии социальной ответственности. При этом нужно иметь ввиду, что сегодня, в условиях постсоветской деидеологизации социальной отечественной жизни, конформный тип людей ведет себя иначе: он активно воспроизводит ценности иной, враждебно воспринимавшейся в СССР, потребительской цивилизации. И как отмечают ряд исследователей, воспроизводят ее не в лучших формах. Если в Западных странах потребительская цивилизация настроена на развитие производства, то в посткоммунистических - для участия в гедонистическом соревновании небольшого круга лиц и гедонистических мечтаний остальных. Так складывается, что для многих людей в посткоммунистических странах деньги, физиологические удовольствия и потребительство, неприязнь к трудовым занятиям, но при этом желание иметь максимум вознаграждений стали синонимом «экономического человека».
Исторический метод показывает, что гуманистические основы развиваемого в настоящее время социально-экономического направления жизнеобеспечения отечественного общества базируется на основательной методологической основе экономического гуманизма[44]. Наиболее заметное место в этом направлении принадлежит М.В. Ломоносову (1711 - 1765), философу и просветителю. Из его трудов наиболее заметное место принадлежит трактату «О сохранении и размножении российского народа», где содержатся глубинные подходы о развитии отечественного производства, обучения населения различным «ремесленным делам». По мнению М.В.Ломоносова, устремления человека, его потребности поддаются облагораживанию и развитию с помощью средств образования и просвещения населения. Например, он предлагал даже перенести Великий пост на летнее время, поскольку зимой нет свежих плодов и овощей, а крестьяне и купцы пребывают в праздности, которая «в заговенье и разговенье дает причину к необузданной роскоши». М.В.Ломоносову удалось победить в борьбе с крещением младенцев в ледяной воде. Священники ссылались на требник, предписывающий использовать только чистую воду без всякой примеси. Теплоту при подогреве как раз и считали примесью, в результате зимой младенцев окунали в купель с ледяной водой. Как передовой физик, М И.Ломоносов считал, что теплота не является особым веществом, «примешивающимся» к воде. По его мнению, «невеждам-попам толковать физику нет нужды, довольно принудить властию». Что в конце концов и было сделано. Кроме того, М.В. Ломоносов, автор «Российской грамматики» и других филологических трудов, преобразовал русский язык, четко отделив его от церковнославянского и в то время дозированно и по определенной системе введя в него церковнославянские слова. Он стремился сделать русскую речь пригодной «к выражению вещей трудных», в частности, создавая новую научную лексику (в числе изобретенных им слов, например, «кислород»). М.В.Ломоносов ввел в учебники русского языка и некоторые грамматические элементы из церковнославянского, в том числе причастные обороты. Говоря, например, «девочка, живущая в Сети», мы пользуемся грамматической конструкцией, внедренной в язык М.В.Ломоносовым. В конечном счете, детищем М.В.Ломоносова можно считать весь образованный класс русских людей. Он старался помочь выходцам из простонародья получить образование. При разработке уставов Московского и Петербургского Академического университетов он отстаивал их открытость для всех, кроме крепостных (появление рабов с университетским образованием подорвало бы престиж науки). В качестве ректора Академического университета М.В.Ломоносов трогательно заботился о студентах, вникая в детали вплоть до меню столовой. Критикуя устав, предполагающий экономию на питании студентов, он писал: Может быть, сочинитель думал, что Российскому государству будет великая тягость, ежели оно 40 алтын (1 алтын = 3 копейки) в год потеряет для получения ученого россиянина...а не жаль бы 1800 рублей, чтобы иноземца выписать». Значительный вклад в развитие отечественного гуманизма внес В.М.Хвостов (1868 - 1920), крупнейший российский философ, социолог и правовед. В своих работах (в частности, в работе: «Этика человеческого достоинства») он показал, что человек противоречив в своих делах. Он отмечал, что «...жизнь человека есть постоянная борьба противоположностей».[45] По его мнению, в каждом человеке можно увидеть проявление двух противоречивых начал, одно из которых может быть названо высшей духовностью или разумностью человека, его бесконечным и неограниченным я, соединяющим его со всем мирозданием, другое же - это маленькое, эгоистическое я, разъединяющее в своих крайних проявлениях человека с остальным миром. Поэтому преодолевая в самом себе двойственность, присущую человеческой природе, отмечал В.М.Хвостов, он тем самым помогает всему человеческому сообществу преодолевать двойственность и тем самым следовать гармоническому объединению в духе истины, добра и красоты. Гуманитарное наследие Д.И.Менделеева, известного ученого-химика, представлено в его работах: «К познанию России», «Заветные мысли», где он подробно исследовал демографическую ситуацию в России на рубеже ХIХ-ХХI вв., изучил тенденции в развитии отечественного народонаселения. По его мнению, например, к 2000 году в России должно было проживать около 600 млн. чел. Он обозначил пути повышения образованности населения «всеобщеобязательное образование». Д.И. Менделеев считал, что труд для человека является необходимой составляющей жизни: «Работу могут производить и ветер, и вода, и животные; труд же есть дело чисто человеческое, выражающееся не только внешним, так сказать, физическим результатом, но и внутренним... духовным способом...в труде должна содержаться всегда и польза людская, и энергия трудящегося».[46] Значительный вклад в теорию понимания нравственной природы человека внес Пьер Тейяр де Шарден, который в своей книге «Феномен человека» отмечал: «Вне всякого сомнения, материальная и духовная энергия чем-то связаны между собой и продолжают друг друга. В самой основе каким-то образом должна существовать и действовать в мире единая энергия. И первое, что здесь приходит на ум, - это представить себе «душу» как фокус преобразования, в котором, сходясь через разные каналы природы, сосредоточивается мощность тел, чтобы здесь пшерьеризироваться и сублимироваться в красоту и истину».[47] Наиболее ярким социальным философом первой половины XX в. был Н.А.Бердяев (1874 - 1948), который высказал важные и актуальные чмсли по гуманизации социально-экономической жизни. Является одним из основоположников отдельного направления философии - экцистенциализма, т.е. философии существования (одиночество человека перед лицом ничто). Он также считал, что личность находится в противостоянии объективного и субъективного. По его мнению: «Человек есть существо, испытывающее не только страх и ужас, но и тоску...тоска ближе к ужасу, чем к страху, но имеет свое качество».[48] Н.А.Бердяев отмечает о существовании вечного конфликта между ценностями культуры и ценностями государства и общества. В начале своего творчества он примыкал к «легальному марксизму», позднее стал сторонником религиозно-идеалистического направления. По мнению Н.А.Бердяева, экономика, хозяйство - это и создание духа человеческого. Они напрямую зависят от особенностей духовного мира действующего субъекта. Он во многом предвидел различные формы научно-технической революции и социально-экономические последствия ее осуществления. Н.А.Бердяев предостерегал, что господство технико-рационального, бездушного мира может привести к деформации личности, превратить ее в автомат. Существенный вклад в развитие гуманистических основ социально-экономической направленности внес С.Н.Булгаков (1874-1944), философ, экономист, публицист, религиозный деятель. Он затронул проблемы связи христианства и хозяйства, которые изложил в работе «Философия хозяйства»(1912). С.Н.Булгаков считает, что «...хозяйственная деятельность свойственна только человеку... хозяйство есть борьба человечества с стихийными силами природы в целях защиты и расширения жизни, покорения и очеловечения природы, превращения ее в потенциальный человеческий организм».[49] Экономическая наука и философия хозяйства - это разные течения познания реальности, хотя их объект исследования, по сути, один. Бытие человека, его жизнь можно рассматривать в аспекте хозяйствования. Ю.М.Осипов полагает, что «...хозяйство - творение жизни, бытия»[50] Задача философии хозяйства показать мир, в котором действует хозяйствующий человек, а также человека хозяйствующего в мире, в котором он действует, а соответственно, обсудить с человеком хозяйствующим мотивы и итоги его деятельности, ее общее направление, глобальный результат. Хозяйствовать - это производить идеи, в том числе - идеи по гуманизации всех экономических отношений. В любой корпорации топ-менеджер должен быть, прежде всего, хозяйствующим человеком. Очевидно, что в любой корпорации все сотрудники несут в себе груз философии хозяйства, как гуманистической основы экономических отношений. Рассматривая гуманистические аспекты социально-экономического развития, мы не можем не отметить работы В.И.Вернадского (1863-1945), который рассматривал научную мысль как планетарное явление. Гуманитарная заслуга В.И.Вернадского заключается в том, что он, по сути, ввел в анализ связей системы «человек - природа» новое критериальной измерение «человечество как единое целое» и перевел социальный анализ в глобальный аспект. В 1804 г. французский ученый Ж.Б. Ламарк ввел в научный оборот термин «биосфера», но В.И. Вернадский вложил в него совершенно иной, гораздо более глубокий смысл. Для совокупности населяющих Землю организмов он ввел термин «живое вещество», а биосферой предложил называть всю ту среду, в которой это живое вещество находится, т.е. всю водную оболочку Земли, поскольку живые организмы существуют и на самых больших глубинах Мирового океана, нижнюю часть атмосферы, в которой обитают насекомые, птицы и люди, а также верхнюю часть твердой оболочки Земли - литосферы, в которой живые бактерии в подземных водах встречаются до глубины порядка двух километров. Как отмечал В.И.Вернадский «эволюционный процесс присущ только живому веществу. В косном веществе нашей планеты нет его проявлений. Те же самые минералы и горные породы образовывались н криптозойской эре, какие образуются и теперь. Исключением являются биокосные природные тела, всегда связанные так или иначе с живым веществом». В биосфере, согласно терминологии В.И.Вернадского, существует «пленка жизни», в которой концентрация живого вещества максимальна. Это поверхность суши, почвы и верхние слои вод Мирового океана. Кверху и книзу от нее количество живого вещества в биосфере Земли резко убывает. В результате закономерного процесса эволюции биосферы под влиянием научной мысли и коллективного труда объединенного человечества, направленных на удовлетворение всех его материальных и духовных потребностей, биосфера Земли должна перейти в новое состояние, которое В.И.Вернадский предложил называть ноосфера». Он создал учение о ноосфере, в котором показал эволюцию планеты как единый космический, биологический и антропогенный процесс. В соответствии с учением В.И.Вернадского о ноосфере, одновременно с накоплением суммы общественного богатства в обществе происходит накопление совокупного, полезного знания – глобальной информационной среды, которая составляет интеллектуальную оболочку планеты. При этом глобальное информационное поле Земли постепенно превращается в мощную планетарную силу эволюции развития. Нужно отметить, что сам термин «ноосфера» был предложен еще в 1927 г. французским философом и математиком Э.Ле-Руа (1870-1954) в своей книге «Необходимость идеализма и факт эволюции», и В.И.Вернадский отмечал, что все человечество, вместе взятое, представляет ничтожную материальную массу планеты. Поэтому его мощь связана не с его материей, а с его мозгом. Он отмечает: «Человечество, которое в целом, становится мощной геологической силой...перед ним, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы...и есть ноосфера».[51] Интересно отметить, что В.И.Вернадский придерживался мнения о таком социальном развитии России (и всего человечества), где в итоге к власти должны прийти ученые. Его обобщающая работа «Научная мысль как планетарное явление», судя по дневникам В.И.Вернадского и его письмам, в основном была написана в 1937 - 1938 гг. В этой книге «нарисована роль, человечества в развитии биосферы, дано понятие о живом веществе и его организованности, об эволюции биосферы и неизбежности ее постепенного превращения в ноосферу, об условиях, необходимых для перехода, об основных этапах развития человеческой культуры и ее дальнейших судьбах. В ней содержаться глубокие мысли об эволюции человечества в геологическом и социально-историческом масштабах времени. Мировым научным сообществом признано, что подходы В.И.Вернадского являются первым во всей мировой литературе опытом обобщения эволюции нашей планеты как единого космического, геологического, биогенного и антропогенного процесса. В работе раскрывается ведущая преобразующая роль науки и социально организованного труда человечества в настоящем и будущем планеты. Научная мысль, наука, рассматривается и анализируется как важнейшая сила преобразования и эволюции планеты. Например, в 1931 г. В.И. Вернадский написал в своем дневнике: «Царство моих идей впереди. Настанет время диктатуры ученых». Это пророчество, похоже, обогнало не только XX в., но и нынешний. Определенный вклад в развитие отечественной гуманистической философии внес И.Т.Фролов, который занимался исследованием смысла человеческой жизни, человеческого бытия, сущности понятия «человек». Понятия «природа», «сущность» человека часто употребляются как синонимы. Вместе с тем, между ними можно провести концептуальное разграничение. И.Т.Фролов[52] полагает, что в принципе под «природой человека» подразумеваются стойкие, неизменные черты, общие задатки и свойства, выражающие его особенности как живого существа, которые присущи Homo sapiens во все времена независимо от биологической эволюции и исторического процесса. Раскрытие этих признаков позволит выразить человеческую природу. Например, разумность присуща только человеку. Гуманизм как специфическая система воззрений складывался на протяжении веков. Он базируется на философском понимании человека. Наиболее наглядное воплощение персоналистская традиция европейской культуры нашла в эпоху Возрождения. Гуманизм становится самостоятельным идейным движением. Мыслители той поры - титаны духа - утвердили полную принадлежность человека к земному миру. Они провозгласили свободу человеческой личности, выступили против религиозного аскетизма, за право человека на наслаждение и удовлетворение всех потребностей. Гуманисты считали человеческую красоту сообразной красоте божественной, «Век разума» в сфере искусства закреплен такими понятиями, как «классицизм» и «барокко». Гуманизация корпоративных социальных отношений базируется также на теории крупного социального философа первых десятилетий советской власти в России А.А.Богданова (1873-1928), который разработал всеобъемлющую системную теорию. Он назвал свою теорию тектология (от греческого tekton - «строитель»), т.е. «наукой о структурах». Тектология стала первой в истории науки попыткой дать систематическую оценку принципов организации, действующих в живых и неживых системах. А.А.Богданов поставил задачу о сформулировании всеобщей науки организации (он назвал ее «Всеобщая организационная наука»). Он определял организационную форму как «совокупность связей среди системных элементов». По мнению А.А.Богданова: «Всякая человеческая деятельность объективно является организующей или дезорганизующей. Это значит: всякую человеческую деятельность - техническую, общественную, познавательную, художественную - можно рассматривать как некоторый материал организационного опыта и исследования с организационной точки зрения».[53] Поэтому термин «организовывать» употребляется в тех случаях, когда дело идет о людях, об их труде, их усилиях. Организация людей и вещей в целесообразное единство – это основная цель тектологии. Для тектологии основные понятия – это понятия об элементах и их сочетаниях. Главное значение тектологии – в общей постановке вопросов. А.А.Богданов к орудиям организации человечества относит слово, идею, социальные нормы. Похожая теория есть у американского ученого, создателя теории действия и системно-функциональной школы Т.Парсонса[54]. Он исходит из тезиса о том, что в обществе действуют спонтанные процессы саморегуляции, поддерживающие порядок и обеспечивающие его стабильность. Примечательно, что саморегуляция обеспечивается действием символических механизмов, к которым относятся язык, ценности; нормативность, т.е. зависимостью индивидуального действия от общепринятых норм. Т.Парсонс способствовал повороту от «структурного функционализма» к «неоэволюционизму» как модификации общей теории систем, которая обращает большое внимание на социальные измениния и проблемы управления этими изменениями. Все проявления человеческой жизни, отмечает А.А.Богданов, буквально пронизаны организационными принципами. Повседневная жизнь и человеческая речь, социальное общение и трудовая деятельность, экономические действия и мышление выстроены в определенном порядке, у них есть своя логика и последовательность. Говоря иначе, они не могли бы существовать, если бы не были организованы. Перефразируя знаменитый афоризм Декарта, А.А.Богданов говорил: «Я организован, значит, я существую». Он сформулировал закон «закон наименьших», согласно которому прочность всей хозяйственной цепи определяется наиболее слабым ее звеном. Этот закон, как и другие законы тектологии, универсален. Он действует во всех сферах общественно! жизни. Если корпорация заинтересована в прибыли, то она должна он ределить слабые звенья своей организации, укрепить их. Повышент организованности всех систем корпорации, безусловно, приведет и I повышению ее социальной ответственности. Таким образом, в России существует собственная методологическая база моральной философии, позволяющая выстраивать правильные отношения в обществе, организовывать предпринимательскую деятельность и решать вопросы корпоративной социальной ответственности.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1613; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |