КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Культурологические основы социального рыночного хозяйства
В первой трети XX века в Германии появилась идея социального рыночного хозяйства: ордо-экономики. Немецкий экономист и философ В.Зомбарт был при этом главным теоретиком проблем капитализма. Некоторые исследователи на этом основании даже считают В.Зомбарта сторонником К.Маркса. Такое мнение о нем сложилось еще в Германии конца XIX века, из-за чего он подвергался преследованиям властей. Но на самом деле В.Зомбарта роднит с К.Марксом только взгляд на природу накопления капитала, в основе которой, по их мнению, лежит насилие и жажда наживы (вспомним марксовскую концепцию «так называемого первоначального накопления капитала»). Хотя В.Зомбарт считается последним, после Г.Шмоллера, крупным представителем немецкой исторической школы, его подход к пониманию развития экономических систем во многом повлиял на немецких либералов. Идея социального рыночного хозяйства есть результат многих десятилетий развития экономической мысли в Германии, она не могла появиться в недрах неоклассической теории. В.Ойкен осуществил симбиоз неоклассики и исторической школы. Примечательно, что и В.Ойкен к концу 1930-х гг. отказался от самого термина «капитализм». Таким образом, В.Ойкен продолжал традиции германской исторической школы и одновременно выступил ее основным оппонентом. Если по К.Марксу бытие определение сознание, то у В.Зомбарта, и М.Вебера, не бытие определяет сознание, а сознание – бытие. В.Зомбарта и В.Ойкена роднит видение процессов генезиса и эволюции капитализма, именно в этом аспекте В.Ойкен стал продолжателем молодой исторической школы. Если бы В.Зомбарт не увлекался в свои зрелые годы национализмом, то, вероятно, он оказался бы в одном ряду с В.Ойкеном. В.Ойкен является основоположником ордо-либеральной школы экономической школы. Ордолиберализм считает неправомерным ограничивать роль государства лишь контролем над соблюдением правил хозяйствования. Социальное рыночное хозяйство - это не просто модель экономического развития или вариант соединения эффективной экономики с принципами социальной справедливости. Это особый тип общественного устройства и даже особый способ мышления. Без распространения новой идеологии свободы и порядка, порывающей не только со старыми нормами национал-социализма, но и с пинципами олигархической псевдодемократии Веймарской республики и с начатой ею «эпохой экспериментов», либеральные реформы вряд ли были бы приняты населением. Нужно отметить, что успех социального рыночного хозяйства в послевоенной Германии во многом был обусловлен ясной и целенаправленной экономической политикой по созданию вполне определенного хозяйственного и социального порядка. Отличает эту экономическую политику очень плотные отношения власти, бизнеса и общества. Эта политика опиралась на мощный теоретико-методологический фундамент, который создан немецкими учеными-неолибералами в 1930—1940-е гг. и затем подтвержденный и укрепленный в 1950-е гг. Еще в нацистской Германии была создана либеральная, антитоталитарная и, по сути, антинацистская научная школа, занимавшаяся поиском нового порядка социально-экономического развития, отличногои от капитализма, в котором полностью отсутствует государственное регулирование (laissez faire), и от централизованно-административных систем, характерных для советского социализма и немецкого национал-социализма. Еще в своей первой важной работе «Структурные изменения государства и кризис капитализма»[56] В. Ойкен убедительно показал, что капитализм, при котором господствуют группы интересов и монополистические объединения, имеет с рыночной организацией экономики мало общего. Более того, по его мнению, он подрывает основы рыночного хозяйства и порождает его болезненные деформации. Примечательно, что В.Ойкен в начале 1930-х гг. фактически отождествлял процессы, происходившие в Германии времен Веймарской республики и в Советском Союзе, называя обе системы капитализмом, причем таким, который в обоих случаях разрушает рынок. Ордо (порядок) в немецкой теории понимается чаще всего как сопокупность обычаев, писаных (и утверждаемых, например, в виде законов) и неписаных правил и норм поведения, а также форм и механизмов, обеспечивающих их реализацию[57]. Принципиальным при этом является роль государства в экономике. В.Ойкен рассматривал порядок экономизм лишь как элемент общественной системы, взаимоувязанный с другими элементами – государственным устройством, правовым порядком и т.д. Он выдвинул положение о взаимозависимости порядков, т.е. взаимообусловленности и взаимовлиянии политического, экономического, социального, правового порядков. Впоследствии оно развивалось многими учеными ордо-либерального направления, и взаимозависимость порядков понимается сегодня как многоуровневое явление. Конечно, это понижение не только создавало фундамент комплексной и взаимосвязанной экономической политики государства, но и делало необходимыми междисциплинарные исследования экономического и социального развития. Вообще, для Фрайбургской немецкой экономической школы характерен целостный и междисциплинарный подход. Здесь ощущается плавное соединение экономических и правовых методов. Согласно ордо-либеральной концепции, государство организует рынок, проводя политику порядка, и именно эта сфера должна быть приоритетной для государственной экономической политики, тогда как политика регулирования процессов второстепенна и носит вспомогательный характер, поскольку хозяйственные процессы непосредственно регулируются самостоятельными рыночными субъектами. Разделение этих двух сфер экономической политики имело принципиальное значуние для формирования системы регулирования в социальном рыночном хозяйстве послевоенной Германии. Безусловно, немецкая ордо-либеральная экономическая модель имеет свои особенности в организации корпоративной социальной ответственности. По В.Ойкену, эффективный социальный порядок заключается не в особой социальной помощи и не в социальном страховании, а в обеспечении государством таких условий, когда каждый способен самостоятельно позаботиться о себе и своей семье. Следует ли результаты рынка корректировать «сильной социальной политикой», а помогать тем, кто «выпал» из сферы рыночных отношений в силу возраста, болезней или особых обстоятельств. Если сказать другими словами, то подлинно социальным будет не тот рыночный хозяйственный порядок, в котором значительная часть ресурсов и доходов перераспределяется для социальных нужд в интересах большинства граждан, а тот, в котором число людей, действительно нуждающихся в социальной поддержке со стороны государства, общества и бизнеса, минимально. Основной принцип ордо-экономики: неразрывная связь порядка и свободы. Дисциплина и порядок в германском обществе отражаются и на проведении корпоративной социальной ответственности. Бизнес ведет очень ответственную социальную политику внутри корпораций, обеспечивая работников необходимыми социальными льготами, создавая безопасные условия труда. Внешняя корпоративная социальная ответственность отличается значительной ее экологической направленностью. Этому свидетельство: чистота и порядок как внутри, так и вне предприятий. Таким образом, социально ориентированное поведение бизнеса имеет методологическую основу моральной философии. При этом корпоративная социальная активность руководствуется принципами коллективной сообщественной справедливости, где ведущая роль принадлежит предпринимателю в его взаимоотношениях с работниками. Подводя итоги рассмотрения морально-нравственных основ общественной жизни, представляется целесообразным привести цитату из работы английского философа XVII века Джона Локка: «Опыт о человеческом разумении»: «Добродетель по большей части одобряют не потому, что она врожденна, а потому, что полезна...действия людей убеждают нас, что принцип добродетели не есть их внутренний принцип». Отсюда следует, что человеческая добродетель воспитывается социальным окружением.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1095; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |