Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дидактические принципыорганизации самостоятельной работы




При выборе вида самостоятельной работы, определении ее объема и со-держания студенту следует руководствоваться основными принципами дидак-тики. Наиболее важными являются принципы доступности и систематичности, связи теории с практикой, постепенности в нарастании трудностей, дифферен-цированного подхода, творческой активности.

Применение этих принципов при планировании и проведении самостоя-тельной работы имеет следующие особенности:

1. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер и иметь четкую и ясную формулировку цели (целей). Это придает ей осмыслен-ный, целенаправленный характер и способствует более успешному выполне-нию поставленных задач.

Недооценка указанного требования приводит к тому, что студенты, не поняв цели работы или не определив задачи, делают не то, что нужно, или вы-


ГОУ ВПО УГТУ-УПИ – 2005


Стр. 5 из 39


Воронин А.С.


Самостоятельная работа студентов


нуждены в процессе ее выполнения многократно возвращаться к началу или консультироваться с преподавателем. Время тратится нерационально, эффек-тивность самостоятельной работы снижается.

2. Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать студента при ее выполнении работать напряженно. Для самостоя-тельной работы рекомендуется предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации. Только в этом случае самостоятельная работа способ-ствует развитию познавательных способностей студентов.

3. Каждому студенту необходимо непрерывно пополнять и углублять свои общепрофессиональные и специальные знания. Основным средством для выполнения этой задачи является работа с научной литературой, конспектами, участие в научно-исследовательской работе на кафедре.

4. В качестве основного метода обучения рекомендуется самостоятельное чтение текста и составление конспекта прочитанного.

Методика поэтапного формирования умения самостоятельно работать с учебной и технической литературой, основанная на логико-генетическом (структурном) анализе содержания учебных дисциплин, позволяет выделить в них главные структурные элементы знаний - факты, понятия, законы и теории. Главные структурные элементы знаний обычно выписываются отдельно, под-черкиваются или выделяются по тексту. При чтении текста необходимо:

• стремиться выделить в нем основные структурные элементы;

• выявить и проанализировать информацию, относящуюся к каждому из них;

• выделить главные мысли в тексте;

• исключить механическое заучивание текста.


ГОУ ВПО УГТУ-УПИ – 2005


Стр. 6 из 39


Воронин А.С.


Самостоятельная работа студентов


Работа с текстом должна носить творческий, преобразующий характер. Такого рода деятельность по переработке информации оказывает существенное влияние на структуру знаний, формирующихся на основе прочитанного. Они становятся более четкими, краткими по форме, глубокими по содержанию.

Педагогическая практика показывает, что многие студенты не имеют на-выков самостоятельного чтения и, в соответствии с этим, работают с книгой упрощенно, допускают ряд грубых ошибок, препятствующих эффективному усвоению информации.

Приведем типичные ошибки, допускаемые студентами при самостоя-тельной работе с научной литературой, и охарактеризуем основные недостатки традиционного медленного чтения.

1. Самой распространенный ошибкой являются регрессии глаз - воз-вратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного текста. Зачастую, как бы для верности, незаметно для себя любой текст читается дваж-ды, причем как легкий, так и трудный. Области таких повторных фиксаций глаз иногда очень велики.

При чтении текста с регрессиями глаза совершают движение назад, хотя никакой необходимости в этом нет. Если это происходит на каждой строчке текста, то, очевидно, что читатель дважды прочитывает весь текст. Наряду с регрессиями при медленном чтении замечены и возвратные движения глаз, вы-званные кажущимися трудностями текста. Эти возвраты - также недостаток чтения. Очень часто дальнейшее чтение снимает возникшие вопросы и делает возвраты ненужными.

Однако есть возвраты, которые можно считать обоснованными. Они воз-никают при появлении новых мыслей. Некоторые исследователи называют их, в отличие от регрессий, реципациями [6]. Основная цель реципаций - более глубокое осмысление уже однажды прочитанного текста. Можно согласиться с тем, что читать сложные и интересные книги можно по несколько раз. Повто-


ГОУ ВПО УГТУ-УПИ – 2005


Стр. 7 из 39


Воронин А.С.


Самостоятельная работа студентов


рение и многократное чтение закономерно и оправданно при чтении научных текстов.

Причиной регрессии считается сила привычки. Определите причину ва-шего повторного чтения: действительно сложный текст или отсутствие внима-ния.

Правила чтения:

• всегда читать без регрессий;

• возвратные движения глаз возможны и допустимы, но только в том случае, если этому предшествует осмысление прочитанного.

Отказ от регрессий повышает скорость чтения примерно в два раза и ка-чество понимания прочитанного - в три раза.

2. Артикуляция - непроизвольные движения губ, языка, элементов гор-тани при чтении текста про себя. Интенсивность этих движений зависит прежде всего от уровня развития навыка чтения и сложности текста. Многие думают, что у них нет артикуляции, или они не знают, что это такое. А другие, напро-тив, заявляют, что постоянно слышат, как кто-то бубнит рядом, когда читает текст.

Проговаривание читаемых слов сопровождается шевелением губ, пере-мещением языка, например, или, что еще хуже - аудиомеханическими эффек-тами - бубнением. Бороться с этим довольно просто - держать что- либо в зу-бах, а еще лучше держать свой язык зубами - как ни смешно, но по изменению болевых ощущений (степень сжатия зубами) вы сможете контролировать весь процесс искоренения этого тормозящего фактора.

Наиболее трудноискоренимым дефектом является проговаривание слов в мозгу, т.е. в речевом центре. Центр, контролирующий движение, находится ря-дом с речевым, и можно попытаться подавлять речевой центр двигательным. Например, записываете на кассету какой-нибудь ритм метронома (но только не музыку). Причем записей должно быть несколько, с разной частотой ударов и


ГОУ ВПО УГТУ-УПИ – 2005


Стр. 8 из 39


Воронин А.С.


Самостоятельная работа студентов


комбинированные с изменяемой частотой ударов. Читать надо под этот ритм и при чтении делать какие-либо движения. Движения должны быть простыми, легко выполнимыми, которые заставят мозг постоянно контролировать пра-вильность исполнения (например, отбивать ритм руками). И читать, читать, чи-тать, не забывая, что это надо делать строго под ритм [1].

Большинство зарубежных методик обычно ограничивается общими ре-комендациями: читайте как можно быстрее, и артикуляция у вас исчезнет сама собой. Сомнительность этих рекомендаций очевидна, так как предлагается воз-действовать на следствие, а не на причину.

3. Малое поле зрения участка текста, которое четко воспринимается
глазами при одной фиксации взгляда, тоже является ошибкой традиционного
чтения, когда воспринимаются всего 2-3 слова. Такое поле зрения очень мало.
Вследствие этого глаза делают много лишних скачков, фиксаций или остано-
вок. При чтении происходит дробление взгляда. Чем шире поле зрения у обу-
чаемого, тем больше информации воспринимается при каждой остановке глаз,
тем меньше этих остановок, а в итоге чтение становится эффективнее.

Чтение текста целыми фразами более эффективно не только с точки зре-ния скорости: оно способствует и более глубокому пониманию прочитанного. Это происходит потому, что восприятие больших фрагментов текста в моменты фиксации взглядом вызывает наглядно-образные представления, ярко прояс-няющие смысл текста. Такому приему чтения обучают на курсах скорочтения [7].

4. Отсутствие внимания при чтении. Внимание - это избирательная
направленность сознания при выполнении определенной работы [10]. К сожа-
лению, мы не всегда организованны, не умеем управлять своим вниманием при
чтении. При медленном чтении внимание часто переключается на посторонние
мысли и предметы, интерес к тексту снижается, большие фрагменты текста чи-


ГОУ ВПО УГТУ-УПИ – 2005


Стр. 9 из 39


Воронин А.С.


Самостоятельная работа студентов


таются механически и смысл прочитанного не доходит до сознания, что выну-ждает перечитывать текст заново.

Умение концентрироваться на проблеме - одна из составляющих успеш-ного умственного труда. Тренировать способность концентрироваться можно при помощи мысленного чтения слов задом наперед.

Когда вы мысленно читаете слово задом наперед, вы должны представить его по буквам, а затем прочитать эти буквы. Например, «слово» - «оволс», «до-рога» - «агород». Если ваше сознание отвлеклось, то вы мгновенно теряете нить и вам приходится выполнять упражнение заново. Таким образом, вы мо-жете тренировать свое внимание. Начать лучше всего с простых слов, состоя-щих из четырех букв. Постепенно пытайтесь оперировать более длинными сло-вами.

5. Отсутствие системы чтения. Главное в проблеме самостоятельного чтения - не столько быстрота, сколько оптимальность, эффективность получе-ния значимой информации благодаря правильному выбору методов смыслового восприятия текста. Как правило, студенты не задумываются над тем, как лучше изучить тот или иной текст.

Педагогической наукой выработан ряд рекомендаций по работе с инфор-мацией, соблюдение которых поможет каждому студенту взять из книг самое ценное и стать всесторонне образованным и культурным человеком. Например:

• запись текста - лучшая опора памяти при работе с книгой (тем бо-лее научной);

• постоянное пользование словарем, чтобы всякое незнакомое слово, термин, определение было правильно воспринято, понято и закреплено в памяти;

• составление схем, тезисов, зарисовок;

• выписывание цифр, цитат;

• ведение конспекта.


ГОУ ВПО УГТУ-УПИ – 2005


Стр. 10 из 39


Воронин А.С.


Самостоятельная работа студентов


Педагогическая теория и практика учит: что прочитано, продумано и за-писано, то становится действительно личным достоянием работающего с кни-гой [12]. Однако многие студенты не знают и не выполняют эти рекомендации, в результате чего эффективность усваиваемой информации резко снижается.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.