КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Написание конспекта
Конспект - это систематическая, логически связанная запись, объеди-няющая план, тезисы, выписки или, по крайней мере, два из этих типов запи-си [6]. Конспект в большей степени, чем другие виды записей, ясен, краток и объективен. Конспектом, написанным одним студентом, могут пользоваться другие - он более универсален, чем иные виды записей. По этой же причине к конспектам можно с успехом обращаться через несколько лет после их написа-ния. Например, конспекты работ по философии составляют на первом курсе ву-за, но они могут быть использованы и через пять лет - для подготовки к госу- ГОУ ВПО УГТУ-УПИ – 2005 Стр. 14 из 39 Воронин А.С. Самостоятельная работа студентов дарственным экзаменам и в период сдачи экзаменов кандидатского минимума. Конечно же, конспекты при этом дополняют новыми материалами и уточняют. При написании конспекта можно стремиться к форме связного пересказа, но не в ущерб другим, более важным качествам конспекта - ясности и кратко-сти. В отличие от тезисов, содержащих только основные положения, и выпи-сок, которые отображают материал в любых соотношениях главного и второ-степенного, конспекты при обязательной краткости содержат не только основ-ные положения и выводы, но факты и доказательства, примеры и иллюстрации. Поэтому при составлении конспекта записывают не одни лишь основные поло-жения. Даже не всегда нужно избегать повторения, если оно хоть немного по-иному подводит к вопросу или по-другому, метко и более выразительно, осве-щает его. На страницах конспекта может быть отражено отношение самого кон-спектирующего к тому материалу, над которым он работает. Но надо так орга-низовать текст, чтобы при использовании своей записи легко можно было разо-браться, где авторское, а где личное понимание вопроса. Конспекты условно подразделяются на четыре вида: плановые, тексту-альные, свободные, тематические. В плановом конспекте (план-конспект) каждому вопросу содержания книги, лекции соответствует определенная часть текста в виде пунктов плана. Там, где пункт плана не требует дополнений и разъяснений, он текстом не со-провождается. Это одна из особенностей стройного, ясного и короткого плана-конспекта, помогающая лучше усвоить материал еще в процессе его изучения. Содержание книги, лекции закрепляется в памяти уже при создании план-конспекта. Он учит последовательно и четко излагать свои мысли, работать над книгой, обобщая ее содержание в формулировках плана. ГОУ ВПО УГТУ-УПИ – 2005 Стр. 15 из 39 Воронин А.С. Самостоятельная работа студентов При наличии навыка план-конспект составляют достаточно быстро, он кра-ток, прост и ясен по своей форме. Эти преимущества делают его незаменимым по-собием при быстрой подготовке доклада, выступления, сообщения. Однако по прошествии времени с момента его написания работать с ним становиться трудно, так как не всегда легко удается восстановить в памяти со-держание источника. Самым простым плановым конспектом является вопросно-ответный конспект. В этом случае на пункты плана, выраженные в вопросительной фор-ме, конспект дает точные ответы. В процессе разработки, а иногда и при последующей переделке, плано-вый конспект может стать схематическим плановым конспектом, т.е. кон-спектом, отражающим логическую структуру и взаимосвязь отдельных поло-жений, причем во имя логической смысловой стройности в записи может быть изменена последовательность изложения оригинала. Текстуальный конспект - это конспект, созданный в основном из цитат, связанных друг с другом цепью логических переходов. Текстуальный конспект - прекрасный источник дословных высказываний автора, лектора, а также приводимых им фактов. Такой конспект, например, на-учной статьи поможет выявить спорные моменты, которые значительно труднее найти по пересказу - свободному конспекту. Отсюда следует вывод о целесооб-разности применения текстуальных конспектов при изучении материалов для сравнительного анализа положений, высказанных рядом авторов. Текстуальный конспект в большинстве случаев - пособие, используемое длительное время. При создании текстуального конспекта от студента требует-ся определенное умение быстрого и правильного выбора основных цитат (уме-ние делать выписки). ГОУ ВПО УГТУ-УПИ – 2005 Стр. 16 из 39 Воронин А.С. Самостоятельная работа студентов Существенный недостаток текстуального конспекта заключается в том, что он не резко активизирует внимание и память. Этот недостаток особенно может проявить-ся, если конспект составляется на основе выписок, сделанных значительно раньше. При определенных условиях текстуальный конспект может переходить в свободный конспект, сочетающий в себе выписки, цитаты, иногда тезисы, причем часть его текста может быть снабжена планом. Свободный конспект требует от студента умения самостоятельного чет-кого и краткого формулирования основных положений лекции, книги, для чего ему необходимы как глубокое осмысление материала, так и обладание боль-шим словарным запасом. Само составление этого вида конспекта прекрасно развивает указанные выше качества. Можно сказать, что свободный конспект, пожалуй, наиболее полноценный вид конспекта, если учесть ту пользу, которую извлекает студент уже из самого процесса его составления. Он в высшей степени способствует лучшему усвое-нию материала, не привязывая составителя к авторским формулировкам. При со-ставлении свободного конспекта используются все типы записей: планы, тезисы, выписки. Забота тут одна - понять, осмыслить, записать четко, логично. Над свободным конспектом приходится много работать - его не так-то легко составить. Тематический конспект дает более или менее исчерпывающий ответ (в зависимости от числа привлеченных источников и другого материала, скажем, своих же записей) на поставленный вопрос-тему. Специфика этого конспекта заключается в разработке определенной темы по ряду источников; он может не отображать сколько-нибудь полно содержания каждого из используемых про-изведений. Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесто-ронне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же во- ГОУ ВПО УГТУ-УПИ – 2005 Стр. 17 из 39 Воронин А.С. Самостоятельная работа студентов прос. Тематический конспект облегчает работу над темой при условии исполь-зования нескольких источников. Создавая тематический конспект, приходится мобилизовывать свои зна-ния, привлекать личный опыт, наблюдения, концентрировать память, вспоми-нать события, факты, мысли, теорию, книгу, в которой вы встретили то или иное нужное вам положение, ваш рабочий каталог, картотеки, наконец, ваши же конспекты и другие записи должны помочь этому. При составлении конспекта, тематического обзора на определенную тему с привлечением одного или – чаще - нескольких источников используется об-зорный тематический конспект. К обзорному тематическому конспекту мож-но отнести и хронологический конспект, в котором все записи расположены в хронологической последовательности событий. Хронологический конспект, в отличие от обзорного, значительно более краток. Правильное ведение и составление конспекта влияет и на содержание за-писи, и на удобство пользования, и на логику изложения. И все это, в конечном счете, отражается на уровне знаний. В конспекте важное место занимает система всевозможных выделений, подзаголовков, система сокращений и некоторая символика. В каждом деле есть свои правила. Приведем основные рекомендации по ведению и составлению конспекта: • записи должны быть убористыми, компактными, т.е. на странице нужно размещать как можно больше текста. Это улучшит его емкость и обозре-ваемость: глаз сразу "схватит" больше строк текста; • записи полезно расчленять разными средствами. Рациональная не-однородность записей – важное их достоинство; • интервалы между строками надо выдерживать достаточными для вписывания нового (даже ошибки в записях исправляют, перечеркивая невер-ное и надписывая сверху правильное); ГОУ ВПО УГТУ-УПИ – 2005 Стр. 18 из 39 Воронин А.С. Самостоятельная работа студентов • текст следует записывать только чернилами или шариковой ручкой. Карандашами пользуются лишь для отметок, для выделений при последующей работе; • конспектировать в отдельной тетради или на листах; • записи полезно датировать, выделять и разграничивать; • термины и определения, формулы выделять всеми доступными средствами, например, цветом, рамкой и т.д.; • применять сокращения, условные сокращения и аббревиатуры; • применять элементы стенографии и скорописи; • в начале конспекта ввести заглавный лист; • применять компьютер; • применять возможности Іпіегпеі. работы с записью: и во время создания записи как самостоятельного пособия, заменяющего впоследствии книгу или ряд книг, и во время любого очередного обращения к книгам и к записям. Приведем основные приемы выделения и разграничения текста: заголов-ки, подзаголовки, пункты плана, абзацные отступы, поля, пробельные строки между отрывками текста, подчеркивания в тексте и отчеркивания на полях (вертикальной чертой, фигурной скобкой и т.п.), ключевые слова, вехи, рамки, нумерация тезисов и формул (в т.ч. сквозная нумерация), многоцветные помет-ки и т.д. Ключевые слова выносят на поля или подчеркивают цветом, отличным от цвета чернил, которыми написан основной текст, привлекая этим к ним вни-мание. Подчеркнутые таким образом ключевые слова будут отличаться от «ря-довых» подчеркнутых слов. Иногда при записывании ключевые слова выносят в начало предложения. ГОУ ВПО УГТУ-УПИ – 2005 Стр. 19 из 39 Воронин А.С. Самостоятельная работа студентов Полезно кроме абзацного членения текста и отчеркиваний проставлять на полях горизонтальные черточки - вехи, разделяющие части текста по смыслу. В рамки обычно заключают символические выражения, формулы, зави-симости, законы, правила. Многоцветные пометки и выделения отделяют главное от зависимого или второстепенного. Все перечисленные способы расчленения текста могут применяться со-вместно, комбинированно. Любое из выделений в каждом отдельном случае можно усилить другим выделением. Например, заголовок написать прописны-ми буквами и подчеркнуть, формулы заключить в цветные рамки и пронумеро-вать. Но использовать любые выделения, особенно цветные, надо разумно, не превращая записи в пестрые картинки. Рамки, краски, стрелки не должны от-влекать внимания! От записи не должно рябить в глазах. К конспекте вводят заглавный лист, где отмечают (помимо полного на-звания) ссылочные сведения о конспектируемом произведении: место и год из-дания, номер тома, начальные и конечные страницы, если прорабатывается не вся книга, а часть ее, и ряд других данных (ФИО, должность лектора и т.д.). На заглавном листе можно оговорить и характер принятых условных обозначений, отчеркиваний, подчеркиваний, вид применяемой записи (тезисы, выписки, план, реферат, тип конспекта), библиотечный шифр книги. При создании тема-тических записей заглавный лист используется также для подробного перечис-ления всех тех произведений, с которыми читатель работал, создавая тематиче-скую подборку. В начале и в конце тетради лучше оставлять свободными несколько стра-ниц. Они пригодятся для новых замечаний, для своеобразных тетрадочных «ло-ций» - оглавления, тематического указателя и т.п. ГОУ ВПО УГТУ-УПИ – 2005 Стр. 20 из 39 Воронин А.С. Самостоятельная работа студентов Ценный и необходимый рабочий элемент любого вида конспекта - поля. Назначение полей, а следовательно, и их ширина могут быть различными. Поля оставляют сбоку, снизу и сверху страницы. Верхние и нижние поля придают записи опрятный вид, лучше сохраняют запись. Поля внизу страниц использу-ются для подстрочных примечаний. Верхние поля дают возможность со време-нем дополнить страницу указателем ее содержания. Боковые поля рационально делать по принципу «справа или слева от текста». Поля удобно отделять от тек-ста цветной чертой, например красной. Для того чтобы облегчить поиск материала, в конспект вставляют вклад-ные листки и вкладные полоски (узкие вкладные листки-закладки). Вообще конспект может целиком состоять из вкладных листков - это удобно. В конспекте приходится составлять оглавление, а иногда и тематический указатель содержания. В конспектах лекций большого объема оглавление часто просто необходимо. Решающим здесь является не количество материала, а ха-рактер его содержания. Кроме перечня оглавления, выносимого на обложку или на первые стра-ницы тетради, полезны указатели содержания каждой страницы тетради. Эти надписи делают сверху страниц (например, при конспектировании больших произведений - это названия глав, параграфов или хотя бы их номера). Все эти надписи облегчают поиск нужного, экономят время. Поэтому не жалейте труда на создание полноценных указателей содержания. Затратите на них минуты -сэкономите часы. Да и работа без них иногда становится чрезвычайно трудной, а само их составление проясняет смысл, будит внимание. Нумерация страниц в конспекте облегчает оформление ссылок, помога-ет планированию работы по времени. Номера проставляют сверху страниц по-средине или сбоку. В нескольких тетрадях по одной дисциплине лучше вести сплошную нумерацию страниц, а не потетрадную. Хотя в этом случае ссылка ГОУ ВПО УГТУ-УПИ – 2005 Стр. 21 из 39 Воронин А.С. Самостоятельная работа студентов будет включать кроме номера страницы и номер тетради. Записываются ссылки так: «1.19», где первая цифра - это номер тетради, цифра после точки - ее стра-ница. Сокращения в конспектировании хороши, но в меру. Многие студенты считают, что секрет удачного конспектирования - в сокращении слов. И начи-нают писать, например, вместо «делать» - «д-ть», в место «естественный» -«ес-ый» и т.д. Конспект, состоящий из таких сокращений, не так просто прочи-тать потом. Вместо того чтобы готовиться к экзамену по конспекту, вы будете тратить время на его расшифровку. Лучше всего сокращать, оставляя корень слова, а слова, состоящие из пя-ти-семи букв, вообще не сокращать. Иногда время, потраченное на обдумыва-ние, как сократить слово, превышает время его полного написания. Можно со-кращать любые часто встречающееся названия. Например, «Великая Отечественная война», будет выглядеть, как «ВОВ». Также удобно сократить часто встречающееся имена; например, иногда в газетах пишут не «Владимир Владимирович Путин», а «ВВП». Также вместо обычных сокращений гораздо более эффективно использо-вать такие приемы, как гипераббревиатура (вместо целого слова используется начальная буква, обведенная линией), пиктография и иероглифы (использова-ние рисунков), специальные способы записи окончаний. Вот так, например, мо-гут выглядеть сокращения часто встречающихся окончаний: в словах «значе-ние», «движение», «течение» и прочих подобных можно использовать стено-графический прием: знач~, движ~, теч~. Считается, что легче конспектировать технический текст, так как в точ-ных науках существует множество общепринятых символов и знаков. Но сим-волы и знаки точных наук можно использовать для конспекта на любую тему. Приведем в качестве примера некоторые математические знаки и симво-лы (на самом деле их значительно больше): ГОУ ВПО УГТУ-УПИ – 2005 Стр. 22 из 39 Воронин А.С. Самостоятельная работа студентов Є Ј Е | | ооТ ^« > < = Знаки читаются соответственно: принадлежит, не принадлежит, сумма, параллельно, бесконечность, возрастает, убывает, приблизительно, больше, меньше, равно и т.д. При использовании методов, описанных выше, неплохо было бы завести словарик сокращений на последнем листе вашего конспекта, чтобы после не раздумывать над смыслом значков.
Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 668; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |