КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Факторывредного воздействия компьютера
БЕЗОПАСНЫЕ УСЛОВИЯ РАБОТЫ НА ПЕРСОНАЛЬНОМ КОМПЬЮТЕРЕ Сфера применения персонального компьютера растет с поразительной быстротой, причем как вширь, так и вглубь. Бизнес и производство, наука и техника - области, в которых сегодня не обойтись без компьютерных техноло-гий. С каждым годом увеличивается перечень профессий, для которых компью-тер является так называемым вторым «Я». Повальная компьютеризация не обошла стороной и сферу образования. Появились так называемые дидактические компьютерные среды и образова-тельные информационные технологии [5], например личностно ориентирован-ные компьютерные среды [8]. В настоящее время на каждой стадии образовательного процесса имеется, как правило, несколько таких технологий. Возрастные рамки их применимости максимально расширены: от развивающих программ для детей ясельного воз-раста до курсов переподготовки или повышения квалификации для взрослых. В студенческой среде персональный компьютер (ПК) - незаменимая вещь, а программные средства, предоставляемые им, настолько разнообразны, что позволяют максимально быстро решать типовые задачи среднестатистиче-ского студента: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ – 2005 Стр. 23 из 39 Воронин А.С. Самостоятельная работа студентов • оформлять работы (отчеты, рефераты, курсовые, пояснительные за-писки, чертежи и т.д.); • решать задачи по математике, физике и другим дисциплинам; • моделировать, заниматься исследованиями, разрабатывать проекты; • заниматься самообразованием; • проводить свободное время. туп к гигантским источникам информации (на СБ, в Ішегпеі, на других компь-ютерах) по темам, охватывающим все сферы деятельности человека. По своей полезности для студентов компьютеры уже превосходят библиотеки, хотя от-носительно недавно ситуация была обратной. Возможности компьютера очень широки, с его помощью студент может делать практически все необходимое. Компьютер - не такая уж безопасная для здоровья система, как считают многие [1, 2, 11]. Непродуманная методика использования, нарушение норм и правил эксплуатации ПК могут привести к нежелательным для здоровья по-следствиям. Приходится признавать, что компьютеры делают жизнь студента (да и любого современного человека) легче и красивее, экономят значительное количество времени, но и цена, которую мы платим за эти улучшения, порой бывает неоправданно высока - наше здоровье. Данная проблема особенно актуальна для российского студенчества, по-скольку компьютеры, используемые нашими студентами, далеки от совершен-ства. Кроме того, большинство студентов не знают основные требования сани-тарных правил и норм по организации и ведению работ на персональном ком-пьютере (ПК), по организации рабочего места, режима труда и отдыха или про-сто не соблюдают их. ГОУ ВПО УГТУ-УПИ – 2005 Стр. 24 из 39 Воронин А.С. Самостоятельная работа студентов Рассмотрим вопросы правильного применения электронно-вычислитель-ной техники в образовательном процессе высшей школы с точки зрения эрго-номики и охраны труда и дадим практические советы пользователям персо-нального компьютера. Сегодня миллионы людей, в том числе и студенты, проводят за дисплеем по 8-10 часов в сутки. Типичные ощущения, которые испытывают к концу ра-бочего дня пользователи ПК: недомогание, головная боль, резь в глазах, тяну-щие боли в мышцах шеи, рук и спины, зуд кожи лица и т.д. Недомогания, по-вторяющиеся день за днем, приводят к мигреням, бессоннице, частичной поте-ре зрения, сколиозу, кожным воспалениям и другим нежелательным явлениям. Даже несмотря на то, что появились защитные экраны и качество оборудования постепенно улучшается, профессиональные болезни программистов сегодня в той или иной форме становятся присущи всем пользователям ПК. Подобное ухудшение здоровья возникает из-за неправильной организации рабочего мес-та, режима труда и отдыха. Существует несколько факторов вредных воздействий, которым подвер-гается организм человека при работе на ПК. В книге Г.Е. Гуна «Компьютер: как сохранить здоровье» [3] приведены основные факторы: • электромагнитные поля и излучения; • пониженная ионизация воздуха; • электронная развертка изображения и его мелькание на экране; • длительная неподвижная поза оператора. Специалисты в области производственной гигиены и охраны труда счи- тают, что защита пользователей ПК от влияния перечисленных факторов явно недостаточна. Студенту необходимо знать меры по уменьшению вредного влияния ПК на его здоровье. Рассмотрим подробнее каждый из факторов. ГОУ ВПО УГТУ-УПИ – 2005 Стр. 25 из 39 Воронин А.С. Самостоятельная работа студентов Электромагнитные поля и излучения. Сидя перед экраном, вы подвер-гаетесь воздействию многих различных излучений. Это видимый свет, ультра-фиолетовые лучи, электромагнитное излучение ОНЧ (очень низкой частоты), электромагнитное излучение СНЧ (сверхнизкой частоты), слабое рентгеновское излучение, проникающее через боковые и заднюю части компьютера. Каждое из этих излучений создает свои электромагнитные поля (ЭМП), которые обла-дают способностью биологического, специфического и теплового воздействия на организм человека. Достаточно подробно влияние ЭМИ (электромагнитных излучений) на организм человека рассмотрено в [3]. Отметим, что наиболее чувствительными к влиянию ЭМИ являются хрусталик глаза, центральная нервная и сердечно-сосудистая системы человека. При длительном нахождении в зоне сильных ЭМИ нормальное функционирование органов и систем человека постепенно нарушается. Поскольку главным источником ЭМИ является монитор, для безопасной работы рекомендуется использовать жидкокристаллические мониторы TF T, конструкция которых позволяет параметрам вредного воздействия на оператора ПК находиться в пределах допустимых норм даже без использования защитного экрана. Допустимые значения параметров неионизирующих электромагнитных излучений определяют «Санитарные правила и нормы 2.2.2.542-96. Гигиениче-ские требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» [11]. Для уменьшения вредного воздействия пользователю ПК необходимо выполнять следующие требования: • выдерживать расстояние от глаз до экрана монитора 60-70 см, что является оптимальным расстоянием (подтверждается измерениями ЭМИ). Практика показывает, что всего 2 % обучающихся выдерживают указанное рас-стояние; ГОУ ВПО УГТУ-УПИ – 2005 Стр. 26 из 39 Воронин А.С. Самостоятельная работа студентов • расставлять компьютеры в аудитории по периметру, причем рас-стояние от экрана одного видеомонитора до тыла другого должно быть не меньше 2,0 м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов -не менее 1,2 м; • качественно заземлять компьютерное оборудование; • соблюдать нормы размеров помещения в расчете на одно рабочее место: площадь должна составлять не менее 6 м2, а объем - не менее 24 м3. Пониженная ионизация воздуха и электростатическое поле. Компью-терный дисплей, равно как и телевизионный, излучает позитивные ионы, кото-рые, в свою очередь, создают электростатическое поле (ЭСП). Оба этих факто-ра отрицательно влияют на пользователей ПК. Пониженная ионизация воздуха вызывает эффект воспаленных глаз и мышечные боли в предплечьях и кистях рук. Неприятности, вызванные элек-тростатическим полем, связаны с пылью, которая заряжается электростатиче-ским зарядом и «прилипает» к экрану во время его работы, усиливая ЭСП мо-нитора. Часть электризованных частиц пыли осаждается на поверхности тела оператора, что может служить причиной кожных заболеваний, развития ката-ракты (помутнение хрусталика глаза), порчи контактных линз. Длительное на-хождение в зоне ЭСП, превышающего допустимые уровни, может отрицатель-но сказаться на нервной и сердечно-сосудистой системах [9]. Для уменьшения ионизации воздуха необходимо проветривать помеще-ние, где осуществляется работа на компьютере. Аналогичного эффекта можно достичь также применением кондиционеров, имеющих возможность регулиро-вания ионизации воздуха. Однако проветривание, помимо этого, способствует притоку кислорода, что благотворно сказывается на работе мозга. Желательно проветривать помещение также и во время занятий, но в этом случае необхо-димо избегать появления сквозняков. Кроме того, для уменьшения воздействия ГОУ ВПО УГТУ-УПИ – 2005 Стр. 27 из 39 Воронин А.С. Самостоятельная работа студентов ЭСП не рекомендуется прикасаться к экрану монитора во избежание передачи электростатического заряда с монитора на тело пользователя. Проблемы, связанные со зрением. В силу конструктивных особенно-стей монитора ПК изображение на экране не является статичным, оно постоян-но мерцает с относительно низкой частотой - 50-100 Гц (так называемая верти-кальная развертка изображения). Однако для наших органов зрения такая час-тота является высокой, и сознание не успевает фиксировать мелькание изобра-жения на экране, но зрение при этом получает дополнительную нагрузку. Чем ниже частота вертикальной развертки - тем сильнее устают органы зрения. Пользователь ПК читает не отраженные тексты, как при обычной работе с бумагой, а смотрит на источник света - дисплей. Его взгляд перебегает с лис-та на экран и обратно. Сотни раз в день зрение должно перестраиваться с одно-го способа чтения на другой. Экран монитора светится с интенсивностью осве-тительного прибора, диапазон яркости между изображением на нем и окру-жающими предметами превышает тот предел, к которому готов наш зритель-ный анализатор. Наряду с этим мозг человека должен перевести изображение, искаженное кривизной поверхности экрана монитора, в понятную и привычную картинку. При этом мозг воспринимает изображение на дисплее как расплывчатое, и мышцы хрусталика все время сокращаются, пытаясь его сфокусировать. Другой особенностью изображения является его дискретность. Это озна-чает, что изображение на экране состоит из множества элементов - точек (или зерен, как их еще называют), которые сливаются в общее изображение. Однако глазами мы видим дискретное изображение, поэтому мозгу необходимо проде-лать дополнительную работу по распознаванию. Чем крупнее зерно, тем более грубое получается изображение и тем больше нагрузка на мозг и органы зре-ния. Помимо этого, действуют также специфические факторы, возникающие ГОУ ВПО УГТУ-УПИ – 2005 Стр. 28 из 39 Воронин А.С. Самостоятельная работа студентов при работе с дисплеем, например силовой поток, отраженный свет и др. Это приводит к снижению контрастности изображения и появлению бликов. Все это вызывает сильную усталость глазных мышц, нарушение кровооб-ращения в глазах и впоследствии может стать причиной снижения остроты зре-ния, конъюнктивита, слезотечения, рези в глазах, астенопии (быстрой утомляе-мости глаз), нарушения цветового зрения, катаракты (помутнения хрусталика). Для уменьшения усталости органов зрения должно быть создано опти-мальное освещение. «Гигиенические требования…» [11] предписывают исполь-зование рассеянного света с освещенностью рабочего стола, равной 500 лк, а экрана - 300 лк. В целях исключения непосредственного влияния солнечной радиации оптимальной является ориентация учебных помещений с компьюте-рами окнами на север и северо-восток (с регулируемыми устройствами типа жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др.). Кроме этого, в качестве приме-няемой цветовой схемы рекомендуется использовать темно-зеленый фон экрана и белые знаки изображений. Помимо «Гигиенических требований…» [11], регулирующих уровни ЭМИ, существуют стандарты непосредственно на видеомониторы. В настоящее время самым жестким является шведский стандарт TCO99 [3]. Этот стандарт среди прочих параметров регламентирует следующие значения основных пара-метров видеомонитора: • минимальная частота горизонтальной развертки должна составлять не менее 60 кГц; • частота вертикальной развертки должна быть не ниже 72 Гц; • монитор не должен иметь чередования строк; • размер зерна монитора должен быть не более 0,28 мм. Длительная неподвижная поза оператора. При работе на компьютере сидя основная нагрузка падает на мышцы, поддерживающие позвоночник и го-лову. При этом основной вес тела приходится на бедра, затрудняя кровообра- ГОУ ВПО УГТУ-УПИ – 2005 Стр. 29 из 39 Воронин А.С. Самостоятельная работа студентов щение в нижней части туловища. В связи с этим при длительном сидении необ-ходимо периодически менять фиксированную позу, к тому же в сидячем поло-жении естественный спинно-поясничный прогиб вперед изменяется на изгиб назад, что часто является причиной появления болей в пояснице [3]. Исследования американских специалистов показали, что длительная и интенсивная работа на компьютере может стать источником тяжелых профес-сиональных заболеваний конечностей от функционального перенапряжения. В отличие от сердечных приступов и головной боли, эти заболевания, обуслов-ленные травмой повторяющихся нагрузок (ТПН), представляют собой мышеч-но-скелетные нарушения, которые проявляются в виде постепенно накапли-вающихся недомоганий. Заболевания, обусловленные ТПН, - это болезни нервов, мышц и сухо-жилий рук. Наиболее часто страдают кисти, запястье и плечо, хотя бывает, что болезнь затрагивает плечевую и шейную области. Обычно заболевание насту-пает в результате непрерывной работы на неправильно организованном рабо-чем месте [1]. Работа с клавиатурой компьютера требует значительного напряжения мышц кисти и пальцев, поэтому при длительной монотонной работе на клавиа-туре снижается чувствительность периферических нервных окончаний на паль-цах рук. Многие пользователи ПК испытывают сильные боли в руках, которые сопровождаются мышечными судорогами. Как следствие возникает комплекс нервно-мышечных расстройств, получивший название в англоязычной литера-туре RST - хроническое заболевание рук. Как показала практика, занятия в дисплейном классе более утомительны, чем обычные занятия, и требуют особой организации учебной деятельности. В связи с этим очень важно использование подходящей мебели, обеспечивающей максимально комфортное положение тела в процессе работы. ГОУ ВПО УГТУ-УПИ – 2005 Стр. 30 из 39 Воронин А.С. Самостоятельная работа студентов
Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |