Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проверочный и проектировочный расчеты прямозубой цилиндрической передачи на сопротивление усталости при изгибе




г
в
б
Рис. 14.19
а
t
Зуб колеса (шестерни) рассматривается (рис. 14.19, а) как консольный, жестко закрепленный одним концом, стержень шириной b и высотой в опасном сечении у основания зуба SF. Расчет проводят для момента приложения нагрузки в вершине зуба, что соответствует началу зацепления для зубьев ведомых колес и окончанию зацепления для зубьев ведущих колес. Сила нормального давления Fn в месте зацепления равномерно распределена по ширине зуба. Для удобства расчета силу Fn перенесем по линии ее действия до оси симметрии зуба и заменим составляющими: изгибающей Ft' = Fncosα' и сжимающей Fr' =
= Fnsinα'; где α' – угол между линией зацепления и нормалью к оси симметрии зуба, в рассматриваемый момент он больше угла зацепления α (α' > α). Зуб испытывает сложное напряженное состояние: сжатие от силы Fr' и изгиб от силы Ft'. Наибольшие напряжения возникают у основания зуба, изгибающий момент Ми для этого сечения максимален. На рис. 14.19 представлены для опасного сечения, т.е. основания зуба, эпюры напряжений при изгибе σи (рис. 14.19, б), напряжений сжатия σсж (рис. 1.4.19, в) и эпюра результирующих нормальных напряжений σF рис. 14.19, г). Установлено, что разрушение всегда начинается на растянутой части зуба, испытывающей растяжение при изгибе. Наибольшее напряжение в опасном сечении с учетом концентрации напряжений и дополнительных динамических нагрузок между зубьями будет

(14.22)

а
где Ми = Ft'h' – изгибающий момент у основания зуба от силы Fn; Wz =
= – момент сопротивления сечения у основания зуба относительно нейтральной оси; A = b∙SF площадь опасного поперечного сечения зуба; αK – теоретический коэффициент концентрации напряжений (см. п. 5.15.1);
KF = K∙KFv∙K – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки (см. рис. 14.18, а, б) по ширине венца (K), внутреннюю динамику (табл. 14.6) передач (KFv) и распределение нагрузки (табл. 14.7) между зубьями (K).

в
Используем выражения (14.20, 14.21) для определения Fn через задаваемые при расчетах величины, а именно, передаваемый момент Т и угол зацепления α. После деления и умножения полученного выражения на модуль m, так как размеры зуба всегда выражаются через модуль, зависимость (14.22) примет вид

. (14.23)

Выражение, стоящее в квадратных скобках, обозначим YF и назовем коэффициентом прочности, учитывающим форму зуба и концентрацию напряжений. Значения его для зубчатых колес прямозубых цилиндрических передач с нормальной высотой зуба и числом зубьев z и косозубых цилиндрических, конических с эквивалентным числом зубьев zv приведены в табл. 14.8.

Таблица 14.8

Значения коэффициента YF

z (zv)             и более
YF 4,26 4,09 3,90 3,80 3,70 3,62 3,60

Для колес с внутренними зубьями можно принимать YF = 3,5 … 4, большие значения соответствуют меньшим z.

Условие прочности зуба на изгиб примет вид

σF = (2T1KFYF)/(d1bm) ≤ σRadm, (14.24)

где σRadm – допускаемое напряжение зубьев при расчете их на сопротивление усталости при изгибе с коэффициентом асимметрии R цикла нагружения: для реверсивных зубчатых передач σRadm = σ–1/n, для нереверсивных – σRadm = = σ0/n, где σ–1, σ0 – предел выносливости материала соответственно при симметричном или отнулевом цикле нагружения; n = 1,3 … 2 – коэффициент запаса прочности.

При одинаковых материалах пары колес расчет на прочность ведут для шестерни (колеса с меньшим числом z1 зубьев), а при разных материалах – для того из колес, в котором отношение YFRadm больше.

После замен d1 = mz1 и b = ψm = (2 … 6)m уравнение (14.24) примет вид

σF = (2T1KFYF)/(m3z1ψ) ≤ σRadm, (14.25)

откуда определим величину модуля зацепления

. (14.26)

Зависимость (14.25) используют при проверочном расчете, когда задаются предварительно размерами передачи, а зависимость (14.26) – при проектировочном расчете. Полученное из выражения (14.26) значение модуля m округляют до ближайшего большего стандартного значения и определяют остальные параметры передачи, приведенные в подразд. 14.2.

Расчет на усталостную прочность при изгибе проводят только для самой нагруженной тихоходной ступени. Модуль колес остальных ступеней принимают равным модулю тихоходной ступени.

Выбор материала определяется характером нагрузок в передаче, окружной скоростью, сроком службы и условиями эксплуатации.

14.12.3. Проверочный и проектировочный расчеты прямозубой
цилиндрической передачи на контактную усталость

В месте зацепления зубьев (рис. 14.16) периодически под действием силы Fn возникают контактные напряжение σН. Установлено, что усталостное контактное повреждение происходит на поверхностях ножек зубьев вблизи полюсной линии. Контакт зубьев рассматривается как контакт цилиндров с радиусами кривизны ρ эвольвент в полюсе Р зацепления. Максимальные контактные напряжения определяем по формуле Герца (5.89):

, (14.27)

где q – удельная нагрузка; Еп = 2Е1Е2/(Е1 + Е2) – приведенный модуль упругости материалов зубьев шестерни (Е1) и колеса (Е2) в МПа, при Е1 = Е2 = Е, Еп = Е; ρп = ρ1∙ρ2/(ρ1 ± ρ2) – приведенный радиус кривизны рабочих поверхностей зубьев, знак «–» берут для передачи с внутренним зацеплением; µ – коэффициент Пуассона материала зубьев.

Диаметры делительных d (начальных dw) окружностей шестерни (d1 = d1w) и колеса (d2 = d2w) соответственно равны

d2 = d1u, (14.28)

где u – передаточное число передачи

Из свойств эвольвенты (подразд. 14.2) известно, что центры ее кривизны лежат на основной окружности, а основные окружности шестерни и колеса касаются линии зацепления. Поэтому (рис. 14.16) радиусы кривизны эвольвент рабочих поверхностей зубьев определим из треугольников О1ВР и О2АР: ρ1 = (d1∙sinα)/2; ρ2 = (d2∙sinα)/2; а приведенный радиус кривизны этих поверхностей с учетом выражения (14.28) равен

ρп = (d1u∙sinα)/(2(u ± 1)). (14.29)

Расчетная удельная нагрузка, приходящаяся на единицу длины контактной линии (ℓ= εαb) зубьев шестерни и колеса равна

q = FnKH/(εαb)= (2T1KH)/(d1εαbcosα), (14.30)

где Т1 – момент на шестерне, Н∙мм; εα – коэффициент торцового перекрытия; KH = K∙KHv∙K – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки (рис. 14.18, в, г) по ширине венца (K), внутреннюю динамику (см. табл. 14.5) передачи (KHv) и распределение нагрузки (см. табл. 14.7) между зубьями (K); α – угол зацепления.

Исходная формула (14.27) с учетом зависимостей (14.28 – 14.30) примет вид

. (14.31)

Заменим: ; ; b = ψbdd1, где ψbd – коэффициент ширины венца b колеса по диаметру делительной окружности.

Коэффициент zE, учитывающий механические свойства материалов колес, имеет размерность МПа1/2 для стальных колес с Eп = Е1 = Е2 = = 2∙105МПа – zE = 192; при Eп = 2,15∙105МПа – 195; для зубчатых пар с материалами сталь-бронза zE = 160; для материалов текстолит-сталь zE = 49.

Влияние торцового перекрытия учитывают коэффициентом zε. Считая, что в зацеплении находится одна пара зубьев, принимают zε = 1.

Условие прочности зуба по контактным напряжениям с учетом принятых замен будет

. (14.32)

Допускаемые контактные напряжения σHadm принимают равными: для стальных колес – 2,6 НВ; для бронз – (0,75 … 0,9) σut; для текстолитовых колес – (45 … 57) МПа; σut – предел прочности материала при растяжении.

Формула (14.32) используется для проверочного расчета при заданных размерах передачи.

При одновременных проверочных расчетах на усталостную прочность при изгибе (14.25) и по контактным напряжениям (14.32), определяющими считают контактные напряжения σH. Это связано с тем, что при заданных размерах колес напряжение σF при изгибе можно уменьшить при сохранении размеров за счет увеличения модуля.

Решая уравнение (14.32) относительно диаметра делительной окружности шестерни, получим, учитывая, что T1 = T2/u.

. (14.33)

Далее, задавшись числом зубьев шестерни, определяют модуль зацеплении

. (14.34)

Зависимости (14.33) и (14.34) используют при проектировочном расчете. Рассчитанное значение модуля округляют до ближайшего большего стандартного значения и определяют все размеры передачи (подразд. 14.2).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1010; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.