КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Прочность прямозубых цилиндрических передач
14.12.1. Расчетная нагрузка, действующая в зацеплении прямозубой Расчет зубчатой передачи на прочность ведут, считая, что в зацеплении находится одна пара зубьев шестерни и колеса (см. рис. 14.16). Если пренебречь силами трения в зацеплении из-за их малости, то при расчете учитывают силу нормального давления Fn, лежащую в плоскости зацепления и направленную по общей нормали N-N к соприкасающимся эвольвентным профилям, т.е. вдоль линии зацепления, которая проходит через полюс Р и образует с перпендикуляром к линии центров О1О2 угол зацепления α. В стандартном зацеплении он равен 20°. Силу Fn нормального давления и радиальную составляющую Fr можно выразить через окружную силу Ft = 2T/d, (14.20) где T – вращающий момент в зацеплении; d – диаметр делительной окружности колеса. Тогда Fn = Ft/cosα и Fr = Ft∙tgα, (14.21) где α – угол зацепления. Направление силы Ft на ведомом колесе совпадает с направлением вращения, на ведущем – противоположно ему. При расчетах номинальную величину Ft умножают на коэффициент К, учитывающий влияние отдельных факторов на расчетную нагрузку: в частности, K = Kβ∙Kv∙Kα, где Kβ – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по ширине венца; Kv – коэффициент, учитывающий динамичность нагрузки; Kα – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями. В расчетах используют следующие обозначения: Z – специфические коэффициенты для расчетов на контактную прочность; Y – коэффициенты, используемые только для расчетов на изгиб; индекс Н – для величин, учитываемых при расчете на контактную прочность; индекс F – для величин, используемых при расчете на изгиб. На рис. 14.17, а показана сила нормального давления Fn, распределенная по длине зуба равномерно. В действительности такое распределение нагрузки маловероятно даже у точно изготовленных передач. Неравномерность распределения нагрузки может быть вызвана упругими деформациями валов, опор и корпусов, зубчатых колес; неточностями изготовления и сборки деталей передач, износом и т.д. Для определения ориентировочных значений Kβ в стандарте имеются графики, приведенные на рис. 14.18, где KHβ – коэффициент неравномерности при расчете на контактную прочность; KFβ – коэффициент неравномерности при расчете на изгиб в зависимости от параметра ψbd = b/d, (коэффициента ширины b венца колеса по диаметру d делительной окружности шестерни, рекомендуется ψbd = 0,1 … 0,6) и схемы передачи. Каждая из кривых графиков соответствует определенному положению колес относительно опор валов; цифры у кривых соответствуют передачам, указанным на схемах; кривые 1 и 2 –для случаев консольного расположения колес на валах, опирающихся соответственно на шариковые и роликовые подшипники качения. Графики разработаны для режима работы с переменной нагрузкой и окружной скоростью v < 15 м/с. При постоянной нагрузке и твердости Н хотя бы одного из зубчатых колес Н < 350 HB и окружной скорости v < 15 м/с вследствие полной приработки зубьев принимают Kβ = 1. Коэффициент Kv учитывает динамические нагрузки, возникающие в зацеплении из-за погрешностей изготовления, сборки передачи, деформации зубьев, приводящих к непостоянству действительных значений мгновенного передаточного отношения. Величина Kv зависит от степени точности колес, вида передачи, твердости рабочих поверхностей зубьев и окружной скорости колес. Значения Kv для цилиндрических передач, рассчитываемых на контактную прочность, приведены в табл. 14.5 и рассчитываемых на изгиб – в табл. 14.6, при этом в числителе даны значения для прямозубых, а в знаменателе – для косозубых колес. Таблица 14.5 Значения коэффициента KHv
Таблица 14.6 Значения коэффициента KFv
Теоретическое значение коэффициента перекрытия из-за погрешностей изготовления деталей передач и упругих деформаций зубьев может не совпадать с его действительным значением. Ориентировочные значения коэффициентов KHα и KFα, учитывающих распределение нагрузки между зубьями приведены в табл. 14.7.
Рис. 14.18 Таблица 14.7 Ориентировочные значения коэффициентов KHα и KFα
При расчетах зубчатых передач на прочность известны: момент нагрузки Т, передаточное число u, числа зубьев колес z и механические свойства материалов колес. Задача состоит в определении модуля зацепления m, через который можно выразить все геометрические размеры передачи.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 518; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |