КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Использование проектных технологий в бизнес-планировании
Наконец, что собой представляет несложное бизнес-планирование, о котором я говорю? Я попробую описать все технологии такого планирования максимально просто, чтобы любой руководитель и его подчиненный могли применить эти техники при разработке своего бизнес-плана. Большинство задач по оптимизации бизнес-процессов можно отнести к категории проектов. Для начала вспомним, что такое проект. В изданном Международным институтом менеджмента учебнике «Управление проектами» мы прочтем на эту тему следующее. В отечественной практике понятие «проект» до недавнего времени использовалось преимущественно в технической сфере. Под «проектом» обычно подразумевалась разработка документации для создания каких-либо зданий или сооружений. А сам процесс планирования назывался проектированием. За рубежом для обозначения данного процесса проектирования использовался другой термин — design (дизайн, проектирование здания, разработка изделия), а понятие project (проект) трактуется более широко. Существует ряд определений понятия «проект», каждое из которых имеет право на существование. Специалисты по управлению проектами пользуются тем из них, что наиболее подходит к решаемой ими задаче. Вот какие определения дают этому термину: «Проект — некоторое предприятие, имеющее целью создание уникального продукта или услуги, ограниченное во времени» (Великобритания, Английская Ассоциация проект-менеджеров). «Проект — это отдельное предприятие с определенными целями, часто включающими требования по времени, стоимости и качеству достигаемых результатов». (Германия, DIN 69901) «Проект — это предприятие (намерение), которое в значительной степени характеризуется неповторимостью условий в их совокупности, например: ■ задание цели; ■ временные, финансовые, людские и другие ограничения; ■ разграничения от других намерений; ■ специфическая для проекта организация его осуществления». (Мировой Банк, «Оперативное руководство» № 2.20) «Понятие "проект" обозначает комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения, в течение заданного периода времени и при установленном бюджете, поставленных задач с четко определенными целями», — читаем также в моей книге «Управление проектами. Практическое руководство» (в соавторстве с Димитриевым Д. В. М.: Юркнига, 2003). Как видим, существует множество определений слова «проект»; объединяет их в том числе такой фактор, как наличие дат начала и завершения работ. Наш биз- Глава 9. Как сделать планирование жизнеспособным инструментом управления? нес-план тоже должен иметь даты начала работ и их окончания, то есть внедрения проекта в жизнь. Итак, приступим к планированию. Для каждого проекта, касается ли он оптимизации бизнес-процессов в вашей компании или разработки новых продуктов, развития бизнеса, нам необходимо будет сформулировать цель бизнес-плана. Цель бизнес-плана С этого момента мы с вами возьмем одну конкретную задачу и рассмотрим на ее основе методику разработки нашего бизнес-плана. Задача, например, следующая. Вы — директор по сбыту крупного холдинга и хотите повысить объемы продаж в одном из ваших проектов — в автосалоне по продаже иностранных автомобилей. Вы можете просто поговорить об этом с директором автосалона и поставить перед ним эту задачу, пусть решает. Но тогда как он ее будет решать? И будет ли решать? Вы этого не узнаете, поскольку это будет один из тех разговоров, которые заканчиваются благими намерениями и в лучшем случае желанием вашего наемного топ-менеджера: «Хорошо, попробую это сделать», выдаваемое вам за обещание: «Хорошо, понял, сделаю». Так происходит сплошь и рядом потому, что линейный руководитель завален текущей работой и, выйдя от вас, он снова окунется в бурную оперативную деятельность и, может быть, изредка будет вспоминать о том, что продажи нужно бы вообще-то повысить....Да, кстати, как вы там сказали? Кажется, на 30%? Но как это сделать, если он и так считает, что работает не покладая рук? Это именно та ситуация, когда бизнес-планирование просто необходимо. Этот бизнес-план будет содержать ответ на его вопрос: «Как это сделать?» И пусть он на него ответит сам. Поэтому вернемся назад, к нашей беседе с директором автосалона, и завершим общий разговор конкретным поручением: разработай бизнес-план по реализации поставленных задач. С этого момента мы с вами, читатели, на время станем тем самым сотрудником — наемным директором автосалона, который только что получил интересное и важное задание. Представьте, что теперь мы вышли из кабинета директора по сбыту совершенно с другим настроением. Во-первых, понятно, что это был не рядовой разговор. Во-вторых, с нами, кажется, считаются и ценят нас как профессионалов. Нас привлекли к стратегическому планированию развития нашего направления, а это очень ответственно. От этого очень многое будет зависеть. И значит, нужно постараться. Еще одно различие между этими двумя беседами состоит в том, что за работу по повышению объемов продаж во втором случае мы действительно примемся, причем быстро (поставлены сроки)! Школа менеджмента Итак, наша задача сейчас — сформулировать цель проекта. Вы скажете, что и так все понятно — директор по сбыту нашего холдинга все уже сказал... Но не все так просто. Цель в том виде, в каком она записана в бизнес-плане, представляет собой результат, который должен быть достигнут при выполнении проекта. Для ее разработки мы используем критерии ЧИРКОРЯ. К примеру, давайте запишем цель в своем бизнес-плане: «К 1 января 2006 года увеличить объем продаж в 3 раза». Что-то не так? Разберемся. В три раза по сравнению с чем? «Увеличить» — не значит, что будет увеличено. Что значит «в три раза»? Запишем заново: «К 1 января 2006 года отдел продаж выполнил план в объеме 500 000 у. е.». Речь шла о новых направлениях и проектах... Если мы не впишем в бизнес-план фразу «путем открытия таких-то направлений и проектов», мы будем просто увеличивать план продаж... Снова пишем: «К 1 января 2006 года отдел продаж выполнил план в объеме 500 000 у. е. путем запуска нового проекта». Какого именно проекта? Речь идет об открытии нового магазина или о продаже нового вида банковских услуг? Отсутствие четких целей приводит к апатии, рассеянности и потере ориентации, как результат получаем снижение внимания, расслабление, уменьшение работоспособности и производительности. Кроме того, психологи говорят, что если человек не может без ошибок произнести название своего отдела, проекта или компании, в которой работает, значит, тут что-то не так. Или-де невысокая лояльность у сотрудника, или низкая степень идентификации с делом, за которое отвечает. Или он просто заикается. Но это так, шутка. Да, кстати, а что означает слово «запуск» в понимании директора автосалона? А директор по сбыту что имел в виду? Что означает повышение оборотов на 30%? От плана предыдущего месяца? Это будет одна цифра. Или по сравнению со средними оборотами за последний год? Это будет другая цифра. Да и, кстати, речь идет об организации в салоне продаж новых для нас автомобилей. Сколько автомобилей Volvo нам нужно продавать дополнительно к имеющимся на данный момент продажам других иномарок в салоне, чтобы выполнить нормативы? Может, мы поделим эти 30% в следующем соотношении: повысим продажи по имеющимся продажам иномарок на 10%, причем из них по Hyundai — на 5%, Daewoo — на 5% (прочие варианты), остальные 20% — за счет появления в ассортименте Volvo? Нам нужна коммерческая информация о том, каковы финансовые обороты автосалона в настоящий момент? Точные цифры по каждому направлению продаж? Сколько, к примеру, приносит продажа дополнительных аксессуаров на сегодняшний день? Насколько повысятся обороты по этому направлению при существенном расширении списка дополнительного оборудования и аксессуаров вместе с появлением в салоне автомобилей Volvo? Итак, мы подсчитали, что означает для нашей ситуации фраза «Повышение продаж на 30%». Согласно стратегии развития компании, в нашем салоне плани- Глава 9. Как сделать планирование жизнеспособным инструментом управления? руется начать продажу автомобилей Volvo. И как выясняется, только по этому направлению мы должны продавать на сумму 500 000 у. е. в месяц. Что и будет означать увеличение продаж в автосалоне на 30%. Кроме того, думаю, будет смысл организовать техническое обслуживание автомобилей, что принесет дополнительно оборот не менее 200 000 у. е. в месяц». Теперь запишем основную цель бизнес-плана: «К 1 января 2006 года автосалон выполнил план продаж в объеме 500 000 у. е. ежемесячно только за счет реализации автомобилей Volvo с минимальной прибылью не ниже 10% от оборота и организацией технического обслуживания и ремонта автомобилей Volvo с оборотом не менее 200 000 у. е. в месяц». После того как цель разработана, она должна быть согласована с руководителем прежде, чем мы начнем работу над бизнес-планом. Иначе можно потратить огромное количество времени на описание алгоритма действий, которые не укладываются в стратегию развития компании и в видение (vision) своего бизнеса учредителями и собственниками. Иногда бывает важно описать побочные цели (их достижение необходимо для реализации целей других, параллельных или смежных проектов), а также особые цели (их достижение необходимо при изменении базовых условий реализации проекта, при возникновении новых, в том числе форс-мажорных условий). Когда ситуация не всегда ясна, мы можем расставить приоритеты целей; для этого нам, возможно, понадобится провести глубокий анализ. Например, мы должны будем проанализировать рынок, прежде чем определиться, что мы будем продавать именно автомобили Volvo, а не, например, более популярные Audi. Обычно выявляются два или три уровня приоритетов: Приоритет 1, как правило, отдается тем целям, достижение которых определяет успех проекта: они должны быть достигнуты обязательно. Такие цели называются основными. Приоритет 2 отдается таким важным целям, которыми при необходимости частично можно пожертвовать для достижения целей с приоритетом 1: их нужно достигнуть. Приоритет 3 присваивается целям, имеющим характер дополнения: было бы неплохо осуществить их, если возможно. Цели, соответствующие приоритетам 2 и 3, называют вспомогательными. При постановке нашей цели нам важно также знать информацию о структуре доходов и расходов. Будут ли выделены и если да, то в каком объеме, инвестиции из головной компании? (Если нет, тогда планирование будет идти с учетом имеющихся ресурсов.) Среднее количество продаваемых автомобилей в неделю/в месяц за последний год. С чем это связано? Какими именно марками автомобилей салон торгует сейчас? В какой ценовой нише салон работал обычно? И многое, многое другое. И самое главное. Качество исполнения и качество последующего бизнес-планирования будет зависеть от качества целей, поставленных на данном этапе проекта.
Школа менеджмента
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 664; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |