Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История развития пенитенциарной педагогики




Проблемы исправления преступников волновали человечество на протяжении многих веков и нашли свое отражение в высказываниях и трудах Конфуция, Сократа, Платона, Демокрита, Аристотеля, Квинтилиана и др., не утративших своей актуальности и в наше время.

В России впервые светская власть обращает внимание на вопросы нравственного исправления преступников в екатерининскую эпоху, отмечено усиление предупредительного начала в государственной социальной политике. Следуя за западной мыслью, Екатерина II поднимает вопрос об ответственности общества за совершенное человеком преступление. В изданном в 1767 году «Наказе» она говорит о необходимости сострадания к заключенным, призывая «принести в темницы жалость и человеколюбие».

Осужденных, особенно это касалось малолетних преступников, стали не только пытаться спасать от нужды и порока, но и целенаправленно воспитывать, создавать из них совершенно «новую породу людей», свободных граждан, готовых служить отечеству «делами рук своих в различных искусствах и ремеслах».

Значительное влияние на воспитательную систему исправительных заведений оказали гуманистические и демократические настроения в педагогике второй половины XIX – начала XX веков. Проблемами преступности занимались выдающиеся русские демократы А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский; великие писатели-гуманисты Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов. У истоков пенитенциарной педагогики в середине XIX века в России стояли такие деятели, как И.Я. Фойницкий и А.Я. Герд.

В уголовном законодательстве России середины XIX века старая система уголовных взаимоотношений государства с несовершеннолетними гражданами, построенная на карательной основе, пришла в противоречие с общественными запросами и требованиями времени, наметилась тенденция к усилению воспитательных функций в отношении несовершеннолетних правонарушителей. В процессе реализации нравственного воспитания участвовал весь педагогический персонал колонии, который оказывал влияние на воспитанников целенаправленными мероприятиями воспитательного характера.

Значительный вклад в пенитенциарную науку внесли Н.С. Таганцев, Н.Д. Сергиевский, А.А. Жижиленко, С.П. Мокринский, С.В. Познышев, И.А. Исаев, М.Н. Гернет и др.

В двадцатые годы XX века становление системы исправительных учреждений в России происходило на основе теоретических разработок государственных и научных деятелей того времени Ф.Э. Дзержинского, М.И. Калинина, Н.В. Крыленко, В.В. Куйбышева, Д.И. Курского, П.П. Постышева, Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, А.В. Стучки и др.

В Уголовном кодексе 1922 года закреплена основная цель наказания – исправление и перевоспитание осужденных, что имело важное теоретическое и практическое значение. В исправительно-трудовом кодексе РСФСР 1924 года явно прослеживалась тенденция гуманизации целей наказания. Существенную помощь в исправлении осужденных сыграл созданный в 1925 году при НКВД РСФСР Государственный институт по изучению преступника и преступности, в составе которого было создано пенитенциарное отделение.

Проблемам развития пенитенциарных систем в России и за рубежом посвящены работы Г.А. Аванесова, М.Н. Гернета, М.Г. Деткова, М.М. Исаева, С.В. Познышева и др.

Значительный вклад в теорию и практику воспитательного воздействия на личность правонарушителя внес основоположник пенитенциарной педагогики А.С. Макаренко, его научное наследие используется не только в России, но и в мировой пенитенциарной практике.

Законодательное закрепление исправления в качестве цели уголовного наказания отражено в трудах отечественных ученых-пенитенциаристов (работы Ю.М. Антоняна, Г.П. Байдакова, А.В. Бриллиантова, Ю.В. Голика, А.И. Зубкова, И.А. Сперанского, И.В. Шмарова, В.А. Уткина и др.).

После амнистии 1953 года вновь поднимаются вопросы восстановления демократических начал, гуманных принципов в деятельности лагерей и колоний. В Постановлении ЦК КПСС от 12 марта 1945 года «Об основных задачах Министерства внутренних дел СССР» дана неудовлетворительная оценка организации процесса перевоспитания осужденных. Обращается внимание на усиление организаторской работы в сфере исправления и перевоспитания заключенных.

В 60-е годы XX века пенитенциарная педагогика приобрела самостоятельность как отрасль педагогики. Непосредственное участие в этом процессе принимали И.А. Каиров, Н.А. Стручков, Б.С. Утевский и другие видные деятели.

В это время наиболее подходящими организационными формами среды осужденных признавались отряды, комплектование которых осуществлялось по производственному принципу. Впервые на ведомственном уровне закрепляется принцип: «отряд – центр воспитательной работы с заключенными», а начальник отряда объявляется воспитателем и их непосредственным начальником, на которого возлагалась ответственность за их исправление.

В 90-х годах началась реорганизация управленческих структур, впоследствии было образовано Главное управление исполнения наказаний (ГУИН) МВД Российской Федерации. В июле 1998 года уголовно-исполнительная система МВД переходит в ведение Министерства юстиции Российской Федерации. Положительные перемены в реализации курса на реформирование системы, гуманизацию условий отбывания наказаний, соблюдение прав человека наиболее заметны в сфере воспитательной и социальной работы с осужденными.

Сделана попытка создания новой концепции воспитания. В ней определены основные факторы, обусловливающие необходимость совершенствования воспитания в условиях исправительного учреждения, одним из которых является усиление внимания к личности самих осужденных, привлечения их в той или иной мере непосредственно к процессу социализации (М.Г. Детков). Предлагается усиление гуманизации и демократизации применительно к определенной части осужденных (В.Г. Деев), доказывается необходимость формирования гуманной исправительной среды (Р.Г. Галикеев, Ю.В. Чакубаль). Отмечается насущная необходимость создания в исправительных учреждениях качественной психологической службы (М.Г. Дебольский) и поиска унифицированных воспитательных средств (Ю.В. Гербеев).

Указывается на важность включения в процесс перевоспитания в условиях исправительных учреждений всех служб учреждения (М.П. Стурова). Выдвигается на первый план значимость социальных, психологических и педагогических проблем в целях ресоциализации личности осужденных (А.В. Пищелко).

Проблемам использования образовательного фактора в исправительной деятельности посвящены работы В.Л. Васильева, М.А. Галагузовой, А.Ф. Сизого, Е.Я. Тищенко, Н.А. Тюгаевой и др.

Реформирование уголовно-исполнительной системы предполагает реализацию новой государственной исправительной политики. Расширяются права, предоставляемые осужденным, в том числе и в организации досуга, создании условий для деятельности общественных объединений, осуществляется приведение условий содержания осужденных в соответствие с международными нормами.


В истории становления Советского государства можно выделить несколько отдельных этапов развития уголовно-исполнительной системы. Причем сама последовательность и продолжительность этих этапов определяется не эволюционным, поступательным совершенствованием исправительного законодательства, а исключительно сменой внутриполитической конъюнктуры руководства страны.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 5838; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.