Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность инновационного предпринимательства




Что же понимать под инновациями, новшествами? На первый взгляд, вопрос кажется простым. Вместе с тем при детальном его рассмотрении обнаруживается ряд сложностей.

Существует множество определений инновации. Вот некоторые из них.

1. Инновации (нововведения) — это изменения в первоначаль­ной структуре производственного организма, а именно, переход его внутренней структуры к новому состоянию.

2. Инновация — это комплексный процесс создания, распро­странения и использования нового практического средства (новше­ства для лучшего удовлетворения известной потребности людей).

3. Инновация — это внедрение в практику, осуществление и ис­пользование новой идеи, предложения, людей, научно-технического решения.

4. Инновация — это прибыльное использование новшеств в ви­де новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производствен­ного, финансового, коммерческого и административного характера.

5. Инновация — это объект, внедренный в производство в ре­зультате проведенного научного исследования или служебного от­крытия, качественно отличный от предшествующего аналога.

В этих определениях присутствуют два момента: во-первых, новая идея, продукт, услуга, во-вторых, внедрение нового в производственную систему, в результате чего меняется сама произ­водственная система, переходя в новое качественное состояние.

Шумпетер под инновациями понимал переход с одного уровня качества на другой, т.е. переход производственной системы в иную плоскость с новыми более качественными параметрами. По Шумпетеру, «производить» — значит не комбинировать имеющиеся ре­сурсы, а создавать нечто новое (и это касается не только самого производства, но и рынка). Он выделяет пять типичных изменений:

1) вследствие использования новой техники, новых технологи­ческих процессов и нового рыночного обеспечения производства;

2) обусловленные внедрением продукции с новыми свойствами;

3) связанные с использованием нового сырья;

4) в организации производства и способа его материально-технического обеспечения;

5) вследствие появления новых рынков сбыта.

Этот перечень определений инновации можно было бы еще продолжать. Однако приведенные здесь примеры позволяют выявить наиболее существенное различие между разными опреде­лениями инновации, которое заключается в существовании двух основных подходов:

 

Рисунок 12.1 Определения понятия «Инновация»

 

После достаточно долгих и горячих дискуссий относительно того, какой из этих подходов более совершенен, выработался свое­образный международный стандарт понятия инновации как впол­не определенной управленческой категории.

В настоящее время понятия «инновация», принятого в этих документах, придерживаются большинство теоретиков и практи­ков в области управления. Именно оно взято за основу и при выра­ботке нормативно-правовой базы но инновациям в нашей стране, при разработке концепций, программ, других стратегических доку­ментов по инновационной деятельности. Следуя этому понятию, под инновацией (синоним — нововведение) мы будем понимать следующее.

Каковы атрибуты инновации?

Инновация (нововведение) — это конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершен­ствованной продукции либо технологии, практически применимых и способных удовлетворить определенные потребности.

Другими словами, инновация — это результат реализации новых идей и знаний с целью их практического использования для удовле­творения определенных запросов потребителей.

Это значит, что если, например, разработана новая идея, отра­женная на схемах, чертежах или досконально описанная, но ее не используют ни в одной отрасли или сфере и на рынке она не может найти потребителя, то эта новая идея, это знание, хотя и представляет собой результат творческого труда, не является инновацией.

Отсюда следует, что основными свойствами (критериями) инновации являются: новизна, практическая применимость, реализуемость, т.е. способность удовлетворить определенные потребности и запросы потребителей.

Таким образом, сама по себе новая идея, как бы досконально она ни была описана и формализована, — это еще не инновация (нововведение), если эта идея не воплощена в используемых на практике продуктах, услугах или технологиях. Только реализован­ные в новой продукции или применяемых технологиях новые идеи называются инновациями. В условиях рыночной экономики такой неотъемлемый критерий инновации, как практическая примени­мость новой идеи, оказывается тесно связанным с критерием ее коммерческой реализуемости.

Инновационный процесс представляет собой процесс создания и распространения нововведений (инноваций).

Таким образом, понятие «инновационный процесс» шире понятия «инновация», так как собственно инновация (нововведе­ние) является одним из компонентов инновационного процесса. В общем виде основные составляющие инновационного процесса могут быть представлены следующим образом (табл. 12.1)

 

Таблица 12.1.Основные составляющие инновационного процесса

 

Новация- новая идея, новое знание Новые идеи, которые могут быть получены в результате научных исследований (фундаментальных и прикладных), опытно-конструкторских разработок, других видов твор­ческой, интеллектуальной деятельности
Инновацияили но­вовведение (от англ. innovation — введение нового) Внедрение новшества, т.е. достижение практической применимости нового знания с целью удовлетворения определенных потребностей
Диффузияинновации Распространение уже однажды освоенной инновации, т.е. применение инновационных продуктов, услуг, техноло­гий в новых местах и условиях

 

Вопросы о том, как появляются новые идеи, генерируются новые знания, в основном анализируются в такой области иссле­дований, как методология науки, в которой за последние десяти­летия построены различные модели становления научных теорий, их соотношения с эмпирическими фактами, развития научного знания, роли внутренних и внешних факторов этого процесса и т.д. Эта область требует специального рассмотрения и изучения, которое выходит за пределы инновационного менеджмента. Здесь важ­но подчеркнуть то, что результат научных исследований — новое знание, новация — дает начало инновационному процессу.

Инновация, будучи конечным результатом творческого труда, получившим реализацию в виде новой продукции либо техноло­гического процесса, сама является товаром. Необходимо подчерк­нуть, что, когда речь идет о конечном результате разработки, кото­рый реализуется в виде нового продукта, скажем программируемо­го самовара, то купить эту инновацию — значит купить не сам самовар, т.е. предмет, вещь, а совокупность знаний, информации об этом продукте и его производстве. Другими словами, иннова­ция — это интеллектуальный товар, что во многом определяет харак­тер проблем управления инновационными процессами.

Характер третьего компонента инновационного процесса — диффузии инноваций — зависит от структуры и мощности комму­никационных каналов, способности хозяйствующих субъектов быстро реагировать на нововведения и т.п.

Так как диффузия включает все, что вовлечено в процесс рас­пространения, продвижения и продажи инновации, то ее иногда ошибочно идентифицируют с маркетингом инновации. Однако маркетинг — это та часть процесса диффузии, над которой инно­вационная организация имеет контроль, например процесс про­движения, рекламы инновации, процесс ценообразования для этого интеллектуального товара. Но существует и другая часть про­цесса диффузии, над которой организация не имеет контроля, — это, например, информирование об инновации в результате рас­сказа конечного потребителя своему другу о преимуществах или недостатках какого-то инновационного продукта или публикация об инновации в научном труде.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 814; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.