Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация биржевой торговли




На бирже совершаются сделки двух основных видов: сделки на реальный товар и срочные (фьючерсные) сделки.

Сделки на реальный товар завершаются переходом товара от продавца к покупателю, т. е. сдачей-приемкой реального товара на одном из биржевых складов. Это означает, что сторона, продавшая товар, обязана иметь этот товар в наличии и фактически поставить его в обусловленный контрактом срок. Рас­сматриваемые сделки в зависимости от срока делятся на сделки «кэш» (или «спот») с немедленной поставкой и сделки «форвард» с поставкой в будущем.

При реализации наличного товара (сделка «кэш») продавец сдает его на биржевой склад и получает специальное складское свидетельство — гаррант. Этот товар выставляется на биржевые торги, и при его реализации (заключении сделки) варрант переходит покупателю, который по нему получает товар с бир­жевого склада. Биржевой склад, принимая товар на хранение, обязан его за­страховать и обеспечить его сохранность по количеству и качеству. Товар при­нимается и отпускается по местам. Скоропортящиеся товары при отсутствии на биржевом складе специализированных емкостей могут храниться на складе по­ставщика. Этот товар является реальным и сделки, заключаемые по нему, как правило, форвардные: когда товар получают со склада в оговоренный контрак­том срок.

Срочные (фьючерсные) сделки в отличие от сделок на реальный товар не предусматривают обязательства сторон поставить или принять реальный товар, а предполагают куплю и продажу прав на товар (бумажные сделки). Фьючерс­ный контракт не может быть просто ликвидирован (аннулирован). Если он за­ключен, то может быть ликвидирован либо путем заключения противоположной сделки с равным количеством товара, либо поставкой обусловленного това­ра в срок, предусмотренный контрактом.

При срочных сделках покупатель не рассчитывает получить покупаемые им ценности, а продавец — передать продаваемые им ценности. Результатом таких сделок является не передача реального товара, а уплата или получение разницы между ценой контракта в день его заключения и ценой в день исполне­ния.

Заключая сделки на бирже, их участники преследуют определенные цели: покупка и продажа реального товара, осуществление спекулятивных операций, хеджирование (страхование от возможного изменения цен).

Покупка и продажа реального товара совершаются производителями в целях реализации выпускаемых ими товаров, потребителями — в целях обеспе­чения себя необходимыми товарами или их перепродажи конечным потребителям.

Спекулятивные операции совершаются на бирже в целях получения при­были от купли-продажи биржевых контрактов в результате возникновения раз­ницы между ценой биржевого контракта в день заключения и ценой его испол­нения при благоприятном для одной из сторон (продавца или покупателя) изме­нении цен.

Операции хеджирования совершаются по фьючерсным контрактам и обычно используются для страхования от возможных потерь в случае измене­ния рыночных цен при заключении сделок на реальный товар. Страхование здесь построено на том, что если в сделке одна сторона теряет как продавец ре­ального товара, то она выигрывает как покупатель фьючерсов на то же количе­ство товара Механизм хеджирования основан на том, что изменение рыночных цен на фьючерсы одинаково по своим размерам и направлению. (Цены, конеч­но, не всегда одинаковы, однако пределы их колебаний примерно одни и те же).

Разница между ценой на контракт реального товара и ценой на фьючерс­ный контракт называется базисом.

Хеджирование проводится в дополнение к обычной коммерческой деятель­ности при совершении сделки на фьючерсной бирже в следующих видах.

Хеджирование покупкой — операция с откупом фьючерсного контракта, т е. приобретение товара в будущем.

Хеджирование продажей — продажа фьючерсного контракта.

Разновидностью фьючерсных сделок являются арбитражные сделки и оп­ционы.

Арбитражные сделки совершаются в целях получения прибыли за счет разницы в котировках на биржах в разных странах,

Опционы представляют собой особый вид биржевых сделок с ограничен­ным по сравнению с обычными фьючерсными операциями риском — это дого­ворное обязательство купить или продать товар определенного вида по заранее установленной цене в пределах согласованного периода. В обмен на получение такого права покупатель опциона уплачивает его продавцу определенную сум­му премию.

На товарных биржах опционы могут заключаться по товарным и фьючерс­ным контрактам.

По технике осуществления различают три основные типы опциона:

1) опцион с правом покупки или на покупку, используемый при игре на по­вышение;

2) опцион с правом продажи или на продажу, применяемый продавцами, когда они рассчитывают на понижение цен;

3) двойной опцион, представляющий собой одновременную покупку оп­циона покупателя и продавца по одной и той же цене и с одними и теми же сро­ками исполнения; используется в основном маклерами при чрезвычайно неус­тойчивой конъюнктуре рынка, когда трудно предугадать последующее направ­ление движения цен.

Все операции на бирже осуществляются через торги.

Торги на бирже организует наемный персонал биржи, который не имеет права участвовать в сделках. За тот или иной биржевой процесс отвечает соот­ветствующий комитет. Число комитетов непостоянно и колеблется от 8 до 40.

Основными являются следующие восемь комитетов, которые есть практи­чески на каждой бирже.

1. Комитет по приему новых членов. Он рассматривает все обращения принятии в качестве членов биржи, руководствуясь уставом биржи и действующим законодательством.

2. Арбитражный комитет. Этот комитет назначает арбитров для разрешения споров между членами или участниками биржи (торгов на бирже), J также в случае обращения клиентов — не членов биржи при возникновении споров между ними и членами биржи.

3. Комитет по деловой этике. Данный комитет выполняет функцию жюри заседателей по внутренним дисциплинарным вопросам биржи. (Наказанием за нарушение этики являются наложение штрафов, исключение из членов бир­жи и другие).

4. Наблюдательный комитет. Этот комитет рассматривает споры и вы­носит решения по всем вопросам организации торгов на бирже, совершенствования процесса их проведения, регулирует численность брокеров, обеспечивает, наличие необходимого числа, продавцов и покупателей.

5. Контрольный комитет. Он ведет наблюдение за уровнем деловой ак­тивности на бирже, величиной открытой позиции (числом заключенных и rfe1 ликвидированных на конец дня биржевых контрактов), ликвидацией контракте!? с истекающим сроком поставки, ходом поставки реального товара по биржевым1 контрактам, концентрацией биржевых контрактов в руках отдельных фирм, чтобы препятствовать созданию искусственного дефицита товаров на складах биржа и манипуляциям с ценами.

6. Комитет по новым товарам. Данный комитет анализирует возможно­сти торговли новыми товарами на бирже, изучая рынки этих товаров, дейст­вующую рекламу, потенциальных производителей этих товаров и потребителей.

7. Ринговый комитет. Этот комитет наблюдает за процессом заключения сделок в «биржевом кольце».

8. Котировальный комитет. Он выполняет важнейшую функцию коти­ровки цен: фиксация и опубликование цен, установленных на данном биржевом собрании как результат биржевых операций. Биржевые котировки являются важным показателем состояния конъюнктуры рынка. Поэтому котировка може1

стать и нередко становится объектом фальсификации как со стороны членов ко­тировального комитета, так и со стороны биржевиков, прибегающих для этого к заключению фиктивных сделок.

При каждой бирже есть расчетная палата или ликвидационная касса, которая регистрирует все срочные сделки, заключаемые на бирже, и осуществляет безналичный расчет между членами биржи. В некоторых случаях расчет-аая палата не входит в состав биржи, а лишь состоит при ней, будучи самостоятельным юридическим лицом.

Торговые операции на бирже проводятся с помощью маклеров и брокеров.

Маклер — работник биржи, ведущий на ней торги. Торги происходят в основном по секциям, специализирующимся на отдельных видах товаров.

Брокеры выступают как представители (работники) специализированных брокерских) фирм (контор), занимающихся определенными видами товаров или услуг, или в качестве независимых лиц. Они действуют по поручению и за;чет клиентов, получая от них специальное вознаграждение.

Брокерские конторы не позднее установленного биржей срока до начала торгов подают на биржу заявки о продаже (покупке) товаров. Биржевая торгов-is осуществляется публично. При совпадении интересов покупателя и продавца заключается сделка, которая официально регистрируется и доводится до сведения публики через прессу и каналы связи биржи. Основанием для заключения сделки является устное соглашение брокеров, достигнутое в результате гласно проведенных торгов и зафиксированное биржевым маклером. Отсутствие брокера в секции в момент объявления маклером его предложения расценивается как неявка на торг, и товар снимается с торгов, а к неявившемуся, брокеру применяются санкции, предусмотренные биржевыми правилами.

При заключении сделки брокер-продавец выписывает билет (карточку-заказ), который подписывается покупателем и передается в расчетную палату ля подготовки договора. Составленный договор (контракт) подписывается сторонами и представителями биржи. После этого торг по данной биржевой Челке считается завершенным. Биржа контролирует исполнение договора как о стороны поставщика, так и со стороны покупателя. Сделка считается завершенной после выполнения условий договора (поставка товара, его оплата и т. д.).

 

 

ГЛАВА 5. ОРГАНИЗАЦИЯ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ И ТОВАРОСНАБЖЕНИЯ

 

IОрганизация движения товаров от производителя к потребителю является важной задачей коммерческой деятельностью.

Товародвижение есть процесс поступления товаров из производства (с оп­товых баз) в сферу потребления.

Товароснабжение — завершающий этап этого процесса: доведение това­ров до розничной торговой сети.

Рациональная организация товародвижения предполагает:

• обеспечение кратчайших путей движения товаров без встречных потоков 4 товаров аналогичного ассортимента;

• применение наиболее целесообразных форм движения и доставки товаров JL (оптимизация расстояния и времени доставки товаров между поставщиком и™ покупателем);

• определение рациональной звенности товародвижения (числа посредни­ков, оптовых предприятий на пути товара от производителя до потребителя);

• использование наиболее удобных и экономичных видов транспорта. Различают транзитную и складскую формы доставки товаров. Транзитной считается отгрузка товаров с производственных предприятий

и их завоз в розничную сеть, минуя оптовые склады и других посредников.

Складская отгрузка — это движение товаров через склады оптовых пред­приятий, посредников, осуществляющих получение, хранение, подсортировку, комплектование и отгрузку товаров в магазин. Такая форма целесообразна для товаров сложного ассортимента при значительной отдаленности поставщика от покупателя и при снабжении мелких розничных торговых предприятий.

Для установления рационального товародвижения рассчитывают коэффи­циент звенности (Кзв.), т. е. среднее число складов, через которые проходят то­вары от производственного предприятия до потребителя:

Кзв = Qскл.+Q розн. -1

Qрозн

где Qскл — складской оборот (оптовый);

Qрозн — розничный оборот.

Выбор формы доставки товара обуславливается ее экономической целесо­образностью, выявляемой путем расчетов затрат на товародвижение, хранение товаров и отвлечение оборотных средств на товарные запасы.

С учетом форм и звенности доставки товара формируются каналы това­родвижения, которые выполняют различные функции: обеспечивают постав­щика информацией о характеристиках и нуждах потребителей (о существую­щих и новых товарах), устанавливают контакты с потенциальными покупателя­ми, влияют на ценообразование и конечные цены, осуществляют финансовые расчеты по оплате за товар и кредитование товарной массы в розничной сети.

Каналы товародвижения характеризуются длиной и шириной: длина опре­деляется числом независимых посредников последовательно осуществляющих продвижение товаров (см. рис. 5.1); ширина — числом независимых участников на каждом уровне (производитель заинтересован в организации сбыта больше­му числу посредников, чтобы максимально охватить рынок) (см. рис. 5.2.).

 

Производитель   Посредник Оптовая база Розничное предприятия

 

Рис. 5.1. Длина канала товародвижения

 

 

  Посредник

 

 

    Производитель    
 
 


Оптовое предприятие

      Розничное предприятие

 

  Мелкооптовое предприятие

 

 

Рис. 5.2. Ширина канала товародвижения

Выбор канала зависит:

• от характеристик товара, рынка, поведения потребителя, необходимости предоставления дополнительных услуг и т. д.;

• от масштабов производства продукции и ее конкурентоспособности, те­кущей и перспективной политики предприятия, устойчивости его положения на рынке;

• от характеристик каналов сбыта, величины расходов, финансового положения, технического уровня торгового посредника и т. д.

Каждый покупатель выбирает свой критерий оптимизации схемы товародвижения в зависимости от ресурсных возможностей и резервов.

Рациональная схема товародвижения предусматривает создание условии: гарантированного товароснабжения предприятий розничной торговли. В соответствии с этим в каждом звене накапливаются товарные запасы. Необходимость товарных запасов связана с колебаниями производства товаров и сп на них; минимальным размером партии отгрузки товара. Ограничиваю: факторами при этом являются, например, финансовые ресурсы, предназначенные для осуществления коммерческой деятельности и размеры складских помещений. Для эффективного обеспечения розничной сети товарами в оптовом звене применяется компьютерная система оперативного управления товар запасами и их продвижения на складах (см. рис. 5.3).

 

 

Оптовое звено

 

Поступление товаров   Хранение зерна   Отпуск товаров

 

 

- разгрузка товаров из транспортных - приемка товаров по количеству и качеству - сортировка товаров по видам и местам хранения         - размещение товаров на хранения - укладка товаров - подсортировка и упаковка - создание оптимального режима хранения       - приемка заказ на товар и оформление докум-тов - отборка товаров с мест хранения - подсортировка и упаковка товаров к отправке - отправка товаров покупателю

Рис. 5.3. Схема управления товарами и их движение на складах

 

 

Оперативное управление товарными запасами позволяет решать вопросы формирования и поддержания ассортимента товаров на определенном уровне. При поиске ответов на эти вопросы большое значение имеет размер заказывае­мых партий товаров и периодичность заказов.

Перечислим основные факторы, влияющие на размер заказа:

• характеристика и величина спроса на определенный товар;

• правила размещения и хранения товарных запасов;

• ограничения, касающиеся финансовых расходов и системы складирова­ния;

• стратегия управления запасами. Оптимальный размер определяется по формуле:

q= 2y1 · (С1+С2)

С3

 

Периодичности заказа

t= 2 x(Ct+C3)

С · y

 

где q — оптимальный размер заказа (в тоннах, рублях);

t — период заказа (в днях);

у — размер спроса товара z-ro вида на весь период управления запасами (в тоннах, рублях);

С1 — административно-управленческие расходы, связанные с составлени­ем заявок или заказов, оформлением договоров на куплю-продажу товаров (в рублях на единицу продукции);

С2 — расходы на транспортировку товаров (в рублях на единицу продук­ции);

C3 — расходы на хранение товаров, проценты за пользование кредитом по

оплате за товар (в рублях на единицу продукции).

В случае колебания спроса на товары возникает необходимость определения страхового запаса (R) на период до поставки товара. Страховой запас определяется по формуле:

R = Px (t0 + t1)

Р — отклонение как разница между пиком спроса и его средним значением;

t1 — интервал времени между подачей заявки и поставкой товаров;

t0 — период между заказами.

Организацией товароснабжения предприятий оптовой и розничной торговли ли занимаются коммерческие службы, структура которых зависит от региона деятельности, товарной специализации, широты ассортимента, величины товарооборота, финансовых возможностей, допустимой степени риска и др. Руководство предприятия, основываясь на принципах целесообразности и эффектив­ности, формирует условия оптимизации товародвижения и товароснабжения на базе:

• активного исследования рынков закупок и сбыта, определения доли и роли предприятия на этих рынках;

• создания специализированного структурного коммерческого подразделения по перечисленным в предыдущем пункте операциям;

• участия (при необходимости и экономической целесообразности) в объединениях, ассоциациях и других формах кооперации для осуществления закупочно-сбытовой деятельности;

• заключения долгосрочных договоров и формирования условий договоре* поставки (сбыта), обеспечивающих выгодное, гарантированное и устойчивое поступление (продажу) товаров;

• участия в ярмарках, торгах на товарных биржах и других мероприятия по публичной продаже оптовых партий товаров;

• «сращивания» на основе прав собственности с производителями или покупателями.

Для выполнения этих условий необходим творческий поиск к долгосрочному и устойчивому партнерству.

 

ГЛАВА 6. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ НА РЫНКЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ

 

Конкурентоспособность может проявляться только в условиях рынка, в конкурентной среде.

Конкуренция на рынке товаров и услуг предполагает, что торговые пред­приятия преследуют одни цели, а успех одного идет в ущерб другому. Анализ поведения конкурента на рынке — основа оценки собственной ситуации, для которой необходимо определить:

• роль конкурента на рынке и объем его оборота;

• уровень цен и качество реализуемых конкурентов и товаров;

• направление рекламной политики конкурента.

Это позволит, во-первых, перенять при определенных условиях конкурент­ные преимущества противника, во-вторых, как можно раньше среагировать на его действия.

Преимущества предприятия перед другими аналогичными, выступающими по отношению к нему конкурентами, определяют его конкурентоспособность.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 803; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.