Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культурологические основы социального рыночного хозяйства




 

В первой трети XX века в Германии появилась идея социального рыночного хозяйства: ордо-экономики. Немецкий экономист и философ В.Зомбарт был при этом главным теоретиком проблем капитализма. Некоторые исследователи на этом основании даже считают В.Зомбарта сторонником К.Маркса. Такое мнение о нем сложилось еще в Германии конца XIX века, из-за чего он подвергался преследованиям властей. Но на самом деле В.Зомбарта роднит с К.Марксом только взгляд на природу накопления капитала, в основе которой, по их мнению, лежит насилие и жажда наживы (вспомним марксовскую концепцию «так называемого первоначального накопления капитала»).

Хотя В.Зомбарт считается последним, после Г.Шмоллера, крупным представителем немецкой исторической школы, его подход к пониманию развития экономических систем во многом повлиял на немецких либералов. Идея социального рыночного хозяйства есть результат многих десятилетий развития экономической мысли в Германии, она не могла появиться в недрах неоклассической теории. В.Ойкен осуществил симбиоз неоклассики и исторической школы. Примечательно, что и В.Ойкен к концу 1930-х гг. отказался от самого термина «капитализм». Таким образом, В.Ойкен продолжал традиции германской исторической школы и одновременно выступил ее основным оппонентом.

Если по К.Марксу бытие определение сознание, то у В.Зомбарта, и М.Вебера, не бытие определяет сознание, а сознание – бытие. В.Зомбарта и В.Ойкена роднит видение процессов генезиса и эволюции капитализма, именно в этом аспекте В.Ойкен стал продолжателем молодой исторической школы. Если бы В.Зомбарт не увлекался в свои зрелые годы национализмом, то, вероятно, он оказался бы в одном ряду с В.Ойкеном.

В.Ойкен является основоположником ордо-либеральной школы экономической школы. Ордолиберализм считает неправомерным ограничивать роль государства лишь контролем над соблюдением правил хозяйствования. Социальное рыночное хозяйство - это не просто мо­дель экономического развития или вариант соединения эффективной экономики с принципами социальной справедливости. Это особый тип общественного устройства и даже особый способ мышления. Без рас­пространения новой идеологии свободы и порядка, порывающей не только со старыми нормами национал-социализма, но и с пинципами олигархической псевдодемократии Веймарской республики и с начатой ею «эпохой экспериментов», либеральные реформы вряд ли были бы приняты населением.

Нужно отметить, что успех социального рыночного хозяйства в послевоенной Германии во многом был обусловлен ясной и целенаправ­ленной экономической политикой по созданию вполне определенного хозяйственного и социального порядка. Отличает эту экономическую политику очень плотные отношения власти, бизнеса и общества. Эта по­литика опиралась на мощный теоретико-методологический фундамент, который создан немецкими учеными-неолибералами в 1930—1940-е гг. и затем подтвержденный и укрепленный в 1950-е гг. Еще в нацистской Германии была создана либеральная, антитоталитарная и, по сути, антинацистская научная школа, занимавшаяся поиском нового порядка соци­ально-экономического развития, отличногои от капитализма, в котором полностью отсутствует государственное регулирование (laissez faire), и от централизованно-административных систем, характерных для совет­ского социализма и немецкого национал-социализма.

Еще в своей первой важной работе «Структурные изменения го­сударства и кризис капитализма»[56] В. Ойкен убедительно показал, что капитализм, при котором господствуют группы интересов и монополи­стические объединения, имеет с рыночной организацией экономики мало общего. Более того, по его мнению, он подрывает основы рыноч­ного хозяйства и порождает его болезненные деформации.

Примечательно, что В.Ойкен в начале 1930-х гг. фактически ото­ждествлял процессы, происходившие в Германии времен Веймарской республики и в Советском Союзе, называя обе системы капитализмом, причем таким, который в обоих случаях разрушает рынок.

Ордо (порядок) в немецкой теории понимается чаще всего как со­покупность обычаев, писаных (и утверждаемых, например, в виде зако­нов) и неписаных правил и норм поведения, а также форм и механизмов, обеспечивающих их реализацию[57]. Принципиальным при этом является роль государства в экономике. В.Ойкен рассматривал порядок экономи­зм лишь как элемент общественной системы, взаимоувязанный с други­ми элементами – государственным устройством, правовым порядком и т.д. Он выдвинул положение о взаимозависимости порядков, т.е. взаи­мообусловленности и взаимовлиянии политического, экономического, социального, правового порядков. Впоследствии оно развивалось многими учеными ордо-либерального направления, и взаимозависимость порядков понимается сегодня как многоуровневое явление. Конечно, это понижение не только создавало фундамент комплексной и взаимосвя­занной экономической политики государства, но и делало необходимыми междисциплинарные исследования экономического и социального развития. Вообще, для Фрайбургской немецкой экономической школы характерен целостный и междисциплинарный подход. Здесь ощущается плавное соединение экономических и правовых методов.

Согласно ордо-либеральной концепции, государство организует рынок, проводя политику порядка, и именно эта сфера должна быть приоритетной для государственной экономической политики, тогда как политика регулирования процессов второстепенна и носит вспомогательный характер, поскольку хозяйственные процессы непосредственно регулируются самостоятельными рыночными субъектами. Разделение этих двух сфер экономической политики имело принципиальное значуние для формирования системы регулирования в социальном рыночном хозяйстве послевоенной Германии.

Безусловно, немецкая ордо-либеральная экономическая модель имеет свои особенности в организации корпоративной социальной ответственности. По В.Ойкену, эффективный социальный порядок заключается не в особой социальной помощи и не в социальном страховании, а в обеспечении государством таких условий, когда каждый способен самостоятельно позаботиться о себе и своей семье. Следует ли результаты рынка корректировать «сильной социальной политикой», а помогать тем, кто «выпал» из сферы рыночных отношений в силу воз­раста, болезней или особых обстоятельств.

Если сказать другими словами, то подлинно социальным будет не тот рыночный хозяйственный порядок, в котором значительная часть ресурсов и доходов перераспределяется для социальных нужд в интере­сах большинства граждан, а тот, в котором число людей, действительно нуждающихся в социальной поддержке со стороны государства, обще­ства и бизнеса, минимально. Основной принцип ордо-экономики: не­разрывная связь порядка и свободы.

Дисциплина и порядок в германском обществе отражаются и на проведении корпоративной социальной ответственности. Бизнес ведет очень ответственную социальную политику внутри корпораций, обес­печивая работников необходимыми социальными льготами, создавая безопасные условия труда. Внешняя корпоративная социальная ответственность отличается значительной ее экологической направленно­стью. Этому свидетельство: чистота и порядок как внутри, так и вне предприятий.

Таким образом, социально ориентированное поведение бизнеса имеет методологическую основу моральной философии. При этом кор­поративная социальная активность руководствуется принципами кол­лективной сообщественной справедливости, где ведущая роль принад­лежит предпринимателю в его взаимоотношениях с работниками.

Подводя итоги рассмотрения морально-нравственных основ об­щественной жизни, представляется целесообразным привести цитату из работы английского философа XVII века Джона Локка: «Опыт о чело­веческом разумении»: «Добродетель по большей части одобряют не по­тому, что она врожденна, а потому, что полезна...действия людей убеж­дают нас, что принцип добродетели не есть их внутренний принцип». Отсюда следует, что человеческая добродетель воспитывается социаль­ным окружением.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1055; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.