Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Используемых для построения исходной модели




•'.

Л

Динамическая модель межотраслевого баланса

Затраты на поддержание функционирования экономической сис­темы национального, регионального, муниципального уровней не сводятся только лишь к текущим производственным затратам. На­мечаемый или прогнозируемый уровень производства зависит и от состояния основных производственных фондов (ОПФ) экономики. Учитывая влияния основных фондов на объемы производимой про­дукции, включим в межотраслевую модель «затраты-выпуск» кон­станты и переменные, характеризующие их.

Пусть в отрасли / при выпуске величины Xj продукции, поми­мо текущих затрат хц, используется некоторое количество основных производственных фондов Фу (станки, здания, оборудование и т. д. в стоимостном выражении). Тогда коэффициентом прямой фондо­емкости отрасли / в модели «затраты-выпуск» будет величина



 


X


j = 1,п,


равная количеству ОПФ отрасли /', затрачиваемых при выпуске единицы продукции этой отрасли (в стоимостном выражении). Коэффициенты // расположим на главной диагонали матрицы


/ =


J 2



 



 


размеров п × п — матрица коэффициентов прямых фондоемкостей. Отсюда


/х!=Ф


баланс фондоемкостей,


где Ф = (Ф12,...,Ф„)Г — вектор ОПФ в стоимостном выражении.

Любой процесс протекает во времени, причем процессы произ­водства зависят от наращивания объема расходов сырья и материа­лов, возрастая лишь до определенного предела, после которого рост уровня производства невозможен без роста ОПФ. Динамическая модель «затраты-выпуск» тогда должна включать в себя и блок расчета того объема ОПФ, который необходим для наращивания объемов выпуска продукции.

Затраты на увеличение объемов ОПФ (инвестиции) являются элементом вектора конечной продукции, который в связи с этим в рассматриваемый момент времени t можно представить как сумму расходов на собственно удовлетворение потребления Q и инвести­ции 1{.

Yt =It+Ct.

Вектор инвестиций, вложенных в периоде времени [/,/ + 1], по­зволяет увеличить величину ОПФ на некоторый объем ДФ(:

ДФ, =Ф,+1 {.


Связь векторов приращения ОПФ положим линейной:


ДФ( и инвестиций It пред-



It = ОхдЩ, где D — квадратная матрица, каждый элемент которой равен ко­личеству продукции отрасли i, необходимому для приращения на единицу (в стоимостном выражении) ОПФ отрасли /'. Коэффициен­ты йц — коэффициенты капиталоемкости приростов ОПФ.

Из баланса ОПФ следует и связь ДФ( с приростом AXt = = Xt+1 - Xt валовых выпусков:

fxAX = АО

Отсюда можно получить модель связи инвестиций с приростом валовых выпусков:

It =Dxfx AXt =Kx AXt,

где K = Dxf — матрица коэффициентов капитальных затрат (ка­питальных коэффициентов). Капитальный коэффициент кц пред­ставляет собой определяемый технологией запас особого типа благ — машин, механизмов, инструментов, зданий и сооружений, «рабочих запасов» первичных и промежуточных материалов, про­изводимых отраслью i и используемый в отрасли / для производст­ва единицы продукции.

Капитальные коэффициенты связывают прирост валовых вы­пусков AXt с инвестициями It в момент времени t. Свяжем вектор Y с вектором AXt:

Yt =KxAXt+Ct.

Отсюда, используя равенство АХ + Y = X, можно вывести

Xt -AXt -KxAXt =C.

Это и будет открытой динамической моделью Леонтьева с дис­кретным временем.

Полная структурная форма динамической межотраслевой мо­дели «затраты-выпуск» представим в виде:

Xt -AXt -KxAXt = Ct; KxAXt =It; ■ fxAXt =Дф It+Ct=Yt; (E-A)xAXt =AYt.


Здесь А и К, f — матрицы коэффициентов системы, при t = О величины X и С — экзогенные, остальные переменные эндогенные.

Эта модель может быть использована для определения такого вектора валового выпуска X, который, с одной стороны, был бы сам обеспечен необходимыми производственными фондами Ф, а с дру­гой — сам обеспечивал бы желаемый уровень конечного спроса (уровень потребления). Она позволяет постепенно приблизиться к искомому вектору Хт, отправляясь от заданных величин Х0, С0, Ф0. Итогом работы с моделью будет последовательность

000\(х111),...(хтТ,YT =CT),

в которой каждая тройка удовлетворяет модели

АХ + Y =Х; /хХ = Ф.

В этой модели вектор Ф часто приходится принимать как экзо­генный, что и обусловливает необходимость представленной дина­мической модели. Вектор Yj, входящий в последнюю тройку, равен желаемому конечному спросу. Таким образом, приведенная дина­мическая модель отражает динамический процесс капитального строительства в экономике.

Приведенная форма динамической межотраслевой модели «за-траты-выпуск», позволяющая последовательно выразить все эндоген­ные переменные через экзогенные, выглядит следующим образом:

AXt =K~1x((E-A)xt-Ct),It = KxAXt;

ДШ= fxAXt; Yt=It+Ct; AYt = (E-A)xAX{;

t = \T.

Заметим, что переход именно к такой форме приведенной ди­намической модели возможен только в случае, когда матрица К невырождена и существует К'1. Предположение несколько обреме­нительное, ведь могут существовать отрасли, не производящие ос­новных фондов, а значит, матрица К будет иметь нулевые строки. Преодолеть его возможно либо на этапе выделения отраслей, включаемых затем в I квадрант МОБ, либо, например, путем ис­пользования блочной матрицы К.


Кроме того, на базе модели межотраслевого баланса можно строить различные линейные оптимизационные модели. С помощью метода линейного программирования модель может быть развита и дополнена, в нее привнесены планово-целевые начала.

Глава 4. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОГНОЗНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ40

§ 1. Составление программы исследования

Программа прогностического социологического исследования — это документ, содержащий теоретические предпосылки, основные цели и задачи исследования, обоснованные методики сбора, обра-ботки и анализа информации (см. табл. 6). Она предваряет все дру-гие процедуры исследования и является необходимым его элемен­том, выполняя следующие функции:

— методологическую — определение научной или практиче­ской проблемы, для решения которой проводится исследование, и ее места в системе исследований по данной проблематике; форму-лировка общей цели и необходимых для ее достижения конкретных задач исследования;

— методическую — выделение критериев требований к исполь-зованию методов измерения; упорядочение методических средств и процедур в соответствии с поставленными задачами; определение общего логического плана исследования;

— организационную — осуществление совместной деятельно-сти членов исследования группы в целях рационального распреде­ления труда; основы контроля поэтапного хода исследования.

Основные нормативные требования к разработке программы исследования следующие:

— нацеленность логического анализа на конечные результаты
исследования и их практическую реализацию;

40 При освещении вопроса использованы материалы книг: Бестужев-Лада И. В., Наместникова Г. А. Социальное прогнозирование: Курс лекций. М.: Педагогическое общество России, 2002. 392 с; Рабочая книга по прогнозированию / Отв. ред. И. В. Бестужев-Лада. М.: Мысль, 1982. 430 с.


— использование опыта проведенных исследований, имеющей­ся информации, фактического материала, относящихся к разраба­тываемой проблеме;

— обоснование всех элементов и процедур исследования, их целостности и концептуального единства;

— гибкость положений, допускающая возможность их анализа, уточнения и конкретизации на следующих этапах.

Таблица 6 Перечень основных операций по составлению программы прогнозного исследования

 

Операция Цель
Сбор предварительной информации по предмету исследования в соответствии с полученным задани­ем силами всех ведущих сотрудников исследова­тельской группы  
Предварительная систематизация собранной ин­формации Представление ее в форме, удобной для обсуждения, анализа и синтеза
Предварительное обсуждение систематизированной информации «методом комиссии» (совместное засе­дание исследовательской группы и нескольких спе­циалистов, способных дать важные дополнительные оценки или высказать конструктивные суждения). На этой стадии помимо основных моментов пред-прогнозной ориентации определяются и уточняются масштабы и особенности исследуемого объекта, круг экспертов, принцип выборки респондентов, шкалы измерений, перечень рабочих документов исследования и другие детали инструментария Доработка сходного документа до со­стояния, пригодного для более основа­тельного анализа более широким кру­гом специалистов
Доработка исходного документа до состояния крат­кого проспекта программы исследования Возможны более четкие формулиров­ки всех обязательных пунктов предпро-гнозной ориентации и признанных необ­ходимыми дополни­тельных пунктов

Окончание табл. 6

 

Операция Цель
Обсуждение проспекта программы исследования ме­тодом деструктивной отнесенной оценки, т. е. путем последовательной критики (деструкции) выдвинутых в проспекте положений, а затем «мозговой атаки». Для этого обсуждения целесообразно расширить круг экс- Конструирование взамен не выдер­жавших критику новых, более обос­нованных, положе-
пертов, но не более чем до 10-20 чел., т. к. иначе большинство окажется в положении пассивных слу­шателей либо «размоется» предмет дискуссии нии
Составление программы исследования на основе обсуждения в полном объеме Получение развер­нутого обоснования характеристики всех обязательных пунк­тов предпрогнозной ориентации, а также дополнительных пунктов
Составление краткого критического обзора сущест­вующей специальной литературы по теме Обоснование акту­альности проблема­тики исследования
Раз пер работка приложений к программе (примерный эчень приложений см. ниже) Получение развер­нутых и детально обоснованных рабо­чих документов ис­следования
Обсуждение рабочих документов (каждого в от­дельности) и программы исследования в целом «ме­тодом комиссии». Целесообразно разделить на два этапа: 1) обсуждение рабочих документов в подгруппах отвечающих за них сотрудников (с привлечением экспертов); 2) обсуждение программы исследования и приложенных (уточненных) рабочих документов Внесение последних уточнений на подго­товительном этапе
Доработка программы исследования в целом на ос­новании обсуждения и уточнения календарно-тематического плана дальнейшей работы с указа­нием мероприятий (операций собственно исследо­вания), ответственных за их проведение сроков ис­полнения и форм представления отчета  
     

Предпрогнозная ориентация, кроме формального задания на прогноз (см. рис. 11), включает следующие моменты:

1. Определение и уточнение объекта. В наиболее общем виде объектом исследования в социальном прогнозировании служит общество как социальный организм. Конкретные объекты представ­ляют собой различные аспекты его существования.

Так же, как и в любом социологическом исследовании, объект прогнозной разработки — это носитель проблемной ситуации, кон­кретная область социальной реальности, сфера деятельности субъ­екта общественной жизни, включенного в процесс научного позна­ния. Объект исследования выделяют на основе анализа проблемы. В качестве объекта выбирают сферу социальной действительности, которая содержит то или иное противоречие, выражающееся в про­блемной ситуации. В программе исследования объект уточняют че­рез определение генеральной и выборочной совокупностей, чем од­новременно задается масштаб самого исследования, границы той области социальной жизни, по отношению к которой применимы результаты, полученные в ходе исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  ЗАДАНИЕ НА ПРОГНОЗ  
         
i +       ♦ +
Определение характера исследования   Определение масштабов —*• УТОЧНЕНИЕ ОБЪЕКТА    
Периоды основания и упреждения
         
1 1   i   i i
Проблемная ситуация   Проблема   Предмет   Цель   Задачи
i i         i i
    ' '    
  СТРУКТУРА  
       
  МЕТО ЦИКА ИССЛЕДОЕ АНИЯ
 
    +  
  ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ  
                               

Рис. 11. Этапы и процедуры разработки программы прогностического исследования

2. Проблемная ситуация состояние в развитии социаль­ного объекта, которое характеризуется неустойчивостью, несоответ­ствием функционирования объекта потребностям его дальнейшего


развития. Проблемная ситуация — исходный пункт любого соци­ального, в частности прогнозного, исследования.

3. Проблема прогноза форма научного отображения про­блемной ситуации. Формируется как выражение необходимости в изучении определенной области социальной жизни, в разработке теоретических средств и практических действий, направленных на выявление путей сокращения и ликвидации разрыва между дейст­вительным и желаемым положением вещей.

4. Предмет прогнозной разработки социальные меха­низмы, обусловливающие развитие и функционирование общества как социального организма, совокупность исходных, промежуточ­ных и конечных состояний и процессов, которые проходят те или иные социальные явления, совокупность тенденций и перспектив развития социального явления в прошлом, настоящем и будущем.

Предметы конкретных исследований выбираются не произ­вольно, а определяются проблемой исследований. Формируются на основе анализа свойств и признаков объекта исследования, но не совпадают с ним (один и тот же объект может изучаться для реше­ния различных проблем и тем самым предполагает множество предметов исследования). Правильный выбор предмета способству­ет выдвижению адекватных гипотез, успешному решению проблем исследования.

5. Цель прогностического исследования модель реше­
ния проблемы. Ориентация на поставленную в программе цель
служит необходимым критерием эффективности предпринятых тео­
ретических, методических и организационных процедур. Четкое
формулирование цели — одно из важнейших методологических
требований к программе исследования.

Следует иметь в виду, что в отличие от прогнозов в естествен­ных и технических науках, объекты которых почти или совершенно неуправляемы, прогнозы в общественных науках осуществляются в отношении объектов, практически всегда поддающихся видоизме­нению, в том числе посредством действия на основе решений, при­нятых с учетом прогноза. Это делает некорректным простое (безус­ловное) предсказание, т. к. происходит эффект самоосуществления или саморазрушения прогноза средствами управления и обуслов­ливает методологическую ориентацию социального прогноза на со­действие повышения степени обеспеченности объективно прини-


маемых решений, как бы заблаговременно «взвешивая» их послед­ствия. Такая цель, как уже говорилось, достигается разработкой су­губо условных предсказаний в социальных прогнозах двух типов: поискового, цель которого — выявление перспективных социальных проблем, подлежащих решению средствами управления, и норма­тивного — определение альтернативных путей оптимального реше­ния перспективных проблем. С целью повышения эффективности целеполагания, планирования, программирования, проектирования, организационно-управленческих решений разрабатываются соот­ветствующие (целевые, плановые и т. д.) прогнозы обоих типов. Для достижения поставленной цели необходимо последовательно ре­шить несколько задач.

6. Задачи прогностического исследования это система конкретных требований, предъявляемых к разработке и решению сформированной проблемы. По отношению к цели, задачи — необ­ходимое средство ее реализации, они указывают на возможность ее достижения с помощью проведения процедур исследования. В со­вокупности задачи образуют структуру исследования (предпро-гнозная ориентация, построение исходной модели и прогнозного фона, разработки поискового и нормативного прогнозов, их вери­фикация, выработка рекомендаций для повышения эффективности управления).

7. Главным методологическим инструментом исследо­вания являются рабочие гипотезы, подтвердить или опровергнуть которые призвано предпринимаемое исследование. При этом необ­ходимы гипотезы двух типов: 1) методологические (инструменталь­ные): предположения, что применяемая методика при таких-то ус­ловиях способна дать достоверные результаты); 2) концептуальные (содержательные): предположения об ожидаемом или желаемом состоянии изучаемого объекта в будущем.

В программе с самого начала должен быть определен период основания прогноза (ретроспекция) — отрезок времени, на кото­ром строятся динамические ряды развития параметров исходной модели в прошлом и настоящем, и период упреждения прогноза (проспекция) — отрезок времени, на который рассчитан прогноз. Существует выведенное опытным путем правило, согласно которо­му желательно, чтобы период основания прогноза превышал пери­од упреждения, по крайней мере, в 1,5-2 раза (в зависимости от


ситуации). Например, предполагается осуществить прогнозирование динамики развития явления на период 5 лет. Тогда период основа­ния прогноза желателен не менее 10 лет. Некоторые методы могут предъявлять собственные требования к «продолжительности» пе­риодов основания и упреждения прогноза (например, методы эко-нометрического моделирования).

Прогностическое исследование требует тщательной организа­ции. Опыт показывает, что даже для относительно несложного со­циального прогноза требуется исследовательская группа в 5-7 спе­циалистов и срок несколько месяцев (обычно от квартала до полу­года). Более сложные прогнозы требуют группы из 10-15 специали­стов (превышение этой величины нерационально и диктуется обычно непринципиальными соображениями) и срок в 2-3 года (более продолжительные сроки могут обесценивать социально-экономический прогноз вообще, и в качестве предплановых разра­боток — в особенности). Состав исследовательской группы:

— руководитель (желательно — генератор идей);

— 2-3 его помощника (желательно — один с критическим складом мышления — модератор идей; один с конструктивным складом мышления — аниматор идей; один с аналитическим скла­дом мышления — систематизатор идей);

— 1-2 разработчика-математика, способных формализовать аппа­рат исследования на должном уровне. Также, возможно, 1-3 програм­миста, если целесообразна и оправдана экономически разработка спе­циализированного программного продукта;

— секретарь-делопроизводитель.

Развертывание группы до 10-15 человек происходит за счет уд­воения числа помощников и включения нескольких вспомогательных работников для сбора и обработки информации, т. е. предваритель­ного реферирования источников и литературы, проведения опросов экспертов и населения (опросы населения в практике прогнозирова­ния применяются пока сравнительно редко), подготовки материалов для формализации в моделях и т. д. (при группе в 5-7 человек этим занимаются непосредственно помощники руководителя).

Такая организация группы предполагает полный объем «внеш­него» обслуживания исследования силами других специализиро­ванных подразделений научного учреждения или даже ряда науч­ных учреждений (интервьюеры, кодировщики и пр.). Опыт показы-


вает, что стремление сосредоточить все эти вспомогательные служ­бы в рамках исследовательской группы ведет к неполной загру­женности сотрудников (неизбежной в перерывах между различны­ми циклами исследования) с очень негативными последствиями в смысле рабочей дисциплины, и это не может не сказаться на ре­зультатах исследования.

Что касается формирования экспертных групп, то опыт соци­ального прогнозирования показывает желательность оптимального сочетания в них экспертов различной степени опытности, различ­ного уровня обобщения представленной на экспертизу информации (диалектика «более широкого» и «более глубокого подхода») и раз­личного отношения к информации по характеру своей работы («теоретиков» — работников научных учреждений, и «практи­ков» — работников общественных, хозяйственных и других орга­нов). По ряду аспектов в социальном прогнозировании допускается поднимать опрос населения до уровня опроса экспертов там, где респонденты способны давать в высокой степени обоснованные оценки на базе своего жизненного опыта.

Примерный возможный перечень рабочих документов исследования:

1. Предварительные контуры (сводная матрица) исходной мо­дели.

2. Макет анкеты-интервью для уточнения и конкретизации параметров исходной модели.

3. То же — для уточнения и конкретизации параметров поис­ковой и нормативной прогнозных моделей.

4. Макет анкеты параллельного экспертного опроса для той же цели.

5. Шкалы измерения.

6. Инструкция интервьюеру.

7. Инструкция кодировщику.

8. Инструкция по проведению коллективного опроса экспертов.

9. Инструкция по обработке материалов опроса экспертов.

10. Перечень показателей уточненной исходной модели.

11. Конспект прогнозного фона.

12. Проспект предмодельного сценария.

13. Рабочие гипотезы поисковой модели.

14. Проспект критериев построения нормативной модели.


Количество, состав, объем и характер рабочих документов все­цело определяются особенностями, целями и задачами исследова­ния. В описанном случае исследование в своей основе базируется на экспертных опросах. Возможно и иное информационное обеспе­чение прогнозной работы (например, исследование на основе сис­тематически собираемой отчетности).

§ 2. Исходная модель и ее анализ

Последовательность операций при построении исходной (базо­вой) модели следующая:

1. Составление предварительного перечня индикатумов

(названий возможных показателей) исходной модели с помощью одного или нескольких из следующих апробированных методов:

— предварительный анализ аналогичных моделей, имеющихся в литературе;

— информационный анализ текстов, потенциально содержащих искомые индикатумы;

— очный опрос экспертов, способных назвать искомые инди­катумы;

— заочный опрос экспертов с той же целью;

— так называемый имитационный опрос экспертов с той же целью (анализ научной литературы по предмету исследования, при котором авторы рассматриваются как эксперты, а соответствующие цитаты из их трудов — как экспертные оценки по заранее избран­ному кругу вопросов);

— опрос населения;

— моделирование (операции с моделями предмета исследования).

Наиболее экономичен в отношении средств, сил и времени оч­ный опрос экспертов «методом комиссии» или «методом мозговой атаки». Но этот способ оправдывает себя только в том случае, если предмет исследования относительно несложен, если контуры ис­ходной модели более или менее ясны, если компетентность экспер­тов не вызывает сомнений, наконец, если средства, силы и время не позволяют обращаться к другим методам. Во всех остальных случаях целесообразно подкрепить очный опрос экспертов еще од­ним или несколькими контрольными методами.


Особая специфическая функция исходной модели состоит в том, что она выполняет роль основы, ядра прогнозной разработки. Все остальные операции по составлению прогноза согласно зако­нам прогностики являются, по сути, преобразованием параметров исходной модели. Поэтому и необходима тщательная разработка исходной модели: интерпретация недостаточно основательно разра­ботанной системы исходных показателей сведет на нет сам прогноз как специфически научное исследование, подменив его одной из форм простого или сложного предвосхищения.

Простейший тип исходной модели — упорядоченный набор показателей. Показатель — это операционная характеристика со­циально значимого явления или процесса, которая отражает его свойства, связи или отношения и является одновременно инстру­ментом измерения последних.

Показатель как инструмент измерения имеет вид некоторого суждения о наличии или отсутствии, а также интенсивности про­явления определенного эмпирически наблюдаемого свойства объек­та. Например, характеристика среднего дохода на душу населения может служить одним из показателей материального благосостоя­ния общества, а степень загрязненности воздуха — охраны окру­жающей среды.

Структура показателя, индикатум (измеряемое) и индика­тор (измеряющее). Индикатум и индикатор в структуре показателя аналогичны субъекту и предикату суждения и вследствие этого поддаются всем операциям и преобразованиям логики предикатов. Индикатум почти всегда имплицитно присутствует, подразумевает­ся в содержании индикатора. Например: «средний возраст вступле­ния в брак» — характеристика, являющаяся индикатумом, подра­зумевает определенное число-индикатор. Индикатум «среднее чис­ло учащихся на одного преподавателя» тоже предполагает соответ­ствующее число-индикатор. То же самое относится к индикатуму «отношение к спорту» и т. п. Наиболее адекватная интерпретация социального показателя — таблица, состоящая из индикатумов и индикаторов.

Среди разновидностей социальных показателей можно выделить:

1) качественные и количественные. Качественные показа­тели только констатируют наличие или отсутствие качества в тер­минах номинальной шкалы (пол, национальность, возраст). Коли-


чественные показатели свидетельствуют об интенсивности прояв­ления свойства в значениях «больше-меньше». Могут быть дис­кретными (принимающими значения, отличающиеся на целую ве­личину, например численность населения) и непрерывными (при­нимающими любые целые или дробные значения в зависимости от требуемой степени точности: возраст, затраты времени);

2) единичные и групповые. Единичные — всякий показа­тель, индикатум которого мыслится как единичный предмет. Среди них бывают:

а) абсолютные — отражают такие характеристики субъектов,
которые конструируются без использования информации как о
группе в целом, так и о взаимоотношениях в ней (возраст, семей­
ное положение);

б) относительные — выводятся на основе информации об от­
ношениях между членами группы (широко используются в социо­
метрии);

в) сравнительные — характеризуют субъект посредством
сравнения значения, которое приобретается на некотором конти­
нууме, со значениями других членов группы;

г) контекстуальные — описывают члена группы свойством
группы в целом (работник торговли, дошкольник).

Групповые показатели бывают трех типов:

а) аналитические — формируются посредством статистическо­
го обобщения данных о каждом единичном объекте; имеют допол­
нительные различия:

— один и тот же индикатор может быть использован для опи­сания как всей группы в целом, так и ее каждого отдельного члена;

— сами показатели могут быть выражены мерами изменчивости статистического распределения: стандартным отклонением, диспер­сией, параметрами кривизны и т. п. Будучи рассчитанными на осно­ве единичных, экстраполироваться на них эти показатели не могут;

б) структурные — основываются на данных об отношениях
членов группы;

в) глобальные — описывают только группы в целом и не сво­
дятся к свойствам индивидов.

Возможно соединение нескольких типов в одном показателе, одновременная характеристика одних и тех же объектов как групп и как индивидов.


Сами по себе социальные показатели опосредуют переход от теории к методологии исследования социального явления или про­цесса к сбору эмпирической информации и обратно через анализ и интерпретацию данных к концептуальной модели объекта.

В существующих системах социальных показателей в основном используются простейшие частные типы показателей, по которым сравнительно легко индицировать информацию, но которые дают невысокий уровень материалов для обобщений и выводов, необхо­димых в теоретической или практической работе с показателями. Наиболее распространенный тип — процентная доля. При пра­вильной постановке дела этот показатель сообщает исследователю или практическому работнику гораздо больше, чем простое абсо­лютное число, но все же гораздо меньше, чем более сложные и бо­лее трудоемкие показатели.


Примерная типология показателей,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 572; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.